Мудрый Юрист

К вопросу участия организаций предпринимательского сообщества в законотворческом процессе

Гладких Р.Б., старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, кандидат юридических наук.

Одним из существенных элементов жизни любого государства является удовлетворение материальных потребностей его граждан. Соответствие экономических интересов общества его потребностям важно для развития любого современного государства.

В этой связи сами органы государственной власти могут рассматриваться как инструмент, предназначенный для создания необходимых условий удовлетворения названных потребностей.

Ключевые проблемы российской экономической системы и планы работы на ближайшие годы были названы Председателем Правительства РФ 14 апреля 2004 года на выступлении в Совете Федерации РФ. Среди них:

  1. Социальные проблемы, борьба с бедностью. Число бедных в России - 20 миллионов человек. Задача - за четыре года снизить бедность в два раза. А уровень инфляции к 2007 году снизить до 4 - 6%.
  2. Низкая оплата труда. Первая мера, над которой уже работает Правительство, - снижение базовой ставки социального налога.
  3. Конкурентоспособность России - избавиться от старого оборудования и устаревших технических решений. Экономика до сих пор основывается только на природных богатствах, а не на инновациях.
  4. Выработать механизм сотрудничества бизнеса и государства. Необходимо работать над совместными проектами, в том числе по социальным программам.
  5. Активная экономическая позиция в мире, в том числе по вступлению России в ВТО.

Сегодня и государственно-властные органы, и предпринимательские круги стоят на позициях необходимости сотрудничества в экономической и социальной сферах. Без конструктивного сотрудничества решить многие названные выше задачи в условиях рыночной экономики невозможно.

Иногда характер отношений между государством и бизнесом пытаются представить как партнерство. Если это так, то "партнерство" оказывается весьма своеобразным. Там, где государство выступает в качестве политической, властной структуры, его "партнеры" вынуждены следовать воле государства. Там, где последнее выступает в качестве субъекта экономической деятельности, - идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство и бизнес взаимно зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общесоциальных задач. Понимание этих истин создает основу для деловых отношений, предупреждает излишние трения <*>.

<*> Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1996.

Современное развитие экономики в России на принципах и правилах рынка ставит совершенно новые задачи, в границах которых все отчетливей проявляется социальный заказ на конструирование организационно-правового обеспечения таких правил "игры" между хозяйствующими субъектами, которые бы отвечали трем непременным условиям:

  1. Стимулирование экономической инициативы хозяйственных единиц (независимо от форм собственности).
  2. Использование возможностей государства по предоставлению гарантий этим единицам относительно их всесторонней безопасности, в том числе и от неправомерной деятельности самого государства.
  3. Укрепление и наполнение государственного бюджета как непременное условие, не только гарантирующее выполнение ряда важнейших общесоциальных программ, но и одновременно гарантирующее безопасность жизнедеятельности самих хозяйствующих субъектов.

Только при органическом единстве отмеченных условий они должны быть отнесены к стратегическим задачам в деятельности всех ветвей власти, включая законодательную, исполнительную и судебную <*>.

<*> Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел. М., 2003. С. 127.

К сожалению, далеко не все тенденции в развитии отечественного предпринимательства можно назвать сегодня позитивными. Это отмечают специалисты в области экономики, права, социологии. Анализу причин такого положения посвящают свои работы многие исследователи названных отраслей научного знания.

Комплексный анализ ситуации, сложившийся в сфере предпринимательства, позволяет обозначить названные негативные тенденции:

  1. Значительные неоправданные административные барьеры.
  2. Несовершенная налоговая политика.
  3. Отсутствие эффективного контроля (при наличии десятков контролирующих органов, порой дублирующих друг друга).
  4. Низкая эффективность объявленных государством мер поддержки малого и среднего предпринимательства (основы формирования среднего класса).
  5. Несовершенство законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность.
  6. Вовлечение в сферу предпринимательства лиц, имеющих опыт противоправного поведения.
  7. Слабая защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Как следствие - значительная степень криминализации предпринимательства, использование антирыночных механизмов, противоправные способы хозяйствования в погоне за сверхприбылью.

Результат - отсутствие в России среднего класса как социальной опоры в реформировании государства и общественных институтов, низкая динамика роста экономических показателей страны.

Решать названные проблемы, как показывает мировой опыт, возможно и нужно посредством деятельности институтов гражданского общества.

Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная: 1) сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества; 2) совокупностью негосударственных отношений - экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других <*>.

<*> Курс политологии: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002.

Так, мировой опыт показывает, что на налоговую политику государства можно влиять в сторону либерализации. Но успех более реален, если переговоры с государственными структурами ведет объединенный представительный орган, возникший по инициативе предпринимателей, как организация гражданского общества.

Очевидно, что наиболее эффективными являются коллективные усилия: разного рода объединения собственников с одинаковыми интересами; ассоциации фермеров, союзы предпринимателей, банкиров и др. Их представители постоянно взаимодействуют с соответствующими комиссиями в законодательных органах и с правительством, добиваясь оптимизации условий функционирования частной собственности, принадлежащей членам данных организаций.

Конечно, успех работы предпринимательских структур в рыночной экономике зависит от них самих. Сырье для производства, рабочая сила, само производство, хранение и сбыт готовой продукции - все это их собственное дело. Однако при этом ряд важных отношений с государством у данных предприятий остается. Это касается налогов, таможенных пошлин, государственного страхования, соблюдения законодательства об охране труда. Многочисленные союзы предпринимателей существуют во всех странах мира. Можно констатировать, что в структуре гражданского общества они занимают наибольший удельный вес <*>.

<*> Там же.

За годы рыночных преобразований в России сформировалось, по разным оценкам, от полутора до двух тысяч межотраслевых, отраслевых и профессиональных объединений предпринимателей, действующих на общероссийском, межрегиональном и региональном уровнях.

Между тем аналитики отмечают, что далеко не все из них готовы и могут конструктивно отстаивать свои корпоративные интересы на всех уровнях власти. В отсутствие четких долгосрочных программ, организационного опыта, ресурсных возможностей и широкой общественной поддержки многие объединения либо выполнили свою миссию и трансформировались, либо деградировали и фактически прекратили свое существование. Известны многочисленные примеры существования организаций де-юре, численный состав которых ограничен двумя душами - президент и главный бухгалтер, а в ряде случаев - и без последнего <*>.

<*> Информационно-аналитический материал "О совершенствовании взаимодействия с объединениями предпринимателей и работы комиссий, комитетов ТПП РФ по формированию консолидированной позиции предпринимательства и защите его интересов". 2001. 24 апр.

Вместе с тем очевидно, что в целом система предпринимательских объединений становится более упорядоченной и организованной, происходит углубление и диверсификация их отраслевой направленности. На передний план их деятельности выходят проблемы совершенствования существующих структур и механизмов, поиск оптимальных размеров, стратегий и пропорций организационного развития.

Многие объединения предпринимателей являются сегодня членами Торгово-промышленной палаты РФ. Большинство таких объединений находятся на этапе интенсивного развития. Некоторые из них демонстрируют примеры высокой организованности и играют заметную роль в развитии различных отраслей или видов предпринимательской деятельности, ориентируясь на выражение конкретных интересов предпринимателей, объединенных общим рынком товаров или услуг и имеющих общие интересы и потребности.

На региональном уровне также во многом сформирована основа корпоративного и функционального механизма взаимоотношений между ТПП и объединениями предпринимателей, которая может стать фундаментом для выстраивания системы отношений с союзами и ассоциациями предпринимателей федерального уровня.

В основе названной деятельности лежит идея саморегулирования. Саморегулируемые организации - это выразители интересов своих членов перед государством и государственно-общественных интересов в среде профессиональных участников. Это позволяет использовать саморегулируемые организации как инструмент согласования воли и интересов всех субъектов рынка с политикой государства.

В российском законодательстве необходимость создания и деятельности саморегулируемых организаций пока закреплена лишь применительно к немногим видам профессиональной деятельности: для организаций рынка ценных бумаг, рекламного рынка, оценщиков, аудиторов. Однако в ближайшей перспективе круг саморегулируемых организаций будет существенно расширен: саморегулирование значительно удешевляет государственный контроль.

По мере создания саморегулируемых организаций в самых различных областях предпринимательской и профессиональной деятельности будет происходить развитие "самосознания" и культуры работы членов саморегулируемых организаций. И государство будет постепенно вытесняться из сферы регулирования коммерческих отношений, где его присутствие представляется излишним и неоправданным <*>.

<*> Смирнов Е. Самостоятельность по закону // Национальный банковский журнал. 2004. N 6.

Кроме того, для противодействия коррупции чиновников саморегулируемые организации могли бы взять на себя функции посредника между государством и участниками рынка. В этом случае представителю власти будет трудно дискриминировать одних в пользу других. При этом важно, чтобы посредник был в максимальной степени независим от государственного контролирующего органа.

Существует и еще один немаловажный довод в пользу саморегулирования. По известным причинам значительная часть квалифицированных специалистов в области управления сосредоточена в бизнесе, а государственные структуры испытывают серьезный дефицит в высококвалифицированных управленческих кадрах <*>.

<*> Кисилева О. Саморегулируемый бизнес // Политический журнал. 2004. N 32.

В развитых западных странах становление института саморегулирования происходило естественным путем и не нуждалось в принятии специальных законов. Возможно ли это в условиях современной России остается дискуссионным вопросом.

Между тем бизнес в России готов принять на себя часть государственных функций, касающихся лицензирования, контроля, дополнительной координации.

В России традиции саморегулирования в сфере бизнеса были почти утрачены, так же как и традиции легального внесудебного урегулирования споров между хозяйствующими субъектами.

Однако в настоящее время эти традиции успешно возрождаются. Например, в таких сферах, как операции на рынке ценных бумаг, аудит, оценка, арбитражное управление. Предпринимаются также попытки создавать комиссии по корпоративным спорам.

Негосударственными консультативными и аналитическими организациями сегодня успешно ведется работа по диагностике предпринимательской среды, анализу проблем предприятий крупного, среднего и малого бизнеса, а также проблем частных (индивидуальных) предпринимателей и выработке рекомендаций для решения этих проблем. На основе этого готовятся исследовательские материалы, научно-методические пособия, справочные и информационно-аналитические издания для органов государственной и местной власти, предпринимателей и менеджеров, представителей научной и преподавательской среды.

Основными направлениями работы таких независимых организаций уже в настоящее время являются:

  1. Проведение научных и практических исследований по проблемам становления, функционирования и развития предпринимательского сектора экономики, малого и среднего бизнеса с точки зрения оптимизации внешней (правовой, законодательной) среды.
  2. Мониторинг предпринимательства, осуществляемый на основе обследования предприятий, а также опросов представителей государственной и муниципальной власти, институтов рыночной инфраструктуры.
  3. Разработка и экспертиза законопроектов и иной нормативно-правовой базы регулирования предпринимательской деятельности в России.
  4. Разработка концепции государственного регулирования предпринимательства.
  5. Анализ и разработка программ поддержки предпринимательства.
  6. Подготовка справочных и информационных изданий, деловой информации, разработка методических материалов для предприятий.
  7. Консультирование представителей органов власти и предпринимателей по вопросам становления, функционирования и развития предпринимательства, различным аспектам предпринимательской деятельности и ее регулирования в России.

Указанная деятельность, по нашему мнению, вполне может быть востребована и в законотворческом процессе.

Анализ целей и задач, которые ставят перед собой объединения предпринимателей, свидетельствует о том, что практически все они главной своей задачей видят участие в законотворческих процессах, защиту прав и отстаивание интересов своих членов во взаимоотношениях с органами государственного управления. В числе других основных целей своей деятельности объединения предпринимателей выделяют развитие определенных отраслей или видов предпринимательской деятельности.

Интересна в этом отношении стратегия взаимодействия ТПП РФ с органами власти в законодательном обеспечении развития предпринимательства, одобренная Правлением ТПП РФ, которая обеспечивает основу для создания постоянно действующего механизма для целенаправленной работы по защите интересов бизнеса по следующим направлениям:

  1. Участие представителей ТПП РФ в составе рабочих групп комитетов Государственной Думы по подготовке законопроектов.
  2. Взаимодействие с Администрацией Президента, Правительством РФ, министерствами и ведомствами по подготовке законопроектов.
  3. Участие делегированных ТПП РФ представителей в заседаниях комитетов Государственной Думы, парламентских слушаниях, встречах с лидерами фракций и депутатских групп.
  4. Продолжение практики проведения парламентских и общественных слушаний в ТПП РФ по ключевым законопроектам. Организация встреч руководителей Государственной Думы с руководителями объединений предпринимателей, предприятий, территориальных палат.
  5. Встречи в ТПП РФ с руководителями органов государственной власти и управления.
  6. Проведение конференций, круглых столов и семинаров по актуальным проблемам российской экономики.
  7. Влияние на депутатов в процессе их работы в избирательных округах.
  8. Лоббирование интересов бизнеса через процесс социального партнерства и Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
  9. Воздействие через общественное мнение и средства массовой информации.
  10. Осуществление мониторинга хода подготовки и рассмотрения законопроектов экономического блока в Федеральном Собрании РФ, подготовка и рассылка аналитико-информационных материалов объединениям предпринимателей - членам Палаты, территориальным торгово-промышленным палатам.
  11. В целях налаживания более тесных контактов с Федеральным Собранием в вопросах законодательного обеспечения предпринимательской деятельности при Государственной Думе ФС РФ создано представительство ТПП РФ <*>.
<*> Информационно-аналитический материал "О совершенствовании взаимодействия с объединениями предпринимателей и работы комиссий, комитетов ТПП РФ по формированию консолидированной позиции предпринимательства и защите его интересов". 2001. 24 апр.

Актуальным сегодня является вопрос о совершенствовании правового регулирования анализируемой деятельности. Социологический опрос объединений предпринимателей продемонстрировал, что большинство из них высказались за принятие федерального закона, регулирующего отношения объединений предпринимателей с государством.

Таким образом, деловое сообщество пришло к осознанию необходимости дальнейшей самоорганизации, консолидации и поиска новых путей упрочения позиций бизнеса во взаимодействии с федеральными и региональными органами государственной власти и воздействия на власть с целью принятия законодательных и нормативных актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность и направленных на утверждение в России цивилизованного, безопасного и социально-ответственного бизнеса.