Пути совершенствования оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения
"Главный врач", 2013, N 5
Перспективы совершенствования оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения связаны с реализацией Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы (далее - Программа), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р.
В настоящее время в РФ в учреждениях социальной сферы работает свыше 14,4 млн. человек, из них в сферах здравоохранения и предоставления социальных услуг (3,9 млн. человек).
Система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений установлена в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (ред. от 28.01.2013). Эта система и системы оплаты труда, введенные с учетом норм, установленных этим постановлением, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответственно в государственных учреждениях субъектов РФ и муниципальных учреждениях, позволили реализовать более гибкие подходы к регулированию оплаты труда в зависимости от квалификации работников и сложности труда, существенно расширить самостоятельность учреждений в решении вопросов оплаты труда работников с одновременным повышением ответственности руководителей учреждения, повысить роль стимулирующих выплат, которые в настоящее время составляют в федеральных государственных учреждениях до половины от заработной платы в целом, в государственных учреждениях субъектов РФ и муниципальных учреждениях - до 40 процентов.
Введение новых систем оплаты труда позитивно повлияло на динамику заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений. Практически при неизменной численности работников учреждений социальной сферы в 2007-2011 годах среднемесячная начисленная заработная плата в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания выросла в 1,75 раза. Динамика численности и заработной платы работников сферы здравоохранения и предоставления социальных услуг в 2007-2011 годах представлена в табл. 1.
Таблица 1
Динамика численности и заработной платы работников сферы здравоохранения и предоставления социальных услуг в 2007-2011 годах <*>
<*> Источник: Сборник Федеральной службы государственной статистики "Социально-экономическое положение России", январь 2012 г.2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | |
Численность работников | 4,45 | 4,46 | 4,5 | 4,46 | 4,46 |
в процентах к 2007 году | 100 | 100,2 | 101 | 100,3 | 100,1 |
Среднемесячная начисленная | 10 | 13 | 14,8 | 15,7 | 17,5 |
в процентах к 2007 году | 100 | 130 | 147,7 | 156,7 | 174,8 |
в процентах к средней заработной | 73,8 | 75,5 | 75,5 | 75 | 75 |
В 2011 году в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг средняя заработная плата работников федеральных государственных учреждений составила 22,5 тыс. рублей, государственных учреждений субъектов РФ - 18,8 тыс. рублей, муниципальных учреждений - 14,7 тыс. рублей. При этом отмечается высокая межрегиональная дифференциация в оплате труда работников учреждений.
По данным Федеральной службы государственной статистики за январь-июль 2012 г., соотношение средней заработной платы работников отраслей социальной сферы и средней заработной платы по субъектам РФ отличается в 1,5-2,8 раза. Так, например, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг это соотношение составляет от 53 процентов в Чеченской Республике до 97 процентов в г. Москве.
Практика применения новых условий оплаты труда показала, что в полной мере решить задачу стимулирования работников с учетом результатов их труда удалось не для всех учреждений.
Во многих случаях показатели и критерии эффективности деятельности работников учреждений недостаточно проработаны, а их применение носит формальный характер. В системах оплаты труда работников учреждений во многих случаях сохранились ранее применявшиеся выплаты стимулирующего характера, имеющие низкую эффективность в современных условиях (например, добросовестное выполнение обязанностей, интенсивность труда, качество труда и др. без указания конкретных измеримых параметров).
В ряде учреждений стимулирующие выплаты применяются в качестве гарантированной части заработка, которая не увязана с результатами труда. Основной причиной этого является низкий размер тарифной части заработной платы, а также низкая конкурентоспособность учреждений на региональных рынках труда. В результате учреждение вынуждено премировать персонал вне зависимости от результатов труда в связи с необходимостью удержания имеющихся работников.
Введение новых систем оплаты труда привело к значительным, не всегда обоснованным различиям в оценке сложности и результатов труда, увеличению дифференциации между заработной платой руководителя и работников учреждения. Так, среднемесячная заработная плата отдельных руководителей федеральных государственных учреждений существенно (более чем в 10 раз) превышает заработную плату работников основного персонала этих учреждений.
Анализ внедрения новых систем оплаты труда свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования системы оплаты труда с целью:
- сокращения разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по субъекту РФ;
- устранения необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений;
- совершенствования системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников, установления указанных критериев и показателей в учреждениях, где они в настоящее время отсутствуют;
- отмены стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников;
- определения оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок.
С 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" изменились подходы к финансовому обеспечению деятельности учреждений.
Финансовое обеспечение оказания учреждениями государственных (муниципальных) услуг осуществляется путем предоставления субсидий автономным и бюджетным учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, а для казенных учреждений - путем доведения бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетной сметой. Размер субсидии рассчитывается на основании затрат на выполнение работ и нормативных затрат на оказание бюджетными и автономными учреждениями государственных (муниципальных) услуг, определяемых в том числе с учетом затрат на оплату труда работников этих учреждений. На оплату труда работников учреждений (с учетом результатов их труда) могут также направляться средства, полученные от приносящей доход деятельности, а также средства, полученные в качестве оплаты услуг в рамках государственного социального страхования. Источником финансового обеспечения оплаты труда работников казенных учреждений являются исключительно бюджетные ассигнования соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.
В этой связи системы оплаты труда должны быть адаптированы к новым условиям деятельности учреждений, настроены на решение задач развития соответствующих отраслей, повышения качества оказываемых услуг и обеспечения соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда.
Цели и задачи Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы
Программа предусматривает комплекс организационных, методических и контрольных мероприятий, направленных на сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности работы в учреждениях, обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Достижение целей Программы требует решения следующих основных задач:
- совершенствование системы оплаты труда работников учреждений, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);
- создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений;
- развитие кадрового потенциала работников учреждений;
- создание организационных и правовых условий для достижения целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597) и Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" (далее - Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761).
Системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать:
- дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности;
- установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.
Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются:
- в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
- в государственных учреждениях субъектов РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
- в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Совершенствование основных элементов системы оплаты труда (выплат по окладам (должностным окладам), тарифным ставкам, компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера) предусматривается путем реализации ряда мероприятий.
Совершенствование установления окладов (должностных окладов), тарифных ставок будет осуществляться исходя из более полного учета при оплате труда сложности труда работников на основе актуализации:
- профессионально-квалификационных требований к работникам, профессиональных квалификационных групп, устанавливаемых Министерством труда и социальной защиты РФ;
- типовых норм труда, устанавливаемых федеральными органами исполнительной власти в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 804;
- норм труда, устанавливаемых локальными нормативными актами;
- содержания трудовых функций по соответствующим должностям в трудовых договорах в соответствии с установленным законодательством РФ порядком;
- рекомендуемых федеральными органами исполнительной власти для подведомственных учреждений минимальных окладов (ставок) по профессиональным квалификационным группам и повышающих коэффициентов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп.
Планируется также проработка вопросов по установлению базовых окладов по профессиональным квалификационным группам.
Установление компенсационных выплат должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами и соглашениями.
Совершенствование системы стимулирующих выплат будет осуществляться исходя из необходимости увязки повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) на основе:
- введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретных учреждения и работника;
- установления соответствующих таким показателям стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения с отражением в примерных положениях об оплате труда работников учреждений, локальных нормативных актах и трудовых договорах (контрактах) с руководителями и работниками учреждений;
- отмены неэффективных стимулирующих выплат;
- использования при оценке достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) независимой системы оценки качества работы учреждений, включающей определение критериев эффективности их работы, и введения публичных рейтингов их деятельности.
Планируется также совершенствование системы предоставления дополнительных гарантий и мер социальной поддержки работников учреждений в целях приведения ее в соответствие с Программой.
В рамках реализации указанных мероприятий на федеральном уровне необходимо провести следующую работу.
В связи с изменением правового положения учреждений, введением таких типов учреждений, как автономное, бюджетное и казенное, предусматривается внесение соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ в части уточнения норм, регламентирующих вопросы оплаты труда в организациях, финансируемых из бюджетов всех уровней.
Предусматривается утверждение Правительством РФ государственных программ и планов мероприятий ("дорожных карт") по развитию отраслей социальной сферы, содержащих целевые показатели (индикаторы) развития отраслей и меры, обеспечивающие их достижение. В "дорожные карты" включаются в том числе мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда работников в соответствующих сферах, обеспечивающие за счет доходов от всех направлений деятельности учреждения повышение оплаты труда работников в соответствии с указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597, обусловленное достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также мероприятия по проведению структурных реформ в соответствующих отраслях, обеспечивающие возможности использования не менее трети необходимых ресурсов для повышения оплаты труда за счет реорганизации неэффективных организаций и программ.
Более полный учет в системе оплаты труда сложности труда работников учреждений и исключение стимулирующих выплат, назначаемых без учета показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), позволят сбалансировать долю тарифной части заработка работников и стимулирующих выплат в целях повышения мотивации работников и эффективности их деятельности по заданным критериям и показателям.
С учетом указанной работы Правительством РФ будут установлены базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Правовыми актами федеральных органов исполнительной власти будут утверждены:
- изменения, которые вносятся в профессиональные квалификационные группы (в случае необходимости их актуализации);
- типовые нормы труда (в случае их отсутствия), изменения, которые вносятся в типовые нормы труда;
- методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений, их руководителей и работников по сферам деятельности, видам учреждений и основным категориям работников;
- методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда;
- методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в учреждениях;
- рекомендации по оформлению трудовых отношений с работниками при введении эффективного контракта в части установления показателей, критериев и условий осуществления стимулирующих выплат.
В отношении подведомственных учреждений правовыми актами федеральных органов исполнительной власти будут утверждены:
- целевые показатели эффективности деятельности федеральных бюджетных и казенных учреждений и их руководителей (а также руководителей автономных учреждений), рекомендации по установлению целевых показателей эффективности деятельности федеральных автономных учреждений в части выполнения государственного задания с учетом введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретного учреждения, изменения, которые вносятся в примерные положения об оплате труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений в части рекомендуемых для учреждений минимальных окладов (ставок) по профессиональным квалификационным группам и повышающих коэффициентов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, соответствующих указанным показателям рекомендуемых стимулирующих выплат работникам, критериев и условий их осуществления, а также условий оплаты труда руководителей учреждений, включая стимулирующие выплаты, критерии, размеры и условия их осуществления, в том числе с учетом введения предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждения в кратности от 1 до 8;
- изменения, которые вносятся в условия и порядок оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба (при необходимости).
На уровне учреждений локальными нормативными актами будут утверждены с учетом мнения представительного органа работников:
- системы нормирования труда в учреждении;
- изменения, которые вносятся в положения об оплате труда работников в части установления конкретных размеров окладов (ставок), показателей, критериев, условий и размеров стимулирующих выплат работникам.
С учетом указанных изменений в учреждениях будет проведена работа по заключению в установленном порядке дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками в целях уточнения показателей, критериев, условий и размеров осуществления стимулирующих выплат.
Мероприятия по обеспечению дифференциации оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности, будут осуществляться на основе оценки сложности труда работников, оптимизации структуры заработной платы и штатной численности работников.
Формирование штатной численности учреждений следует проводить с применением систем нормирования труда с учетом необходимости качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
В этой связи будет проводиться актуализация (разработка) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, типовых норм труда в установленном порядке, а также оказание методической помощи учреждениям по их применению.
Изменение систем стимулирования будет включать упразднение постоянных выплат, формально классифицированных как стимулирующие, но реально не мотивирующих работников к качественному и эффективному выполнению трудовых обязанностей, с возможностью перераспределения средств на увеличение окладов работников и на реальные выплаты стимулирующего характера.
При этом основой для повышения стимулирующей роли заработной платы будет построение сквозных отраслевых систем показателей оценки эффективности деятельности учреждений при оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ) по принципу "Российская Федерация - субъект РФ - учреждение - работник".
Целевые индикаторы развития отрасли при этом устанавливаются в соответствующих государственных программах и "дорожных картах", разрабатываемых в соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ о бюджетной политике в 2013-2015 годах и утверждаемых Правительством РФ.
На уровне субъектов РФ с учетом отраслевых целевых индикаторов устанавливаются соответствующие индикаторы развития образования, науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения в каждом субъекте РФ и разрабатываются необходимые мероприятия по их достижению.
Критерии, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений устанавливаются локальными нормативными актами учреждений, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами и определяются с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности учреждения.
Периодичность оценки эффективности деятельности учреждений и их руководителей устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя в соответствии с положениями "дорожных карт" по каждой сфере деятельности учреждения.
В рамках проведения мероприятий по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений в 2012-2013 годах будет сформирована нормативная правовая база по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также граждан, претендующих на занятие соответствующих должностей.
В отношении руководителей федеральных государственных учреждений постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 (ред. от 28.01.2013) предусмотрено с 2013 года установление федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждения в кратности от 1 до 8.
С 2013 года предусматривается заключение трудовых договоров с руководителями учреждений на основе типовой формы, в которой в качестве одного из критериев оценки деятельности руководителя при назначении ему стимулирующих выплат будет предусмотрено соотношение средней заработной платы работников возглавляемого им учреждения, получаемой за осуществление возложенных на них должностных обязанностей за счет всех источников, и средней заработной платы по соответствующему субъекту РФ с учетом достижения средних для отдельных категорий работников показателей по каждому субъекту РФ, определенных указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597.
Кроме того, в типовой форме трудового договора будет предусматриваться конкретизация показателей и критериев оценки деятельности руководителя, размеров и условий назначения ему стимулирующих выплат, что будет способствовать повышению эффективности работы руководителя и обеспечению реализации целей и задач деятельности учреждения.
Мероприятия Программы направлены также на решение задачи по развитию кадрового потенциала учреждений.
В рамках развития кадрового потенциала работников учреждений, в 2013-2014 годах будут актуализированы квалификационные требования к работникам с учетом современных требований к качеству услуг, в том числе путем разработки профессиональных стандартов.
Актуализация квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений, наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников, создаст основу для использования принципов эффективного контракта.
Эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
В отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения приведена в приложении 1.
В целях решения задачи по достижению показателей повышения средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в "дорожных картах" мероприятия по координации работы с органами исполнительной власти субъектов РФ по совершенствованию систем оплаты труда соответствующих категорий работников учреждений.
В "дорожных картах" предусматриваются следующие мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда и достижению целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников в соответствии с указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597:
- координация федеральным органом исполнительной власти работы органов исполнительной власти субъектов РФ, в том числе по достижению целевых показателей и индикаторов развития соответствующей отрасли, ежегодному уточнению параметров на очередной финансовый год и контролю за их выполнением;
- определение динамики значений соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597, и средней заработной платы в субъектах РФ в 2012-2018 годах;
- подготовка методических рекомендаций для разработки органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности учреждений, их руководителей и работников в соответствующих сферах;
- разработка (изменение) показателей эффективности деятельности учреждений, их руководителей и работников;
- проведение мероприятий с учетом специфики отрасли по возможному привлечению на повышение заработной платы не менее одной трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных учреждений, а также по возможному привлечению средств от приносящей доход деятельности;
- разработка типовых норм труда;
- обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизация расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов;
- актуализация квалификационных требований, предъявляемых к работникам, в том числе разработка профессиональных стандартов, с учетом современных требований к качеству государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);
- осуществление мероприятий по обеспечению соответствия работников обновленным квалификационным требованиям, в том числе на основе повышения квалификации и переподготовки работников;
- организация мероприятий по представлению руководителем учреждения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также граждан, претендующих на занятие соответствующих должностей;
- проведение мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы учреждений, оказывающих социальные услуги;
- проведение мероприятий по организации разъяснительной работы в трудовых коллективах, информационному сопровождению мероприятий по реализации "дорожных карт" в части совершенствования системы оплаты труда соответствующих категорий работников.
При определении потребности в бюджетных ассигнованиях за счет бюджетов всех уровней на увеличение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в целях совершенствования системы оплаты труда работников в соответствии с указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597 учитывается нормативная численность работников для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
При оценке соотношения заработной платы отдельных категорий работников, определенных указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597, и средней заработной платы в регионе учитывается вся заработная плата, полученная работником за счет всех источников.
При выделении дополнительного финансирования за счет средств соответствующих бюджетов должно учитываться выполнение целевых индикаторов развития отраслей, установленных в "дорожных картах", объем привлеченных средств за счет реорганизации неэффективных учреждений, иных источников и других мероприятий по оптимизации расходов, а также данные статистического наблюдения показателей заработной платы категорий работников, повышение оплаты труда которых определено указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597, по итогам года.
Методика оценки потребности в дополнительных финансовых ресурсах на повышение оплаты труда отдельных категорий работников, определенных указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597, с учетом возможного привлечения одной трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных учреждений, утверждается Министерством труда и социальной защиты РФ по согласованию с Министерством финансов РФ и Министерством экономического развития РФ.
Достижение показателей, определенных указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории (например, профессор и ассистент, дирижер и суфлер, главный и младший научные сотрудники).
Таким образом, заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597 для соответствующей категории работников.
Динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597, и средней заработной платы в субъектах РФ в 2012-2018 годах (агрегированные значения) приведена в табл. 2. Указанное соотношение носит индикативный характер и уточняется в "дорожных картах", в том числе в разрезе субъектов РФ в рамках планируемых мероприятий по повышению оплаты труда в соответствии с указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597.
Таблица 2
Динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений и средней заработной платы в субъектах РФ в 2012-2018 годах (агрегированные значения в процентах <*>)
<*> Сформированы на основе оценочных данных Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства здравоохранения РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ, носят индикативный характер и могут быть уточнены в "дорожных картах" по мере реализации Программы.2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
1. Врачи и работники медицинских | 125,3 | 129,7 | 130,7 | 137 | 159,6 | 200 | 200 |
2. Средний медицинский | 72,9 | 75,6 | 76,2 | 79,3 | 86,3 | 100 | 100 |
3. Младший медицинский персонал | 48 | 50,1 | 51 | 52,4 | 70,5 | 100 | 100 |
Для мониторинга выполнения целевых значений индикаторов повышения оплаты труда отдельных категорий работников, определенных указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597, начиная с 2013 года вводится статистическое наблюдение. Информация о заработной плате, начисленной указанным работникам, будет представляться учреждениями в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики в соответствующем субъекте РФ и в соответствующий орган управления по принадлежности.
Реализация мероприятий Программы позволит:
- повысить престижность и привлекательность профессий работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ);
- внедрить в учреждениях системы оплаты труда работников, увязанные с качеством оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);
- повысить уровень квалификации работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ);
- повысить качество оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в социальной сфере;
- создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей учреждений.
Приложение N 1
Примерная форма
трудового договора с работником государственного
(муниципального) учреждения
___________________________ "__" ___________ 20__ г.
(город, населенный пункт)
__________________________________________________________________________,
(наименование учреждения в соответствии с уставом)
в лице ___________________________________________________________________,
(должность, ф.и.о.)
действующего на основании _________________________________________________
(устав, доверенность)
___________________________________________________, именуемый в дальнейшем
работодателем, с одной стороны, и ________________________________________,
(ф.и.о.)
именуемый(ая) в дальнейшем работником, с другой стороны (далее - стороны)
заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем:
I. Общие положения
1. По настоящему трудовому договору работодатель предоставляет
работнику работу по _______________________________________________________
(наименование должности, профессии или
__________________________________________________________________________,
специальности с указанием квалификации)
а работник обязуется лично выполнять следующую работу в соответствии с
условиями настоящего трудового договора:
___________________________________________________________________________
(указать конкретные виды работ, которые работник должен выполнять по
трудовому договору)
__________________________________________________________________________.
2. Работник принимается на работу:
__________________________________________________________________________.
(полное наименование филиала, представительства, иного обособленного
структурного подразделения работодателя, если работник принимается на
работу в конкретные филиал, представительство или иное обособленное
структурное подразделение работодателя с указанием его местонахождения)
3. Работник осуществляет работу в структурном подразделении
работодателя _____________________________________________________________.
(наименование необособленного отделения, отдела, участка,
лаборатории, цеха и пр.)
4. Работа у работодателя является для работника: ______________________
(основной, по
совместительству)
5. Настоящий трудовой договор заключается на: _________________________
__________________________________________________________________________.
(неопределенный срок, определенный срок (указать продолжительность), на
время выполнения определенной работы с указанием причины (основания)
заключения срочного трудового договора в соответствии со статьей 59
Трудового кодекса РФ)
6. Настоящий трудовой договор вступает в силу с "__" __________ 20__ г.
7. Дата начала работы "__" ____________ 20__ г.
8. Работнику устанавливается срок испытания продолжительностью ________
месяцев (недель, дней) с целью проверки соответствия работника поручаемой
работе.
II. Права и обязанности работника
- Работник имеет право на:
а) предоставление ему работы, обусловленной настоящим трудовым договором;
б) обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда;
в) своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, размер и условия получения которой определяются настоящим трудовым договором, с учетом квалификации работника, сложности труда, количества и качества выполненной работы;
г) иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, настоящим трудовым договором.
- Работник обязан:
а) добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него пунктом 1 настоящего трудового договора;
б) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у работодателя, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
в) соблюдать трудовую дисциплину;
г) бережно относиться к имуществу работодателя, в том числе находящемуся у работодателя имуществу третьих лиц, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества, и других работников;
д) незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя, в том числе находящемуся у работодателя имуществу третьих лиц, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества, имуществу других работников.
III. Права и обязанности работодателя
- Работодатель имеет право:
а) требовать от работника добросовестного исполнения обязанностей по настоящему трудовому договору;
б) принимать локальные нормативные акты, в том числе правила внутреннего трудового распорядка, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
в) привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
г) поощрять работника за добросовестный эффективный труд;
д) иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации и настоящим трудовым договором.
- Работодатель обязан:
а) предоставить работнику работу, обусловленную настоящим трудовым договором;
б) обеспечить безопасность и условия труда работника, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
в) обеспечивать работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей;
г) выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные сроки;
д) осуществлять обработку и обеспечивать защиту персональных данных работника в соответствии с законодательством РФ;
е) знакомить работника под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью;
ж) исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и настоящим трудовым договором.
IV. Оплата труда
- За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата в размере:
а) должностной оклад, ставка заработной платы ___________ рублей в месяц;
б) работнику производятся выплаты компенсационного характера:
Наименование выплаты | Размер выплаты | Фактор, обусловливающий |
в) работнику производятся выплаты стимулирующего характера:
Наименование | Условия | Показатели и | Периодичность | Размер выплаты |
- Выплата заработной платы работнику производится в сроки и порядке, которые установлены трудовым договором, коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка.
- На работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ, коллективным договором и локальными нормативными актами.
V. Рабочее время и время отдыха
- Работнику устанавливается следующая продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку) _____________________
__________________________________________________________________________.
(нормальная, сокращенная, неполное рабочее время)
- Режим работы (рабочие дни и выходные дни, время начала и окончания работы) определяется правилами внутреннего трудового распорядка либо настоящим трудовым договором.
- Работнику устанавливаются следующие особенности режима работы (указать) ________________________________________________________________.
- Работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью ____________ календарных дней.
- Работнику предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью ______________ в связи __________________________
__________________________________________________________________________.
(указать основание установления дополнительного отпуска)
- Ежегодный оплачиваемый отпуск (основной, дополнительный) предоставляется в соответствии с графиком отпусков.
VI. Социальное страхование и меры социальной поддержки работника, предусмотренные законодательством, отраслевым соглашением, коллективным договором, настоящим трудовым договором
- Работник подлежит обязательному социальному страхованию в соответствии с законодательством РФ.
- Работник имеет право на дополнительное страхование на условиях и в порядке, которые установлены ______________________________________________
__________________________________________________________________________.
(вид страхования, наименование локального нормативного акта)
- Работнику предоставляются следующие меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством РФ, законодательством субъектов Российской Федерации, отраслевым соглашением, коллективным договором, настоящим трудовым договором (указать): _______________________________________________________.
VII. Иные условия трудового договора
- Работник обязуется не разглашать охраняемую законом тайну (государственную, коммерческую, служебную и иную тайну), ставшую известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
С перечнем информации, составляющей охраняемую законом тайну, работник должен быть ознакомлен под роспись.
- Иные условия трудового договора __________________________________.
VIII. Ответственность сторон трудового договора
- Работодатель и работник несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами и настоящим трудовым договором.
- За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, к работнику могут быть применены дисциплинарные взыскания, предусмотренные Трудовым кодексом РФ.
IX. Изменение и прекращение трудового договора
- Изменения могут быть внесены в настоящий трудовой договор: по соглашению сторон, при изменении законодательства РФ в части, затрагивающей права, обязанности и интересы сторон, по инициативе сторон, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
- При изменении работодателем условий настоящего трудового договора (за исключением трудовой функции) по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, работодатель обязан уведомить об этом работника в письменной форме не позднее чем за 2 месяца (статья 74 Трудового кодекса РФ).
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией учреждения, сокращением численности или штата работников учреждения работодатель обязан предупредить работника персонально и под роспись не менее чем за 2 месяца до увольнения (статья 180 Трудового кодекса РФ).
- Настоящий трудовой договор прекращается по основаниям, установленным Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
При расторжении трудового договора работнику предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
X. Заключительные положения
- Трудовые споры и разногласия сторон по вопросам соблюдения условий настоящего трудового договора разрешаются по соглашению сторон, а в случае недостижения соглашения рассматриваются комиссией по трудовым спорам и (или) судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- В части, не предусмотренной настоящим трудовым договором, стороны руководствуются законодательством РФ.
- Настоящий трудовой договор заключен в 2 экземплярах (если иное не предусмотрено законодательством РФ), имеющих одинаковую юридическую силу.
Один экземпляр хранится у работодателя, второй передается работнику.
РАБОТОДАТЕЛЬ РАБОТНИК
______________________________________ __________________________________
(наименование организации) (ф.и.о.)
Адрес (место нахождения) Адрес места жительства
Паспорт (иной документ,
удостоверяющий личность)
ИНН серия N
кем выдан
дата выдачи " " г.
_____________ ___________ ____________ __________________________________
(должность) (подпись) (ф.и.о.) (подпись)
Работник получил один экземпляр настоящего
трудового договора
__________________________________________
(дата и подпись работника)
Центр изучения проблем
здравоохранения и образования
Д.А.ЛИПАТОВ