Мудрый Юрист

Философия права в системе юридических наук

Лихачев Г.Д., доктор философских наук.

Нургалеев Ш.Х., соискатель степени кандидата юридических наук.

Фундаментальная проблема философии права - теория правореализации, законности и правопорядка не только отражает фактическое состояние соблюдения, исполнения и применения правовых норм, успехи в укреплении требований законности и упрочения режима правопорядка в стране, но и одновременно составляет методологическую основу для анализа отраслевыми юридическими науками тех специфических сфер правореализации, которые составляют предметы их специальных интересов.

Предметный статус философии права определяется посредством выяснения того, каков статус философии права в иерархии юридических наук. Этот статус детерминирован потенциальной возможностью философии быть методологическим ориентиром по отношению к правовому знанию. Что касается проблемы структуры теории права, ее решение представлено версиями А.Д. Керимова и С.С. Алексеева. Они соответственно таковы: общая теория права включает в себя в качестве структурных блоков философию и социологию права - структурными основаниями общей теории права являются философия, социология права и юридические теории специального, отраслевого, уровня. При этом, выделяя в составе теории права философию и социологию права, А.Д. Керимов подчеркивает условный смысл этого деления: это деление таких уровней познания правовых явлений, как онтологический и гносеологический. И в силу условности выделения самих этих уровней, в силу того, что каждый из них вне другого не существует, социология и философия права - блоки теории права: "...философия права является по отношению к общей философии специальной наукой, но вместе с тем она выступает в качестве общей науки, выполняющей методологическую роль по отношению к более узким разделам правоведения, то есть к отраслевым юридическим наукам. Подобно тому, как, например, общая биология, опираясь на философию, вооружает общими подходами и методами исследования все разделы биологической науки (ботанику, зоологию и т.д.), так и философия права разрабатывает методологические проблемы правоведения, вооружает общими методами исследования все отраслевые юридические науки" <*>.

<*> Керимов Д.А. Методологические функции философии права // Государство и право. 1995. N 9. С. 38 - 39.

Если попытаться обосновать роль и значение философии права как основания права, как основания правового исследования, необходимо предложить аргументы со следующим содержанием: философия предлагает для системы правовых исследований систему методов, дает возможность применить в познании юридических явлений результаты междисциплинарного знания, а также применить методы частнонаучного уровня. Как результат этого - способность философии права является основанием познавательной деятельности всех блоков юридической науки, результатом чего явится прогресс юридической практики. Последнее, на наш взгляд, не может служить веским основанием для вывода Ю.В. Тихонравова <*> о том, что Д.А. Керимов отождествляет теорию права с социологией, хотя Ю.В. Тихонравов прав, утверждая, что "современное состояние общей теории права предстает перед нами в виде социологического истолкования правовых явлений, поскольку в основном онтологически изображает объективную диалектику их реального развития, изменения и преобразования.

<*> Тихомиров Ю.А. Действие закона. М., 1992. С. 39.

Но со временем общая теория права все в большей мере стала интересоваться тем, какими путями, методами и способами происходит самопознание правовых явлений, какова их гносеологическая природа. Это вполне естественный процесс в историческом развитии любой науки, когда периоды, характеризующиеся преимущественно накоплением онтологического материала, неизбежно дополняются периодами гносеологического его осмысления и обобщения. Именно благодаря этим периодам наука приобретает способность "взглянуть на себя со стороны", проверить, отточить и обогатить ее познавательный арсенал и тем самым создавать предпосылки для перехода на качественно новую ступень освоения изучаемой действительности. То же самое происходит и с общей теорией права: постепенно, шаг за шагом происходит зарождение и становление нового направления в лоне самой общей теории права - философии права, которую можно охарактеризовать как разработку логики, диалектики и теории познания правового бытия" <*>. На этом основании можно полагать, что описанная выше ситуация говорит об уровне самосознания общей теории права, о ее гносеологическом потенциале.

<*> Тихомиров Ю.А. Действие закона. М., 1992. С. 39 - 40.

Несколько в ином ключе познавательная ситуация разрешается С.С. Алексеевым. В "Общей теории права" он полагает, что философию права составляют методологические проблемы правоведения, социология права - это проблемы эффективного законодательства, условий и причин правонарушений, социальной структуры и правового сознания. А социально-юридическая теория содержит такие проблемы, как источник права, юридические нормы, факторы, коллизионные нормы. С.С. Алексеев, как и Д.А. Керимов, подчеркивает условный характер этого структурирования: это не подотрасли науки, это общие направления в рамках единого целого такой науки, как философия права.

В отечественной литературе встречается точка зрения, в соответствии с которой обе предложенные выше версии предметного статуса философии права могут быть связаны с позитивистской традицией в подходе к философии права как дисциплине. В частности, можно выделить характерную в этом смысле исследовательскую (и позитивистски ориентированную) позицию Г. Шершеневича, который усматривал нерасторжимость общей теории права и философии права, когда писал, что основанием для построения категориальной системы философии права может служить только положительное право, но не идеальные представления, не то, что "должно быть правом". Однако Г. Шершеневич считает, что, несмотря на высочайший уровень абстрагирования (проблематика доведена здесь до философского уровня обобщения), философия права устремлена и к практическим задачам. Если бы этого не было, было бы нарушено соответствие между философией и специально-юридическими теориями, материал которых философия права синтезирует. Процесс этот взаимообусловлен, поскольку, возникнув, философия права, в представлении Г. Шершеневича, "превращается в общую теорию права, в отличие от тех теорий, которые создаются в рамках отраслевых юридических наук. Общая теория выясняет, что такое право вообще, независимо от его временной изменчивости, что такое государство вне разнообразия его форм проявления, каковы источники права, какова методика разработки норм права" <*>.

<*> Шершеневич Г.Ф. Философия права. Т. 1. Часть теоретическая. Общая теория права. Вып. 4. М., 1911. С. 42.

Возникает также вопрос о соотношении философии права и энциклопедии права. Последняя представляет собой общую характеристику феноменов права, общий комментарий, но в ней нет системного анализа комплекта юридического знания. Огромен вклад в энциклопедию права Шеллинга, Фихте, Гегеля, Ганниуса, Пюттера, Гареиса, Ратковского, Рождественского, Деларова, Зверева, Суворова, Карасевича, Трубецкого. В современной литературе энциклопедия права и философия права понимаются как содержательно идентичные, как основание для становления общей теории права: "...правоведение, помимо практических целей, решает и чисто теоретические задачи. Во-первых, правоведение "отрабатывает" практический материал права в систематическом, историческом и "эмпирико-реалистическом направлении". И во-вторых, из полученного таким образом правового материала правоведение "извлекает" общие основы права, создает сообразно их внутренней связи цельную систему общей теории права и "применяет" их в качестве руководящих принципов для оценки имеющегося правового материала и для развития права и правоведения.

Н.М. Коркунов отмечал, что общая теория права не имеет непосредственного применения в жизни, так как она содержит только общие основы права, а не конкретные правовые предписания, регламентирующие реальные жизненные отношения. Однако теория права призвана понять практическое право и реальные человеческие отношения как единое целое: этот общий организм следует "разложить" на его отдельные "органы" и "элементы", определить их взаимодействие, "нормы и цели их действия", а также назначение как целого, так и частей" <*>.

<*> Коркунов Н.М. История философии права. СПб., 1915. С. 43.

Сегодня энциклопедия права представляет собой учебный курс "Введение в специальность".

Правомерен вывод о самостоятельности философии права как дисциплины. Безусловно, философия права и общая теория права - это отдельно, автономно функционирующие дисциплины, хотя можно говорить о том, что обе эти дисциплины имеют дело с объектами их анализа, сферы которых научно пересекаются. Для общей теории права объектом является социальный институт права, в то время как философия права исследует в феномене права проявление фундаментальных аспектов бытия: свободы, воли, материальное и духовное и т.д. В литературе существует точка зрения, в соответствии с которой общая теория права - это индуктивное знание, которое исходит из достижений юридических наук, в то время как философия права осуществляет свое становление как дедуктивное знание о праве, которое формируется посредством вывода из общих знаний о мироздании. Кроме того, как полагает, к примеру, Ю.В. Тихонравов, в то время как позитивная юриспруденция исследует право в качестве реальности, независимо от человека, философия права (ее именуют юридической антропологией) "изучает становление права из человеческой активности" <*>.

<*> Тихомиров Ю.А. Действие закона. М., 1992. С. 45.

Ю.В. Тихонравов предлагает определение философии права как учения о смысле права, о том, в результате каких универсальных причин и ради каких универсальных целей человек устанавливает право. При этом полагается, что "данная постановка проблемы не означает концентрации философии права на прямом анализе исторических ситуаций, в которых человек так или иначе обращается к использованию права, хотя и не исключает такого анализа. Для философии права характерно рассмотрение проблемы в абстрактном, общезначимом для любых исторических ситуаций аспекте, который в соответствии с традицией немецкой классической философии именуется логическим" <*>. Исходя из логического подхода к предметной и концептуальной сути философии права, можно, таким образом, признать тезис о том, что задача философии права заключается не в том, чтобы воспроизвести весь многообразный процесс исторического развития права, чередование конкретно-исторических правовых памятников и фактов, смену одних правовых систем другими и показать этот процесс в последовательной конкретно-хронологической форме, что составляет задачу истории права. В отличие от нее философия права призвана раскрывать объективно-искусственное в его происхождении, в его необходимости, в освобожденном от случайностей виде, через систему абстрактных категорий, в которых историческое освобождено от всех зигзагов и отклонений, представлено как бы в снятом виде.

<*> Тихомиров Ю.А. Действие закона. М., 1992. С. 46.