Мудрый Юрист

Некоторые конституционно-правовые аспекты совершенствования взаимодействия государства и российского общества

Киреев В.В., заведующий кафедрой правового обеспечения хозяйственной деятельности факультета права и финансов Южно-Уральского государственного университета, кандидат юридических наук.

Как известно, государство занимает центральное место в политической системе общества. Сущность государства, его политические, властные характеристики, особенности взаимодействия с обществом относятся к числу проблем, традиционно исследуемых как в теории государства и права, так и в конституционном праве. При этом существенные свойства государства, как и других элементов политической системы, определяются суммарным воздействием на него всех элементов политической системы в целом <*>. Для того чтобы государство оказалось способным выполнять свою роль в политической системе общества, необходим определенный набор условий и факторов. К числу таких объективных условий правомерно отнесены правовые, социальные, экономические, силовые, идеологические, информационные <**>. Эффективное воплощение политико-правовой идеи государства предполагает правовое упорядочение влияния указанных условий на общество. Конечно, особое место среди них занимают правовые условия и, в свою очередь, конституционно-правовая основа деятельности государства как условие легитимности любых его действий по отношению к обществу.

<*> Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества. М.: Наука, 1974. С. 223.
<**> Хабибулин А.Г., Рахимов Р.А. Политическая субъектность как характеристика современного Российского государства // Государство и право. 1999. N 1. С. 22.

С.А. Авакьян справедливо полагает, что отражение демократического общества и государства в конституционно-правовых институтах является одним из направлений создания демократического конституционализма <*>.

<*> Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. М.: РЮИД, Сашко, 2000. С. 231.

Именно поэтому совершенствование конституционных основ деятельности государства является не только предпосылкой развития политической системы, но и всего российского общества в целом. Представляется, что возможности улучшения положений Конституции РФ о взаимодействии общества и государства далеко не исчерпаны. Прежде всего содержание Основного Закона позволяет констатировать, что некоторые аспекты такой фундаментальной категории, как "общество", не нашли адекватного конституционного выражения.

В преамбуле и гл. 1 Конституции РФ, определяющей основы конституционного строя, используется понятие "многонациональный народ". Обоснованность использования этого понятия в тексте Конституции не вызывает сомнений. Вместе с тем тождественность его понятию "общество" весьма проблематична. Под народом принято понимать население определенной страны, а также различные формы исторических общностей (племя, народность, нация) <*>. Понятие же "общество" в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы <**>. Но в наиболее значимой гл. 1 Конституции РФ, определяющей основы конституционного строя, термин "многонациональный народ" используется для характеристики суверенитета и власти в Российской Федерации, что отнюдь не исчерпывает принципы взаимоотношений общества и государства. Более того, роль и принципы деятельности государства по управлению российским обществом в концентрированном выражении конституционного закрепления не нашли.

<*> См.: Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. Изд. 4-е, испр. и доп. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 872.
<**> См.: Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. Изд. 4-е, испр. и доп. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 924.

Таким образом, конституционные установления, выражающие самый общий подход к отношениям "общество - государство" содержат, по нашему мнению, два существенных недостатка: 1) в значительной степени Конституция РФ является Основным Законом не общества, а государства; 2) основы взаимоотношения общества и государства выражены весьма фрагментарно и не позволяют выявить наиболее важные стороны их взаимодействия. Думается, что использование понятия "общество" может более полно выразить конституционно-правовые характеристики российского социума. Более того, "общество", даже в самом широком его смысле, - это правовой термин. Он широко и вполне обоснованно используется в теории государства и права, включается в названия нормативных правовых актов, является базовым для таких понятий, как "общественные отношения", "гражданское общество", "политическая система общества", "теория общественного договора" и др. Поэтому использование этого термина в соотношении его с государством представляется юридически корректным и адаптированным для правовой сферы в целом и конституционного права в частности. Его применение для характеристики конституционных признаков Российского государства может позволить более эффективно применять теоретические конструкции, разработанные в конституционно-правовой доктрине и совершенствовать функции Конституции.

Наряду с совершенствованием положений Конституции РФ, соотносимым с определением объема философско-правовых категорий, актуальным представляется развитие и иных содержательных сторон Основного Закона. Значение государства для политической системы общества определяется его особыми признаками. Прежде всего к ним относятся те, которые определены в его понятии. Несмотря на многозначность термина "государство", суммирование его признаков позволяет сделать вывод, что государство осуществляет социальное управление и обладает особым аппаратом осуществления власти. Причем в литературе представлена позиция, согласно которой политическая, государственная власть представляет собой особую разновидность общественной, публичной власти, при этом политическая власть в тесном, в собственном смысле этого слова и есть власть государственная, т.е. такая, которая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии <*>. Такой вывод имеет важное методологическое значение и позволяет определить полноту и эффективность конституционных положений, определяющих политическую роль и функции государства, его назначение в обществе, а также определить конституционно-правовой статус его органов. К признакам государства относится и наличие аппарата принуждения, причем следует признать, что понятие "государственное принуждение" не раскрывается в Конституции РФ с достаточной полнотой, хотя и представляет собой один из наиболее важных аспектов взаимоотношения общества и государства. Еще одним признаком государства является его территориальная организация. Этот признак в значительной степени имеет политический характер, так как особенностями территориальной организации государства обусловлена конституционная концепция властных полномочий субъектов РФ. Другими важными признаками государства являются наличие суверенитета, выражающего независимость государственной власти от всякой другой власти, а также обладание правом взимания налогов в общественно полезных целях и государственной казной.

<*> Байтин М.А. Государство и политическая власть. Саратов: Изд-во СГУ, 1972. С. 134.

Сравнение признаков государства и содержания норм Конституции РФ, посвященных этому основному элементу политической системы, показывает, что в Основном Законе предпринята попытка закрепления не всех сущностных признаков государства как особой организации, управляющей обществом для реализации социальных целей и интересов. Представляется, что в ст. 1 Конституции РФ, в общем виде определяющую форму государства, следовало бы внести некоторые принципиальные положения, характеризующие сущность Российского государства и его взаимоотношения с обществом. На наш взгляд, в конституционном закреплении нуждаются положения о том, что государство:

  1. осуществляет социальное управление в интересах многонационального народа Российской Федерации, основным направлением управленческой деятельности государства является воздействие на экономическую, политическую, социальную системы, а также культурную сферу общества;
  2. осуществляет сотрудничество с другими государствами и международными организациями;
  3. разрабатывает и реализует военную доктрину;
  4. осуществляет управление обществом в пределах, установленных Конституцией и иным законодательством Российской Федерации, при этом не основанное на законе расширение сферы государственного управления не допускается;
  5. обеспечивает контроль общества за принятием политических решений;
  6. в интересах многонационального народа Российской Федерации вправе использовать принуждение в порядке, формах и способами, установленными Конституцией и иными федеральными законами;
  7. с соблюдением режима законности вправе прибегать к принудительным действиям в отношении лиц, нарушающих законодательство Российской Федерации, при этом такие действия должны соответствовать характеру нарушения законодательства.

Представляется, что закрепление таких принципов позволит создать предпосылки для совершенствования соответствующих положений Конституции в рамках конституционной реформы. По обоснованному замечанию В.Е. Чиркина, в таком крупном деле, как конституционная реформа, не следует приступать к решению частных задач, не решив предварительно общих. В нашем случае это означает создать общую концепцию конституционных изменений, мысленно выстроить те отношения между личностью, коллективом, государством и обществом, которые мы хотели бы видеть в нормах будущей Конституции <*>. Одной из таких концептуальных задач и является развитие в Конституции РФ принципиальных положений, определяющих основы взаимоотношения государства и общества.

<*> Чиркин В.Е. О "сильном государстве" и его конституции // Государство и право на рубеже веков (Материалы Всероссийской конференции). М.: Институт государства и права РАН, 2000. С. 16.