Мудрый Юрист

Право на сецессию и обеспечение единства российского государства

Анненкова В.Г., директор филиала Саратовской государственной академии права в г. Балаково, доцент, кандидат юридических наук.

Важной проблемой обеспечения единства Российского государства является концептуальное решение вопроса о непредоставлении субъектам Российской Федерации права на сецессию. Действующая Конституция РФ такого права не признает. Это является логичным следствием того, что Россия - конституционная федерация. В этой связи представляется неправомерным расширительное толкование ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, данное М.Б. Смоленским. По его мнению, право народов на самоопределение подразумевает, что "каждый народ имеет право сам определить, оставаться ему в Российской Федерации или отделиться" <*>. Невозможно согласиться и с позицией Л.М. Карапетяна в том, что "нельзя противостоять объективно закономерному и обоснованно цивилизованному самоопределению народов, вплоть до их выхода и отделения в соответствии с принципами и нормами международного права" <**>.

<*> Конституция РФ: Научно-практический комментарий / Под ред. Ю.М. Прусакова. Ростов-на-Дону, 2001. С. 19.
<**> Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2001. С. 271.

На наш взгляд, прямой обязанностью государства является всеми законными способами не допустить ущемления интересов государственной целостности в любой форме ее проявления. Совершенно прав В.Е. Чиркин, который в этой связи полагает, что само осуществление права этноса на самоопределение должно происходить в определенных, заранее установленных формах, дающих гарантии того, что это действительно выражает его волю и не будет нанесен ущерб другим этническим группам, ранее создавшим с ним общее государство, правам человека <*>.

<*> См.: Чиркин В.Е. Современное федеративное государство: Учебное пособие. М., 1997. С. 42.

Теоретически закрепление в конституциях права сецессии демократично, но при определенных условиях. Оно возможно, если речь идет о договорном образовании федерации на основе союза независимых государств, особенно если федерация построена по национально-территориальному признаку и речь идет о праве наций на самоопределение. Но это право не может быть абсолютным и беспредельным.

Представляется, что решение возникших между Федерацией и ее субъектами проблем, прежде всего следует искать не на путях сецессии, а посредством диалога, компромисса, консенсуса. К сецессии можно прибегать только на конституционных основаниях и только в том случае, если все другие способы решения возникших противоречий исчерпаны. История ранее созданных федераций полна спорами об отделениях и сецессиях. Зарубежный опыт позволяет сделать вывод о том, что в действующих в настоящее время конституциях (кроме Эфиопской 1994 г.) право сецессии не признается. Попытка нескольких кантонов Швейцарии в середине XIX в. выйти из состава федерации (они образовали новое объединение - Зондербунд, "особый союз") была пресечена военной силой. Потерпела поражение и попытка одиннадцати южных штатов выйти из состава США и образовать свою конфедерацию (Гражданская война в США в 1861 - 1865 гг.). Уже тогда Верховный Суд США постановил, что союз США нерушим. Позже была пресечена попытка штата Техас выйти из США и присоединиться к Мексике. В 1938 г. остановлена попытка сецессии одного из штатов в самой Мексике, судебным решением предотвращена сецессия одного из штатов Австралии. В 1970-х гг. вылилась в вооруженный конфликт попытка сецессии нескольких штатов Нигерии, провозгласивших новое государство - Биафру <*>.

<*> См.: Федерализм в зарубежных странах. М., 1993. С. 114.

Однако в политической истории государств даже при отсутствии в конституции федеративного государства положения о праве выхода из состава федерации ее субъектов имеются примеры сецессии, проведенной и мирным, и вооруженным путем. Так, в начале 30-х гг. XIX в. из состава федерации Великая Колумбия в Латинской Америке вышла Венесуэла, ставшая независимым государством, в 1965 г. Сингапур отделился от Малайзии и образовал самостоятельное город-государство (эта акция совершилась мирно, ибо Малайзия не предпринимала насильственных действий с целью воспрепятствовать сецессии). В 1970-х гг. началась вооруженная борьба за выход Восточной Бенгалии из Пакистана, в результате чего было образовано государство Бангладеш. Этот факт был признан Конституцией Пакистана 1973 г., закрепившей новое федеративное устройство страны <*>.

<*> См.: Чиркин В.Е. Современное федеративное государство: Учебное пособие. М., 1997. С. 46.

Случаи сецессии наблюдались не только в федеративных государствах. Например, в 1993 г. Эритрея, по Конституции 1987 г. являвшаяся лишь автономией в Эфиопии, мирным путем, после предшествовавших многих лет войны, вышла из ее состава и стала самостоятельным государством <*>.

<*> Там же. С. 47.

В 1991 г. была осуществлена мирная сецессия трех Прибалтийских республик (Латвии, Литвы и Эстонии) из состава СССР. Избранные в этих странах в условиях перестройки новые верховные советы приняли решения о выходе из состава СССР. Государственный совет СССР, созданный в условиях чрезвычайных событий, принял 6 сентября 1991 г. решения удостоверяющие выход этих трех республик из состава СССР. Примечательно, что при этом не были выполнены положения ранее действовавшего Закона СССР о праве выхода союзных республик из его состава, который предусматривал, во-первых, проведение референдума в таких республиках, во-вторых, переходный период сроком до пяти лет для проведения, в частности, финансовых расчетов. Имеются и другие примеры попыток осуществления сецессии с разным успехом, что определялось отношением центральной власти к ним <*>.

<*> См. подробнее: Подколзин А.В. О политико-правовом пространстве федерализма // http://www.ovsem.com/; Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996. Т. 1 - 2.

Итак, право сецессии - демократическое право. Оно соответствует праву этносов на самоопределение, на самостоятельное устройство своей государственной жизни в федерациях, созданных на основе союза. Право сецессии присутствует в федерациях договорного типа. Оно имеет историческую основу и может быть оговорено при создании федерации, что и было сделано, например, при заключении Договора 1922 г. о создании Союза ССР, а затем подтверждено в Конституциях СССР 1936 г. и 1977 г. <*> Что же касается федерации, основанной на автономии ее частей, то здесь нет договорной и исторической основы для сецессии. Тем не менее право на самоопределение признается международными нормативно-правовыми актами за каждым этносом, поскольку оно соответствует общечеловеческим ценностям.

<*> См.: Отечественное законодательство IX - XX веков / Под ред. О.И. Чистякова. М., 1999. Ч. 2. С. 234 - 255, 299 - 338.