Мудрый Юрист

Реформа органов государственной власти и комплектование кадрами правоохранительных органов

Плохой О.А., соискатель НИИ ФСИН России.

За последнее десятилетие Российская Федерация стала на путь принципиального изменения государственного курса во всех сферах общественной деятельности. Создается новая нормативная правовая система и структура государственной власти.

В посланиях Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации и его многих выступлениях неоднократно подчеркивалось, что колоссальные материальные и интеллектуальные возможности страны в значительной степени блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом, не приспособленным для решения стратегических задач и сохранившим привычку к административному произволу <*>.

<*> России надо быть сильной и конкурентоспособной: Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 г. // Российская газета. 2002. 19 апр.

Не случайно поэтому ведущим содержательным элементом начавшейся административной реформы является модернизация государственного аппарата в эффективный и компактный инструмент достижения новых целей, стоящих перед страной, четкое определение реализуемых государственных функций и их распределение между соответствующими государственными институтами, уточнение компетенционных полномочий федеральных и региональных структур исполнительной власти, совершенствование форм и методов подготовки и реализации принимаемых решений.

Укрепление институтов государственной власти, повышение эффективности их деятельности как практическая задача сегодня выводится не из тех или иных идеологических доктрин, а из объективных императивов развития и ориентируется на критерии экономической и социальной эффективности, устанавливаемые научной теорией.

Административная реформа - это многовекторный процесс. Она охватывает не только организационные структуры, механизмы координации, контроля, включая центральную администрацию, региональное и местное управление. К ней относятся изменения в конституционно-политической сфере, связанные с взаимодействием исполнительных органов власти с другими государственными институтами власти и управления, как по горизонтали, так и по вертикали. Сюда же следует отнести изменения и в функциональной сфере, связанной с оптимизацией систем и методов управления, административных процедур и процессов; совершенствование кадровой политики и государственной службы <*>.

<*> Коробов В.Б. Административная реформа и органы внутренних дел // Актуальные проблемы управления органами внутренних дел в условиях административной реформы. Сборник статей. М.: Академия управления МВД России, 2004. С. 15.

В этом смысле административная реформа не может не коснуться системы правоохранительных органов. Цели у административной реформы социальные. Речь идет о реализации концепции "нового государственного управления", основанного на замене бюрократической машины гибкими организационными структурами, несущими ответственность перед обществом и развивающими партнерские отношения с частным сектором и гражданами. Задачи административной реформы сводятся к повышению эффективности работы государственного аппарата, предоставлению населению более качественных услуг, четкому разграничению ответственности, налаживанию механизма многосторонних связей между государством и гражданским обществом, привлечению населения к управлению.

Необходимость реформы осознавалась уже десятилетия назад, и идеи создания правового государства, формирования эффективной системы правоохранительных органов, проведения реформы, например, судебной системы зрели давно. Так, еще в 80-х гг. при Институте государства и права АН СССР начала работать группа по проблемам реформирования правосудия, стали публиковаться материалы по этой тематике в газетах, журналах, в том числе специальных <*>.

<*> См., например: Боботов С.В., Вицин С.Е., Коган В.М., Михайловская И.Б., Морщакова Т.Г., Панкратов В.В., Хохряков Г.Ф. Пути совершенствования системы уголовной юстиции // Советское государство и право. 1989. N 4. С. 87 - 96.

Нельзя не упомянуть также, что в 90-х гг. происходило не столько реформирование, сколько формирование правоохранительных органов, судебной системы, поскольку фактически не было ни судебной власти, ни независимых судов, ни правовых законов в точном смысле этих терминов <*>.

<*> Вицин С. От формирования судебной системы к ее реформированию // Российская юстиция. 2001. N 4.

Нельзя не признать, что за минувшее десятилетие в правовом регулировании организации и деятельности правоохранительных органов произошли кардинальные изменения. Даже с учетом значительного удельного веса специальных полномочий, свойственных полиции всех стран мира, деятельность сотрудников правоохранительных органов введена в жесткие рамки закона, пусть и не всегда совершенного в технико-юридическом отношении.

Однако при всех позитивных изменениях сегодня нельзя утверждать однозначно, что российские органы внутренних дел, учреждения и органы, исполняющие наказания, стали правоохранительными органами, опирающимися в своей деятельности на широкие слои населения и институты гражданского общества.

Эффективность работы органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, фиксируемая данными социологических мониторингов, реалиями оперативной обстановки, статистикой нарушений законности и дисциплины, показывает, что деятельность ОВД и УИС пока не в полной мере способствует формированию эффективной государственной власти.

Общество видит в правоохранительных органах в первую очередь инструмент защиты своих законных интересов, обеспечения безопасности, а следовательно, предъявляет к ним все более высокие требования, суть которых состоит в том, что правоохранительная система все больше должна воплощать в себе черты не карательной, а социализированной по характеру модели, основанной на использовании принуждения лишь как крайнего средства по эффективному обслуживанию населения в правоохранительной сфере.

Для современной России проблема укрепления государственной власти является болезненной, поскольку в общественном сознании любые шаги в этом направлении нередко воспринимаются как возврат к тоталитарному прошлому. Обращая на это внимание, В.В. Путин подчеркивает: "Спор о соотношении силы и свободы стар как мир. Он и по сей день порождает спекуляции на темы диктатуры и авторитаризма. Но наша позиция предельно ясна: только сильное - если кому-то не нравится слово "сильное", скажем эффективное - и демократическое государство в состоянии защитить гражданские, политические, экономические свободы; способно создать условия для благополучной жизни людей и процветания нашей Родины" <*>.

<*> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Государство Россия. Путь к эффективному государству (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства)" // Российская газета. 2000. 11 июля.

Сама по себе централизация власти не является источником авторитарной формы правления, поскольку для установления последней необходимы монополия на власть и отсутствие демократического контроля над нею. Достижение же достаточной степени централизации властных структур в Российском государстве предотвращает две опасности: с одной стороны, появление всекомпетентных, всевластных органов, с другой - "рассеивание" власти, "расползание" властных структур.

Современная система правоохранительных органов сформирована в основном по линейно-функциональному принципу, соответствует федеративному устройству государства и отражает политические, государственно-правовые и иные социальные реалии нашего времени.

За последние годы реформирование правоохранительных структур обусловливалось не только новыми общественными отношениями, объективными требованиями времени, но и личностью его руководителей, инициировавших различные структурно-функциональные перемены <*>.

<*> Старостин С.А. Система МВД России: современное состояние и перспективы развития // Материалы межвузовского научного семинара "Актуальные проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел в условиях конституционного развития Российской Федерации". М.: Академия управления МВД России, 2004. С. 12.

Конечно, структура правоохранительных органов не может оставаться неизменной. Она должна видоизменяться, должны появляться новые подразделения, обусловленные новыми задачами и функциями, новыми видами преступлений. Соответственно давно назрели кардинальные перемены. Перспективы этих перемен заключаются в проведении большого комплекса мероприятий, центральными из которых являются: упрощение организационной структуры, повышение эффективности управления, реорганизация системы ведомственного контроля и др. Все эти направления являются логическим продолжением проводимой сегодня административной реформы.

Первое упоминание о необходимости ее проведения содержится в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 17 февраля 1998 г. В указанном документе в наиболее общем виде обозначены основные положения концепции административной реформы, поставлены задачи по разграничению функций собственно управления и функций оказания государственных услуг, освоению современных технологий управления, предложены пути оптимизации системы и структуры органов исполнительной власти.

В Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2002 и 2003 гг. задачи по реструктуризации системы исполнительной власти конкретизируются. Говорится, в частности, о необходимости инвентаризации и сокращения избыточных функций государственных органов, создания условий для развития экономических свобод, выработки стратегических ориентиров, предоставления населению качественных публичных услуг, эффективного управления государственной собственностью. Подчеркивается, что результатами административной реформы должны стать эффективность, компактность и работоспособность государственного аппарата, четкое разграничение полномочий между уровнями власти и обеспечение их финансовой самостоятельности.

Необходимо отметить, что в дореформенный период в деятельности центрального аппарата МВД, ГУИН и их территориальных органов накопилось немало дублирующих функций, увеличился объем непродуктивной управленческой работы, существенно возрос документооборот, получили распространение другие негативные явления.

В этой связи функциональная перестройка аппарата управления, строгое разделение функций нормотворчества, надзора, контроля, оказания государственных услуг и правоприменительных функций между самостоятельными органами исполнительной власти внутри одного ведомства приобретают исключительно важное значение.

Первым ощутимым результатом административной реформы стали новые система и структура федеральных органов исполнительной власти, установленные Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314. В соответствии с названным Указом Министерство внутренних дел Российской Федерации является одним из федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации. Этим же нормативным актом создана Федеральная служба исполнения наказаний.

Результаты проведения реформ во многом зависят от ее кадрового обеспечения. Связано это с тем, что любые преобразования осуществляются конкретными людьми. Можно построить, например, идеальную исправительную систему, принять хорошие законодательные акты, регламентирующие порядок исполнения наказания, но если не будет профессионалов, способных реализовать новые идеи, то всякая реформа обречена на неуспех <*>. Поэтому одним из важных аспектов реформы органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы является ее кадровое обеспечение.

<*> Горшкова С.А. Европейская защита прав человека и реформирование российской судебной правовой системы // Журнал российского права. 2002. N 7.

Претворение в жизнь идей реформы во многом предопределяется отношением к ним самих сотрудников. Нередко радикальные реформы в сфере исполнения наказания наталкиваются на сопротивление со стороны персонала. Объясняется это различными причинами, в том числе и наличием определенных психологических барьеров к нововведениям. Однако сводить все только к психологическим факторам было бы неверно. "Нельзя не понимать, что уголовно-исполнительная система не может работать без профессионалов - хорошо подготовленных, нормально обеспеченных сотрудников, убежденных в необходимости того, что они делают, и в том, что их труд оценивается по заслугам" <*>.

<*> Калинин Ю.И. Мы хотим, чтобы наши сотрудники имели достойный социальный статус // Преступление и наказание. 2002. N 6. С. 4.

Каждый этап реформы должен сопровождаться укреплением статуса сотрудников правоохранительных органов, укреплением их социальной и правовой защиты. Реформирование правоохранительных органов должно быть последовательным, постепенным и прозрачным, а кадровая политика четкой, понятной и поддерживаемой как в самих правоохранительных органах, так и в обществе. Только в этом случае реформирование может иметь социальный эффект, обеспечит укрепление системы правоохранительных органов профессиональными кадрами и соответственно создаст предпосылку для реализации возложенных задач и функций.

Представляется, что улучшение количественного и качественного состава кадров правоохранительных органов возможно при выполнении следующих условий.

Систему кадрового обеспечения необходимо существенным образом модернизировать. Денежное содержание, материальное обеспечение сотрудников целесообразно довести до уровня, соответствующего сложности и опасности их труда, гарантирующего их экономическую независимость, надежную антикоррупционную защиту, способную предотвратить отток квалифицированных специалистов в коммерческие структуры.

Организовать тщательный профессионально-психологический отбор, повысить квалификационные требования к лицам, претендующим на работу в правоохранительных органах, установив в качестве обязательных критериев их профессиональной пригодности безупречную нравственную репутацию и служебную справедливость. Периодически осуществлять проверку их пригодности к качественному выполнению профессиональных функций.

Полностью исключить из числа кандидатов на службу ограниченно годных по заключению центра психологической диагностики, поскольку это приводит к постоянному росту группы повышенного риска и нежелательным последствиям.

Наладить взаимодействие правоохранительных органов и СМИ для формирования в глазах общественного мнения адекватного образа сотрудника, поскольку положительные примеры работы в отличие от отрицательных не становятся достоянием гласности.

До тех пор пока работа в правоохранительных органах не станет престижной в глазах гражданского населения, будет сохраняться текучесть кадров, отсутствие конкурсного отбора лиц, поступающих на службу, закрепление профессионального звена сотрудников.