Мудрый Юрист

Променять вмп на ОМС

"Фармацевтический вестник", 2013, N 31

Некоторые виды высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), которая финансировалась из федерального бюджета, по Закону об охране здоровья граждан перейдут в разряд специализированной медицинской помощи, обеспечивающейся за счет средств ОМС. Участники "круглого стола", состоявшегося в Госдуме 19 сентября, опасаются, что погружение ВМП в систему страхования может привести к сокращению объемов оказания этого вида медпомощи. Впрочем, подобные опасения разделяют не все.

Сохранить финансовое обеспечение ВМП, оказываемой в ведущих клиниках, и избежать сокращения объемов оказываемой помощи можно за счет ассигнований из федерального бюджета, считает новый статс-секретарь Минздрава России Дмитрий Костенников. С этим согласились и другие участники "круглого стола" "Правовое регулирование и перспективы развития механизма оказания высокотехнологичной медицинской помощи", который прошел в нижней палате парламента 19 сентября.

С 2013 г. сокращаются объемы финансирования из федерального бюджета федеральных медучреждений, в т.ч. оказывающих ВМП. Предполагается, что образующийся дефицит средств будет покрыт за счет системы ОМС в условиях одноканального финансирования по "полным" тарифам.

Сегодня практически исчерпаны средства федерального бюджета на ВМП, заметила депутат Госдумы, член Комитета по охране здоровья Разиет Натхо. По ее словам, налицо некоторые риски, и в первую очередь - отмена квотирования по целому ряду ВМП, а как следствие - ограничение оказания медпомощи по некоторым видам ВМП. Кроме того, заметила депутат, можно прогнозировать недофинансирование федеральных учреждений по тем видам медпомощи, которые уйдут из системы ВМП в специализированную. Тарифы на эти виды медпомощи будут разрабатывать территориальные органы, что невыгодно для федеральных институтов. Возможный выход из этой ситуации - формирование единых тарифов на все виды ВМП.

Однако результаты экспериментов по расчетам и внедрению "полных" тарифов, которые проводятся в некоторых регионах страны, пока не позволяют с уверенностью утверждать, что система здравоохранения страны готова к переходу на "полные" тарифы ОМС, заметили участники заседания.

В России достаточно консервативная система ОМС, "там все по минимуму", считает депутат Госдумы Сергей Дорофеев, выполнявший роль председателя "крутого стола". Высокие технологии, по его мнению, должны финансироваться по-другому, "тем более что они сосредоточены в федеральных клиниках, которые нацелены не только на лечение пациентов, но и на развитие науки, методологии". Необходимо настаивать на том, чтобы федеральные клиники финансировались из федерального бюджета, а не за счет средств территориальных программ ОМС, заявил парламентарий.

Заместитель начальника Главного медицинского управления Управления делами Президента РФ Сергей Шевченко, напротив, уверен, что, передавая определенные виды высоких медицинских технологий в систему ОМС, "мы начинаем двигать рынок". "Передача с 2014 г. некоторых видов ВМП в систему ОМС абсолютно логична. В противном случае мы будем все время стоять на месте и говорить: "Дайте больше денег". При этом денег у нас в государстве в перспективе не становится больше", - пояснил он. Прежде всего, по мнению г-на Шевченко, новшество поможет решить вопросы с расходными материалами и лекарственными средствами, которые применяются при высоких технологиях и закупаются "по сложившимся у дилеров ценам, которые нас совершенно не устраивают". Вопросом N 1, считает Сергей Шевченко, являются возможности для развития производства собственных расходных материалов и лекарственных средств, к примеру соответствующая целевая программа.

При этом "успехи в развитии высокотехнологичной медицинской помощи очевидны и не раз озвучены", - подчеркнул Сергей Дорофеев. С 2005-го по 2012 г. в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" ежегодные расходы федерального бюджета на оказание ВМП увеличились в 7,7 раза (с 6,7 млрд до 51,8 млрд руб.); число больных, которым оказана необходимая помощь, выросло в 7,5 раза (с 60 тыс. до 450 тыс.). Увеличилось и количество медорганизаций, оказывающих высокотехнологичную медпомощь, с 93 до 409 (в т.ч. 287 организаций из 63 субъектов РФ); выросли объемы субсидий на оказание ВМП в регионах - с 3,1 млрд руб. в 2007 г. до 5,5 млрд. руб. в 2013-м.

В рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения введены в эксплуатацию 12 федеральных центров высоких медицинских технологий, из них семь по профилю сердечно-сосудистая хирургия в Пензе, Астрахани, Хабаровске, Красноярске, Челябинске, Перми и Калининграде; три по профилю травматология, ортопедия и эндопротезирование в Чебоксарах, Смоленске и Барнауле; два по профилю нейрохирургия в Тюмени и Новосибирске.

Однако налицо недостаточность объемов ВМП, особенно в сравнении с населением других стран, которые отличаются наиболее высокими показателями ожидаемой продолжительности жизни, заметил Сергей Дорофеев.

Уровень обеспеченности населения России операциями аортокоронарного шунтирования при ишемической болезни сердца остается в 3,5 раза ниже, чем в США (28,5 и 100 операций на 100 тыс. населения соответственно) и в 2,6 раза ниже, чем в странах Евросоюза (75 операций на 100 тыс. населения).

Т.ПАНФИЛОВА