Мудрый Юрист

Проблемы воспитания в образовательных учреждениях вузов МВД России

Актуальность проблемы борьбы с преступностью, на наш взгляд, обусловлена не только социально-экономическими и правовыми условиями, но и педагогическими пробелами в учебно-воспитательном процессе вузов МВД. Они заключаются в том, что недостаточно качественно реализуются личностно ориентированный, деятельностный и квазипрофессиональные подходы, а также такие виды воспитания личности курсанта вуза МВД России, как историческое, патриотическое, нравственное, правовое и трудовое.

Воспитание курсанта осуществляется в целостном педагогическом процессе с учетом особенностей изучаемых дисциплин. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми оценками. Курсанты, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от различных влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием СМИ, содержания учебно-воспитательного процесса (УВП) и реальных социально-экономических условий. Это требует от педагогов быть вооруженными знаниями по особенностям методики воспитания личности курсанта.

Необходимое условие развития личности, без которого невозможно воспитать курсанта как будущего офицера ОВД, - личностно-ориентированный подход <*>. Он является основой для организации учебной деятельности и общения педагога и курсанта <**>. Его цель - обеспечить непосредственное на всех уровнях взаимодействие личностей, через которое осуществляется развитие ценностных ориентации и формирование новых потребностей.

<*> Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. Москва - Воронеж, 1996. С. 22 - 91.
<**> Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов. М.: Сред. творческий центр "Учитель", 1999.

Для реализации данного подхода необходимы следующие условия:

  1. наличие педагога, сформировавшегося как личность, с выраженной социально-нравственной направленностью. Обеспечение высочайшего авторитета педагога, уважение к которому определяется основами общественной жизни;
  2. отношение педагога к обучаемому характеризуется субъект-субъектной основой их взаимоотношений;
  3. формы и методы УВП обеспечивают разрешение противоречий между ценностями, потребностями личности, с одной стороны, и общества - с другой, путем воплощения личностью ценностей и потребностей Российского государства, которые становятся для него личностно-значимыми.

По форме педагогическое воздействие может быть субъект-субъектным, субъект-объектным, объект-субъектным, объект-объектным, что определяется конкретными внешними и внутренними условиями. Но в любом случае должен реализоваться личностно ориентированный подход, который не допускает унижения личности и всегда предоставляет ей возможность выбрать реальный путь и осуществлять развитие. Рассматриваемый подход должен реализоваться во всех видах педагогической деятельности. Наиболее эффективным воздействием в воспитании является субъект-субъектное, которое следует считать основным. Другие виды воздействий целесообразно использовать лишь в частных случаях.

Проблемное обучение представляет собой такую деятельность обучаемых и обучающих, которая включает путем постановки проблемных вопросов и задач создание и обоснование проблемных ситуаций, осознание и формулирование учебных проблем, вытекающих из этих ситуаций, совместный творческий поиск и решение проблем при определенной самостоятельности первых и под общим руководством последних <*>. Исходным и главным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация - это явно или смутно осознанное затруднение, преодоление которого требует новых знаний, новых методик или новых способов действий <**>.

<*> Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политическая литература, 1987. С. 68 - 73; Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С. 40 - 43.
<**> Лукин Н.Н. Вузовское научно-техническое творчество как фактор формирования личности будущего специалиста // Психо-педагогика в правоохранительных органах. М., 1998. N 1. С. 138 - 140; Смолкин А.М. Методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1991. С. 165.

Выделяют четыре основных типа проблемных ситуаций.

К первому типу проблемных ситуаций следует отнести такие, которые создаются на базе противоречия или несоответствия между имеющимися уже знаниями у обучаемых и теми знаниями, которые необходимо иметь для решения вновь поставленных задач.

Ко второму типу относятся такие, которые создаются на базе противоречий многообразием возможных систем знаний (вариантов), способов действий и одним единственным верным (оптимальным) для правильного решения учебной проблемы.

К третьему типу относятся такие, которые возникают на основе противоречий между сложившимися способами использования знаний и необходимостью применять эти способы в новых условиях, когда необходимо применить полученные ранее знания для решения задач в новых условиях.

Четвертый тип проблемных ситуаций характеризуется тем, что между теоретически возможным путем решения поставленной задачи и практической целесообразностью ее решения отсутствует теоретическое обоснование.

Учебная проблема - это вопрос или задача, в которых содержится противоречие, подлежащее обязательному решению. Учебная проблема отличается от научной тем, что она уже решена в науке и поэтому является проблемной только для обучаемых, решение которой им неизвестно, но они должны прийти к нему с помощью преподавателя или самостоятельно.

Особое место в системе учебных проблем должна занимать основная (тематическая) проблема, которая ставится в начале изучения темы. Посредством основной проблемы преподаватель вводит обучаемых в тему, ориентирует внимание на решении стоящих перед ними задач (частных проблем).

Проблемная задача имеет, как правило, три компонента: исходные данные (условия), требования (зависимости) и искомое (неизвестное). При ее решении необходимо или преобразовывать (уточнять) исходные данные, или анализировать требования, или находить взаимосвязи известного с неизвестным.

Проблемный вопрос, как правило, - это высказывания, требующие ответа. Часто вопрос раскладывается на одну или несколько проблемных задач или требует творческого анализа одного из компонентов. В учебном процессе проблемное обучение может быть успешно реализовано тремя методами обучения: проблемным изложением, частично поисковым и исследовательским методами. Все они взаимосвязаны между собой и применяются на различных видах занятий.

При творческом решении проблем и нахождении нового пути рекомендуется использовать основные способы устранения противоречий.

  1. Поиск аналогий по решению конкретной проблемы, то есть припоминание путей решения других проблем и применение этих путей в уточненном виде для данной проблемы.
  2. Разделение проблемы на подпроблемы (части) возможно до простых вопросов и решение их по частям.
  3. Поиск различных точек зрения на решение проблемы и их сопоставление, выявление преимуществ и недостатков нескольких взглядов позволяет найти оптимальный путь решения.
  4. Углубление в сущность проблемы, всестороннее изучение могут подсказать путь ее решения.

Имитационно-деятельностный подход ставит цель максимально приблизить учебный процесс к подготовке конкретного специалиста и реализовать теорию деятельности в УВП <*>. Развивая теорию деятельности, Д.И. Фельдштейн подчеркивает роль общественно полезной деятельности, ее значение для развития потребности реализовать себя для общества. Существенным при ее организации является направленность на благо другим людям <**>.

<*> Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Мысль, 1975. С. 77, 112.
<**> Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. Москва - Воронеж, 1996. С. 58 - 63.

Основными критериями в практике УВП выделяются профессиональные умения, определенные в квалификационной характеристике. Сущность такого подхода заключается в том, что знания являются лишь промежуточным звеном, конечной целью обучения должны быть действия. Для его реализации необходимо <*>:

<*> Практическая психология для преподавателей. М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1997. 328 с.
  1. Уточнить цели (кого учить? какие должности? до каких уровней?).
  2. Уточнить содержание (чему учить? какие дисциплины нужны и в каком объеме?).
  3. Изменить организацию учебного процесса (как учить? какие методы и формы?).
  4. Процесс освоения дисциплины должен пройти последовательно все уровни и закончиться на заданном в квалификационной характеристике.

Основные уровни умений:

1-й уровень - узнавание, воспроизведение с подсказкой (с помощью извне) объектов, свойств, процессов, методов деятельности в данной области (знания - знакомства) на основе предшествующего обучения и внешне заданной ориентировочной основы действий;

2-й уровень - воспроизведение информации, операций, методов деятельности (знания, копии) путем самостоятельного применения типовых правил (алгоритмов) деятельности на основе ориентировочной основы действий (алгоритмическая деятельность);

3-й уровень - продуктивная реконструктивная деятельность (эвристическая деятельность). Выполняется не по однозначным правилам (алгоритмам), а с опорой на инструкцию, догадку, по образцу и на определенном множестве объектов. В этом случае добывается субъективно новая информация путем самостоятельного построения или трансформации ранее известной ориентировочной основы действия;

4-й уровень - продуктивная творческая деятельность на любом множестве объектов путем самостоятельного конструирования новой программы деятельности. В этом случае добывается объективно новая информация, то есть человек действует "без правил", создавая новые правила действия. В процессе обучения необходимо для каждого уровня разрабатывать тесты контроля и изменить формы проведения занятий, которые бы максимально обеспечили реализацию деятельного подхода.

Рассмотренные положения отражаются прежде всего в содержании групповых упражнений, деловых игр, военных игр, тактических упражнений, семинаров и других практических видов занятий.

Воспитание представляет собой систему выработки ценностного отношения к обществу, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и правовому сознанию.

Нравственное воспитание - составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи: во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и т.п., во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека с тем, чтобы он смог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки. Вторая задача нравственного воспитания включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных отношений, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности. Содержание процесса нравственного воспитания в том или ином обществе определяется прежде всего его целями. Последние же обусловлены характером общественных отношений и соответствующей идеологией <*>. Одна из острых проблем современности - обеднение художественной культуры и искусства, размывание созданных человечеством духовных ценностей. Ценность не может быть "объективной", "объективно правильной". Практика массовой псевдокультуры и псевдоценностей ведет к оскудению и разложению духа людей. Остро стоит проблема культурного международного сотрудничества в различных областях общественной жизни. Граждане различных стран участвуют в широких экономических связях, в научном сотрудничестве с учеными многих стран, в культурном обмене. Во всей этой деятельности они выступают как носители подлинного гуманизма и человечности. Одно из противоречий воспитания проявляется как нарастание, с одной стороны, требований к подрастающему поколению быть активными участниками глобальных социальных процессов, понимать общечеловеческие проблемы и уметь осуществлять международное сотрудничество. С другой - среди части молодежи формируется бездумное, равнодушное отношение к проблемам человечества, пассивное сознание того, будто мир, природа, культура, взаимосвязи между людьми разных стран будут существовать и сохраняться сами по себе, без активных усилий в этом направлении каждого человека.

<*> Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа // Психологический журнал. Т. 15. 1994. N 4. С. 130 - 136; Педагогика: Учебное пособие. М.: Школа-Пресс, 1998. С. 72 - 93, 111 - 123, 420 - 439.

Стержнем воспитания личности курсанта является патриотизм <*>. Вузы силовых ведомств всегда развивали у курсантов различных национальностей чувство свободы, единства, равенства и братства.

<*> Лопуха А.Д. Теоретические основы современной системы воспитания патриотизма военных кадров. Новосибирск, 2001. 252 с.

Сущность понятия "патриотизм" включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народом своего государства. Особое место в интернациональном воспитании курсантов занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры. Патриотизм как качество сотрудников ОВД законодательно закреплен как необходимое профессиональное качество. Понятие патриотизма в российской науке шире и не ограничивается потребностями социального объединения. Толковый словарь определяет это понятие как "чувство привязанности к стране рождения или проживания, выражающееся в готовности созидать и жертвовать личным благом для общественной пользы". Аналогично по содержанию трактует это понятие И. Волков: "Российский патриотизм - это патриотизм людей всех национальностей, проживающих на территории РФ, это любовь к Российскому государству как единой Родине для населяющих его народов, это гордость за принадлежность к этому государству, ответственность за его настоящее и будущее" <*>. В.Н. Гончаров и В.Н. Филиппов считают, что истинные русские люди - это те, которые живут на русской земле, считают ее своей Родиной и не предают ее по первому зову из-за границы в корыстных целях. Данную позицию разделяют В.Н. Турченко и ряд других крупных ученых <**>.

<*> Волков И. Не быть иностранцем в своем Отечестве // Ориентир. 1998. N 3. С. 79.
<**> Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия преобразований в условиях духовного обновления России. Барнаул, 1994. С. 75; Турченко В.Н. Необходимость радикального нового подхода к стратегии развития российской системы образования // Педагог. наука, технология, практика. Барнаул: БГПУ, 2000; Турченко В.Н., Куцев Г.Ф. Россия: от экстремальности к устойчивости. Тюмень: ТГУ, 2000. N 2.

По мнению знаменитого французского социолога Т. Лебона, "народ может потерять очень многое, претерпевать всевозможные катастрофы и быть еще в состоянии подняться. Но им все потеряно, и ему уже никогда не подняться, если он потерял душу". Под душой Т. Лебон подразумевал совокупность общих идей и чувств <*>.

<*> Лебон Т. Психология народов и масс. Кн. 12. СПб., 1995. 320 с.

Патриотизм имеет несколько уровней своего проявления и форм реализации:

Источник самовозрождения патриотической идеологии, ценностей, поведения заключается прежде всего в общественных и личностных потребностях. Государство нуждается в защите наивысших достижений в науке, экономике, искусстве, во внутреннем источнике саморазвития этноса. Для большинства государств неприемлем путь с опорой на эксплуатацию других народов, чужих богатств и сугубо меркантильные интересы своих граждан. Необходимы особые духовно-нравственные идеалы и ценности, на которых формируются и базируются целые цивилизации. Следовательно, патриотизм является источником жизненных сил нации.

Историческое воспитание играет существенную роль в накоплении личностью и обществом в целом социально-целостного потенциала и поэтому занимает одно из ведущих мест в учебно-воспитательном процессе. На зрелость гражданских чувств личности влияют ее исторические воззрения, они помогают молодому человеку осмыслить роль личности в истории (в том числе и своей собственной), осознать свое право на выбор способа социального поведения (и право других); научить ретроспективно рассматривать свой социально-психологический облик, т.е. искать (и видеть) свои корни в истории, в традициях народа, в культуре своей нации и человечества. Развитие исторического сознания - непременное условие формирования у человека исторической памяти, научно обоснованного оптимизма, стремления продолжить дело своих предков.

Историческая подготовка в ОВД - это одна из основных задач воспитательной работы, она основана на формировании знаний истории МВД и своего народа.

Сущность исторической подготовки заключается в содействии воспитанию высоких моральных и нравственных качеств на основе показа и раскрытия общенациональных, российских и общечеловеческих ценностей в истории человечества и истории России.

Основные задачи исторического воспитания в вузе МВД: глубокое изучение истории МВД, изучение истории своей Родины; всесторонний анализ фактов и выявление роли и значения правоохранительной деятельности в прогрессе и развитии общества в целом; пропаганда и поддержание лучших милицейских традиций МВД; содействие воспитанию и самовоспитанию сотрудников ОВД путем включения исторической тематики в формы и методы воспитательной работы.

Основные формы исторической подготовки.

Тематические вечера, сочетающие в себе устные выступления ветеранов ОВД, исполнение номеров художественной самодеятельности сотрудников ОВД. Такие встречи организуются вне или по случаю торжественной даты (День милиции, день уголовного розыска, следственного отдела, отделения дознания и т.д.). Лекции на исторические темы, помогающие глубже усвоить историю и традиции МВД России, лучше понять настоящие события и явления общественной жизни.

Ведение истории и исторического формуляра РОВД, ГОВД, УВД и т.д. Они должны вестись с учетом милицейских традиций. Ни один факт истории, характеризующий мужество, стойкость, исполнительность, компетентность и другие черты профессионализма сотрудников, не должен быть обойден. Исторический формуляр отдела (управления) должен отражать основные события служебной деятельности со дня формирования подразделения. В нем делаются краткие записи об основных и ярких событиях отдела, отражаются сведения о том, кто из сотрудников выполнял служебно-боевые задачи, кто имеет боевые, правительственные награды, был начальником отдела, подразделения и т.д. Тщательно заполненные исторические формуляры, содержательные, хорошо оформленные, через много лет будут способствовать преемственности в ведении исторической работы среди сотрудников ОВД новых поколений, сохранению и приумножению традиций.

В рамках гуманитарно-правовой подготовки история МВД выполняет две функции: образовательную (познавательную) и воспитательную.

Образовательная функция обеспечивает приобретение сотрудником ОВД профессиональных знаний, расширение кругозора и развитие творческого мышления.

Воспитательная функция состоит в выработке у сотрудников ОВД объективных взглядов на многие вопросы современной действительности, в решении проблемы воспитания в духе справедливости, нравственности, в развитии качеств, необходимых для преодоления экстремальных физических и психологических нагрузок.

Развитие правового сознания и правопослушного поведения является органической составной частью правового воспитания личности курсанта, когда речь идет о формировании демократического правового государства. В этом придается большое значение роли вуза МВД в воспитании у курсантов уважения к закону, культуре, высокой гражданской активности и ответственности.

Законодательство - один из важнейших каналов проведения в жизнь политики государства. Внедрение правовых норм в реальную практику общественных отношений достигается развитием правового сознания, сознательности граждан, авторитетом общественного мнения и принудительной силой закона с помощью государственных правоохранительных органов <*>.

<*> Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 2-е изд. М.: Юрист, 2001. 320 с.

Право выполняет в жизни общества ряд важнейших социальных функций. Основным источником права является Конституция, раскрывающая суть конституционного (государственного) права. На основе Конституции разрабатывается и действует законодательство в различных областях общественной жизни: трудовое, гражданское, о собственности, о предприятии, о кооперации, об охране окружающей среды, административное, семейное, уголовное. В этом проявляется регулирующая функция права.

Реализация воспитательной функции направлена на развитие такого человека в правовом государстве, который активно и сознательно исполняет нормы нравственности и права. На этом основывается взаимодействие педагогической и юридической наук.

Система правового воспитания определяется научными представлениями о структуре правового сознания. Его исходным элементом является правовая грамотность: общее знакомство с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона. Однако знание юридических норм не всегда становится решающим, действенным мотивом и стимулом правильного поведения. Правовое сознание, элементарная правовая грамотность становятся действенной силой, когда органически взаимодействуют с сознанием гражданским и нравственным. Гражданская сознательность помогает курсанту понять сущность и общественное значение правовых норм, направленных на защиту интересов демократического общества и его граждан. Нравственное сознание способствует глубокому усвоению правовой нормы, нравственного отношения к ней. Оно позволяет увидеть и осознать ту границу нравственного поведения, за пределами которой начинаются безнравственные и противоправные поступки.

Трудовое воспитание непосредственно направлено на создание материальных или духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни и деятельности человека. Все общественные богатства созданы созидательным трудом.

Развивающая функция труда обусловлена тем, что активное включение человека в трудовой процесс приводит в движение его сущностные силы <*>. Трудовое воспитание есть процесс вовлечения обучаемых в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

<*> Гальских Ю.А. Человек и его сущностные силы. Барнаул, 1995. С. 127 - 134.

Трудовое воспитание в вузе ставит задачу осуществления профессионального образования, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.

Вуз МВД по самой своей сути - общеобразовательный, социально значимый, юридический. Трудовое воспитание в нем неразрывно связано с жизнью, практикой, творческим трудом, реализацией правоохранительной деятельности.

Непосредственная трудовая деятельность развивает умения, навыки целесообразных действий, привычку к трудовому усилию и преодолению физического напряжения. Следствием организационной трудовой деятельности является такой специфический механизм воспитания, как отношение к труду. Среди отношений особенно важны такие, как ответственность за конечный результат труда, трудовая дисциплина, проявляемые в трудовом процессе точность, четкость, упорство, настойчивость, воля.

Интенсивное развитие общественного организационно-управленческого труда в общественной жизни обусловливает необходимость овладения искусством организации и управления социальными процессами и взаимоотношениями, что особенно важно в правоохранительной деятельности. От умения поставить цель, вдохновить коллектив на ее достижение, с учетом индивидуальных особенностей расставить исполнителей по местам, организовать трудовой процесс, добиться дисциплины и высокого качества выполнения поставленных задач, обсудить результаты, поощрить инициаторов и новаторов во многом зависит эффективность любого дела и воспитательный результат труда. Организаторская деятельность требует большого напряжения ума, проявления воли, сдерживания излишних эмоций, интенсивного расходования нервной энергии. Поочередное освоение труда организатора и исполнителя развивает активность и инициативность, сознание ответственности за организацию и результаты труда. Умело организованная деятельность на практике учит курсантов умению убеждать и побуждать к действию своих товарищей, принимать ответственные решения, отдавать распоряжения, предъявлять требования и проявлять глубокое уважение к товарищу, подчиняться общей дисциплине, быть самокритичным и проявлять мужество в критике, четко контролировать свои поступки.

Таким образом, рассмотренные подходы и виды воспитания в системе способствуют качественному развитию личности курсанта в УВП вуза МВД, а в последующем офицера профессионала, способного противостоять в борьбе с преступностью.