Мудрый Юрист

Обналичивание денежных средств: уголовно-правовая оценка

М. Мамаев, кандидат юридических наук.

Изучение практики показывает, что правоохранительным органам, как правило, сложно дать надлежащую уголовно-правовую оценку действиям по незаконному обналичиванию денежных средств. Признаки этих действий в некоторой степени соответствуют признакам состава преступления, предусмотренного ст. 173 УК РФ "Лжепредпринимательство".

Понятие "обналичивание" сложилось в конце 80-х гг. прошлого столетия. После отмены в нашей стране запрета предпринимательской деятельности партийные функционеры, например, на базе дворцов детского творчества, центров научно-технического творчества стали создавать хозрасчетные производственные организации. Госбанк СССР перечислял денежные средства на развитие научного творчества, за них отчитывались по документам о якобы проведенных научно-тематических мероприятиях. Фактически же на эти деньги приобретались видеомагнитофоны и организовывались коммерческие просмотры в видеозалах.

В специальной литературе и в обиходе термин "обналичивание" встречается довольно часто. В большинстве случаев он сопутствует характеристике каких-либо незаконных действий участников экономических отношений. Смысл, вкладываемый в него, как правило, сводится к переводу безналичных денежных средств, находящихся на расчетном счете в кредитной организации, в наличные. Иногда это касается операций с ценными бумагами. Термин "обналичивание" используется в том же смысле в подзаконных нормативно-правовых актах и означает действие, не нарушающее законодательство.

В чем же принципиальная разница между правомерным распоряжением денежными средствами, находящимися на расчетном счете путем перевода их в наличную форму, и неправомерным?

Для начала обозначим различия правовой природы расчетов наличными и безналичными деньгами Основная функция и тех и других - служить средством платежа. В то же время законодательство жестко ограничивает обращение наличных денежных средств. Так, в Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке не должен превышать 60 тыс. руб. <*>. Фактически контролировать их обращение, к сожалению, невозможно. Наличные деньги не могут быть истребованы от их добросовестного приобретателя (п. 3 ст. 302 ГК РФ).

<*> См.: Указание ЦБР от 14 ноября 2001 г. N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке".

Большинство расчетов в имущественном обороте осуществляется в безналичном порядке с использованием денежных средств, числящихся на банковских счетах и во вкладах (депозитах). Однако по своей юридической (гражданско-правовой) природе безналичные деньги являются не вещами, а правами требования. Законодательство Российской Федерации в ряде случаев ограничивает возможность перевода безналичных денежных средств в наличные.

Жесткая нормативная регламентация операций с безналичными денежными средствами на банковских счетах позволяет эффективно осуществлять текущий и последующий контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны как органов исполнительной власти, так и банковских учреждений.

Таким образом, цена наличных денег оказывается выше безналичных в первую очередь по причине обременения последних правовым режимом и доступностью всех видов контроля. Хотя следует заметить, что возникает обратная ситуация в случае легализации (отмывания) денежных средств, полученных преступным путем.

В свою очередь, бесконтрольное распоряжение денежными средствами само по себе может быть целью операций по незаконному обналичиванию.

Причины незаконного обналичивания денежных средств разные.

  1. Конкуренция на рынке труда вынуждает повышать зарплату востребованным специалистам, что приводит к увеличению налоговых платежей с фонда оплаты труда. Как следствие - выплата зарплат в "конвертах", для чего требуются неучтенные наличные деньги.
  2. Уклонение от уплаты налоговых платежей по результатам финансово-хозяйственной деятельности, используя "обналичивание" посредством:
  1. Формирование и восполнение суррогатных (нелегальных) условий осуществления предпринимательской деятельности: отчисления коррумпированным сотрудникам правоохранительных органов, взятки чиновникам, в отдельных случаях взносы в воровской "общак" и т.д.
  2. Использование для личного потребления при сокрытии истинных размеров получаемых доходов. Например, с целью уклонения от уплаты подоходного налога с физических лиц.
  3. Создание материального фундамента и пополнение оборотных средств "рафинированной" криминальной экономики, включающей перепродажу наркотиков, органов человека для трансплантации, оружия и т.д.

Масштабы рассматриваемого явления в России стали слишком заметными для общества. Сейчас уже можно говорить о незаконном обналичивании денежных средств как об одной из составляющих теневой экономики.

К негативным последствиям незаконного обналичивания как сложившегося социального явления стоит отнести:

Общественная опасность незаконного обналичивания денежных средств очевидна. Какова же реакция на это негативное явление государства, адекватна ли она степени его общественной опасности? Представляется, сегодня уже назрела необходимость противодействия незаконному обналичиванию уголовно-правовыми средствами.

Как общественно вредное явление незаконное обналичивание не сложилось бы без системного противоправного участия в нем банковских учреждений через своих представителей. Часть доходов ряда банков, а также их учредителей и руководителей как физических лиц составляют отчисления от подобной деятельности.

Следовательно, можно говорить о трех группах субъектов незаконного обналичивания денежных средств. Это:

  1. лица (заказчики), осуществляющие легальную финансово-хозяйственную деятельность (не только предпринимательскую), достигающие посредством незаконного обналичивания денежных средств целей, противоречащих основам правопорядка;
  2. лица (исполнители), использующие незаконное обналичивание как вид незаконной деятельности с целью извлечения прибыли;
  3. представители банковских учреждений, использующие служебное положение для непосредственного участия или оказания содействия за вознаграждение в деятельности по незаконному обналичиванию денежных средств.

Содеянное этими лицами "обналичивание" в какой-то степени соответствует признакам состава преступления, предусмотренного ст. 173 УК РФ "Лжепредпринимательство". На практике, однако, такая квалификация незаконного обналичивания денежных средств, на наш взгляд, невозможна. Создание коммерческой организации, как основной элемент конструкции объективной стороны, само по себе не может причинить крупный ущерб, а смысл, вкладываемый законодателем, состоял, вероятнее всего, в осуществлении дееспособности созданного юридического лица для достижения соответствующих целей. В таком случае это законотворческая ошибка.

Неэффективность данной уголовно-правовой нормы наглядно иллюстрируют результаты изучения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 173 УК, и решений судов по ним. Статистика в целом по России такая:

-------------------------------------------------------------------------¬
¦ 2002 г. 2003 г. 2004 г. ¦
+----------T-------------T---------T-------------T---------T-------------+
¦выявлено ¦осуждено лиц ¦выявлено ¦осуждено лиц ¦ выявлено¦осуждено лиц ¦
+----------+ +---------+ +---------+ ¦
¦преступ- ¦ ¦преступ- ¦ ¦преступ- ¦ ¦
¦лений/лиц ¦ ¦лений/лиц¦ ¦лений/лиц¦ ¦
+----------+-------------+---------+-------------+---------+-------------+
¦ 232/61 ¦ 16 ¦ 110/29¦ 13 ¦ 208/28 ¦ 9 ¦
L----------+-------------+---------+-------------+---------+--------------

Следует нормативно определить понятие действий, направленных на незаконное обналичивание денежных средств, так как используемый общепринятый термин "обналичивание" в своем семантическом смысле крайне неудачен. Он широко используется в гражданском обороте для обозначения легальных действий, в частности, при операциях с ценными бумагами, а также в нормативно-правовых актах.

Рассматриваемые действия имеют признаки финансовых операций, которые определены в законодательстве РФ как действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей <*>.

<*> См.: Ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

В то же время мнимые сделки, составляющие содержание незаконного обналичивания денежных средств, совершаются лишь для вида, без намерения создать соответствующие гражданско-правовые последствия. Поэтому их можно определить как псевдофинансовые операции.

Уголовно-правовая норма, предусматривающая ответственность за рассматриваемые деяния, может быть представлена дополняющей УК РФ ст. 173.1, в следующей редакции.

"Статья 173.1. Псевдофинансовые операции (обналичивание)

  1. Обмен в нарушение установленного порядка находящихся в легальном обороте безналичных денежных средств на расчетном счете в банке на неучтенные наличные деньги путем сопряженного с обманом оформления предпринимательской и иной экономической деятельности, совершенный руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации или индивидуальным предпринимателем, а также лицом, совершающим такие действия в их интересах за вознаграждение в любой форме, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства,-

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо лишением свободы на срок до шести лет.

  1. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения в кредитной организации, -

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет".