Мудрый Юрист

Сергей калашников: в здравоохранении правительство бездействует

"Аптечный бизнес", 2013, N 10

В портфеле Комитета Госдумы по охране здоровья - 35 законопроектов, 20 из которых уже включены в программу работы нижней палаты парламента на осенне-зимней сессии, а в ближайшее время ожидается внесение еще около двух десятков законопроектов. "Дефицита законопроектов, которые предстоит рассмотреть, мы не испытываем, а вот сколько из них будут в итоге приняты, предположить не берусь", - рассказывает о планах работы комитета его председатель Сергей КАЛАШНИКОВ.

Предстоят серьезные баталии

Определенно в ходе осенне-зимней сессии будут приняты поправки в закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ". Это один из наиболее серьезных, объемных и важных документов. Что касается остальных законов, то по ним ожидаются жаркие споры, но надеюсь, что родятся нормальные законы. В частности, серьезные баталии предстоят вокруг бюджета ФОМС и федерального бюджета в части финансирования здравоохранения. Резкое сокращение финансирования, перекладывание на субъекты дополнительных функций вызывают много вопросов. Что будет в результате, сказать не могу, но все фракции комитета настроены по-боевому, чтобы не допустить резкого снижения финансирования отрасли.

Пока остается открытым вопрос с принятием новых законов об обращении медицинских изделий и обращении лекарственных средств. Первый законопроект был положен под сукно. Весной мы предприняли атаку на правительство и оба профильных министерства с тем, чтобы этот закон реанимировать. Думаю, что в зимнюю сессию закон об обращении медицинских изделий появится. Мы взяли за основу документ, подготовленный Минпромторгом еще 3 года назад, и, переделав его, готовы внести на рассмотрение от имени депутатов. Правда, если закон вносится от имени депутатов и не одобрен правительством, судьба его предсказуема и плачевна. Поэтому мы бы хотели, чтобы этот закон официально внесло Правительство РФ.

Над доработкой закона об обращении лекарственных средств весь прошлый год и первую половину текущего работали экспертные советы, мы собирали поправки. Но требуется политическое решение, ведь изменения предполагают принципиально иные подходы к регулированию этой области, чем те, которые заложены в имеющийся закон.

Давайте скажем честно, одна из серьезных проблем нашего здравоохранения, невысокой эффективности медицины - это недостаточная доступность современных лекарств. Не решив в принципе эту проблему в рамках конституционной нормы бесплатности здравоохранения для всех, мы не решим весь комплекс проблем системы. Минздрав уже 2 года говорит о необходимости вводить закон о лекарственном страховании. Но то, что мы не смогли создать за 20 лет страховую медицину, не внушает мне оптимизма по поводу создания страхового лекарственного обеспечения. Я лично не вижу в страховании решения проблемы нормального бесплатного лекарственного обеспечения. Страхование не работает для бедного населения, оно работает для среднего класса. Если у нас бедное население и низкие зарплаты, то говорить о страховании - утопия.

Ожидаем также внесения Минздравом законопроектов, связанных со страхованием ответственности врачей и донорством органов и их компонентов. Правда, оптимизма по поводу того, что они будут внесены, не испытываем.

Надо отказываться

Другое направление, которое, безусловно, будет обсуждаться на осенней сессии, - это идея отказа от платных услуг в государственных медучреждениях. Я считаю, что введение платного лечения в госучреждениях существенно ухудшило доступность и качество медицинской помощи для населения. Пробить эту идею будет очень сложно, потому что нужно за какие-то деньги содержать медучреждения, и проще всего сказать: ну и содержите себя сами. Но в таком случае нормальной медпомощи там не будет. Или мы дальше все будем переводить на платную основу, или все-таки это дело остановим.

Решение проблемы отказа от платных услуг в госучреждениях считаю краеугольным камнем в создании национальной модели здравоохранения. Я глубоко убежден, что должны существовать все формы финансирования здравоохранения, но при условии реализации статьи Конституции РФ о доступности качественного бесплатного медицинского обеспечения.

Мы придаем большое значение этому факту - это, по сути дела, формирование национальной модели здравоохранения. Поэтому не спешим внести поправку в соответствующую статью закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" - это было бы проще всего. Как член Комиссии Правительства РФ по реформе здравоохранения на ближайшем заседании я вношу в повестку дня этот вопрос для обсуждения с Дмитрием Медведевым.

Стимулирующие льготы

Еще одна важная тема - социальная защищенность медицинского работника. Недавно Национальная медицинская палата вышла с предложением разработать некий социальный пакет для врачей. Я всегда был противником льгот, потому что это суррогаты социальной помощи. Но в условиях острого дефицита медицинских кадров, когда медики находятся в совершенно неравных условиях (есть врачи, которые получают по 60 тысяч рублей, и есть те, кто получают по 9 тысяч), социальный пакет необходим.

У нас огромное количество категорий (например, все силовики, судьи и многие другие) имеют социальные пакеты. Давайте, понимая значимость здравоохранения, дадим некие стимулирующие льготы и медикам! Нет денег, давайте дадим хотя бы землю, чтобы строиться и т.д. Или, например, медпомощь для самих медиков. Неужели система оказания медпомощи из своих внутренних средств не в состоянии предоставить медработникам право лечиться бесплатно? Я думаю, мы внесем как инициативу депутатов законопроект, который предлагает некий набор социальных льгот для медработников, причем для всех, независимо от того, где они работают.

Проблемы медицинского обеспечения

Одной из проблем, которой нам придется заниматься на осенней сессии, - медицинское обеспечение мигрантов. Я задаю главе Департамента здравоохранения Москвы Георгию Голухову вопрос: "Какой процент в роддомах Москвы приходится на не граждан РФ?" Ответ: "Москва стала родильным домом для всех стран СНГ". Кто за это платит? Платим мы. Я не против того, чтобы люди приезжали в Москву рожать. Вообще, рождение людей - это хорошее дело, независимо от границ. Но давайте все-таки наведем организационный порядок. Если мы не будем решать эту проблему сейчас, ситуация только усугубится. Другое дело, что я не вижу даже попыток правительства подойти к этому вопросу.

Или проблема санитарного контроля эмигрантов. В Киргизии в августе вспыхнула бубонная чума, а у нас с 70-х годов ее не было! Нужна система эпидемиологического реагирования всех стран СНГ. Все эти вопросы требуют планомерного, каждодневного, системного решения. Но кто этим занимается? Ни идей, ни предложений, ни законов, ни приказов, ни постановлений нет. Не буду обобщать, но в здравоохранении правительство бездействует. Имею в виду не министерство. Минздрав пытается что-то сделать и... натыкается на Минфин и пр.

Оптимизма все меньше

Оптимизм относительно возможного изменения к лучшему ситуации в здравоохранении у меня сохраняется, но его все меньше. В нашем комитете абсолютное большинство депутатов - врачи с огромным опытом практической работы. Они знают проблемы, знают, что и как нужно делать. Но я сейчас не вижу органа власти, который бы действительно был обеспокоен положением дел в здравоохранении, и не просто обеспокоен, но и что-то делал для улучшения ситуации. Не могу ничего плохого сказать по поводу Минздрава и, в частности, министра, она бьется за отрасль, но уж очень тяжело при этом правительстве надеяться на то, что здравоохранение станет лучше.

Нынешним летом Владимир Путин сказал, что в России, по сути, нет медицинского страхования и систему ОМС необходимо реформировать. Я согласен со сказанным и надеюсь, что после того, как это сказал президент страны, суть дойдет и до чиновников.

Редакционный материал