Мудрый Юрист

Нормативно-правовые и экономические основы финансовой системы российского здравоохранения

"Hi+Med. Высокие технологии в медицине", N 11,

май-июнь, 2012

Совершенствование системы финансирования здравоохранения является ключевым звеном модернизации отрасли. Речь идет не только о необходимости увеличения объема выделяемых ассигнований, но и финансовом механизме их эффективного использования.

Финансовая система здравоохранения представляет собой совокупность форм и методов формирования, распределения и использования денежных средств в области здравоохранения.

Система финансирования отрасли должна обеспечивать:

Основными источниками финансирования здравоохранения являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и средства ОМС. Дополнительными источниками выступают добровольное медицинское страхование и платные услуги, однако их доля в структуре финансирования здравоохранения незначительна.

В настоящее время бюджеты здравоохранения всех уровней и фондов ОМС формируются на основе ежегодно утверждаемой Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью (далее - Программа) <*>. Программа определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам РФ на территории Российской Федерации бесплатно.

<*> Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год утверждена Постановлением Правительства РФ от 21.10.2011 N 856.

Органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на соответствующий год, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Размер необходимого финансового обеспечения Программы рассчитывается на основе методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание медицинских услуг.

Законодательные основы финансового обеспечения в сфере охраны здоровья изложены в главе 11 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (см. Приложение 1 - не приводится) и главе 5 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в РФ" от 29.11.2010 N 326-ФЗ.

Бюджетное финансирование здравоохранения

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

В соответствии с бюджетной классификаций в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах имеются разделы "Здравоохранение и физическая культура".

Бюджеты здравоохранения на всех уровнях формируются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов в области охраны здоровья на селения, представленных в Программе государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных медицинских услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.

В Программе госгарантий выделены виды медицинской помощи, предоставляемой населению за счет бюджетов всех уровней:

а) федерального бюджета - медицинская помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях, в т.ч. дорогостоящие виды медицинской помощи, перечень которых утверждается Минздравом России;

б) бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований - скорая медицинская помощь, амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь при социально значимых заболеваниях.

За счет средств бюджетов всех уровней осуществляются льготное лекарственное обеспечение и протезирование, а также финансирование медицинской помощи, оказываемой фельдшерско-акушерскими пунктами, хосписами, больницами сестринского ухода, лепрозория ми, трахоматозными диспансерами, центрами по борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита, центрами медицинской профилактики, врачебно-физкультурными диспансерами, отделениями и центрами профпатологии, детскими и специализированными санатория ми, домами ребенка, бюро судебно медицинской экспертизы и патологоанатомической экспертизы, центрами экстренной медицинской помощи, станциями, отделениями, кабинетами переливания крови, санитарной авиацией.

В соответствии с действующим законодательством оплата взносов на ОМС неработающего населения происходит за счет местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ. В определенных случаях возможны субвенции территориальным фондам ОМС из бюджетов субъектов РФ.

Федеральный бюджет и бюджет федерального фонда ОМС разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных фондов ОМС разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса РФ ЛПУ, созданные органами государственной власти и местного самоуправления для осуществления функций некоммерческого характера, финансируемые из соответствующе го бюджета и фонда ОМС, относятся к бюджетным организациям. На основе прогнозируемых объемов предоставления медицинских услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода ЛПУ составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение вышестоящему распорядителю бюджетных средств.

В смете доходов и расходов ЛПУ должны быть отражены все доходы, получаемые как из бюджета и фондов ОМС, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. доходы от оказания платных услуг.

Получатели бюджетных средств имеют право на:

Получатели бюджетных средств обязаны:

Предоставление бюджетных средств на здравоохранение осуществляется в следующих формах:

Обязательное медицинское страхование

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. ОМС являет я составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС.

Базовую программу ОМС разрабатывает Минздрав России совместно с Федеральным фондом ОМС и утверждает Правительство РФ. На основе базовой программы органы государственного управления субъектов РФ утверждают территориальные программы ОМС. Объем и условия оказания медицинской помощи, пре усматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

Для реализации единой государственной политики в области ОМС созданы Федеральный и территориальные фонды ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Фонды ОМС предназначены для аккумулирования финансовых средств ОМС, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собственности РФ, но не входят в состав бюджетов.

Таким образом, государственные Федеральный и территориальные фонды ОМС - фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и пред назначенные для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в рамках утверждаемых федеральной и территориальных программ ОМС. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном действующим законодательством.

Финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования регламентируется главой 5 "Об обязательном медицинском страховании в РФ" от 29.11.2010 N 326-ФЗ. Средства ОМС формируются за счет:

  1. доходов от уплаты:

а) страховых взносов на обязательное медицинское страхование;

б) недоимок по взносам, налоговым платежам;

в) начисленных пеней и штрафов;

  1. средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
  2. средств бюджетов субъектов РФ, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
  3. доходов от размещения временно свободных средств;
  4. иных источников, предусмотренных законодательством РФ.

Добровольное медицинское страхование и платные медицинские услуги

Поступления от оказания платных медицинских услуг и добровольного медицинского страхования (ДМС) в настоящее время в большинстве субъектов РФ, как правило, не превышают 1-5% от общих затрат на здравоохранение.

Правила оказания платных медицинских услуг регламентируются постановлением Правительства РФ "Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" от 13.01.96 N 27. Указанные правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) ЛПУ независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.

Предоставление платных медицинских ус луг оформляется договором с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении.

Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовых машин. В случае их отсутствия должны использоваться бланки строгой отчетности.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ ДМС и обеспечивает гражданам получение дополни тельных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС. ДМС может быть коллективным и индивидуальным. Страхователями при ДМС выступают отдельные граждане или предприятия, представляющие интересы граждан.

ДМС осуществляется в рамках договора между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам ДМС. Размеры страховых взносов на ДМС устанавливаются по соглашению сторон.

Финансовые средства по ДМС поступают ЛПУ на основании договора между ЛПУ и СМО на оказание медицинских услуг по ДМС.

Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью.

В целях обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи Правительство РФ 11 сентября 1998 года утвердило программу государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощи (далее - Программа).

Программа ежегодно пересматривается и определяет виды медицинской помощи, представляемой населению бесплатно. Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств ОМС и других поступлений.

Программа включает в себя перечень видов медицинской помощи, предоставляемых населению бесплатно, базовую программу ОМС, объемы медицинской помощи, порядок формирования подушевых нормативов финансирования здравоохранения, обеспечивающих предоставление гарантированных объемов медицинской помощи.

На основе Программы и методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью органы исполнительной власти субъектов РФ разрабатывают и утверждают соответствующие территориальные программы, которые могут предусматривать предоставление дополнительных объемов и видов медицинской помощи за счет средств субъектов РФ.

Реализация территориальных Программ усиливает роль субъектов РФ в решении вопросов охраны здоровья населения, способствует повышению эффективности использования ресурсов, реструктуризации сети ЛПУ, сбалансированности объемов медицинской помощи населению и имеющихся ресурсов здравоохранения, повышению прозрачности финансовых потоков.

В Программе предусматривается перераспределение объемов медицинской помощи со стационарного звена на амбулаторно-поликлинический уровень. В перспективе 60-65% финансовых ресурсов здравоохранения должны направляться на оказание амбулаторной помощи, 30-35% - на стационарную медицинскую помощь и 5-10% - на скорую медицинскую помощь.

В настоящее время территориальные программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью финансируются в абсолютном большинстве регионов с дефицитом в 30-40% от потребности, что обусловливает снижение доступности и качества медицинской помощи и вынужденные расходы населения на оплату медицинских услуг.

Минздравом России и Федеральным фондом ОМС разработаны и утверждены методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Методические рекомендации определяют цели, принципы, структуру и порядок формирования органами государственной власти субъектов РФ территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи (ТП).

ТП представляет собой пакет документов, определяющих перечень заболеваний, видов, объемов, условий предоставления и финансирования государственных и муниципальных медицинских услуг, оказываемых населению за счет бюджетов всех уровней, средств ОМС и других поступлений. ТП содержит территориальные нормативы объемов различных видов медицинской помощи, обеспечивающих реализацию государственных и муниципальных медицинских услуг, и финансовые нормативы затрат на их оказание.

Целями разработки ТП являются:

Основные принципы формирования ТП:

ТП включает в себя:

Гражданам РФ в рамках ТП бесплатно пре доставляются:

  1. скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;
  2. амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению, включая наблюдение здоровых детей), диагностике и лечению заболеваний, как в поликлинике, так и на дому;
  3. стационарная помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям; при патологии беременности, родах и абортах; при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в том числе в детских и специализированных санаториях.

Медицинская помощь, предоставляемая в дневных стационарах, стационарах на дому амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) и стационарах (отделениях, палатах) дневного пребывания больничных учреждений.

При оказании помощи в больницах, дневных стационарах и службой скорой медицинской помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемых в установленном порядке органом управления здравоохранением субъекта РФ.

В рамках ТП ОМС предоставляется амбулаторно-поликлиническая, стационарная и стационарозамещающая (дневные стационары всех типов) медицинская помощь при: инфекционных и паразитарных болезнях (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза и синдрома приобретенного иммунодефицита); новообразованиях; болезнях эндокринной системы; расстройствах питания и нарушениях обмена веществ; болезнях нервной системы; болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм; болезнях глаза и его придаточного аппарата; болезнях уха и сосцевидного отростка; болезнях системы кровообращения; болезнях органов дыхания; болезнях органов пищеварения; болезнях мочеполовой системы; болезнях кожи и подкожной клетчатки; заболеваниях зубов и полости рта; при беременности, родах и послеродовом периоде, включая аборты; при травмах, ожогах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин; врожденных аномалиях развития, деформациях и хромосомных нарушениях у взрослых; диспансерном наблюдении здоровых детей.

Программа ОМС реализуется за счет средств ОМС на основе договоров, заключенных между субъектами ОМС. Перечень видов медицинской помощи по территориальной программе ОМС не может быть меньше установленного Базовой программой ОМС.

Гражданам РФ за счет средств бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований предоставляется:

Орган управления здравоохранением субъекта РФ совместно с территориальным фондом ОМС осуществляют разработку ТП в следующей последовательности:

  1. В соответствии с нормативами, определенными федеральной Программой, ежегодно утверждаемой Правительством РФ, проводится расчет территориальных нормативов объемов бесплатной медицинской помощи, откорректированных с учетом демографических особенностей, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта РФ.
  2. На основе полученных нормативов осуществляется расчет стоимости реализации на территории субъекта РФ планируемых объемов медицинской помощи, предусмотренных ТП, включающей и программу ОМС.

Для этого на основе статистической и финансовой отчетности проводится анализ сложившейся структуры медицинской помощи, анализируется дефицит (или избыток) средств для реализации государственных гарантий, вырабатываются предложения по реструктуризации сети учреждений здравоохранения и совершенствованию медицинских технологий. Планируемые объемы медицинской помощи должны быть сбалансированы с планируемыми объемами финансирования как за счет средств бюджета субъекта РФ, так и средств территориального фонда ОМС, а также других финансовых источников.

Формирование территориальных нормативов объемов бесплатной медицинской помощи требует углубленного анализа особенностей реализации Программы в субъектах РФ с учетом медико-организационных, демографических, климатогеографических и экономических условий обеспечения доступности бесплатной медицинской помощи населению за счет всех источников финансирования. На основе федеральных нормативов, выраженных в количестве койко-дней в расчете на 1000 жителей определяется необходимый объем стационарной по мощи для взрослых, детей и в расчете на 1000 жителей субъекта РФ. Федеральные нормативы корректируются с помощью "поправочных коэффициентов", учитывающих особенности демографического состава населения субъекта РФ. Поправочные коэффициенты находятся путем деления удельного веса (в % или долях единицы) численности детей и взрослых в структуре населения территории на соответствующие показатели по РФ, которые составляли при расчете Базовых нормативов 22% дети и 78% - взрослые.

Особенностью нормативов, распределенных по уровням оказания медицинской помощи, состоит в их ресурсоорганизующей и ресурсосберегающей роли. Именно такой подход позволит рационально распределить не только коечный фонд по иерархическим уровням организации медицинской помощи, но и сбалансировать необходимые финансовые поступления в учреждения разного уровня путем умножения стоимости койко-дня по каждому профилю на планируемое число койко-дней по данному профилю.

Далее проводится корректировка полученных нормативов с учетом заболеваемости населения территории с использованием как отчетных, так и данных специальных исследований (при наличии таковых). Корректировка проводится специалистами органа управления здравоохранением и ТФОМС.

Территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи должны обеспечивать покрытие всех затрат медицинских учреждений по всем статьям расходов на оказание гарантированных объемов бесплатной медицинской помощи из всех источников финансирования, предоставляемой в порядке и на условиях ТП.

Схема расчета следующая. Определяется средняя стоимость одного койко-дня в стационарах разного уровня и одного среднего амбулаторно-поликлинического посещения (включая посещения на дому), одного дня пребывания в дневных стационарах и одного вызова скорой медицинской помощи.

Проводится коррекция средних нормативов стоимости койко-дня и врачебного посещения путем умножения их на поясные, региональные индексы (северные, дальневосточные) удорожания стоимости медицинских услуг. Индексы приводятся по данным Минэкономики России, используемым при прогнозировании социально-экономического развития РФ на расчетный период.

При наличии достаточных финансовых возможностей в ТФОМС субъекта РФ предлагаемый вариант расчетов ТП может быть расширен. Для определения реалистичности Программы и ожидаемых объемов финансирования следует провести анализ фактически сложившейся ситуации по данным статистических и финансовых отчетов и сравнить их с расчетной программой. Сопоставление позволит выявить расхождения (дефицит или избыток) по отдельным группам показателей и максимально сбалансировать потребности и возможности финансирования Программы.

При расчете нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи включаются все статьи расходов.

Существует определенный порядок согласования и утверждения ТП государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. В финансовых органах субъектов РФ запрашиваются данные о возможном финансовом обеспечении объемов медицинской помощи за счет соответствующих бюджетов (в т.ч. отдельной строкой указываются платежи на ОМС неработающего населения). Определяется объем финансовых поступлений в ТФОМС за счет единого социального налога, единого налога на вмененный доход, страховых взносов органов исполнительной власти на неработающих граждан и прочих поступлений.

Затраты на оказание медицинской помощи при социально значимых видах болезней, скорую медицинскую помощь, поддержание и развитие системы здравоохранения и другие виды помощи, указанные в разделе IV Программы, рассматриваются органом управления здравоохранением совместно с финансовым органом исполнительной власти субъекта РФ. При их уточнении следует иметь в виду, что сокращение объемов, предусмотренных этими разделами медицинской помощи, можно считать допустимым только в случае, если они по факту превышают федеральные нормативы. Вместе с тем, если в субъекте РФ показатели заболеваемости по социально значимым видам медицинской помощи превышают среднероссийские, снижение планируемых объемов предоставляемой по мощи следует считать недопустимым.

Затраты на обеспечение медицинской по мощи в рамках ТП ОМС рассматриваются Правлением территориального фонд ОМС сов местно с органом управления здравоохранением и финансовым органом.

Орган управления здравоохранением субъекта РФ анализирует рассчитанный на основе нормативов проект ТП, включающей программу ОМС, сравнивает их в разрезе муниципальных образований со структурой реальной потребности населения в медицинской помощи по профилям медицинских отделений и медицинских специальностей. В результате вырабатываются рекомендуемые объемы медицинской помощи как по субъекту РФ в целом, так и в разрезе муниципальных образований.

На основе уточненных объемов медицинской помощи и территориальных нормативов финансовых затрат определяется ожидаемая стоимость ТП в целом по субъекту РФ и в раз резе муниципальных образований. При значительном отличии от ожидаемой величины финансовых ресурсов производится их корректировка. После чего утверждаются планы-задания учреждениям здравоохранения, расположенным на территории субъекта РФ. Проекты указанных документов в разрезе муниципальных образований направляются на согласование с органами исполнительной власти муниципальных образований.

Органы местного самоуправления с учетом всех источников финансирования (бюджет и средства ОМС), утвержденных территориальных нормативов финансовых затрат, анализа потребности населения муниципального образования в медицинской помощи и потоков пациентов из других территорий формируют муниципальный заказ-задание на предоставление государственных и муниципальных медицинских услуг, доводя его до медицинских учреждений. При этом должно предусматриваться совершенствование структуры сети ЛПУ для оказания населению максимально возможного объема медицинских услуг по месту жительства.

Задание на предоставление государственных и муниципальных медицинских услуг (далее - муниципальный заказ) - это комплексный план, содержащий объемные и финансовые показатели деятельности здравоохранения муниципального образования в целом и всех муниципальных медицинских учреждений на очередной год, формируемый на основе анализа объема и структуры потребности населения в медицинской помощи, и необходимых финансовых ресурсов. Муниципальный заказ-задание определяет обязательства муниципального образования (города, района) по предоставлению населению данной территории медицинской помощи за счет средств бюджета и средств ОМС, объем финансовых ресурсов, выделяемых на выполнение гарантий, условия и поря док оказания медицинской помощи, а также требования к эффективной деятельности здравоохранения территории. Муниципальный заказ разрабатывается на основе ТП государственных гарантий оказания населению субъекта РФ бесплатной медицинской помощи и контрольных цифр, устанавливаемых органом управления здравоохранением на очередной финансовый год.

С целью планирования развития здравоохранения субъекта РФ для муниципальных образований устанавливаются следующие показатели и параметры:

Дефицит финансового обеспечения ТП государственных гарантий не может быть признан обоснованным без представления не скольких вариантов расчетов Программы, минимизирующих расходы за счет эффективного использования резервов по реструктуризации сети учреждений здравоохранения и применения ресурсосберегающих технологий.

В целях повышения эффективности совместной работы Минздрава России, Федерального фонда ОМС и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи могут заключаться трехсторонние Соглашения по вопросам организации медицинской помощи.

Заключение

Таким образом, в настоящее время сформировались правовые, экономические и организационные основы финансовой системы здравоохранения, в том числе:

Вместе с тем остается нерешенным ряд взаимосвязанных проблем, основными из которых являются:

Приложение 2

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ФИНАНСОВЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет здравоохранения - форма образования и расходования денежных средств, пред назначенных для финансового обеспечения государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возврат ной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Бюджетные ассигнования - бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.

Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных вне бюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Государственная система здравоохранения - государственные органы управления здравоохранением на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, федеральный и территориальные фонды ОМС, Российская академия медицинских наук, органы государственного сани тарно-эпидемиологического надзора, подведомственные лечебно-профилактические, научно-исследовательские и образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, находящиеся в федеральной собственности или собственности субъектов РФ, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики в области охраны здоровья населения.

Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.

Добровольное медицинское страхование - осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС.

Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Доходы бюджета - денежные средства, по ступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет здравоохранения - свод бюджетов здравоохранения всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

Медицинское страхование - форма социальной защиты интересов населения в области ох раны здоровья, цель которого - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Минимальная бюджетная обеспеченность - минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

Минимальные государственные социальные стандарты - минимально допустимый уровень государственных услуг, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на всей территории страны.

Муниципальная система здравоохранения - муниципальные органы управления здравоохранением и подведомственные им лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные и образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, находящиеся в муниципальной собственности, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют мероприятия по охране здоровья населения на своей территории.

Муниципальный заказ (задание на предоставление государственных, муниципальных медицинских услуг) - это комплексный план, содержащий объемные и финансовые показатели деятельности здравоохранения муниципального образования в целом и всех муниципальных медицинских учреждений на очередной год, формируемый на основе анализа объема и структуры потребности населения в медицинской помощи, и необходимых финансовых ресурсов. Муниципальный заказ-задание определяет обязательства муниципального образования (города, района) по предоставлению населению данной территории медицинской помощи за счет средств бюджета и средств ОМС, объем финансовых ресурсов, выделяемых на выполнение гарантий, условия и порядок оказания медицинской помощи, а также требования к эффективной деятельности здравоохранения территории. Муниципальный заказ разрабатывается на основе ТП государственных гарантий оказания населению субъекта РФ бес платной медицинской помощи и контрольных цифр, устанавливаемых органом управления здравоохранением на очередной финансовый год.

Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования, обеспечивающее всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС.

Охрана здоровья граждан - совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской по мощью - ежегодно утверждаемый Правительством РФ документ, включающий в себя перечень видов медицинской помощи, предоставляемых населению бесплатно, базовую программу ОМС, объемы медицинской помощи, подушевой норматив финансирования здравоохранения, обеспечивающий предоставление гарантированных объемов медицинской помощи.

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Территориальная программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью (ТП) - ежегодно утверждаемый органами власти субъекта РФ документ, включающий в себя перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно за счет бюджетов всех уровней, и видов и объемов медицинской по мощи, финансируемых за счет средств ОМС; перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, и учреждений, финансируемых из бюджета; сводный расчет объемов и стоимости ТП; согласованные объемы медицинской помощи и размер их финансирования для муниципальных образований (муниципальный заказ-задание на предоставление медицинских услуг в ЛПУ муниципальных образований); перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при реализации государственных гарантий; условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи населению территории субъекта РФ; сводный рас чет стоимости утвержденной ТП, включающей ТП ОМС с декомпозицией по муниципальным образованиям. Объем и виды медицинской по мощи, предоставляемой по ТП, не могут быть меньше установленных федеральной программой.

Финансовая система здравоохранения - совокупность форм и методов формирования, распределения и использования денежных средств в области охраны здоровья населения.

Финансово-экономический институт,

г. Москва

Ю.М.ПАНТЕЛЕЕВ