Мудрый Юрист

Изменения и дополнения порядка осуществления дарения и наследования

Вавилин Е.В., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права".

Гражданско-правовые институты дарения и наследования опосредуют безвозмездный переход права собственности на имущество от одного лица к другому. Названные правовые конструкции не являются способами для получения коммерческой выгоды. Договор дарения и завещание - одни из немногих сделок, которые направлены на бескорыстное увеличение материальных благ, благосостояния других субъектов. В рассматриваемых юридически значимых действиях отражаются актуальные социальные традиции, имеющие глубокие культурные и исторические корни.

В культурологической памяти каждой нации сюжет, связанный с завещанием, борьбой за наследство, начиная с библейских времен, остается актуальным по сей день. Об этом красноречиво свидетельствует множество известных артефактов: шедевры изобразительного и киноискусства, незабываемые литературные памятники. Так, наиболее впечатляющие образцы мирового детективного жанра восходят к классическим сюжетам Эдгара По и Агаты Кристи о составлении завещаний, наследовании. Подобные примеры в разных проявлениях существуют во многих культурах, поскольку ни одна нация и ни один человек не обходят вниманием данные вопросы. Это нормальные, желаемые для отдельного гражданина, общества и государства отношения.

На том или ином историческом этапе развития законодательства предпринимались попытки повлиять с помощью права на осуществление наследования и дарения.

Так, 18 апреля 1918 г. Всероссийским центральным исполнительным комитетом был принят Декрет "Об отмене наследования". В соответствии с данным правовым актом почти все имущество умерших граждан переходило к государству. Исключение составляла не превышающая определенную сумму часть имущества либо обозначенный в Декрете перечень предметов "трудового хозяйства в городе или в деревне". Выделенные из имущества вещи умершего передавались перечисленному в документе ограниченному кругу лиц близким умершего. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. <*> закрепил подобную систему раздела имущества <**>.

<*> См.: Источники советского гражданского права. В 2 т. Том II: Учебное пособие для ВУЗов. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1938. С. 335 - 349.
<**> См.: Эйдинова Э.Б. Наследование по закону и по завещанию. М., 1985. С. 6.

Таким образом, государство стремилось перевести накопленные в течение жизни людей материальные блага из частной собственности в публичную. Тем самым граждан лишали стимулов к накоплению материальных благ, улучшению своего благосостояния, так как передать материальные блага после смерти своим родственникам и другим близким людям представлялось затруднительным. Это стало отражаться на экономике страны, поскольку значительно влияло на эффективность трудовой, производственной деятельности. Люди начали пытаться применить другие правовые средства для того, чтобы накопленное имущество фактически перешло к родным после смерти собственника. И прежде всего использовали договор дарения (оформляли дарственную).

Вероятно, поэтому в 1926 г. система раздела имущества умершего между государством и родственниками была отменена <*>. Наследование как институт был восстановлен, хотя с определенными ограничениями, касавшимися как состава наследства, так и круга наследников. В ст. 416 ГК РСФСР 1922 г. было указано, что наследование по закону и по завещанию допускается. Последнее слово - "допускается" - отражает в целом правовую политику государства на тот период в отношении института наследования.

<*> 18 ноября 1926 г. // СУ. 1926. N 91. Ст. 666.

Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. устранил прежнюю формулировку и утвердил актуальность института наследования. В ст. 527 Кодекса констатировалось: "наследование осуществляется". И в целом ГК РСФСР ликвидировал неясность и неопределенность, свойственную формулировкам прежнего Кодекса 1922 г. При этом правовая политика государства принципиально не изменилась. ГК РСФСР устанавливал всего две очереди наследников по закону. Состав наследственной массы был представлен исключительно предметами потребления (бытового использования).

Таким образом, и в данный исторический период отечественное законодательство было направлено на переход к государству имущества, в отношении которого наследодатель, не имеющий близких родственников, не распорядился <*>.

<*> Суханов Е.А. О третьей части Гражданского кодекса Российской Федерации // Вестник ВАС РФ. 2002. N 3. С. 19.

Важным событием в развитии института наследования стало установление конституционной гарантии права наследования (п. 4 ст. 35 Конституции РФ) и принятие третьей части Гражданского кодекса РФ, соответствующей новым глобальным изменениям частного права. Наследование стало нормальным, в полной мере желаемым не только для граждан, но и для государства институтом. И хотя многие предшествующие положения наследственного права были всего лишь уточнены и дополнены, главное - были сформулированы принципиальные положения о приоритете выражения воли наследодателя с помощью завещания, беспрецедентного увеличения состава наследников по закону, увеличения круга объектов наследственного правопреемства.

Новое российское законодательство сократило число случаев наследования государства, но вместе с тем не отменило установленные ранее налоги с получаемых наследств и подарков в соответствии с Законом РФ от 12 декабря 1991 г. N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения" <*>. Можно констатировать, что государство тем самым повысило поступления в государственную казну пошлин и налогов, установленные на принятие наследства <**>.

<*> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 12. Ст. 593; 1993. N 4. Ст. 118; N 14. Ст. 486; СЗ РФ. 1995. N 5. Ст. 346.
<**> См.: Шустов Д.В., Рыжков А.В. Перспективы развития наследственного права в соответствии с проектом части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации // Юрист. 1998. N 10. С. 7.

Таким образом, установление института наследования, соответствующего требованиям правового государства, состоялось. Однако сохранение налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, не разрешало две актуальные проблемы.

Во-первых. Косвенно сохранялся некоторый фактический раздел наследства между государством и наследниками, хотя, безусловно, в несравненно выгодной для наследников пропорции. Аналогичная ситуация прослеживалась и по имуществу, переходящему в порядке дарения.

Во-вторых. Для многих граждан и прежде всего малообеспеченных уплата налогов на наследство (налога на дар) становилась непосильным бременем. К примеру, наследнику для того, чтобы стать собственником недвижимого имущества (жилого дома, квартиры, садового домика, земельного участка и т.д.), фактически необходимо было продавать данное дорогостоящее имущество и уже из вырученной суммы уплачивать налоги. Это объясняется тем, что у большинства населения отсутствовали значительные свободные денежные средства.

Льготами по налогу на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения, могло воспользоваться ограниченное число лиц, отдельные категории граждан. В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения" от налогообложения освобождалось:

а) имущество, переходящее в порядке наследования супругу, пережившему другого супруга, или в порядке дарения от одного супруга другому;

б) жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора (дарения);

в) имущество лиц, погибших при защите СССР и Российской Федерации в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей или в связи с выполнением долга гражданина СССР и Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка;

г) жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследования инвалидам I и II групп;

д) транспортные средства, переходящие в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявших кормильца. Потерявшими кормильца считаются члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего, имеющие право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Во всех остальных случаях граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны были уплачивать налог на наследование или дарение. Объектами налогообложения являлись: а) жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах; б) автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства; в) предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий; г) паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах; д) суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении (ст. 2 Закона).

Налог взимался при условии выдачи нотариусами (должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия) свидетельства о праве на наследство или удостоверения ими договоров дарения, если общая стоимость переходящего в частную собственность имущества превышала на день открытия наследства 850 минимальных размеров оплаты труда, а на день удостоверения договора дарения - 80 минимальных размеров оплаты труда.

С целью уплаты налога на наследование оценка стоимости имущества производилась исходя из стоимости имущества на день открытия наследства, то есть на день смерти гражданина. При уплате налога на дарение оценка стоимости дара определялась сторонами в договоре дарения, однако она не должна была быть ниже оценки органов, производящих оценку имущества. Такими органами традиционно являются: органы коммунального хозяйства (бюро технической инвентаризации), страховые организации - для оценки квартир, жилых домов, садовых домиков в садовых товариществах; организации по техническому обслуживанию транспортных средств, судебно-экспертные учреждения системы Министерства юстиции РФ, страховые организации - для оценки транспортных средств; специалисты-оценщики, то есть эксперты, имеющие лицензию на выполнение соответствующих услуг и выдачу экспертных заключений, - для оценки предметов антиквариата и искусства, ювелирных изделий, валютных ценностей, бытовых изделий из драгоценных металлов и камней, лома данных изделий, ценных бумаг в стоимостном выражении, паенакоплений в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах. Следует отметить, что названный порядок оценки стоимости имущества и установление органов, производящих оценку, действует и в настоящее время.

В соответствии с п. 8 ст. 5 Закона РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения" наследственное имущество и имущество, перешедшее в порядке дарения, могло быть продано, подарено, обменяно собственником только после уплаты им рассматриваемого налога.

Федеральным законом от 15 июня 2005 г. "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" сформирован очень важный элемент в механизме наиболее эффективного осуществления субъективных прав на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения. В соответствии с данным правовым актом с 1 января 2006 г. отменяется федеральный налог на наследование и дарение. Однако Закон устанавливает и исключения из общего правила.

  1. При наследовании подлежат налогообложению доходы в денежной и натуральной формах, выплачиваемых наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов (п. 18 ст. 217 Налогового кодекса РФ) <*>.
<*> СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340; 2001. N 1. Ст. 18; N 23. Ст. 2289; N 33. Ст. 3413; 2002. N 30. Ст. 3021; 2003. N 21. Ст. 1958; 2004. N 27. Ст. 2715; N 34. Ст. 3518; 2005. N 1. Ст. 30, 38.
  1. При дарении подлежат налогообложению следующие виды имущества: недвижимое имущество, транспортные средства, акции, доли, паи (абз. 1 п. 18.1 ст. 217 Налогового кодекса РФ).

К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Кроме того, к недвижимым вещам законодатель отнес "подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего водного плавания, космические объекты" (ст. 130 ГК РФ). Законом могут быть предусмотрены и другие объекты, которые по правовому режиму будут относиться к недвижимости. Особенность правового режима недвижимого имущества заключается в том, что вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции (п. 1 ст. 131 ГК РФ; Федеральный закон от 17 июня 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <*>).

<*> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

Транспортное средство - это техническое устройство, способное к самостоятельному, без посторонней тяги, движению в пространстве (самоходное), с целью перевозки (перемещения) физических лиц и (или) материальных объектов. Не относятся к транспортным средствам почтовые голуби, "гужевой транспорт", "вьючный транспорт", "трубопроводный транспорт" и др. <*>.

<*> См. подробнее: Вавилин Е.В. Аренда транспортных средств. Правовые аспекты. М.: Издательство "Альфа-Пресс", 2005. С. 30 - 36.

Акция - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой (ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <*>).

<*> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; 1998. N 48. Ст. 5857; 1999. N 28. Ст. 3472; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3424; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5141; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3225.

Доля (паи) - это часть имущества в капитале хозяйствующего субъекта, с которой связаны те или иные имущественные права (требования) и обязанности. Например, вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку (абз. 1 п. 6 ст. 66 ГК РФ).

Представленный перечень налогооблагаемых объектов при дарении является исчерпывающим (закрытым). В него вошло то имущество, гражданский оборот которого может быть проконтролирован государством, поскольку данное имущество подлежит регистрации в соответствующих установленных законом органах.

Указанное имущество, переходящее в порядке дарения, будет облагаться подоходным налогом по единой ставке - 13%.

Однако, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками, то любые доходы (в том числе вышеуказанные), полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения (абз. 2 п. 18.1 ст. 217 Налогового кодекса РФ). В соответствии со ст. 2, 14 Семейного кодекса Российской Федерации <*> к членам семьи и близким родственникам относятся супруги, родители, дети, в том числе усыновители и усыновленные, дедушки, бабушки, полнородные и неполнородные (имеющие общих только отца или мать), братья и сестры. Кроме того, необходимо иметь в виду, что не являются налогоплательщиками сотрудники дипломатических и консульских представительств и приравненных к ним международных организаций, а также члены их семей (п. 1 ст. 215 Налогового кодекса РФ).

<*> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.

Новый Закон не только отменяет налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, но и приводит законодательные акты (положения правовых актов) в соответствие с данным положением. В частности, признаны утратившими силу:

<*> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 10. Ст. 357.<*> СЗ РФ. 1995. N 5. Ст. 346.<*> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.<*> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. N 44. Ст. 1428; Российская газета. 1993. 15 окт.; СЗ РФ. 2000. N 33. Ст. 3348; 2004. N 35. Ст. 3607.

Таким образом, за всю историю развития гражданско-правовых институтов наследования и дарения в настоящее время в Российской Федерации создаются самые благоприятные условия для реального осуществления субъективных прав на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения.