Мудрый Юрист

Профессиональная подготовка кадров органов милиции в годы великой отечественной войны в районах тыла

Шатилов С.П., кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Алтайской академии экономики и права.

С началом Великой Отечественной войны, как отмечают многие исследователи, более 25% сотрудников милиции было призвано в ряды Красной Армии. Практически каждый третий приказ начальника УНКВД АК по личному составу содержал пункт, аналогичный п. 2 Приказа от 2 апреля 1943 г. N 812: "Уволить за уходом в РККА Мамона Д.П." <*>. Зачастую граждане, подавшие заявления о приеме на службу в милицию, так и не приступили к своим служебным обязанностям: "Отменить Приказ N 260 от 20 марта 1943 года о назначении Рачева Г.К. участковым уполномоченным как не приступившего к работе в связи с уходом в РККА" <**>. Всего за период ВОВ в Красную Армию было мобилизовано около 1100 человек, и это при общей численности УНКВД АК, по гласному и негласному составу составляющей 2700 человек <***>.

<*> ОРАИИЦ ГУВД АК. Ф. 3. Оп. 2. Д. 6. Л. 117.
<**> ОРАИИЦ ГУВД АК. Ф. 4. Оп. 5. Д. 2. Л. 2.
<***> ОРАИИЦ ГУВД АК. Ф. 3. Оп. 2. Д. 6. Л. 56.

Подбор кадров для службы в милиции находился в центре внимания партийных и советских органов на протяжении всей Великой Отечественной войны. Бюро Омского обкома ВКП(б) специальным решением от 10 сентября 1941 г. обязало районные комитеты партии и исполкомы депутатов трудящихся подобрать и откомандировать на оперативную работу 95 человек. Решение бюро Новосибирского обкома ВКП(б) от 10 марта 1942 г. обязывало начальника областного управления милиции и отдел кадров Обкома партии подобрать и направить в Нарымский округ для укрепления органов рабоче-крестьянской милиции оперативных работников 10 человек и рядового состава 15 человек <*>.

<*> ГАНО. Ф. 4. Оп. 34. Д. 182. Л. 231.

В телеграмме первого секретаря Новосибирского обкома ВКП(б) на имя секретарей райкомов и горкомов партии от 30 ноября 1942 г. указывалось: "Совместно с начальником отдела НКВД пересмотреть оперативный состав работников милиции и лиц, не соответствующих назначению, заменить. Для укомплектования милиции подобрать из партийно-советских работников районов и городов необходимое количество членов и кандидатов в члены партии и лучших беспартийных. Работу по укомплектованию аппарата милиции закончить к 1 января 1943 года и о результатах доложить обкому ВКП(б)". Барнаульский ГК ВКП(б) 25 июля 1944 г. обязал партийные, советские и профсоюзные организации мобилизовать 67 наиболее достойных кандидатов для работы в органах милиции. Алтайский крайком ВКП(б) 29 июля 1944 г. принял решение о направлении 80 человек для работы в детских трудовых колониях <*>. С началом Великой Отечественной войны на работу в органы милиции вернулись пенсионеры, их опыт работы был необходим в условиях военного времени. Особенно много пенсионеров было среди участковых уполномоченных сельской местности: "Пенсионера Стакова С.М. назначить участковым уполномоченным Тюменцевского РО УНКВД АК" <**>.

<*> ОРАИИЦ ГУВД АК. Ф. 8. Оп. 2. Д. 3. Л. 217.
<**> ОРАИИЦ ГУВД АК. Ф. 4. Оп. 2. Д. 3. Л. 47.

В короткое время они должны были овладеть определенными знаниями и стать на боевые посты по охране общественного порядка, им необходимо было бороться с преступностью меньшим числом сотрудников, но с большей эффективностью. Это во многом зависело от степени профессиональной подготовки кадров, надлежащего функционирования системы обучения, переподготовки и повышения квалификации всех сотрудников в соответствии с требованиями времени, в результате чего они получали такую подготовку, чтобы каждый хорошо знал не только то, что нужно делать, но и как это сделать.

На четвертый день войны, 26 июня 1941 г., Народный комиссариат внутренних дел СССР издал Приказ "О перестройке работы учебных заведений НКВД СССР на период военного времени" <*>. В нем излагались мероприятия по перестройке деятельности школ милиции, выдвигалась задача по ускоренной подготовке командных кадров. Так, в Омской школе милиции 29 июня 1941 г. прошел досрочный выпуск курсантов. Среди них окончили школу по первому разряду 2 человека, по второму 91, всего выпущено 93 человека. Выпускники были откомандированы: в Омскую область - 21, Хабаровский край - 20, Алтайский и Приморские края - по 11, Московскую область - 7, Бурято-Монгольскую АССР - 6, Якутскую АССР - 1, железнодорожную милицию - 20 человек. Руководящие кадры для органов милиции готовила Высшая школа НКВД СССР, функционировали специальные средние школы милиции в Омске, Саратове, Ленинграде, Сталинграде, Новосибирске, Ташкенте, Новочеркасске <**>.

<*> Николаев П.Ф., Харитонов А.Н. Омская высшая школа милиции МВД СССР. 1920 - 1990 (к 70-летию со дня основания). Омск, 1990. С. 97.
<**> История советской милиции... Т. 2. С. 64; Беда А.М., Янаев С.И. Московская милиция: Материалы к лекциям по курсу "Социально-политическая история XX века". М., 1991. С. 11.

В милицейских школах г. Новосибирска и Омска срок обучения был сокращен с 2 лет до 9 месяцев. Для курсантов в учебных заведениях вводился 12-часовой рабочий день (из них не менее 7 часов ежедневных классных занятий). Был пересмотрен и учебный план, разработана специальная программа в соответствии с новыми задачами и сроками обучения. Составлялись и новые учебные программы, менялся характер политико-воспитательной работы <*>. В течение всего периода войны политические отделы создают условия, способствующие улучшению общеобразовательной подготовки сотрудников милиции, так как у большинства милиционеров имелось 2 - 3 класса образования, что создавало трудности в усвоении политических знаний.

<*> Николаев П.Ф., Харитонов А.Н. Указ. соч. С. 97 - 98.

К осени 1941 г. число учебных заведений, которые готовили кадры для работы в милиции, сократилось почти наполовину. Часть школ милиции пришлось закрыть из-за отправки личного состава в действующую армию. Наряду с этим уменьшился контингент переменного состава, в связи с чем в школах милиции расширился профиль подготовки работников милиции, появились отделения помощников оперативных уполномоченных, политработников милиции, работников паспортных отделов, военно-учетных столов, участковых уполномоченных. По сравнению с довоенными годами количество обучающихся в школах милиции к сентябрю 1941 г. сократилось более чем в четыре раза.

Регулярно организовывались краткосрочные курсы и курсы-семинары для сотрудников структурных подразделений аппаратов УНКВД краев и областей, горрайотделов районов тыла. Обучение проходили руководители структурных подразделений (командный состав), оперативные сотрудники, обслуживающий персонал (секретари-машинистки, делопроизводители), сотрудники паспортных и военно-учетных столов, участковые уполномоченные. В докладной записке от 24 декабря 1942 г. N 24 "О мероприятиях по созданию резерва на пополнение на случай откомандирования работников УНКВД АК в освобожденные края и области" начальник УНКВД АК писал: "В целях подготовки кадров на оперативную работу по линии НКВД в июле 1942 года при ОК УНКВД АК были организованы курсы-семинары на 100 часов программы без отрыва от производства из числа неоперативных работников и оперсостава, не имеющего чекистской подготовки, где обучается 13 человек. Курсы заканчиваются 1 января 1943 года. С 1 января 1943 года намечено провести аналогичные курсы на 25 - 30 человек" <*>. С целью улучшения общеобразовательной подготовки личного состава милиции 3 мая 1944 г. начальник УНКВД Кемеровской области И.В. Титов издает Приказ "Об образовании общеобразовательной школы оперативно-начальствующего состава при ОУМ УНКВД Кемеровской области" <**>.

<*> ОРАИИЦ ГУВД АК. Ф. 4. Оп. 2. Д. 3. Л. 7.
<**> Все решают кадры. ГУВД Кемеровской области (События, люди. 1943 - 2003 гг.). Кемерово, 2003. С. 80.

Данная работа характеризовалась не только тем, что проводилась в целях подготовки необходимого числа кадров, но и в целях формирования их правовой культуры, позволяющей за счет интенсификации активной позиции индивида в правовой деятельности, то есть повышения человеческого фактора, решать проблему количественного дефицита кадров. В процессе повышения профессионального уровня сотрудников решались вопросы формирования у них правовых культурных ориентаций, подготовки к практической реализации их в повседневной жизни. В целом это способствовало успешному решению задач борьбы с преступностью, охране общественного порядка, укреплению тыла и оказанию помощи действующей армии.