Мудрый Юрист

Информационное обеспечение совета федерации федерального собрания Российской Федерации

Михайловский М.Г., начальник Управления информационного и документационного обеспечения Совета Федерации Федерального Собрания РФ, кандидат экономических наук.

Информационное обеспечение Совета Федерации - верхней палаты парламента России является одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность работы высшего законодательного органа страны. В основе информационного обеспечения Совета Федерации лежит информационно-коммуникационная система (ИКС) Совета Федерации, которая создавалась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 1995 г. N 159 "О создании информационно-коммуникационной системы Совета Федерации Федерального Собрания".

Первая очередь ИКС Совета Федерации была введена в эксплуатацию в 1999 г. В последующие годы осуществлялось ее постоянное развитие, что позволяло постоянно поддерживать информационное обеспечение Совета Федерации на достаточно высоком уровне.

ИКС Совета Федерации охватывает практически все сферы парламентской деятельности членов Совета Федерации, комитетов (комиссий) Совета Федерации, структурных подразделений Аппарата Совета Федерации. ИКС Совета Федерации является многопользовательской, многофункциональной, территориально-распределенной системой, предназначенной для эффективной поддержки деятельности Совета Федерации и принятия стратегических решений в условиях информационного взаимодействия с информационно-коммуникационными системами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других организаций, как в России, так и в других государствах.

ИКС Совета Федерации включает в свой состав совокупность взаимосвязанных комплексов, технологических систем, прикладных информационных систем и электронных информационных ресурсов, размещенных в нескольких территориально-распределенных зданиях Совета Федерации (рис. 1).

В состав комплексов ИКС Совета Федерации входят корпоративная компьютерная сеть, выделенная сеть для доступа в Интернет, телекоммуникационный узел, автоматизированные рабочие места пользователей, программно-технические комплексы (ПТК) Интернет-представительства Совета Федерации и Удостоверяющего центра.

Технологические системы ИКС Совета Федерации включают технологическую информационную систему делопроизводства и документооборота (ТАИС), технологические системы обеспечения заседаний и мероприятий Совета Федерации, корпоративную электронную почту, систему обеспечения тиражирования и выпуска печатных изданий, систему защиты информации в ИКС Совета Федерации, центр обучения на базе учебного компьютерного класса, организационно-сервисное бюро.

Прикладные информационные системы делятся на системы общего и специализированного назначения. В настоящее время в составе ИКС Совета Федерации функционирует 17 информационных систем общего назначения и 11 специализированных информационных систем.

В составе электронных информационных ресурсов ИКС Совета Федерации выделяются собственные (внутренние) и внешние информационные ресурсы. Кроме того, электронные информационные ресурсы делятся на ресурсы свободного или ограниченного доступа.

Рассмотрим более подробно каждую из составных частей ИКС Совета Федерации. Основной составляющей программно-технических комплексов является корпоративная компьютерная сеть. Сетевая инфраструктура корпоративной компьютерной сети в настоящее время имеет более 2200 точек подключения серверов, сетевых рабочих станций, периферийных устройств и строится на базе виртуальных локальных вычислительных сетей (VLAN), работающих по технологии Ethernet с пропускной способностью 100 Мбит/с.

В магистральной части используется технология передачи данных Fast Ethernet с пропускной способностью 100 Мбит/с. В качестве магистрального коммутатора используется коммутатор Catalist серии 5000 фирмы Cisco, горизонтальное подключение обеспечивают коммутаторы Catalist 2924 и концентраторы различных фирм. Основной сетевой протокол - TCP/IP, т.е. корпоративная компьютерная сеть является сетью Интранет.

В рамках корпоративной компьютерной сети функционируют четыре серверных зала: основной; два дополнительных, обеспечивающих территориально удаленные объекты; технологический серверный зал, обеспечивающий функционирование технологической информационной системы документооборота и делопроизводства.

В основном серверном зале установлены высокопроизводительные серверы, обеспечивающие работу официального Интранет-сайта Совета Федерации, корпоративной электронной почты и прикладных информационных систем.

Большинство серверов представлено марками Fujitsu-Siemens. Имеются серверы фирм Compaq, ALR и "Крафтвей". В качестве операционной системы используется MS Windows NT Server 4.0, которая заменяется на MS Windows 2000 Server. Обмен электронными сообщениями обеспечивается с помощью программного обеспечения электронной почты MS Exchange Server 5.5.

Создание двух дополнительных серверных залов в двух зданиях обусловлено удаленностью этих зданий Совета Федерации и размещением в них большого количества точек подключения к корпоративной компьютерной сети Интранет. Основное назначение серверов - это обеспечение файлового сервиса и поддержка процессов разработки и отладки прикладного программного обеспечения.

В составе корпоративной компьютерной сети выделен автономный технический серверный зал, обеспечивающий работу технологической информационной системы делопроизводства и документооборота (ТАИС). В качестве центрального сервера используется система повышенной готовности и надежности на основе комплекса Cluster Kit фирмы Fujitsu-Siemens.

Автоматизированные рабочие места пользователей ИКС Совета Федерации включают в себя рабочие станции с подключаемым периферийным оборудованием и установленным системным и прикладным программным обеспечением. Рабочие станции в настоящее время строятся на базе компьютеров производства НР, Compaq и Fujitsu.

Периферийное оборудование включает в себя различного типа принтеры, сканеры, многофункциональные устройства, устройства ввода-вывода информации с различного типа носителей (дисководы, карты памяти и т.д.).

Рис. 1. Состав информационно-коммуникационной системы Совета Федерации

--------------------------------------------------------------------------------------------¬
¦ Состав существующей информационно-коммуникационной системы Совета Федерации ¦
L------------------------------------------T-------------------------------------------------
---------------------T-----------+----T----------------------¬
--------+-----¬ -------------+---¬ -----------+---¬ ----------------+---------------------¬
--+ Комплексы ¦-+Технологическая ¦-+ Прикладные ¦ ¦ Электронные ¦
¦ L--------------¦¦ система ¦¦¦информационные¦ ¦ информационные ресурсы ¦
¦ --------------¬¦L-----------------¦¦ системы ¦ L------------------T-------------------
+-+Корпоративная¦¦ ¦L--------------- ------------+----------¬
¦ ¦компьютерная ¦¦-----------------¬¦---------------¬ -------+-------¬ -----------+--------¬
¦ ¦ сеть ¦¦¦ Технологическая¦¦¦ Общего ¦ -+ Собственные ¦ ¦ Внешние электрон- ¦
¦ L--------------++ информационная ¦++ назначения ¦ ¦¦(внутренние) ¦ -+ные информационные ¦
¦ --------------¬¦¦ система ¦¦¦ ¦ ¦¦ электронные ¦ ¦¦ ресурсы ¦
¦ ¦ Выделенная ¦¦¦делопроизводствদL--------------- ¦¦ информацион- ¦ ¦L--------------------
+-+ сеть для ¦¦¦ и документообо-¦¦---------------¬ ¦¦ные ресурсы ¦ ¦--------------------¬
¦ ¦ доступа в ¦¦¦ рота ¦¦¦Специализиро- ¦ ¦L--------------- ++ Общего доступа ¦
¦ ¦ Интернет ¦¦L-----------------L+ ванного ¦ ¦---------------¬ ¦L----------T---------
¦ L--------------¦-----------------¬ ¦ назначения ¦ ++ Общего ¦ ¦-----------+--------¬
¦ --------------¬¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ доступа ¦ ¦¦Правовые информаци-¦
¦ ¦Телекоммуни- ¦¦¦ Технологические¦ L--------------- ¦¦ ¦ ¦¦онно-справочные ¦
+-+ кационный ¦¦¦ системы обес- ¦ ¦L------T-------- ¦¦ системы ¦
¦ ¦ узел ¦¦¦ печения заседа-¦ ¦ ------+-------¬ ¦L--------------------
¦ L--------------¦¦ ний и меропри- ¦ ¦ ¦Официальный ¦ ¦--------------------¬
¦ --------------¬++ ятий Совета ¦ ¦ ¦ Интернет- ¦ ¦¦Интернет-сайты ¦
¦ ¦ Программно- ¦¦¦ Федерации ¦ ¦ ¦сайт Совета ¦ ¦¦органов государст- ¦
¦ ¦ технический ¦¦L----------------- ¦ ¦ Федерации ¦ ¦¦венной власти ¦
¦ ¦ комплекс ¦¦-----------------¬ ¦ L-------------- ¦L--------------------
+-+ Интернет- ¦¦¦ Корпоративная ¦ ¦ --------------¬ ¦--------------------¬
¦ ¦ представи- ¦++ электронная ¦ ¦ ¦Корпоративный¦ ¦¦Корпоративные сайты¦
¦ ¦ тельства ¦¦¦ почта ¦ ¦ ¦Интранет-сайт¦ ¦¦органов государст- ¦
¦ ¦ Совета ¦¦L----------------- ¦ ¦ Совета ¦ ¦¦венной власти ¦
¦ ¦ Федерации ¦¦-----------------¬ ¦ ¦ Федерации ¦ ¦L--------------------
¦ L--------------¦¦Система защиты ¦ ¦ L-------------- ¦--------------------¬
¦ --------------¬¦¦ информации в ¦ ¦ --------------¬ ¦¦ Информационные ¦
¦ ¦ Программно- ¦++ ИКС Совета ¦ ¦ ¦Информацион- ¦ ¦¦ ресурсы сети ¦
¦ ¦ технический ¦¦¦ Федерации ¦ ¦ ¦ные ресурсы ¦ ¦¦ Интернет ¦
¦ ¦ комплекс ¦¦L----------------- ¦ ¦технологичес-¦ ¦L--------------------
+-+ специализи- ¦¦-----------------¬ ¦ ¦ ких и ¦ ¦
¦ ¦ рованной ¦¦¦Технологическая ¦ ¦ ¦прикладных ¦ ¦--------------------¬
¦ ¦ информацион-¦¦¦ система обеспе-¦ ¦ ¦информацион- ¦ L+ Ограничение ¦
¦ ¦ной системы ¦++чения тиражиро- ¦ ¦ ¦ных систем ¦ ¦ доступа ¦
¦ ¦"Парламент- ¦¦¦вания и выпуска ¦ ¦ ¦общего и спе-¦ L----------T---------
¦ ¦ ский портал"¦¦¦печатных изделий¦ ¦ ¦циализирован-¦ -----------+--------¬
¦ ¦ в сети ¦¦L----------------- ¦ ¦ного назначе-¦ ¦Специализированные ¦
¦ ¦ Интернет ¦¦-----------------¬ ¦ ¦ния ¦ ¦ информационно- ¦
¦ L--------------¦¦Центр обучения ¦ ¦ L-------------- ¦ справочные ¦
¦ --------------¬¦¦на базе учебного¦ ¦---------------¬ ¦ системы ¦
¦ ¦ Программно- ¦++компьютерного ¦ L+Ограниченного ¦ L--------------------
¦ ¦технический ¦¦¦ класса ¦ ¦ доступа ¦
L-+комплекс ¦¦L----------------- L-------T-------
¦ Удостоверя- ¦¦-----------------¬ -------+------¬
¦ ющего центрদ¦Организационно- ¦ ¦Информацион- ¦
L--------------L+сервисное бюро ¦ ¦ные ресурсы ¦
L----------------- ¦прикладных ¦
¦информацион- ¦
¦ных систем ¦
¦специализиро-¦
¦ванного ¦
¦назначения ¦
L--------------

В качестве системного программного обеспечения на низкопроизводительных рабочих станциях используется операционная система MS Windows 95, на рабочих станциях высокой производительности с процессором Pentium 3 и 4 - MS Windows 2000 Professional. В качестве прикладного программного обеспечения офисного типа используется пакет MS Office 2000.

В качестве средств администрирования серверов используются штатные средства MS Windows NT 4.0 Server и MS Windows 2000 Server. Администрирование производится эксплуатирующим персоналом автономно на каждом сервере. Администрирование рабочих станций выполняется также автономно на каждой станции, при возникновении нештатной ситуации. При этом используются штатные средства администрирования операционных систем, установленных на конкретной рабочей станции (MS Windows 95, MS Windows 98, MS Windows 2000).

Для доступа пользователей Совета Федерации в международную сеть Интернет по прямому каналу связи в рамках ИКС Совета Федерации создана выделенная сеть, которая обеспечивает подключение более 500 рабочих мест пользователей Совета Федерации во всех зданиях Совета Федерации.

Важным структурным элементом ИКС Совета Федерации является телекоммуникационный узел, который обеспечивает сопряжение сетевой инфраструктуры ИКС Совета Федерации с другими информационными системами федерального и регионального уровней.

В настоящее время ИКС Совета Федерации тесно интегрирована с информационно-телекоммуникационной системой Государственной Думы, что обеспечивает доступ к Интранет-сайту Государственной Думы, работу объединенной корпоративной электронной почты, совместное сопровождение некоторых прикладных информационных систем.

По выделенным каналам осуществляется связь ИКС Совета Федерации с Московской городской Думой и мэрией г. Москвы, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и Счетной палатой Российской Федерации.

Функционирование официального Интернет-сайта Совета Федерации обеспечивает программно-технический комплекс (ПТК) Интернет-представительства Совета Федерации.

С функциональной точки зрения ПТК состоит из трех основных составляющих: АРМы, технологический сервер, фронтальный Web-сервер.

Сектор, включающий АРМы редакторов информационного наполнения сайта и выпускающих редакторов готовых материалов (сотрудники, принимающие решение о возможности публикации подготовленных ранее материалов).

Сектор, включающий основной технологический сервер, который реализует логику работы системы управления контентом (CMS), и технологический сервер управления интерактивными функциями. На основном технологическом сервере установлена база данных (БД), которая является хранилищем материалов для CMS. Кроме того, на технологическом сервере находится генератор html-страниц, осуществляющий преобразование информации Web-сервера, хранимой в формате БД, в формат html-страниц и графических файлов.

Сектор, включающий основной фронтальный Web-сервер, предоставляющий информацию пользователям международной сети Интернет, и интерактивный фронтальный сервер, обеспечивающий работу интерактивных функций. На фронтальном Web-сервере также функционирует поисковая система Yandex. Сервер интерактивных сервисов обеспечивает работу программных скриптов, реализующих функции голосования (опросов), подписки, форума и обработки обращений посетителей.

В целях внедрения электронной цифровой подписи (ЭЦП) в конце 2005 г. начаты работы по созданию Удостоверяющего центра. Соответствующий программно-технический комплекс развернут в здании Совета Федерации.

Следующим крупным структурным элементом ИКС Совета Федерации являются технологические системы. Одной из основных технологических систем является технологическая автоматизированная информационная система делопроизводства и документооборота (ТАИС). Целями создания и развития ТАИС являются внедрение современных информационных технологий в работу с документами Совета Федерации, обеспечение качественного и оперативного управления этой работой на всех организационных уровнях, переход на внутренний и межведомственный электронный документооборот с применением ЭЦП.

ТАИС состоит из следующих технологических модулей: регистрации, контроля и отправки корреспонденции; автоматизированной подготовки документов; автоматизированной подготовки стенограмм; выпуска нормативных актов; работы с обращениями граждан; Архива Совета Федерации.

Часть модулей ТАИС разработана на платформе информационной системы электронного документооборота "Дело-ТСФ". Информационная интеграция остальных модулей ТАИС обеспечивается организационными мероприятиями.

Программное обеспечение поддерживается в среде Oracle 9.2 и Power Builder 7.0, MS Office 2000, MS Visual Basic 6.0. Рассмотрим более подробно состав и назначение этих модулей.

Технологический модуль регистрации, контроля и отправки корреспонденции основывается на подсистеме автоматизированного документооборота и делопроизводства "Дело-ТСФ". Технологический модуль обеспечивает работу с документами с использованием членами Совета Федерации и их помощниками, руководителями Аппарата Совета Федерации и его работниками подсистемы "Дело-ТСФ", содержащей электронные образы бумажных документов, электронные документы, а также информацию: о входящих, исходящих и внутренних документах в Совете Федерации; о прохождении документа в Совете Федерации; о контроле исполнения документа по отдельным исполнителям и в целом; о регистрации актов Совета Федерации и организационно-распорядительных документов; о списании документа в архив.

Технологический модуль автоматизированной подготовки документов обеспечивает автоматизированную подготовку документов, поддерживающую более 250 электронных бланков с единым для Совета Федерации стандартом оформления бумажных и электронных документов с установленными полями, стилями, шапками, колонтитулами. Вид бланков полностью соответствует действующему законодательству. Кроме того, модуль использует технологию сканирования и распознавания материалов, используемых при подготовке документов, структурированное хранение, идентификацию по набору реквизитов и поиск документов, подготовленных с 1994 г., технологию подготовки и печати нормативных актов Совета Федерации на бланках, ведение базы данных "Документы Совета Федерации", позволяющей получать отчеты об объемах работ по подразделениям, исполнителям, видам документов за различные отрезки времени.

Технологический модуль автоматизированной подготовки стенограмм обеспечивает многоканальную цифровую звукозапись мероприятий, проводимых в здании Совета Федерации, выездных мероприятий с использованием технологической системы цифровой звукозаписи с автоматизированной подготовкой текстов стенограмм, их редакторской и корректорской правки. Технологический модуль автоматизированной подготовки стенограмм обеспечивает расшифровку мероприятий, проводимых в Совете Федерации. Система цифровой звукозаписи обеспечивает одновременную запись на сервере устных выступлений, поступающих в аппаратную звукозаписи по 20 аналоговым каналам передачи в виде цифровых файлов; запись устных выступлений на мобильные конференц-системы в виде цифровых файлов с последующей перезаписью на сервер-системы; прослушивание выделенного звукового фрагмента с использованием периферийного оборудования, подключенного к АРМ системы.

Технологический модуль выпуска нормативных актов обеспечивает ведение с 1994 г. базы данных "Законы", обеспечивает ввод в нее информации о рассмотрении в Совете Федерации федеральных конституционных и федеральных законов, автоматизированную подготовку сопроводительных писем к законам; подготовку перечней, справок, сводок по законам, технологию подготовки документов о законах для сдачи в Архив Совета Федерации.

Технологический модуль работы с обращениями граждан обеспечивает работу с письмами и обращениями граждан в Приемной Совета Федерации, в ходе которой формируется с 1994 г. база данных с информацией о письмах и обращениях граждан, в том числе поступивших по сети Интернет, готовятся извещения и ответы заявителям, обращения и напоминания в органы власти, сводки, справки по работе Приемной Совета Федерации.

Технологический модуль Архива Совета Федерации обеспечивает работу с архивным фондом Совета Федерации, в ходе которой осуществляются:

Технологические системы обеспечения заседаний Совета Федерации эксплуатируются во всех залах зданий Совета Федерации.

Зал пленарных заседаний Совета Федерации оборудован информационно-управляющей системой на базе локальной вычислительной сети, электронной системой голосования, системой звукоусиления, конференц-системой, системами технологического телевидения и отображения информации, аудио- и видеотрансляции, системой информационной и документационной поддержки проведения заседаний.

Малый зал оборудован системой звукоусиления, системой технологического телевидения, системой для демонстрации видеофильмов.

Зал заседаний Совета палаты оборудован системой звукоусиления, конференц-системой, аудио- и видеотрансляции заседаний Совета палаты в корпоративной компьютерной сети Интранет, системой отображения информации, системой информационной и документационной поддержки проведения заседаний на планшетных компьютерах. С помощью созданного аппаратно-программного комплекса на планшетных компьютерах отображаются: электронные образы повестки заседания Совета палаты и материалов к ней, проект повестки дня заседания Совета Федерации и материалы к нему, информация корпоративного Интранет-сайта Совета Федерации.

Другие залы оборудованы в различном сочетании системами звукозаписи, конференц-системами, видеопроекционными системами. С указанными системами тесно связана технологическая система цифровой звукозаписи технологического модуля автоматизированной подготовки стенограмм.

В зданиях Совета Федерации по кабельным сетям обеспечивается трансляция 8 технологических каналов о заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы. Кроме того, транслируется 17 каналов российского телевидения, принимаемых по телевизионному каналу Московской волоконно-оптической сети, и 4 зарубежных канала, принимаемых по спутниковым каналам связи.

Для обеспечения безопасного функционирования ИКС Совета Федерации создана система защиты информации, которая строится на основании утвержденных нормативных документов, и проводится реализация комплексного поэтапного перехода к построению полномасштабной системы информационной безопасности ИКС Совета Федерации.

Корпоративная электронная почта в ИКС Совета Федерации предназначена для обмена сообщениями в электронном виде между пользователями. В состав корпоративной электронной почты Совета Федерации входят центральный почтовый узел и автоматизированные рабочие места пользователей. Центральный почтовый узел обеспечивает временное хранение корреспонденции пользователей и обслуживает их запросы. Для подключения пользователей к корпоративной электронной почте используются корпоративная компьютерная сеть, коммутируемые или выделенные каналы связи. Корпоративная электронная почта функционирует на существующей программно-технической платформе ИКС Совета Федерации и доступна всем пользователям корпоративной компьютерной сети.

В Совете Федерации создан центр компьютерного обучения на базе учебного компьютерного класса на 15 автоматизированных рабочих мест. Центр позволяет проводить обучение пользователей (членов Совета Федерации, помощников членов Совета Федерации и работников Аппарата Совета Федерации) с разной степенью подготовки по нескольким учебным программам.

Организационно-сервисное бюро предназначено для предоставления членам Совета Федерации, помощникам членов Совета Федерации и работникам Аппарата Совета сервисных услуг, таких, как: подготовка документов и материалов с использованием средств вычислительной техники и офисного программного обеспечения, их распечатка и копирование в черно-белом и цветном вариантах на бумажный носитель, слайдовую пленку, фотобумагу; сканирование документов и материалов, оптическое распознавание сканированного текста; доступ к электронным информационным ресурсам корпоративного Интранет-сайта Совета Федерации и международной сети Интернет; прием и отправка факс-сообщений.

Еще одним крупным структурным элементом ИКС Совета Федерации являются прикладные информационные системы. Большинство прикладных информационных систем представляет свою информацию на корпоративном Интранет-сайте Совета Федерации. Как уже отмечалось, прикладные информационные системы делятся на системы общего и специализированного назначения.

К прикладным информационным системам общего назначения относятся системы общего пользования, например, такие, как Архив материалов заседаний Совета Федерации (постановления Совета Федерации и стенограммы заседаний Совета Федерации); Электронные пакеты материалов к заседаниям Совета Федерации и Совета палаты; Новости Совета Федерации; Аналитические материалы; Обзор-СМИ (новостная лента СМИ); Телефонный справочник Совета Федерации; Электронная версия сборника нормативных правовых актов по вопросам государственной службы и кадровой политики; Модельные законодательные акты МПА СНГ и МПА ЕврАзЭС; Архив обзоров событий в странах СНГ; Архив социального законодательства Российской Федерации; Данные о торгово-экономической деятельности и торгово-правовой базе сотрудничества субъектов Российской Федерации со странами СНГ и другими иностранными государствами; Мониторинг телевизионных политических, аналитических, информационных и новостных программ, выходящих на основных федеральных каналах телевидения; Архив Верховного Совета РСФСР; Свод законов Российской империи; Налоговая отчетность; правовые информационно-справочные системы.

Прикладные информационные системы специального назначения обеспечивают работу комитетов, комиссий Совета Федерации и структурных подразделений Аппарата Совета Федерации по предметам их ведения.

В деятельность Совета Федерации внедрен ряд специализированных прикладных информационных систем ограниченного доступа: Бухгалтерский учет Совета Федерации; Финансово-экономический учет Совета Федерации; Архив Совета Федерации; Приемная Совета Федерации; Диспетчерская служба Совета Федерации; Материальные и инженерные ресурсы Совета Федерации; Межпарламентское сотрудничество.

Одним из важных видов обеспечения деятельности членов Совета Федерации, комитетов (комиссий) Совета Федерации, структурных подразделений Аппарата Совета Федерации являются информационные ресурсы, которые представляются в виде обычных (бумажных) документов и электронных информационных ресурсов.

Состав электронных информационных ресурсов ИКС Совета Федерации отражен в ежегодно пополняемом "Реестре электронных информационных ресурсов ИКС Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", утверждаемом Руководителем Аппарата Совета Федерации. Количество и спектр информационных ресурсов, которыми в настоящее время располагает ИКС Совета Федерации, позволяют использовать их для решения практически всех задач Совета Федерации.

Электронные информационные ресурсы ИКС Совета Федерации подразделяются на собственные (внутренние) электронные информационные ресурсы, которые порождаются в Совете Федерации, и внешние электронные информационные ресурсы.

Собственные электронные информационные ресурсы общего доступа размещены на официальном Интернет-сайте Совета Федерации, на корпоративном Интранет-сайте Совета Федерации, а также включают в себя информационные ресурсы технологических и прикладных информационных систем общего и специализированного назначения.

На официальном Интернет-сайте Совета Федерации, который в настоящее время размещается на ПТК Интернет-представительства Совета Федерации, осуществляется публикация основной централизованной информации о составе и законодательной деятельности Совета Федерации, новостной информации о событиях в Совете Федерации, аналитических материалов и т.д., а также собственных информационных разделов комитетов (комиссий) Совета Федерации.

Корпоративный Интранет-сайт Совета Федерации обеспечивает информационную поддержку законодательной деятельности членов Совета Федерации, комитетов (комиссий) Совета Федерации, а также работу структурных подразделений Аппарата Совета Федерации.

К собственным электронным информационным ресурсам ограниченного доступа относятся информационные ресурсы прикладных информационных систем специализированного назначения, таких, например, как системы Кадры Совета Федерации и др.

Важную роль в информационном обеспечении Совета Федерации играют электронные информационные ресурсы, предоставляемые внешними организациями.

Можно выделить следующие основные способы предоставления внешней информации пользователям Совета Федерации: организация доступа к Интранет-сайтам внешних организаций; установка баз данных на корпоративном Интранет-сайте ИКС Совета Федерации с организацией WEB либо клиентского доступа пользователей и обновления с помощью магнитных носителей, CD, DVD-дисков или через сеть Интернет; организация удаленного доступа к базам данных.

В группу внешних информационных ресурсов общего доступа входят: информационные ресурсы правовых информационно-справочных систем, доступные на корпоративном Интранет-сайте Совета Федерации; информационные ресурсы корпоративных сайтов органов государственной власти (Государственной Думы, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации), доступные с корпоративного Интранет-сайта ИКС Совета Федерации; информационные ресурсы Интернет-сайтов органов государственной власти и открытые информационные ресурсы других сайтов, доступные с автоматизированных рабочих мест выделенной сети для доступа в Интернет.

Проведенные научные, технические и организационные мероприятия в рамках создания и эксплуатации ИКС Совета Федерации позволяют уже в настоящее время решать важные вопросы автоматизации процесса обработки различного рода информации, необходимой для обеспечения деятельности Совета Федерации, внедрить в повседневную практику прикладные информационные системы, начать реализацию комплекса мер по повышению уровня информационной безопасности, создать условия для эффективной информационной поддержки деятельности Совета Федерации.

Вместе с тем ИКС Совета Федерации создавалась и развивалась в основном в течение 1996 - 2003 гг. За этот период многие исходные научно-технические решения по структуре, функциям и задачам, решаемым информационной системой, существенно изменились. Это обусловлено интенсивным развитием информационных и телекоммуникационных технологий, ростом информационных потребностей Совета Федерации.

Проведенное в 2005 г. обследование информационно-технологического обеспечения Совета Федерации определило условия и направления развития ИКС Совета Федерации на основе анализа ее возможностей с учетом современных достижений в области информационных технологий. Результаты и рекомендации проведенного обследования положены в основу разработанной Концепции развития ИКС Совета Федерации до 2010 г. Реализация Концепции позволит вывести информационное обеспечение Совета Федерации на качественно более высокий уровень.

Литература:

  1. Никитов В.А., Орлов Е.И., Старовойтов А.В., Гиричев Б.И., Шаров Ю.Л. Концепция создания информационно-коммуникационной системы Совета Федерации // Научно-техническая информация. Серия 1. 1995. N 8.
  2. Никитов В.А., Шаров Ю.Л. Информационный Web-сервер Совета Федерации в сети Интернет // Информационные ресурсы России. 2000. N 1.
  3. Шаров Ю.Л. Архитектура парламентских информационных систем (функциональный аспект) // Информационные ресурсы России. 2000. N 4.
  4. Шаров Ю.Л., Толчеев Ю.К., Голубев С.А. Информационный архив Совета Федерации // Открытые системы. 2001. Сент.
  5. Шаров Ю.Л. Вопросы совершенствования информационного взаимодействия Совета Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Аналитический вестник Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации. 2002. N 2 (158).
  6. Никитов В.А., Шаров Ю.Л. Интернет как эффективное средство связи между национальным парламентом и обществом: сравнительная перспектива в Европе и в России // Информационные ресурсы России. 2002. N 1 - 2.
  7. Гужов А.В., Толчеев Ю.К., Шаров Ю.Л. Проблемы информационно-технологического сопровождения процесса мониторинга правового пространства и правоприменительной практики в Совете Федерации. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции "Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики". Москва, май 2004 г.
  8. Гужов А.В., Толчеев Ю.К., Шаров Ю.Л. Проблемы интегрированной обработки и хранения неструктурированной информации в ИКС Совета Федерации. Сборник трудов II Всероссийской практической конференции "Электронный документооборот и документационное обеспечение в органах власти". Москва, 2 - 4 февраля 2004 г.
  9. Гужов А.В. Концепция создания специализированной информационной системы "Парламентский портал" в сети Интернет. Материалы семинара-совещания на тему "О создании и внедрении специализированной информационной системы "Парламентский портал" в сети Интернет". Москва, Совет Федерации, 24 июня 2005 г.
  10. Шаров Ю.Л. О текущем состоянии и перспективах развития Интернет-сайта Совета Федерации. Материалы семинара-совещания на тему "О создании и внедрении специализированной информационной системы "Парламентский портал" в сети Интернет". Москва, Совет Федерации, 24 июня 2005 г.