Мудрый Юрист

Экологическая криминология. Необходимость формирования нового научного направления

Тангиев Б.Б., доцент кафедры уголовного права Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, кандидат юридических наук, кандидат технических наук.

Столетиями природа рассматривалась как неисчерпаемая кладовая. Только в XX в. возникла необходимость рационального использования природных ресурсов, а позже возникла острая потребность беречь, охранять природу, всю окружающую среду человека. Защищать не только идеологически, но и юридически.

Каждое государство "криминализирует" действие или бездействие, угрожающее государственной безопасности. Так строятся все уголовные кодексы. 1 января 1997 г. вступил в действие новый Уголовный кодекс, в котором впервые в истории России появилась гл. 26 "Экологические преступления". С этого момента экологическая безопасность стала частью национальной безопасности государства. Следовательно, наступило время изучать феномен экологической преступности.

Экологическая преступность - совокупность экологических преступлений, нарушающих природоохранительное законодательство и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека <*>.

<*> Долгова А.И. Криминология М.: НОРМА, 2003.

Глава 26 УК РФ включает в себя 17 статей. Кроме того, законодатель в гл. 34 "Преступления против мира и безопасности человечества" рассматривает как особо тяжкое экологическое преступление экоцид (ст. 358 УК).

Экологическая преступность в России прогрессирует очень быстрыми темпами. Главным свидетельством социальной опасности посягательств на окружающую среду является их высочайшая вредоносность. Их последствия приводят к ухудшению качества среды обитания, что ведет к снижению продолжительности жизни и ухудшению генофонда населения; к деградации природных ресурсов (плодородия почв, лесных, рыбных ресурсов и др.); к возрастанию риска крупных техногенных катастроф и т.д. Ущерб, который причиняется человеком естественной среде обитания, обществу и государству вообще, часто не поддается исчислению.

По официальным статистическим данным, за все время действия нового УК РФ наблюдается постоянный рост совершенных в стране экологических преступлений. В то же время следует заметить, что в законе представлены далеко не все виды существующих посягательств на природную среду. Основную массу экологических преступлений составляют незаконная добыча водных растений и животных, незаконная охота, незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесов.

В то же время, по оценкам экспертов, латентность экологической преступности считается одной из самых высоких. Одним из определяющих факторов является диссонанс между ухудшающейся экоситуацией и уровнем регистрируемых преступлений, соотношение фиксируемых преступлений и экологических правонарушений, различия в официальных данных экологической преступности по регионам России, имеющим сходную экологическую ситуацию, и т.д. <*>. Реально, по экспертным оценкам, латентность экологической преступности составляет 95 - 99%. И если по статистическим отчетам экологические преступления занимают менее 1% от общего количества совершенных в стране преступлений, фактически, с учетом латентности, их количество приближается к 15 - 23% <**>.

<*> Королева М.В. Проблемы криминологической оценки ситуации в России // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. С. 266.
<**> Жевлаков Э.Н. Экологические преступления и экологическая преступность. М., 1998.

Только нарушений правил охоты в России ежегодно регистрируется более 70 тысяч, нарушений правил занятия водными добывающими промыслами - около 150 тысяч. На Нижней Волге, на Камчатке, Дальнем Востоке и в ряде других регионов рыбное браконьерство приняло промышленный размах. Добыча осетровых в Астраханской области, на долю которой приходится до 90% всего производства черной икры, за последние 20 лет сократилась в 165 раз, и прежде всего по чисто экологическим причинам и по причинам высочайшего уровня ее браконьерской добычи. По данным правоохранительных органов, браконьерские уловы сравнялись с легальными. Браконьерский промысел влечет за собой многочисленные факты контрабанды <*>.

<*> Какая рыба ловится на аукционе? // Российская газета. 2001. 6 янв.

Многие виды животных находятся под угрозой исчезновения. Факты незаконной порчи и уничтожения леса растут.

Большую общественную опасность для России представляют незаконное перемещение ядерных материалов, радиоактивных отходов, незаконный ввоз в Россию из зарубежных стран опасных отходов и пр. Вывоз из страны стратегически важных природных ресурсов стремительно увеличивается, что приводит к истощению и деградации природной среды России.

Незаконное использование химического, бактериологического, ядерного оружия, высокотоксичных химических, радиоактивных веществ и т.п. представляют серьезную экологическую опасность.

Исходя из вышесказанного, итог совершения перечисленных преступлений может быть весьма плачевным: уничтожение самой биологической основы жизни человека... Следовательно, уголовно-правовая защита окружающей среды необходима и закономерна.

Причины.

С переходом России к рыночной экономике помимо положительных результатов мы наблюдаем несоответствие экологических и экономических интересов общества, гражданина, государства в целом. Образовались благоприятные условия для развития новых стимулов совершения экологических преступлений. Особенно это касается производственной сферы.

Вследствие производственной деятельности предприятие наносит вред природной среде, а для ее охраны требуются постоянные затраты. А эти затраты всегда значительны, к тому же постоянно возрастают и для большинства собственников весьма обременительны. В итоге - незаконная экономия на тех средствах, которые направлены на охрану природной среды.

Выгодно устроились многие иностранные фирмы на территории России для хранения и захоронения радиоактивных и высокотоксичных отходов. Ими же создаются и внедряются экологически опасные производства и технологии, ввозится трудно уничтожаемый мусор, распространяются некачественные продукты питания и иные товары народного потребления, которые запрещены в своих странах. Так, зарубежные инвесторы избегают дополнительных затрат на выполнение жестких отечественных нормативов и снижают издержки производства. Таким образом, мы не только сами загрязняем свою природу, но и "приглашаем" к себе на помощь другие страны.

Природные богатства России расцениваются зарубежными государствами как ресурсы для выполнения собственных национальных задач, невзирая на губительные экологические последствия этой деятельности.

Пренебрежительное отношение российских производственников к требованиям экологического законодательства и национальным интересам в области охраны природы создают реальную опасность и дальнейшего преступного загрязнения природы.

Совершение экологических преступлений определяют и социально экономические обстоятельства. Довольно распространенными можно назвать такие преступления, как браконьерство, порубка деревьев, самовольный захват земли для личных нужд и др. И это не случайно: большинство лиц идет на это вынужденно, вследствие потери легального заработка и финансовых трудностей.

И все-таки корыстные и хулиганские мотивы экологических преступлений имеют гораздо большую распространенность.

Прогрессирует преступность в экологии и из-за пробелов в законодательстве об ответственности за экопреступления. Природоохранное законодательство нашей страны является одним из самых объемных и противоречивых. В нем содержится множество отсылочных норм, наблюдается явное несоответствие между различными правовыми актами и нормами. К примеру, имело место принятие субъектами РФ таких законодательных актов, согласно которым субъект имел исключительное право собственности на все природные объекты, находящиеся в пределах своей территории, что противоречит Основному закону РФ - Конституции. Принятие местными органами исполнительной власти правовых актов, касающихся экологии, должны быть одобрены государственной экологической экспертизой. Но довольно-таки часто, издавая такие законы, постановления и распоряжения, местные органы даже не ставят в известность природоохранные органы.

Зачастую правовые нормы недостаточно четко и ясно сформулированы. Например, в связи с принятием нового Закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" уже требуется дополнить и другие федеральные законы и изменить подзаконные акты. К сожалению, Президент и Правительство РФ, издающие подзаконные акты и отвечающие за правильное применение законодательства, не оперативно реагируют на изменение федеральных законов <*>.

<*> Талевлин А. Что несет в себе новый Закон об охране природы // Экология и право. 2002. N 1.

Основные изменения законодательства, по мнению С.А. Боголюбова, видятся в следующем.

Усиление экологических прав граждан с расширением возможностей контроля за экологической обстановкой и экологической деятельностью государственных органов и должностных лиц.

Расширение сферы свободы экологической и иной связанной с состоянием окружающей среды информации.

Создание стройной федеральной системы государственного управления качеством окружающей среды во главе с координирующим органом.

Усиление экономических механизмов воздействия на загрязнителей среды, стимулирование экологически чистых технологий и выпуска экологически чистой продукции.

Введение в содержание законов сравнительно нового для России явления и правового института в виде оценки воздействия на окружающую среду - ОВОС.

По аналогичному пути должны развиваться и остальные акты собственно экологического законодательства - законы, указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и ведомств.

Динамика роста экологической преступности зависит и от контролирующих органов. Активность органов и должностных лиц, занимающихся государственным, производственным, муниципальным, общественным экологическим контролем, явно недостаточна.

Как отмечает С.А. Боголюбов, "сравнительно незначительные цифры привлечения к уголовной ответственности за экологические преступления и причины этого кроются не только в недостатках законодательства и деятельности правоохранительных органов" <*>. По мнению многих криминологов, декриминализация некоторых деяний может способствовать усилению борьбы с ними, так как создает условия для быстрой и неотвратимой ответственности за них.

<*> Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. М., 2004.

"Исправительно-трудовая практика свидетельствует, что ужесточение наказания, не поддержанное комплексом социальных мер, не снижает преступности. Более того, необоснованное усиление наказания, равно как и неоправданное их смягчение, может снизить их эффективность" <*>. Исследования, да и реалии самой жизни приводят к выводу, что правопорядок в охране природы невозможно установить, пока не укреплена законность в других сферах жизнедеятельности общества, и прежде всего в экономике.

<*> Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировой криминологический анализ. М., 1997.

Чтобы эффективно противодействовать экологической преступности, нужно выявить ее генезис, факторы детерминации. Очевидно, пришло время для создания нового направления в криминологии - экологической криминологии, которой и предстоит досконально разобраться в причинах экопреступности, ее массовом характере, латентности, и выработать пути, инновационные методы и технологии по достоверному контролю за посягательствами на природную среду. На основе полученных результатов будет определяться объективный показатель (параметры вторжения в экосистему, причиненный вред, ущерб) степени тяжести совершенных экопреступлений. Экологическая криминология как отрасль криминологии сыграет важную роль в решении проблемных вопросов в области правового регулирования человеческого сообщества и окружающей среды.