Мудрый Юрист

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Пиджаков А.Ю., заведующий кафедрой международного права Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (СПбГУГА), почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор.

Авдеева М.В., старший преподаватель кафедры языковой подготовки СПбГУГА.

Самостоятельно осуществляемая на свой страх и риск предпринимательская деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, имеет различные виды. Одним из них является рекламный бизнес. В Российской Федерации первые шаги по его регулированию были предприняты в 1991 г., когда вступил в действие Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <*>. В ст. 10 данного нормативного акта среди форм недобросовестной конкуренции называется некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов. В свою очередь, общие требования к рекламе закреплены в п. 2 ст. 34 Конституции РФ, согласно которой не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

<*> ВСНД. 1991. N 16. Ст. 499.

В 1992 г. был принят Закон РФ "О защите прав потребителей" <1>. В нем установлены требования к информации о товарах, работах, услугах, которая должна доводиться до потребителя, а также предусматривалась ответственность за нарушение прав потребителей на информацию. Положения, регулирующие отдельные стороны рекламной деятельности, содержались и в других нормативных актах, таких как Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" <2>, Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" <3>, Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" <4>, Указ Президента РФ "О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы" <5> и др. Вместе с тем эти меры оказались недостаточными для предотвращения недобросовестной рекламы. Как подчеркивает И.В. Ершова, "фрагментарность, отсутствие системы в правовом регулировании данного вида отношений, множество пробелов, в первую очередь по вопросам ответственности, - все это отрицательно влияло на данный вид предпринимательской деятельности и требовало принятия специального законодательного акта" <6>.

<1> ВВС. 1992. N 15. Ст. 766.
<2> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
<3> СЗ РФ. 1998. N 39. Ст. 4857, N 48. Ст. 5853.
<4> ВСНД. 1993. N 26. Ст. 966.
<5> СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864.
<6> Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. М.: Юриспруденция, 2002. С. 368.

На рекламную деятельность в РФ распространяются как общие положения права, сформулированные в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, так и специальные нормы, имеющие непосредственное отношение к рекламе.

Основным регулятором в данной области является Федеральный закон "О рекламе" <*>. Изменения, внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования указанного Закона, за исключением изменений, внесенных в абзац первый п. 2, абзацы первый, пятый п. 3 ст. 31 данного документа, вступивших в силу с 1 июля 2002 г.

<*> СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864.

Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы коммерческого и социального характера, и не распространяется на политическую рекламу. Согласно ст. 2 данного нормативного акта реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. "Главная цель любого рекламного сообщения - привлечь внимание потребителей к конкретному товару, услуге или фирме, сформировать доброжелательное отношение к ним. Реклама, как правило, является оплаченной информацией" <*>.

<*> Сорк Д.М., Заморенова Н.Г., Белоусов Е.Н. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. М.: Мастерство, 2002. С. 155.

Заслугой нового рекламного законодательства является четкое разделение юридической ответственности между участниками рекламных правоотношений - рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, что не было сделано в прежних нормативно-правовых актах. Как следствие - органы государственного контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства были лишены возможности действенно обеспечивать законность в рекламной деятельности <*>.

<*> Фокова Е. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе // Юрист. 2002. N 9.

Теперь ответственность распределена следующим образом. Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя. Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.

Приведенные положения позволяют в каждом конкретном случае правильно "разделить" ответственность между участниками рекламных правоотношений. Нередко претензии на ненадлежащую по содержанию рекламу заинтересованные лица, введенные в заблуждение такой рекламой, предъявляют к поместившим ее средствам массовой информации. Между тем ответственность должен нести автор содержания - рекламодатель, передавший соответствующие сведения средствам массовой информации. Установлено лишь одно исключение из этого правила - вина самих распространителей, например, исказивших полученную от рекламодателя информацию.

Нынешним законодательством предусмотрены три вида юридической ответственности за правонарушения в сфере рекламы: гражданско-правовая, административная и уголовная. В предпринимательстве наиболее эффективна гражданско-правовая ответственность. Любые юридические лица и граждане, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, могут обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду; возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу; компенсации морального вреда; публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

В Федеральном законе "О рекламе" особо подчеркнуто, что физическое или юридическое лицо, которому стало известно о производстве или о распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, может обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в суд или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.

Истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Суды рассматривают дела на основе общих норм гражданского права и процесса, в частности ст. 8 - 16 и 393 - 406 ГК РФ, предусматривающих основания ответственности и способы защиты гражданских прав.

Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. По действующему законодательству общая административная ответственность предусмотрена за ненадлежащую рекламу, или отказ от контррекламы, или непредоставление в установленный срок сведений по требованию федерального антимонопольного органа. Установлены две меры общей административной ответственности: предупреждение и штраф.

Встает вопрос: какой конкретно орган и за что правомочен налагать меры административной ответственности? Специальными органами такой ответственности выступают ныне Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальные органы. Они вправе налагать штрафы на рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей за неисполнение в срок предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и решений об осуществлении контррекламы. Конкретный размер штрафа определяется в зависимости от вида правонарушения, степени вины правонарушителя и наступивших последствий.

Наказывать за неисполнение своих предписаний федеральные антимонопольные органы могли и прежде. Новым же институтом рекламного законодательства, обусловившим и новое право федеральных антимонопольных органов, является контрреклама. Суть контррекламы - опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. В случае установления факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок, установленный федеральным антимонопольным органом, вынесшим решение об осуществлении контррекламы. При этом нарушитель несет расходы по контррекламе в полном объеме.

Федеральный закон "О рекламе" признан Европарламентом лучшим в Европе и рекомендован в качестве образца для написания подобных законов в европейских странах. Для правильного применения Закона важное значение имеет информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" <*>.

<*> Правовые основы рекламной деятельности: Учеб. пособие. СПб.: Изд. дом "Бизнес-пресса", 2004. С. 109.

В широком смысле законодательство о рекламе охватывает большой объем нормативных актов, которые регламентируют отношения, связанные с производством, размещением и распространением рекламы.

Реклама может полностью или частично являться объектом авторского и смежного прав и, следовательно, подлежать правовой охране, если соответствует требованиям к таким объектам, предусмотренным Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах". В соответствии со ст. 6 данного Закона объектами авторского права выступают произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности. Объекты смежных прав - это фонограммы постановок, исполнений, передач организаций эфирного и кабельного телевидения. Авторские права на рекламу могут быть переданы лицом, имеющим эти права, другим лицам на основании договора.

В Федеральном законе "О рекламе" в качестве государственного органа по контролю в сфере рекламы упомянут только ФАО РФ и его территориальные органы (ст. 26). В то же время нормативные акты, принятые после издания Федерального закона "О рекламе", наделяют этими полномочиями и другие органы исполнительной власти. Но эти полномочия касаются лишь рекламы, размещаемой в определенных местах. Например, контроль за соблюдением норм, регламентирующих рекламу ценных бумаг, возложен Федеральным законом "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" на федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). Контроль за размещением наружной рекламы на транспортных средствах возложен на подразделения ГИБДД.

Государственный контроль в области рекламы осуществляют также органы прокуратуры на основании Федерального закона "О прокуратуре РФ".

Субъекты РФ также создают специальные органы, в компетенцию которых входит управление рекламной деятельностью (например, Комиссия по наблюдению за качеством рекламоносителей, созданная Администрацией Санкт-Петербурга в 2003 г.).