Мудрый Юрист

Юридический анализ типичных нарушений законодательства медицинскими организациями при оказании лечебно-диагностической помощи в системе ОМС

Разуваев В.Э., аспирант Института государства и права РАН.

Вопросы получения медицинской помощи рано или поздно волнуют каждого человека. Функционирующая в России система обязательного медицинского страхования в определенной степени разрешила социальные и экономические проблемы в этой сфере. Однако в деятельности указанной системы можно наблюдать некоторые недоработки, исправление которых позволит устранить нарушения действующего законодательства, а также не отвечающие закону бюрократические преграды и проволочки.

Анализу типичных нарушений законодательства на стадии получения медицинской помощи рядовым гражданином, связанным системой обязательного медицинского страхования, посвящена настоящая статья. Ведь именно юридический анализ прав пациентов может позволить медицинским организациям не допускать нарушений действующего законодательства, предотвращая тем самым негативные правовые и финансовые последствия указанных нарушений.

Согласно Закону Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" <*> медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Указанная форма социальной защиты может быть осуществлена в двух видах: 1) обязательное страхование; 2) добровольное страхование.

<*> Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г. N 27. Ст. 920.

Современное российское общество, к сожалению, еще не достигло того уровня социально-экономического роста, когда всеобщее распространение имело бы добровольное медицинское страхование, позволяющее, на наш взгляд, при выполнении ряда экономических условий наиболее эффективно справляться со страховыми случаями хотя бы потому, что допускает возможность дополнительного привлечения финансовых средств в медицинскую сферу на более выгодных условиях.

Все же на сегодняшний момент большинство населения нашей страны сталкивается с системой обязательного медицинского страхования. Несмотря на достаточно длительное существование этого правового и социального института, при реализации прав граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь возникает в достаточной для обсуждения степени нарушений законодательства, юридических вопросов и коллизий, которые медицинские организации обязаны принять во внимание в целях исправления сложившейся ситуации.

В соответствии со ст. 4 упоминавшегося выше Закона о медицинском страховании медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Под этим договором понимается соглашение между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования. Формы типовых договоров обязательного медицинского страхования работающих и неработающих граждан утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации <*>.

<*> Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 44. Ст. 4198.

Нужно иметь в виду, что, как только в отношении гражданина был заключен договор обязательного медицинского страхования, он должен получить страховой медицинский полис, который должен находиться на руках у застрахованного. Форма страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации <*>, которым также утверждена инструкция по его заполнению. Страховой медицинский полис имеет силу на всей территории Российской Федерации, а также на территориях других государств, с которыми Российская Федерация имеет соглашения о медицинском страховании граждан. Вот здесь и возникают проблемы у граждан по получению медицинской помощи медицинскими организациями, функционирующими в системе обязательного медицинского страхования. Действительно, на всех страховых медицинских полисах (часто с обратной стороны листа) указано, что "данный страховой медицинский полис имеет действие на всей территории Российской Федерации". Процитированное положение Закона о медицинском страховании, нашедшее отражение непосредственно в тексте полиса, весьма часто нарушается медицинскими организациями, особенно в отношении граждан, временно пребывающих на территории субъекта Российской Федерации, в котором он не зарегистрирован по месту жительства.

<*> Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 1992 г. N 41 "О мерах по выполнению Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" // Российская газета. 1992. 26 февр.

В данном случае в целях разрешения проблемной ситуации следует обратить внимание, к примеру, на Постановление Правительства Москвы от 26 февраля 2002 г. N 141-ПП <*>, в п. 6.2 которого говорится, что полисы обязательного медицинского страхования выдаются в городе Москве страховыми медицинскими организациями:

<*> Постановление Правительства Москвы от 26 февраля 2002 г. N 141-ПП "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования населения города Москвы" // Тверская, 13. 2002. 16, 19 марта.
  1. гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим место жительства в городе Москве;
  2. не имеющим в городе Москве места жительства гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, работающим на московских предприятиях на основании соответствующих договоров.

Среди нарушений законодательства нередки случаи, когда гражданин, "подходящий" под условия изложенного выше пункта, обращается в регистратуру муниципальной поликлиники и получает отказ либо ответ типа "Вы должны прикрепиться к поликлинике по месту вашей временной регистрации" либо "Вам сначала нужно получить разрешение в управлении здравоохранения по административному округу". Причем для получения разрешения от пациента требуется представить копии паспорта, страхового медицинского полиса и свидетельство о регистрации по месту пребывания в том административном округе города Москвы, в котором располагается та поликлиника, к которой пациент желает "прикрепиться" <*>. В принципе ничего страшного в этой ситуации автор не видит, однако здесь можно увидеть ряд нарушений со стороны медицинских учреждений. Если предположить, что человек, прибывший из другого региона Российской Федерации, работающий на основании соответствующего договора в организации, находящейся в городе Москве, не зарегистрирован по месту пребывания, то он получит в вышеприведенном примере отказ в получении медицинской помощи. Однако данная ситуация нам не кажется справедливой и соответствующей закону. Так, в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации <**> граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок менее 90 дней, не обязаны до истечения этого срока обращаться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, в целях их регистрации по месту пребывания. Достаточное количество граждан не регистрируется по месту пребывания именно по этому основанию, добросовестно работая, однако, в московских организациях на основании соответствующих договоров. Им выдается страховой медицинский полис по месту работы, но получить медицинскую помощь они не могут из-за, мягко говоря, самоуправства работников медицинских организаций. Говоря простым языком, отношения, связанные с получением регистрации по месту пребывания, - это отношения между конкретным гражданином и органами внутренних дел, но никак не отношения между застрахованным гражданином и медицинской организацией. Требование сотрудниками медицинской организации (поликлиники) свидетельства о регистрации по месту пребывания с граждан из других регионов Российской Федерации нигде в законодательстве не указано и является противоречащим действующему законодательству. На практике, однако, в данной сфере наблюдается достаточное количество нарушений.

<*> Список документов, необходимых к представлению в медицинское учреждение для получения медицинской помощи, может меняться в зависимости от "нежелания" оказать такую помощь медицинским учреждением, с чем автор непосредственно сталкивался.
<**> Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 30. Ст. 2939.

Несмотря на неправомерные требования сотрудников лечебных организаций, пациенты должны представить лишь документ, удостоверяющий личность гражданина, и страховой медицинский полис. Никаких других документов пациенты представлять не обязаны.

Фактически во всех случаях от пациентов требуется представление не просто этих документов для обозрения сотрудниками лечебного учреждения и возможной записи некоторых данных из этих документов, но и копий указанных документов, выполненных на ксерокопировальных машинах, что также является нарушением действующего законодательства. Не обсуждая по существу эту проблему, хочется отметить, однако, что представлять именно ксерокопии этих документов, выполненные за собственный счет, пациенты не обязаны на основании действующего законодательства.

Представителям медицинских учреждений необходимо иметь в виду изложенное в настоящей статье, поскольку исправление этой ситуации будет способствовать в конечном итоге становлению правового государства в Российской Федерации. Занимаемая в большинстве случаев активная жизненная позиция граждан в случае неполучения медицинской помощи по указанным выше основаниям может инициировать обжалование действий медицинских организаций в административном или судебном порядке, которые на сегодняшний день слабо защищены в юридическом смысле. Именно недопущение нарушений, проанализированных в настоящей статье, позволит выйти медицинским организациям на качественно новый уровень взаимодействия с пациентами и оказания медицинской помощи.