Мудрый Юрист

Понятие договора о передаче ноу-хау

Химичук Елена Владимировна

Юрисконсульт по правовому и корпоративному сопровождению текущей деятельности ЗАО "Комплексные энергетические системы".

Родилась 1 июня 1978 г. в с. Наруксово Починковского р-на Нижегородской обл. В 2001 г. окончила юридический факультет Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова по специальности "Юриспруденция". В настоящее время учится на заочном отделении Государственного университета управления по специальности "Финансы и кредит".

Стремясь к экономическому росту, мировое сообщество провозгласило третье тысячелетие эпохой интеллектуальной собственности. Усиленное внимание современных государств к инновационной деятельности связано с тем, что наукоемкий продукт становится определяющим фактором экономического развития в XXI веке. Новая экономика основывается на знаниях, а не на расширяющемся потреблении невосполнимых природных ресурсов. Это значит, что основным капиталом любого предприятия является интеллектуальная собственность - ноу-хау, а не материальные активы и традиционные ресурсы.

Участие России во Всемирной торговой организации (ВТО) обусловлено соблюдением ряда условий, в том числе и соответствия уровня правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности требованиям, содержащимся в Соглашении о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). При этом Россия отнесена к группе государств приоритетного наблюдения в сфере интеллектуальной собственности.

К "белым пятнам" в российском законодательстве относится и регулирование договорных отношений при передаче ноу-хау. В России нет серьезной практики передачи ноу-хау на договорных началах, однако можно предполагать, что такая практика должна возникнуть в самом скором времени в условиях глобализации мировой экономики. К тому же давно ожидаемое принятие четвертой части ГК РФ должно способствовать если не широкому распространению договорных отношений по передаче прав на ноу-хау, то хотя бы единообразному их пониманию.

Принятый 29 июля 2004 г. Федеральный закон N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон "О коммерческой тайне") обозначил возможность передачи информации, составляющей секреты производства (ноу-хау), но вопросы регламентирования договорных отношений по-прежнему остаются на усмотрение самих участников гражданского оборота.

В настоящее время на договорные отношения при передаче ноу-хау распространяется действие норм гл. 27 - 29 подраздела 2 "Общие положения о договорах" ГК РФ. При отсутствии специальной нормативной базы важное значение приобретает договорная практика по сделкам о передаче ноу-хау, в том числе международная.

В международной практике используется проект лицензионного договора, разработанного Организацией связи в металлической промышленности Европы (ОРГАЛИМО), - "Примерный договор о передаче ноу-хау" <*>. Этот договор могут использовать на практике и российские предприниматели.

<*> См.: Сборник нормативных актов об охране интеллектуальной собственности. М.: Юрид. лит., 1996. С. 361.

Впервые термин "know-how" ("знать как") был применен в американской судебной практике в 1916 г. в деле "Дузэнд Браун" и стал использоваться в правовой литературе большинства стран.

Наряду с термином "ноу-хау" в законодательстве и на практике широко используются такие термины, как "коммерческая тайна", "торговые секреты", "секреты промысла". По мнению автора, отождествление перечисленных терминов, по меньшей мере, представляется некорректным, т.к. употребление каждого из них обусловлено спецификой конкретной ситуации. В предложенной статье используется термин "ноу-хау", т.к. он чаще всего применяется в ситуации, когда речь идет о договорных отношениях, в том числе и в международной практике.

До сих пор не существует официально признанного определения "ноу-хау" ни в международном, ни в национальном законодательстве. Это связано со значительными трудностями в формулировании определения "ноу-хау", которое, с одной стороны, удовлетворяло бы всем предъявленным к нему требованиям, а с другой - было бы доступным и достаточно понятным для всех пользователей.

Организация связи в металлической промышленности Европы предложила следующую формулировку: "Совокупность сведений, профессиональных знаний и опыта в процессе изготовления и технического осуществления производства какого-либо продукта может быть названа ноу-хау" <*>. Как видно, при всей осторожности и сдержанности авторов этого определения ("может быть названа") оно довольно спорно. Во-первых, ничего не сказано о конфиденциальности на данный момент этой совокупности, а во-вторых, о том, что эти сведения не являются предметом патента. В то время как оба эти признака (конфиденциальность и отсутствие патентной защиты) являются обязательными для ноу-хау, поскольку защищенные охранными документами технические решения становятся уже изобретениями или полезными моделями, но никак не ноу-хау.

<*> Ионова О.В. Обеспечение прав на секреты производства (ноу-хау). М.: ВНИИПИ, 1994. С. 78.

В ГК РФ ноу-хау назван "служебная и коммерческая тайна". Однако законодатель в ст. 128 ГК РФ разделил объекты нематериальной сферы на результаты интеллектуальной деятельности и информацию, что служит одной из причин, затрудняющих идентификацию ноу-хау. Дело в том, что ст. 139 ГК РФ соотносит этот объект с обобщающим понятием "информация": "Информация составляет служебную или коммерческую тайну...", - в то время как большинство специалистов считают ноу-хау составной частью результатов интеллектуальной деятельности.

Очевидно, что указанный подход законодателя по функциональному разделению объектов нематериальной сферы был ошибочен, и это можно продемонстрировать сравнением критериев результатов интеллектуальной деятельности и информации. Оба эти объекта нематериальны, и для их воспроизведения требуется фиксация на материальном носителе. Оба объекта получают в результате интеллектуальной деятельности, хотя творческий уровень этих объектов может быть не только различен, но даже несопоставим. К обоим рассматриваемым объектам применимы критерии оборотоспособности и охраноспособности. Такое совпадение критериев и отсутствие явного предмета, разделяющего указанные объекты, вполне позволяет объединить их, при этом родовым понятием должны быть результаты интеллектуальной деятельности, а видовым - информация. О юридической родственности этих понятий также свидетельствует следующее определение интеллектуальной собственности: "Объектами интеллектуальной собственности являются творения человеческого разума, человеческого интеллекта... информация, которая может быть представлена на материальном носителе..." <*>.

<*> Интеллектуальная собственность: Сб. ВОИС. М.: Юрист, 1995. С. 394.

И это не единственный лингвистический недостаток ст. 139 ГК РФ. Во-первых, в названии статьи "Служебная и коммерческая тайна" излишне определение "служебная", т.к. отношения, связанные со служебной тайной, должны регулироваться административным правом. Можно также спорить и о выборе названия "тайна" для объекта правоотношений, т.к. тайна, по определению, - это вид режима, способ сохранения от третьих лиц какой-либо информации, которая и должна быть таким объектом.

Основное содержание ст. 139 ГК РФ "Служебная и коммерческая тайна" - это имеющаяся в ней регулятивная норма, которая регламентирует, какие лица, при каких условиях и за какое нарушение правил будут подвергнуты соответствующим санкциям. Стилистически оправданным и юридически более точным для указанной статьи было бы название "Охрана коммерческой тайны". Такое внимание к стилистике Кодекса не самоцель, а способ подчеркнуть правовые возможности ноу-хау, т.к. согласно принципам толкования нормативных актов предполагается правовая значимость каждого слова, использованного законодателем.

В разрабатываемом Исследовательским центром частного права проекте четвертой части Гражданского кодекса РФ предлагается термин "профессиональный секрет", который вполне оправданно может вызывать ложные ассоциации с врачебной, аудиторской, адвокатской тайной, тайной следствия и т.д., и хотя все они могут представлять определенную коммерческую ценность (иногда даже значительную), эти виды профессиональных секретов соответствующими законами исключены из общего оборота.

Мнение о том, что понятия "коммерческая тайна" и "ноу-хау" тождественны и не имеет практического значения разграничение этих терминов, также существует, например, в Законе "О коммерческой тайне" понятия "коммерческая тайна" и "ноу-хау" рассматриваются как синонимичные.

Проанализировав определения, предложенные законодателем и юристами-практиками, можно выделить следующие признаки ноу-хау:

а) ноу-хау представляет собой результат интеллектуальной деятельности;

б) ноу-хау представляет собой совокупность информации, необходимой для наиболее эффективного осуществления какого-либо производственного процесса;

в) информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность;

г) информация носит универсальный характер, под ноу-хау могут быть подведены самые разнообразные сведения;

д) информация, составляющая ноу-хау, обязательно должна быть на данный момент конфиденциальной, т.е. должна быть в полном объеме сосредоточена в руках ее обладателя, вместе с тем отдельные ее элементы могут быть известны, но не в общей их совокупности, а каждый в отдельности, и только из различных источников. Стоит отметить, что Закон "О коммерческой тайне" не закрепил в качестве дефиниции понятие "конфиденциальность информации", тем самым предоставив право интерпретации данного определения обладателю информации;

е) возможность самостоятельного, независимо от ее обладателя, получения и сбора всей совокупности этой информации, хотя и не исключается, связана со значительной потерей времени и затратами либо вообще затруднена настолько, что ее приобретение у обладателя информации дает существенный экономический эффект;

ж) ответственность за использование ноу-хау без согласия (лицензии) его владельца может наступить для третьих лиц при условии, что будет неоспоримо доказана их недобросовестность при получении данного ноу-хау противоправным путем; нет свободного доступа на законном основании;

з) не имеет принципиального значения, является ли ноу-хау в целом или отдельные его элементы патентоспособными, - важно лишь, что они на данный момент времени не имеют патентной защиты и на них не поданы заявки на получение патентов;

и) не имеет правовой защиты на национальном и международном уровне.

Таким образом, можно предложить следующее определение: "Ноу-хау - конфиденциальная (в целом или какой-либо части) на данный момент времени совокупность сведений в виде незапатентованных (или не защищенных иным образом) технических и других решений, знания и опыта, необходимых для организации на более высоком уровне (техническом или ином) производства или реализации прогрессивной конкурентоспособной продукции, либо наиболее эффективного осуществления иных видов деятельности: коммерческой, финансовой, административной".

Данное определение не претендует на законодательное закрепление, оно скорее предлагается потенциальным обладателям ноу-хау как средство выявления последнего. Многие проблемы на практике возникают именно из-за неумения выявлять ноу-хау, определять его коммерческую значимость, сохранять в тайне; умело выявить ноу-хау - значит повысить экономичность и получить дополнительную прибыль при коммерческой реализации.

В качестве рекомендации можно предложить сторонам при заключении договора самим разработать и закрепить точное и полное определение передаваемого ноу-хау, сделав это, они смогут избежать в будущем разногласий относительно объема и условий передаваемого ноу-хау.

Под предметом договора понимается не само ноу-хау, а права на него, но ввиду отсутствия терминологии в российском законодательстве автором используется устоявшееся в практике международной лицензионной торговли такое название договора - "договор о передаче ноу-хау". Стороны при разработке положений договора должны учитывать это обстоятельство и корректно формулировать предмет договора.

Рассматривая природу ноу-хау, нужно подчеркнуть, что наряду с техническим ноу-хау имеется также коммерческое ноу-хау. К техническому ноу-хау относятся технические, профессиональные знания и опыт, обычно закрепленные в конструкторских чертежах, документации по изготовлению, рецепты материалов, веществ.

К коммерческому ноу-хау относятся вопросы организации производства, картотеки клиентов, данные о финансировании, методы рекламы и другие коммерческие знания. Коммерческое и техническое ноу-хау могут быть тесно взаимосвязаны, и эта взаимосвязь может заходить настолько далеко, что одни технические знания без одновременной передачи коммерческих не представляют никакой ценности.

В последнее время стали говорить об управленческом и финансовом ноу-хау, но это, скорее, подвиды коммерческого ноу-хау.

Кроме этого, различают материальную (вещную) и нематериальную формы ноу-хау. К материальной форме ноу-хау относят документы, дискеты и т.п. В такой форме могут быть переданы архитектурные планы зданий, инструкции, схемы.

К нематериальной форме относятся консультации по технологии производства или другим вопросам. Такое ноу-хау называют техническими услугами, а ноу-хау, относящиеся к обучению, - технической помощью. Если ноу-хау состоит в практическом руководстве производственным процессом (например, финансовом управлении, маркетинге), его называют управленческими услугами.

Необходимо отметить, что п. 6 ст. 3 Закона "О коммерческой тайне" предусматривает возможность передачи информации, составляющей коммерческую тайну (в том числе ноу-хау), только путем ее передачи на материальном носителе.

Вышеназванные формы ноу-хау - это только примерный перечень, который может быть значительно расширен.

При разработке договора сторонами должны учитываться положения ст. 5 Закона "О коммерческой тайне", содержащей исчерпывающий перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну и, следовательно, не могут выступать в качестве предмета рассматриваемого договора, а также то обстоятельство, что информация может быть конфиденциальной независимо от того, определена она в качестве таковой в договоре или нет (к примеру, сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации являются конфиденциальными по закону <*>).

<*> Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" // СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.

В юридической литературе договор о передаче ноу-хау часто отождествляется с договором патентной лицензии без учета их объектов: "Лицензионный договор - соглашение, по которому одна из сторон (лицензиар) обладает правом на нематериальный объект (изобретение, полезную модель, ноу-хау), а другая сторона (лицензиат) стремится получить разрешение на использование прав лицензиара". Это связано с тем, что договор о передаче ноу-хау разработан на основе именно договора патентной лицензии. Однако смешение двух различных, хотя и похожих договоров нежелательно. Лицензионный договор (точнее, договор патентной лицензии) имеет на практике самостоятельное значение. С помощью лицензионного договора утверждается право на использование конкретного изобретения, селекционного достижения, имеющих конкретную охрану. Лицензиар обладает исключительными правами на нематериальный объект, в то время как обладателю ноу-хау не предоставляется юридическая монополия.

В проекте четвертой части Гражданского кодекса рассматриваемый договор называется "договор о лицензии на ноу-хау" или "лицензионный договор", а его стороны - соответственно лицензиаром и лицензиатом. В качестве последних выступают юридические лица, в первую очередь коммерческие организации, и индивидуальные предприниматели; граждане, выступающие в гражданском обороте в качестве потребителей или ином качестве, как и граждане, занимающиеся предпринимательством с нарушением установленного порядка, не могут выступать стороной договора.

Анализируя правовую природу договора о передаче ноу-хау, можно проследить влияние на него договора купли-продажи и договора об оказании услуг.

Однако принципиальным отличием договора о передаче ноу-хау от договора купли-продажи является то, что исполнение договора о передаче ноу-хау не выражается ни в передаче вещи, ни в создании права. Чаще всего передается опыт - это первое. Во-вторых, продавец ноу-хау при наличии формального договора купли-продажи не будет иметь права использовать улучшения, если передаваемое ноу-хау имеет определенные недостатки. В-третьих, договор о передаче ноу-хау обычно создает длительные обязательственные отношения, при этом договор предусматривает возможность его досрочного расторжения. Такого права при договоре купли-продажи не существует.

Нормы, регулирующие договор о возмездном оказании услуг, могут быть применены по аналогии в ситуации, когда обладатель ноу-хау принимает обязательства командировать своих специалистов для обучения и инструктирования персонала приобретателя ноу-хау. Обладатель обязуется передать свой опыт и знания приобретателю и в связи с этим оказать ему консультативные услуги. Таким образом, договор о передаче ноу-хау приобретает многие черты договора об оказании услуг. Особенность передачи ноу-хау заключается в том, что передаются не просто специальные знания, а их практическое применение. В этом заключается основное отличие договора о передаче ноу-хау от договора об оказании услуг.

Некоторые правоведы считают, что договор о передаче ноу-хау "представляет собой договор особого рода, и к нему не могут быть применены нормы о других договорах, нужно руководствоваться лишь общими правовыми принципами" <*>. Представляется неправильным заранее отказываться от метода применения аналогии и искать решение только с помощью общих соображений, т.к. здесь кроется опасность утраты принципов применения правовых норм и в связи с этим невозможность их предвидения.

<*> Фишер Г. Лицензионные договоры с иностранными партнерами. М.: Юрид. лит., 1977. С. 203.

Исходя из вышеизложенного, для четкой идентификации договора о передаче ноу-хау можно выделить следующие его признаки:

  1. расширение круга физических, юридических лиц, которым на законных основаниях разрешено пользоваться ноу-хау;
  2. договор о передаче ноу-хау - сложное, длящееся во времени правоотношение;
  3. отличительная черта взаимоотношений между сторонами договора - доверительные, тесные связи; практически реальной и единственной гарантией конфиденциальности (в чем и состоит смысл договора) является высокая заинтересованность приобретателя ноу-хау в сохранении преимущественного положения на рынке, обусловленного использованием уникального объекта;
  4. отсутствие прямого регулирования законом договорных отношений при передаче ноу-хау;
  5. нематериальный характер предмета сделки; предмет договора - интеллектуальный товар, многократное использование которого не причиняет ущерба его содержимому;
  6. специфика передаваемых по договору прав, которые характеризуются следующим:

отсутствием государственной регистрации и, следовательно, документа (патента, свидетельства), закрепляющего за обладателем исключительное право на ноу-хау;

отсутствием предоставляемой патентом юридической монополии, в основе ноу-хау лежит фактическая монополия определенного лица на некоторую совокупность знаний;

договор является единственным источником, определяющим содержание ноу-хау и права на него;

право на ноу-хау может быть защищено только в относительных правоотношениях.

Таким образом, с учетом изложенных признаков можно дать следующее определение договора о передаче ноу-хау.

Договор о передаче ноу-хау - соглашение, по которому одна сторона (лицензиар) обязуется передать в установленном порядке и на условиях сохранения конфиденциальности принадлежащие ей права на ноу-хау, а другая сторона (лицензиат) обязуется использовать их в строго оговоренных пределах и уплачивать вознаграждение за использование.

Именно конфиденциальность предопределяет сущность договора о передаче ноу-хау, и стороны должны уделить особое внимание, устанавливая в договоре правовые, организационные, технические меры, направленные на поддержание режима конфиденциальности в отношении полученного ноу-хау. В качестве ориентира для избрания таких мер можно руководствоваться ст. 10 Закона "О коммерческой тайне".

В литературе можно встретить мнение о том, что лучше заключать самостоятельный договор о конфиденциальности передаваемой информации, в котором оговариваются все условия и который предшествует заключению договора о передаче прав на ноу-хау <*>. Но эта позиция не бесспорна, т.к. в этом случае изменится природа основного договора - договора о передаче ноу-хау (например, по договору о передаче технического ноу-хау передается только чертеж). Кроме этого, заключение двух самостоятельных договоров может не совпадать по времени, в связи с чем возникает риск раскрытия информации за пределами договорных отношений и, как следствие, возникновения убытков, за которые виновная сторона не будет нести ответственности.

<*> См.: Воронцова Л. Режим конфиденциальности по лицензионному договору // Интеллектуальная собственность. 1995. N 11. С. 34.

В качестве особого вида гражданского правового договора, договор о передаче ноу-хау подразделяется на несколько подвидов, каждый из которых имеет особенности. Существует немало критериев, опираясь на которые можно провести классификацию договоров о передаче ноу-хау.

  1. В зависимости от предмета, передаваемого по договору, можно выделить:

а) договоры о передаче технического ноу-хау (например, договор о передаче конструктивных чертежей; договор о передаче статистических расчетов и т.д.) <*>;

<*> См.: Лопатин К. Об информации // Юридический мир. 1999. N 7. С. 32.

б) договоры о передаче коммерческого ноу-хау (договор о передаче картотеки клиентов; договор о передаче данных о финансировании) <*>;

<*> См.: Там же. С. 34.

в) договоры о передаче управленческого ноу-хау (договор о передаче методов взаимодействия кооперирующихся фирм, договор о передаче методов управления);

г) договоры о передаче финансового ноу-хау (договор о передаче форм и методов инвестирования в ценные бумаги, договор о передаче форм и способов кредитования) <*>.

<*> См.: Карпухина С.И. Защита интеллектуальной собственности и патентоведение. М.: Международные отношения, 2004. С. 145.
  1. В зависимости от объема передаваемых прав выделяют следующие договоры о передаче ноу-хау:

а) договор о передаче простой лицензии на ноу-хау;

б) договор о передаче исключительной лицензии на ноу-хау;

в) договор о передаче полной лицензии на ноу-хау <*>.

<*> См.: Пузакова Е.П. Международная экономика и международные экономические отношения. Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 237.

По договору о передаче простой лицензии лицензиар разрешает использовать ноу-хау, оставляя за собой право как самостоятельного использования, так и передачи аналогичных прав третьим лицам.

По договору о передаче исключительной лицензии лицензиату предоставляются исключительные права на использование ноу-хау и лицензиар уже не может заключать аналогичные по условиям договоры с другими лицами, но оставляет за собой право самостоятельного использования ноу-хау.

Передавая полную лицензию, лицензиар уступает все права на ноу-хау в течение срока действия договора и отказывается от самостоятельного использования ноу-хау.

  1. Передача ноу-хау по договору может осуществляться двумя путями, поэтому различают:

а) договор о передаче лицензий непосредственно на ноу-хау (беспатентная лицензия);

б) договор по передаче лицензии на ноу-хау в совокупности с какими-либо охраняемыми правами на промышленную собственность, например на изобретение (смешанная лицензия) <*>.

<*> См.: Мухопад В.И. Международная торговля лицензиями. М.: Проспект, 1993. С. 88.

Опыт международной практики показывает, что более 80% лицензионных соглашений содержат, наряду с передачей охраняемых прав (чаще патентных), еще и ноу-хау <*>.

<*> См.: Пузакова Е.П. Указ. соч. С. 236.

В рамках данной классификации некоторые правоведы предлагают выделить лицензию, сопутствующую передаче оборудования <*>. Это возможно в следующей ситуации: если при разработке нового оборудования было сделано ноу-хау, то при продаже этого оборудования к покупателю перейдет и ноу-хау.

<*> См., напр.: Ионова О.В. Указ. соч. С. 82.

Принципиальным различием между договорами в рамках данной классификации является и порядок их заключения.

Договор, предметом которого выступают только права на ноу-хау, не подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности; договор считается заключенным с момента подписания его сторонами.

Если заключается договор, по которому передается смешанная лицензия, т.е. одновременно и патентные права, такой договор подчиняется правилам о договоре патентной лицензии. Следовательно, он должен быть заключен в письменной форме и зарегистрирован в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности; договор в этом случае будет считаться заключенным с момента его регистрации.

Если предметом договора о передаче ноу-хау были сведения о сущности изобретения, в отношении которого была подана заявка на патент, то после удовлетворения заявки и выдачи патента договор о передаче ноу-хау преобразуется в договор патентной лицензии со всеми вытекающими последствиями.

  1. В зависимости от территории, на которую распространяется действие договора о передаче ноу-хау, можно обозначить:

а) внутрифирменный договор о передаче ноу-хау;

б) внутригосударственный договор;

в) международный договор.

Под территорией может пониматься не только регион в соответствии с политико-административным делением, но и отрасль промышленности.

Внутрифирменный договор о передаче ноу-хау имеет место в транснациональных компаниях или когда, например, материнское общество заключает договор с дочерним.

Внутригосударственные договоры заключаются между физическими и/или юридическими лицами, зарегистрированными в качестве субъектов предпринимательской деятельности в РФ, в этом случае правоотношения по передаче ноу-хау регулируются национальным законодательством.

Международный договор о передаче ноу-хау имеет место, когда одна из сторон - иностранное физическое и/или юридическое лицо. В сфере международных отношений выступает международное право, основанное на принятых мировым сообществом международных конвенциях, договорах и соглашениях. В рамках таких организаций, как Генеральное Соглашение по тарифам и торговле (ГААТ) и Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), разрабатываются отдельные положения, регулирующие международную передачу технологии. Но первичным регулятором сделки будет соглашение о передаче ноу-хау, где стороны оговаривают применяемое право. Это нормы национального законодательства одного из партнеров, чаще всего - обладателя ноу-хау.

Специфика предмета договора о передаче ноу-хау обусловливает и особый характер прав и обязанностей сторон, оснований ответственности в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязательств. В связи с этим в законодательстве необходимо изложить вопросы гражданского оборота ноу-хау. В этом заинтересованы все участники экономических отношений, в том числе и государство, которое должно в первую очередь способствовать разрешению данной задачи. Отсутствие ясности в вопросах регулирования выступает сдерживающим фактором в активизации такой перспективной формы коммерционализации результатов интеллектуальной деятельности, как передача ноу-хау на договорных началах.

В настоящее время, ввиду отсутствия нормативного регулирования, нужно признать приоритет договора как единственного источника, определяющего содержание ноу-хау и права на него.