Мудрый Юрист

Организация работы по совершенствованию материально-технического обеспечения деятельности учреждений и органов УИС

Выступление заместителя директора ФСИН России Н.И. Баринова на итоговом совещании руководителей территориальных органов и образовательных учреждений ФСИН России, состоявшемся 18 марта 2006 года в Научно-исследовательском институте ФСИН России.

В 2005 году ФСИН России проводилась работа по увеличению финансовых ресурсов на содержание уголовно-исполнительной системы (УИС). По смете УИС были предусмотрены средства в объеме 67,8 миллиарда рублей (40,4 процента к уровню 2004 года). При этом было учтено дополнительное выделение денежных ресурсов на финансирование содержания переданных в УИС общеобразовательных школ и ПТУ, укрепление службы психиатрической помощи осужденным, закупку вооружения и военной техники, расходы, связанные с введением новых норм УПК и УИК, выполнение последнего этапа по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 123 и другие нужды.

По ряду расходных статей сэкономлено 1,5 миллиарда рублей бюджетных средств, кроме того, 7 миллиардов рублей было направлено на увеличение расходов в связи с изменением классификации. Они были направлены на расходы, не обеспеченные бюджетом в полном объеме, в том числе на приобретение медтехники и оборудования, капитальный ремонт следственных изоляторов, заработную плату гражданских служащих, страховые выплаты сотрудникам УИС, на оплату расходов по транспортному обеспечению осужденных при освобождении и ряду других нужд.

Изысканы дополнительные финансовые ресурсы для закупки котельно-печного топлива в объеме 57 миллионов рублей, а также на погашение кредиторской задолженности за коммунальные услуги в объеме 700 миллионов рублей.

Подготовлен доклад о результатах и основных направлениях деятельности на период 2006 - 2008 годов, который направлен в Правительственную комиссию по повышению результативности бюджетных расходов. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2005 года N 118 подготовлен уточненный прогноз социально-экономического развития промышленного производства УИС на 2006 год и параметров прогноза на период до 2008 года.

Подготовлено и подписано в Минфине России генеральное разрешение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2004 года N 173-ФЗ осуществлен мониторинг средств, удерживаемых из заработной платы осужденных и перечисляемых в доход федерального бюджета. За 2005 год перечислено в бюджет 666,3 миллиона рублей.

Подготовлен и подписан Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 15 марта 2005 года N 99, определяющий порядок оказания финансовой и социальной помощи, расходования средств, предназначенных для укрепления материальной базы по организации и осуществлению воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы, проведения общесистемных мероприятий, носящих социальный характер, содействия трудовой занятости осужденных, улучшения медицинского обслуживания сотрудников УИС и других целей.

Значительная и большая по объему работа выполнена всем коллективом ФСИН России по формированию бюджета на 2006 год. В порядке проработки основных параметров бюджета в Минфине России удалось дополнительно защитить расходы на сумму более 12 миллиардов рублей. Это позволило увеличить расходы на 2006 год на 27,1 процента к уровню 2005 года. Бюджет УИС на 2006 год составил почти 86,1 миллиарда рублей.

С 1 января 2006 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации увеличены в 1,15 раза размеры окладов по штатным должностям и оклады по специальным званиям сотрудникам УИС и пенсионерам.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации в целях социальной поддержки сотрудников УИС в 2005 году установлена выплата ежемесячного денежного поощрения. Увеличены расходы на оплату труда по денежному довольствию военнослужащих на 22,2 процента, а гражданских служащих на 27,1 процента. Расходы на компенсацию за вещевое имущество увеличены на 54,8 процента. Продолжена работа по тарификации должностных окладов сотрудников центрального аппарата ФСИН России, территориальных органов и подразделений, непосредственно им подчиненных. Подготовлено и издано пять приказов Минюста России, 23 приказа ФСИН России и 4 распоряжения ФСИН России.

Проведена работа по представлению сметы расходов на выплату в 2006 - 2008 годах пенсий, пособий и компенсаций пенсионерам УИС. Численность пенсионеров УИС составляет 63,3 тыс. человек. На выплату пенсий, пособий и компенсаций пенсионерам УИС израсходовано из федерального бюджета более 3 миллиардов рублей.

В то же время в работе органов и учреждений УИС в 2005 году имели место существенные недостатки в работе по использованию бюджетных средств.

Несмотря на указания Минфина России и руководства Федеральной службы, многие руководители территориальных органов УИС ослабили контроль за своевременным и полным использованием выделяемых бюджетных средств.

По состоянию на 1 января 2006 года остатки неиспользованных средств на лицевых счетах учреждений, возвращаемых в бюджет, составили 338,3 миллиона рублей. Это значительно больший объем средств против прошлого года. В 25 территориальных органах УИС остатки на лицевых счетах составили более 4 миллионов рублей в каждом.

Наибольшие остатки неиспользованных средств имеют учреждения ФСИН по Республике Коми - 10,4 миллиона рублей, Краснодарскому краю - 17,4 миллиона рублей, Свердловской области - 26,5 миллиона рублей, Кемеровской области - 18,8 миллиона рублей, Новосибирской области - 11,7 миллиона рублей, Санкт-Петербургу и Ленинградской области - 9,6 миллиона рублей, г. Москве - 10,4 миллиона рублей.

Руководители названных управлений неоднократно выходили с просьбами об увеличении бюджетных средств на содержание учреждений УИС. Однако, выступая с просьбами, они плохо знают реальную потребность в средствах, не контролируют их использование и не спрашивают за их своевременное использование.

В то же время при наличии средств по ряду терорганов УИС сложилась значительная кредиторская задолженность на 1 января 2006 года. Более того, в 26 территориях произошло увеличение кредиторской задолженности.

Причем в 16 территориальных органах наличие средств на лицевых счетах позволяло не иметь кредиторскую задолженность. Так, в УИС г. Москвы кредиторская задолженность составила 6,4 миллиона рублей при остатках 10,9 миллиона рублей, в УИС Псковской области соответственно 1,5 и 7,8 миллиона рублей, а Пензенской области 1,4 и 2,5 миллиона рублей и в Читинской области 2,7 и 3,6 миллиона рублей.

Ряд управлений службы не обеспечили выполнение требований Федерального закона о перечислении в доход бюджетных средств, удерживаемых из заработной платы осужденных. В 13 управлениях выполнение установленного задания составило 25 - 48 процентов. Особенно неудовлетворительно работали ГУФСИН, УФСИН республик Марий Эл, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Татарстана, Удмуртии, Хабаровского края, Волгоградской, Иркутской, Рязанской, Смоленской областей.

Вам - первым лицам территориальных органов необходимо установить контроль за рациональным и целевым использованием бюджетных средств, провести анализ работы предприятий УИС и принять меры по улучшению финансового состояния, снижению затрат на производство, сокращению кредиторской задолженности и ликвидации убыточности изделий и предприятий, взять под личный контроль реализацию Постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 660 "Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней".

Обратите внимание на снижение в 2005 году объемов производства против 2004 года и значительную численность осужденных, не работающих из-за непредоставления работы.

Отдельно хочу остановиться на деятельности Главной контрольно-ревизионной инспекции ФСИН России (инспекции).

В 2005 году подготовлены и направлены в территориальные органы 11 обзорных писем о результатах контрольно-ревизионной работы, организации ведомственного финансового контроля.

Для координации действий контрольно-ревизионных аппаратов управлений ФСИН по федеральным округам и ГКРИ ФСИН России были проведены учебные сборы с участием начальников контрольно-ревизионных окружных управлений и их заместителей.

Актуальное значение имеет работа по качественному подбору кадров в контрольно-ревизионные отделы. В территориальных органах, где руководители ответственно относятся к комплектованию ревизионного аппарата, к ревизиям и проверкам, проводимым ГКРИ ФСИН России и органами государственного контроля, наладили систему внутреннего контроля, не выявлено серьезных финансовых нарушений. С положительной стороны стоит отметить ГУФСИН, УФСИН России по Красноярскому краю, Воронежской, Ростовской областям.

За 2005 год инспекцией проведена 61 документальная ревизия финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов, образовательных и медицинских учреждений, 18 ревизий пенсионного обеспечения, 27 ревизий по статье "Особые расходы" и подразделений "Л", 16 внеплановых проверок отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности.

В ходе проведения документальных ревизий выявлено финансовых нарушений более чем на 481 миллион рублей.

Следует отметить, что более 44 процента нарушений составляет использование бюджетных ассигнований не по целевому назначению.

Наиболее крупные суммы данного нарушения допущены в УИС Республики Бурятия. За 2003 - 2004 годы почти 31 миллион рублей бюджетных средств было перераспределено с одной целевой статьи на другую.

В ГУФСИН России по Пермской области использованы не по целевому назначению более 11 миллионов рублей, в том числе 2,5 миллиона, выделенные на содержание спецконтингента, были израсходованы на содержание аппарата управления.

В учреждениях Тюменской области за 2003 - 2004 годы за счет бюджетных средств оплачены расходы производственной и внебюджетной деятельности за потребленную электрическую, тепловую энергию, водоснабжение и канализацию на общую сумму почти 21 миллион рублей.

Несмотря на неоднократные требования о повышении эффективности использования бюджетных ассигнований, в территориальных органах УИС продолжаются случаи необоснованных расходов денежных средств при осуществлении закупок товарно-материальных ценностей. В 2005 году ущерб экономическим интересам УИС от приобретения имущества по завышенным ценам составил 6,7 миллиона рублей.

В результате некачественной правовой и экономической проработки договоров (контрактов), бесконтрольности по исполнению поставщиками взятых на себя обязательств и нарушений в работе тендерных комиссий допускались сверхнормативные запасы продуктов питания с ограниченными сроками хранения, без всяких оснований увеличивались цены, установленные договорами (протоколами согласования цен). Без необходимых согласований вносились изменения в прилагаемые к договорам спецификации либо поставлялась продукция, совсем не предусмотренная договорами. Сумма нерационального расхода бюджетных ассигнований составила почти 56 миллионов рублей.

Наиболее крупные суммы данных видов нарушения допущены в УИС Удмуртской Республики (10,4 миллиона рублей), Республики Бурятия (21,3 миллиона рублей).

В отдельных регионах руководителями и работниками экономических служб не акцентировано должным образом внимание на сокращение расходов средств федерального бюджета по оплате топливно-энергетических ресурсов и потребления воды для нужд УИС. Так, необоснованно использованы бюджетные деньги на оплату энергоресурсов и потребленных услуг УИС Удмуртской Республики почти на 1,2 миллиона рублей, Ямало-Ненецкого автономного округа почти на 6,4 миллиона рублей.

Многочисленные нарушения по начислению и выплате денежного довольствия и заработной платы сотрудникам, ставшие возможными из-за низкого уровня знаний действующего законодательства, нормативных правовых актов, привели к переплатам и недоплатам на сумму более 18 миллионов рублей.

Наибольшие суммы нарушений выявлены в УИС республик Бурятия (699,7 тыс. рублей), Северная Осетия (1,9 миллиона рублей), Удмуртия (1,04 миллиона), Камчатской (2 миллиона), Ульяновской (3,67 миллиона) областей, Ямало-Ненецкого АО (6 миллионов рублей).

Наблюдается значительный рост финансовых нарушений, связанных с необоснованным, бездокументальным списанием товарно-материальных ценностей, завышением норм списания горючесмазочных материалов и товарно-материальных ценностей. Общая сумма данных финансовых нарушений, выявленных за 2005 год, составила более 15 миллионов рублей, в том числе в УФСИН России по Ульяновской области более 5 миллионов рублей, в учреждениях бывшего Микуньского УЛИУ более 2,6 миллиона рублей.

Упущения в работе должностных лиц, а также отсутствие контроля за их работой со стороны отдельных руководителей территориальных органов привели к тому, что состояние финансово-хозяйственной деятельности в ряде регионов не соответствовало установленным требованиям. Грубые финансовые нарушения были выявлены в ГУФСИН, УФСИН России по Республике Бурятия, Удмуртской Республике, Камчатской, Кемеровской, Московской, Омской, Пермской, Сахалинской, Тюменской, Ульяновской областям, Ямало-Ненецкому автономному округу, бывшему Микуньскому УЛИУ.

Надлежало возместить финансовые нарушения в 2005 году на сумму 290 миллионов рублей, возмещено почти 250 миллионов.

К материальной ответственности было привлечено 209 человек, к дисциплинарной - 598 человек, в том числе освобождены от занимаемых должностей 3 человека.

Несмотря на то что выделяемые в настоящее время бюджетные средства по многим расходным статьям достаточны для стабильного функционирования системы, в деятельности ряда территориальных органов сложился многолетний стереотип нарушений.

Поэтому одна из основных задач руководителей территориальных органов, финансово-экономических, бухгалтерских служб УИС - преодолеть этот стереотип, а задача финансовых и ревизионных подразделений ФСИН России - не только указывать руководителям территориальных органов на нарушения и наказывать за них, но главное - приложить все усилия, чтобы руководители территориальных управлений выполняли предписанные законом требования.

Одним из приоритетных направлений деятельности служб тыла УИС в 2005 году явилась реализация функций государственного заказчика по оборонному заказу.

В целом по сравнению с 2004 годом предельный объем бюджетных ассигнований по государственному оборонному заказу на 2005 год был увеличен на 16,6 процента. При этом финансирование на закупку вооружения и военной техники возросло в 3,5 раза, специального топлива и горючесмазочных материалов в 2,5 раза, на строительство специальных и других объектов в 1,8 раза. Кроме того, на 8,6 процента увеличены бюджетные ассигнования на проведение НИОКР и ремонт вооружения и военной техники.

Реализация государственного оборонного заказа позволила в 2005 году повысить в среднем на 4,5 процента оснащенность территориальных органов ФСИН России основными видами инженерно-технических средств охраны, средствами связи, оружием, боеприпасами, средствами индивидуальной защиты и основными предметами форменного обмундирования для личного состава (с 98 до 99 процентов).

Повысилась обеспеченность спецконтингента основными предметами вещевого имущества, которая в настоящее время составляет 99%. На складах подразделений и базах снабжения территориальных органов созданы и поддерживаются в необходимых объемах запасы продовольствия и вещевого имущества.

В преддверии зимы на местах были созданы нормативные запасы котельно-печного топлива. Случаев аварийного отключения отопительных систем из-за отсутствия топлива не допущено. В полном объеме выполнен план северного завоза.

В последнее время большое внимание уделяется улучшению условий содержания. На этом остановлюсь поподробнее.

Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 года N 205 установлены новые нормы питания (Приказ Минюста России от 2 августа 2005 года N 125), разработанные ГУ НИИ питания РАМН, учитывающие половые и физиологические особенности нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных и подследственных. Расчетная стоимость питания на одного осужденного в 2005 году со старыми нормами увеличилась более чем в 1,6 раза (с 23 руб. 84 коп. до 38 руб. 75 коп.).

В питании спецконтингента находят все большее применение новые перспективные продукты, не требующие первичной механической и длительной тепловой обработки. В 2005 году решен вопрос обеспечения лиц, содержащихся под стражей, при нахождении в суде сухим пайком, основу которого составляют продукты высокой степени готовности.

Этим же Постановлением улучшены нормы материально-бытового обеспечения за счет введения в них одноразовых бритв для мужчин, средств личной гигиены для женщин, а также туалетной бумаги, зубной пасты и щеток.

Для повышения эксплуатационных, эстетических свойств, увеличения срока носки разработана новая одежда для осужденных мужчин, женщин и несовершеннолетних мужского пола. В одежде применены смесовые ткани, превосходящие применяемые в настоящее время материалы по плотности на 20 процентов, по разрывной нагрузке в 2 раза, по стойкости к истиранию в 3,2 раза, по изменению линейных размеров после стирки в 1,4 раза.

В зимней одежде в качестве утепляющих материалов использованы синтепон и ватин. Для районов с суровыми климатическими условиями на верхней одежде предусмотрены съемные утеплители. Ткань верха имеет улучшенные свойства к воздействию атмосферных осадков и к различным загрязнениям. Одежда имеет улучшенный эстетический вид, более легкий вес, практичнее и удобнее в повседневной носке.

Ивановским филиалом НИИИиПТ разработаны технические условия на указанные предметы одежды, 53 предприятия УИС изготовили лекала и уже приступили к производству и поставке новой одежды с января 2006 года.

В 2005 году закончена разработка новой обуви для осужденных, которая характеризуется большей износостойкостью и меньшей промокаемостью, она более удобна, имеет хороший внешний вид.

Приказом Минюста России от 9 июня 2005 года N 85 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" утверждены нормы вещевого довольствия спецконтингента с учетом применения новых материалов. Введены новые предметы в нормы снабжения несовершеннолетних: куртка х/б (ветровка), шорты, головной убор летний для осужденных мужского пола, брюки для несовершеннолетних осужденных женского пола и брюки и платье-халат для осужденных женщин.

В ближайшее время ожидаются изменения и в нормах снабжения форменным обмундированием сотрудников УИС. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 2005 г. N 531 "О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия" совместно с заинтересованными министерствами подготовлен и направлен на рассмотрение Правительства проект Постановления о форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников силовых структур.

Реализация всех этих направлений возможна при условии не только значительной финансовой поддержки со стороны государства, но и привлечения внебюджетных, в первую очередь собственных источников финансирования, ликвидации заведомо убыточных производств и структур.

В последние годы в УИС этому уделялось очень большое внимание. В настоящее время в системе освоено производство основных продуктов питания, вещевого и других видов имущества. Ежегодно при формировании гособоронзаказа первоочередное внимание уделяется внутрисистемным поставкам. На основе заданий оборонного заказа ежегодно формируется программа самообеспечения.

С 2004 года программа учитывает практически все разделы тыловой деятельности. Самообеспечение подразумевает участие в федеральных и региональных целевых программах, участие субъектов РФ, коммерческих и инвестиционных структур, централизованные поставки КПТ, госконтракты на поставку банно-прачечного оборудования и моющих средств, заказы на поставку лекарственных средств, заказы на поставку дезкамер для ЛПУ, внутрисистемные поставки казарменной мебели. Развитие внутрисистемного рынка по программе - это самообеспечение УИС продуктами питания, оборудованием продовольственной и медицинской службы, вещевым имуществом, сельхозтехникой, предметами коммунально-бытового назначения.

Сейчас потребности ФСИН России в вещевом имуществе практически полностью удовлетворяются за счет собственного производства.

Постепенно увеличиваются объемы собственного производства продовольствия. Сегодня они составляют в среднем около 40 процентов от потребности УИС. Это стало возможным прежде всего за счет развития сельскохозяйственных предприятий и подсобных хозяйств, общее количество которых составляет 712, а также перерабатывающих производств.

Так, в общем объеме заложенного на длительное хранение картофеля урожая 2005 года доля произведенной в УИС собственной продукции составила 42 процента. Обеспеченность солениями собственного производства составила 70 процентов от потребности. При общем спаде сельскохозяйственного производства в стране учреждения УИС не только сохранили поголовье скота и птицы, но и добиваются ежегодного прироста объемов производства. В 2006 году от собственных товаропроизводителей на питание спецконтингенту поступит продовольствия предположительно на сумму около 4000 миллионов рублей.

Доля осужденных, выводимых на оплачиваемые работы, на начало 2006 года по России 28,4 процента, а по программе самообеспечения работает почти 7 процентов общего количества лиц, содержащихся в ИУ или 24,6 процента от общего числа работающих. Только на сельскохозяйственных работах и на производстве оборудования продовольственной службы задействовано около 23 тысяч осужденных (1998 год - 16 тыс. осужденных).

Кроме того, на работах по хозяйственному обслуживанию подразделений УИС задействовано в 2005 году почти 52 тысячи осужденных (с СИЗО).

Если экономический эффект в 2005 году от централизованных поставок продовольствия, котельно-печного топлива, вещевого имущества составил около 267 миллионов рублей, то от реализации программы самообеспечения более 320 миллионов рублей.

Наилучших результатов по производству сельхозпродукции и ее переработке добились ГУФСИН России по Красноярскому краю, УФСИН России по Оренбургской, Воронежской областям, которые практически полностью обеспечивают учреждения продукцией собственного производства. Территориальные органы ФСИН России по Воронежской, Курганской Нижегородской, Оренбургской и Ростовской областям, кроме того, осуществляют поставки излишков продовольствия в другие территориальные органы УИС.

Такими продуктами, как мука, крупа, растительное масло, мясные консервы, ФСИН России не только в полном объеме обеспечивает себя, но и имеет возможность поставлять их для обеспечения прочих потребителей. То же относится к вещевому и некоторым другим видам имущества.

В связи с этим одной из наиболее актуальных задач является дальнейшее развитие внутрисистемного рынка с акцентом на выпуск высокорентабельной продукции, а также выход на межведомственный товарный рынок и рынок услуг. Для этого мы должны быть готовы обеспечить не только необходимый и своевременный объем поставок, но и высокое качество и конкурентоспособность продукции или оказываемых услуг заказчику, независимо от его ведомственной принадлежности.

Здесь наряду с положительными примерами (ГУПы учреждений Республики Чувашия, Хабаровского края, Новосибирской, Челябинской, Саратовской, Ивановской областей - по поставкам вещевого имущества) в ряде случаев мы еще имеем большие проблемы. Так, несвоевременно выполняли централизованные заказы ФСИН России по поставкам вещевого имущества предприятия отдельных учреждений Ярославской, Волгоградской, Оренбургской областей, Республики Башкортостан.

Поступали замечания на качество поставляемого вещевого имущества, изготавливаемого предприятиями учреждений Владимирской и Ярославской областей (ботинки с высокими берцами), Чувашской Р. (головные уборы для спецконтингента), Московской области (рубашки и блузки офицерские, костюмы полевые летние и зимние), Воронежской области (полуботинки).

Большую роль играет развитие внебюджетной деятельности, позволяющей гибко маневрировать заработанными денежными средствами, использовать их прежде всего на неотложные нужды УИС, недостаточно подкрепленные средствами федерального бюджета. Наилучшие результаты здесь имеют территориальные органы Самарской, Саратовской, Свердловской, Тюменской, Ярославской областей, Красноярского и Приморского краев и ряд других.

Вместе с тем наряду с положительными примерами проверками и ревизиями по-прежнему выявляются серьезные факты нарушений законодательства, нормативных актов Правительства РФ, Минюста и ФСИН России.

Так, с нарушениями законодательства проводили закупки продовольствия Вологодский институт права и экономики, УФСИН России по Вологодской, Курской и Московской областям, Воронежский и Дальневосточный юридические колледжи, ГУФСИН России по Иркутской области.

Приобретались продукты, не предусмотренные нормами питания, в УИС Еврейской автономной и Калининградской областей. В УФСИН России по Алтайскому краю, Омской, Костромской, Московской областям производилась необоснованная замена натуральных продуктов по норме питания для осужденных и воспитанников (молоко коровье, творог, яйца куриные) на консервированную молочную продукцию.

В Республике Бурятия необоснованно закупались консервированные овощные блюда, в то время как на складах учреждений находился 9-месячный запас свежих и сушеных овощей. В результате создания сверхнормативных запасов была допущена порча сушеных овощей на сумму 41 тыс. рублей и консервированных овощей на 63,4 тыс. рублей.

В ряде территориальных органов УИС продовольствие закупалось по завышенным ценам, например, в Читинской области стоимость сгущенного молока почти в 2 раза выше среднероссийской цены (53 руб./кг - 29,50 руб./кг), чая в Р. Мордовия почти в 3 раза (140 руб./кг - 50,00 руб./кг) и рыбы в Новосибирской области в 1,3 раза (27,00 руб./кг - 20,00 руб./кг).

В Бийской ВК УФСИН России по Алтайскому краю, Можайской и Икшанской в Костромской воспитательной колонии на довольствие осужденных недодавались по нормам питания молочные, мясные продукты, свежие фрукты, соки.

В 2005 году были выявлены серьезные недостатки в работе тыловой службы УИС Курской области. Несмотря на имеющиеся возможности, руководство управления своевременно не приняло мер по обеспечению вещевым имуществом осужденных в ИК-3. Осужденные не в полной мере были обеспечены постельными принадлежностями, одеждой и обувью по сезону.

Как показал опыт прошлого года, несоблюдение установленных требований, недостаток внимания, попустительство и безразличие к имеющимся проблемам в вопросах тыловой деятельности наряду с другими причинами способствуют дестабилизации обстановки в местах лишения свободы, превратному освещению событий в средствах массовой информации и искаженному мнению о ФСИН в обществе, правозащитных организациях, за рубежом. Каждый сотрудник УИС на любом участке работы обязан помнить об этом.

Таким образом, стоящие перед тыловой службой ФСИН России задачи масштабны и заставляют по-новому взглянуть на работу тылового блока.

В рамках Федеральных целевых программ "Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002 - 2006 годы", "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)", "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)" проводится работа по укреплению и развитию материально-технической базы УИС, жилищному строительству, улучшению условий содержания лиц, заключенных под стражу, и осужденных. Кроме этого, по непрограммной части государственного оборонного заказа на 2005 год осуществлялось строительство жилья для сотрудников и объектов образовательных учреждений ФСИН России.

В 2005 году на развитие уголовно-исполнительной системы было выделено более 1,3 миллиарда рублей, в том числе на реализацию указанных Федеральных целевых программ почти 1,1 миллиарда рублей. В результате реализации Целевых программ в прошедшем году введено 5484 места в следственных изоляторах и тюрьмах и более 5 тыс. кв. метров служебных помещений, лечебные корпуса и общежития в тубучреждениях вместимостью 906 мест, проведена реконструкция более 9 тыс. кв. метров объектов коммунально-бытового назначения в СИЗО и ЛИУ.

Высоких показателей в освоении выделенных объемов капитальных вложений, привлечении региональных средств и вводе в эксплуатацию объектов УИС достигли территориальные органы УИС Липецкой, Свердловской, Ростовской, Курской, Самарской, Калужской, Воронежской и Оренбургской областей, г. Москвы, Красноярского и Хабаровского краев, Ханты-Мансийского автономного округа. В то же время утеряны позиции в Белгородской и Астраханской областях.

Вместе с тем ряд руководителей территориальных органов формально относятся к срокам ввода объектов (Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский край, Московская, Томская, Псковская, Тюменская и Челябинская области), надлежащему и своевременному оформлению документации на строительство (Республика Бурятия, Брянская, Тверская и Тамбовская области, Санкт-Петербург).

На ремонт зданий, сооружений и инженерных сетей за счет сметы содержания УИС было освоено почти 1200 миллионов рублей (75,4 процента от потребности), которые в первую очередь направлялись на проведение капитальных ремонтов аварийных объектов, следственных изоляторов и воспитательных колоний, создание в 21 тероргане УИС (программа "Следственный изолятор - 2006") новых следственных изоляторов на неиспользуемых площадях исправительных учреждений. В целях рационального использования бюджетных средств были сформированы и утверждены руководством ФСИН России 110 программ капитального и текущего ремонтов объектов УИС. Всего проводились работы по ремонту и реконструкции более 3 тыс. объектов в учреждениях.

Положительной оценки в проведении мероприятий по капитальному ремонту жилых зон исправительных учреждений заслуживают подразделения УИС Республик Коми, Марий Эл, Краснодарского, Красноярского, Приморского краев, Владимирской, Иркутской, Калининградской, Костромской, Ростовской, Тюменской, Читинской областей.

Однако уже с 1 февраля по 11 марта 2006 года в адрес руководства ФСИН России поступило 35 обращений терорганов УИС с просьбами о дополнительном выделении средств на ремонт зданий и сооружений бюджетного сектора на общую сумму более 233 миллионов рублей.

Наибольшее количество обращений поступило из ГУФСИН, УФСИН республик Дагестан (75,5 миллиона руб.), Татарстан (42 миллиона руб.), Марий Эл (21,6 миллиона руб.), Нижегородской области (11,43 миллиона руб.), Красноярского и Приморского краев (9 миллионов руб. каждый).

За счет перепрофилирования зданий и сооружений исправительных учреждений, расширения режимных корпусов существующих следственных изоляторов введено 6701 место, из которых 1272 места в помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов. Кроме того, дополнительно введены в эксплуатацию общежития суммарной мощностью 6266 мест, ПКТ-ШИЗО-ДИЗО на 929 мест, 342 комнаты длительных свиданий, более 5 тыс. посадочных мест в столовых, 1120 мест в банях, продвещскладов на 3,8 тыс. тонн.

Наиболее активно проводилась работа по этим направлениям в Республике Башкортостан, Алтайском и Красноярском краях, Вологодской, Ивановской, Ростовской областях.

В 2005 году на оплату услуг по водоснабжению подразделений УИС исходя из нормативной потребности и погашения кредиторской задолженности прошлых лет выделен лимит бюджетных ассигнований в объеме 1242 миллиона рублей. Кредиторская задолженность прошлых лет погашена в полном объеме.

Несмотря на принимаемые меры, в некоторых исправительных учреждениях положение с размещением и коммунально-бытовым обеспечением осужденных и лиц, заключенных под стражу, далеко не в полной мере отвечает нормативным требованиям. Недостаточны вместимость общежитий, пропускная способность столовых, банно-прачечных блоков, комнат длительных свиданий, инженерных сетей и коммуникаций.

Остается неблагополучная ситуация с размещением осужденных отдельных видов режима в исправительных колониях Чувашской Республики (недостает 688 мест), Алтайском (454), Краснодарском (670) краях, Иркутской (499), Саратовской (717), Свердловской (1556), Челябинской (1916) областях, Ханты-Мансийском автономном округе (569).

Продолжается целенаправленная работа по восстановлению объектов уголовно-исполнительной системы в Чеченской Республике. В рамках Федеральной целевой программы "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)" выделено на текущий год 90 миллионов рублей, в том числе 70 миллионов рублей на восстановление режимных объектов (ИК-2 и СИЗО-1) и 20 миллионов рублей на строительство жилых домов для сотрудников УИС. Запланированные мероприятия профинансированы на 100%. Введены в эксплуатацию 5 двухквартирных жилых домов общей площадью 990 кв. метров в г. Грозном для сотрудников УФСИН России по Чеченской Республике и очистные сооружения на 400 куб. метров в сутки в пос. Чернокозово.

Для реализации социальных гарантий сотрудников УИС и членов их семей введено в эксплуатацию по программной и непрограммной частям Федеральной адресной инвестиционной программы почти 48,5 тыс. кв. метров жилой площади.

В целях укрепления материально-технической базы учебных заведений ФСИН России в прошедшем году было освоено 25 миллионов рублей на строительство общежитий для курсантов и спортивных комплексов учебных заведений.

Для выполнения требований законодательства Российской Федерации по условиям содержания лиц, заключенных под стражу, и осужденных, в том числе больных туберкулезом и иными заболеваниями социального характера, остается актуальным решение комплекса мер, направленных на реконструкцию действующих и строительство новых следственных изоляторов и лечебных исправительных учреждений, а также строительство жилья, что может быть реализовано посредством долгосрочных адресных инвестиционных программ.

ФСИН России с учетом предложений территориальных органов УИС подготовлен проект концепции развития уголовно-исполнительной системы на 2007 - 2016 гг. рекомендаций Главного правового управления Администрации Президента Российской Федерации годы.

Концепция Федеральной целевой программы призвана обеспечить развитие уголовно-исполнительной системы для создания условий исполнения уголовных наказаний на период до 2017 года и ориентирована на проведение целенаправленной работы по дальнейшему последовательному внедрению международных стандартов обращения с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, укреплению материально-технической базы УИС, наращиванию усилий по совершенствованию нормативной правовой базы ее деятельности на основе реализации требований международных стандартов. Надеемся, что позиция ФСИН России найдет понимание и поддержку в органах исполнительной власти и Правительстве Российской Федерации.

9 марта 2006 года Министром экономического развития и торговли Г.О. Грефом поддержан проект концепции Федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы на 2007 - 2016 годы", который в настоящее время находится на согласовании в Минфине России.

В целях ускорения разработки самой Программы ФСИН России направила указание (от 11 марта 2006 года N 10/20-260) в территориальные органы о внесении обоснованных предложений по включению в проект Программы строительства объектов следственных изоляторов и исправительных колоний. Начиная с 20 марта в течение двух недель с участием представителей территориальных органов УИС перечень объектов в целом должен быть подготовлен. Надеюсь, руководители территориальных органов приняли необходимые меры по подготовке обоснованных предложений.

Одновременно обращаю ваше внимание на организацию работы с законодательными и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации по частичному финансированию за счет местных бюджетов строительства и реконструкции объектов, включенных в разрабатываемую Федеральную целевую программу "Развитие уголовно-исполнительной системы на 2007 - 2016 годы". На мой взгляд, ссылки отдельных руководителей территориальных органов УИС на положения Бюджетного кодекса, предусматривающие финансирование объектов федеральной собственности только за счет средств федерального бюджета, не состоятельны. В 2005 году привлечено инвестиций субъектов Российской Федерации в размере 275,29 миллиона рублей. Прошу отнестись к этой работе со всей серьезностью и в течение апреля - мая т.г. провести органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующую работу в части, касающейся софинансирования мероприятий Программы.

В соответствии с федеральными целевыми программами в 2006 году на строительство и реконструкцию объектов УИС выделено более 2281 миллиона рублей, что на 72 процента выше объемов финансирования прошлого года.

Это позволит в 2006 году ввести 4709 мест в СИЗО и тюрьмах, 1500 мест в ИК, 160 мест для лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, более 23 тыс. кв. метров служебных помещений в следственных изоляторах, лечебные корпуса и общежития в тубучреждениях вместимостью 2685 мест, провести реконструкцию более 10,0 тыс. кв. метров объектов коммунально-бытового назначения в СИЗО, ЛИУ, ИК, ввести в эксплуатацию 5 котельных. Также в 2006 году планируется сдать в эксплуатацию 34,7 тыс. кв. метров жилой площади, 240 мест в общежитиях и более 3 тыс. кв. метров спортивных сооружений для курсантов учебных заведений УИС.

По размеру инвестиций, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на 2006 год, можно судить, насколько значительные задачи стоят перед уголовно-исполнительной системой. Освоить эти средства, выполнить задание Правительства Российской Федерации по вводу мест и жилой площади для сотрудников УИС - сложная, но очень важная задача.

Одной из социально значимых задач, стоящих перед Центром жилищно-коммунального хозяйства (центр), является обеспечение жильем сотрудников и пенсионеров ФСИН России, территориальных органов и учреждений. По состоянию на 1 января 2006 года нуждаются в улучшении жилищных условий более 43 тыс. семей, из них 16,5 тыс. не имеют места постоянного проживания. В жилье нуждаются 37 процентов общей численности персонала.

В 2005 году жилищные вопросы сотрудников и пенсионеров решались, во-первых, путем приобретения жилья за счет государственных жилищных сертификатов по Федеральной целевой подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" (подпрограмма) на 2004 - 2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище", и во-вторых, оказания безвозмездной финансовой помощи (субсидий) для приобретения жилья (Приказ Минюста России от 29 ноября 2002 года N 322).

На оказание безвозмездной финансовой помощи в приобретении жилья сотрудникам УИС, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в 2005 году было выделено в 1,7 раза больше средств (120 миллионов рублей) по сравнению с 2004 годом. Объем субсидий в 2006 году сохранился на уровне 2005 года.

Объемы финансирования, выделенные на реализацию подпрограммы в 2005 году, составили более 958 миллионов рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2004 году, всего за 2005 год выдано 1324 бланка ГЖС.

За годы реализации Подпрограммы ФСИН России и терорганами УИС накоплен значительный опыт работы по взаимодействию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и администрациями субъектов Российской Федерации. С лучшей стороны проявили себя службы Красноярского, Краснодарского, Пермского краев, Иркутской, Воронежской, Новгородской, Самарской, Саратовской областей, республик Бурятия, Татарстан, бывших лесных исправительных учреждений АБ-239, М-222, У-235, ОУ-250, К-231.

Вместе с тем руководителями терорганов УИС по г. Москве, Московской области, Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Республике Мордовия (бывшее учр. ЖХ-385) не уделяется должного внимания этой работе.

Особое внимание уделяется вопросам обеспечения жильем семей сотрудников, пострадавших или погибших при исполнении служебных обязанностей, в том числе в ходе боевых действий в Северо-Кавказском регионе и в результате террористических актов. В феврале текущего года выделены денежные средства для двух семей, пострадавших в ходе нападения на УФСИН по Кабардино-Балкарской Республике (г. Нальчик).

Наиболее сложная ситуация складывается в учреждениях УИС с особыми условиями хозяйственной деятельности, а также в подразделениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, хотя туда ежегодно выделяется более половины полученных ГЖС.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 года N 1291-р утвержден перечень 120 поселков, имеющих жилищный фонд учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности УИС, из которых переселение граждан в настоящее время осуществляется в рамках реализации Подпрограммы.

В настоящее время в Правительстве разрабатываются правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы, в соответствии с которыми будет определен порядок переселения граждан из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

В целях освобождения УИС от несвойственных функций по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства и сокращения затрат на их содержание во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" проводится работа по передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

За период с 2002 по 2005 год согласно распоряжениям Правительства Российской Федерации из УИС переданы в муниципальную собственность 3220 объектов ЖКХ.

С начала 2005 года подлежало передаче в муниципальную собственность 9239 объектов ЖКХ, из них было согласовано к передаче с местными органами власти 7030, передано в муниципальную собственность 2103 объекта ЖКХ, включая 1686 жилых домов. По состоянию на 1 января 2006 года в Правительстве согласованы еще 43 проекта распоряжений о передаче 1200 объектов ЖКХ в муниципальную собственность. Экономический эффект от передачи составил более 25 миллионов рублей.

Завершили передачу объектов ЖКХ в муниципальную собственность территориальные органы УИС в республиках Алтай, Адыгея и Хакасия, Амурской, Астраханской, Вологодской, Костромской, Липецкой, Мурманской, Новосибирской, Ростовской, Тамбовской областях и в Ямало-Ненецком автономном округе.

Активно работают по завершению передачи объектов территориальные органы УИС в республиках Удмуртия, Мордовия, Краснодарском, Приморском, Хабаровском краях и 28 областях.

Следует отметить, что в связи с неудовлетворительным техническим состоянием затруднена передача объектов ЖКХ, находящихся в ведении учреждений УИС с особыми условиями хозяйственной деятельности, расположенных в Республике Коми, Красноярском, Пермском краях, Кемеровской, Кировской, Свердловской областях.

Для соблюдения установленных требований по коммунально-бытовому и материальному обеспечению приоритетным направлением было обеспечение осужденных и лиц, находящихся под следствием, мебелью и средствами личной гигиены. В 2005 году поставлено в подразделения 48 500 единиц казарменной мебели (1 - 2,1 миллиона рублей), 2600 тонн моющих средств (39 миллионов рублей), 670 тонн дезинфицирующих средств (10 миллионов рублей).

Проведены конкурсные торги, заключен контракт с ИК-2 Челябинской области и направлено в терорганы УИС банно-прачечного оборудования почти на 32 миллиона рублей (275 шт.), или 112 процентов к уровню 2004 года.

С целью развития внутрисистемного рынка УИС получено разрешение в Минэкономразвития и торговли РФ на размещение заказов в предприятиях системы по производству кроватей специального назначения без проведения тендерных торгов. Заключено 9 договоров на поставку почти 4700 кроватей.

В силу того что нормативные акты Правительства РФ о разграничении государственной и муниципальной собственности, изданные в 1991 - 1995 годах, носили рекомендательный характер, органы местного самоуправления по многим причинам отказывают в принятии объектов ЖКХ в муниципальную собственность. Ежегодные затраты на содержание ЖКХ составляют почти 236 миллионов рублей. Необходимо организовать работу по завершению передачи более 6 тыс. объектов ЖКХ уголовно-исполнительной системы в муниципальную собственность.

Деятельность территориальных органов должна быть направлена на полную передачу федерального имущества в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность на 2006 год.

Достигнутые положительные результаты деятельности финансово-экономических и тыловых служб УИС можно расценивать как не более чем тенденцию дальнейшего материально-технического развития системы.

Для закрепления достигнутых результатов, придания данной тенденции необходимой стабильности, устранения имеющихся недостатков необходимо решить в 2006 году следующие задачи.

За счет взаимодействия с заинтересованными министерствами и ведомствами, администрациями субъектов России необходимо более эффективно решать вопросы государственной поддержки УИС.

Продолжить курс по переходу системы на максимально возможное самообеспечение УИС за счет наращивания имеющегося потенциала собственного сельхозпроизводства, развития и использования новых технологий и оборудования по переработке и увеличению объемов сушки овощей, выпуска макаронных изделий, круп и другой продукции, создания крупных рыбопромысловых хозяйств, использования местных возможностей по заготовке на плановой основе мяса диких животных и дикорастущих растений. Продолжить работу по изысканию надежных поставщиков и организовать централизованные поставки на конкурсной основе материально-технических ресурсов, в первую очередь продовольствия и топлива, уделяя особое внимание подразделениям, дислоцированным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах, ОГ УИС на Северном Кавказе.

По капитальному строительству основные усилия и средства направить на пусковые объекты. Необходимо максимально развивать собственную строительную базу.

Следует постоянно расширять взаимодействие с органами федеральной исполнительной власти, администрациями регионов по привлечению инвестиций и кредитов из местных бюджетов для развития сельского хозяйства, капитального строительства и ремонта объектов УИС.

Активизировать работу в целях максимального использования возможности Программы "ГЖС" для обеспечения сотрудников УИС жильем.