Мудрый Юрист

Надзор за организацией розыска без вести пропавших

Е. Тумандейкин, старший прокурор-криминалист прокуратуры Чувашской Республики.

Борьба с тяжкими преступлениями против личности была и остается приоритетным направлением деятельности правоохранительных органов Чувашской Республики. Поэтому всегда актуален эффективный прокурорский надзор за раскрытием убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан.

Прокуратурой и Министерством внутренних дел Чувашской Республики, во исполнение совместного указания Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 ноября 1998 г. N 83/36 "О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести", уделяется значительное внимание повышению прокурорского надзора за законностью принимаемых по таким материалам решений.

Состояние работы органов внутренних дел республики и прокурорского надзора на этом участке неоднократно рассматривалось на коллегиях прокуратуры ЧР, координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов республики.

В целях повышения уровня организации работы по розыску без вести пропавших граждан, прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении таких материалов, своевременного раскрытия преступлений прокуратурой и МВД Чувашской Республики в феврале 2004 г. разработаны совместные указания "О принятии дополнительных мер органами прокуратуры и внутренних дел Чувашской Республики по соблюдению законности при разрешении заявлений и сообщений о безвестном исчезновении граждан".

В соответствии с этими указаниями, поступившие в дежурные части органов внутренних дел заявления или сообщения о безвестном исчезновении граждан безотлагательно регистрируются в книгах учета происшествий, организационное обеспечение неотложных действий по розыску возлагается на дежурные части. Первоначальные розыскные мероприятия осуществляются силами дежурных нарядов. Осмотр квартиры или последнего места пребывания разыскиваемого лица проводится с участием криминалиста.

На начальников территориальных подразделений органов внутренних дел после принятия заявления (сообщения) по факту безвестного исчезновения гражданина возложен личный контроль за ходом и результатами проведения проверки по материалу с незамедлительным письменным уведомлением надзирающего прокурора.

После проведения в полном объеме проверочных действий материал проверки в установленный уголовно-процессуальным законодательством срок представляется надзирающему прокурору для принятия решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в нем.

При этом предоставляются документы, необходимые для принятия процессуального решения, а проведение проверки в порядке ст. ст. 144, 145 УПК осуществляется следователем прокуратуры. Процессуальное же решение об отказе в возбуждении или о возбуждении уголовного дела принимается только горрайпрокурорами. Исключены из практики случаи принятия процессуальных решений по фактам безвестного исчезновения граждан работниками органов внутренних дел.

Эти меры позволяют лучше организовать работу по розыску без вести пропавшего, усилить прокурорский надзор за соблюдением законности при разрешении таких материалов и при наличии признаков криминального характера своевременно возбудить уголовное дело, организовать тщательное расследование.

Так, 8 марта 2004 г. в Калининский РОВД г. Чебоксары с заявлением о безвестном исчезновении Храмова обратилась его гражданская супруга Григорьева. В заявлении она указала, что вечером 5 марта Храмов выехал на своей машине ВАЗ-2110 для занятий частным извозом и домой не вернулся.

В ходе проверки было установлено, что Храмов длительное время занимался частным извозом. Вечером 5 марта 2004 г. его видели в районе магазина "Шупашкар" Калининского района города. В день обращения с заявлением один из знакомых разыскиваемого заметил на улице машину Храмова, за рулем которой сидел молодой парень.

Материал проверки незамедлительно был взят под контроль группы прокуроров-криминалистов прокуратуры республики. Анализ собранных данных свидетельствовал о криминальном характере исчезновения разыскиваемого, и прокуратурой Калининского района было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 105 УК.

25 марта 2004 г. опять же в Калининский РОВД г. Чебоксары с заявлением о безвестном исчезновении Константинова обратилась его мать, пояснив, что вечером 22 марта сын уехал на своей машине ВАЗ-2110 и домой не вернулся.

И этот материал был взят на контроль группы прокуроров-криминалистов. Изучение личности разыскиваемого показало, что намерений внезапного отъезда куда-либо Константинов не имел. 30 марта 2004 г. его машину обнаружили возле одного из домов в Московском районе города. Салон автомобиля был обильно испачкан кровью. Незамедлительно было принято решение о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 105. Наряду с версией о возможном исчезновении Константинова в результате криминальных "разборок" была выдвинута версия о возможном исчезновении водителей в результате схожих действий.

В ходе расследования было установлено, что у обоих разыскиваемых в момент исчезновения имелись мобильные телефоны. По документам, оформленным при их покупке, установили идентификационные номера телефонов (IMEI). Следственно-оперативными мероприятиями по IMEI мобильного телефона Храмова было установлено, что им пользуется Артемьев.

В ходе допроса Артемьев пояснил, что приобрел телефон у своего коллеги по работе Чернова, которому в свою очередь телефон для реализации передал двоюродный брат Николаев, проживающий в одной из деревень Моргаушского района Чувашской Республики.

В результате тактически грамотно построенного допроса Николаев признался в совершении убийства Храмова с целью завладения его автомобилем и пояснил, что попросил потерпевшего вывезти его за город, где убил, а труп закопал в поле. Безотлагательно отрабатывалась версия и о возможной причастности Николаева к убийству Константинова. В ходе допроса Николаев не только признался в убийстве Константинова, но и пояснил, что оба убийства водителей он совершил в группе с жителем г. Чебоксары Михайловым, а трупы они закопали в различных местах.

Была проведена проверка показаний на месте, трупы Храмова и Константинова обнаружили.

Сказанное и приведенные примеры свидетельствуют, что повышение уровня организации работы по розыску без вести пропавших, усиление прокурорского надзора за законностью разрешения таких материалов, своевременное возбуждение уголовных дел позволяют качественно и в кратчайшие сроки раскрыть убийства, связанные с безвестным исчезновением граждан.