Мудрый Юрист

Будет ли медицинский работник иметь право на отказ от производства аборта?

"Hi+Med. Высокие технологии в медицине", N 2,

февраль, 2013

Вступил в действие новый Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (далее по тексту - Основы). Работа над ним была довольно бурной, споры выплескивались на страницы СМИ. Один из наиболее обсуждаемых вопросов касался регулирования абортов. Этому вопросу мы и собираемся посвятить настоящую публикацию.

Как известно, в России официальный взгляд на аборты является крайне либеральным. Он соответствует общественному мнению, которое полагает, что аборт является не совсем желательным, но вполне приемлемым средством планирования семьи. Этот взгляд нашел адекватное отражение в нашем законодательстве по здравоохранению, касающимся регулирования абортов, согласно которому аборты не ограничены до 12 недель беременности. После этого срока вводятся ограничения, так как поздний аборт может нанести большой вред здоровью женщины. Однако в ряде случаев эти ограничения не действуют. По медицинским и социальным показаниям аборт можно делать и в более поздние сроки. Неудивительно, что в нашей стране число абортов на 1000 женщин детородного периода превышало число родов. Это довольно уникальная ситуация, отличающая нашу страну от других цивилизованных стран.

При составлении первого варианта проекта Основ статья об абортах была оставлена без изменений, то есть была крайне либеральной. Однако ее содержание вызвало многочисленные протесты тех, кто требовал введения более жесткого регулирования абортов. Надо сказать, что никто не требовал запрета абортов, понимая, что на данном этапе развития нашего общества это невозможно. Разразилась борьба, которая закончилась некоторым консенсусом: в проект закона были внесены некоторые положения, от введения которых мы можем ожидать снижения числа абортов, в целом по стране, примерно на 10-15%. Эти поправки были поддержаны законодателем и вошли в окончательный текст закона. В чем смысл принятых изменений?

Однако прежде, чем мы начнем их обсуждение, постараемся понять, что лежит в основе либерального и консервативного взглядов на аборты.

Либеральный взгляд на аборты основан на отношении к человеческому эмбриону как к биомассе, которая не нуждается в этико-правовой защите и может быть произвольно, по воле женщины уничтожена практически на любом сроке беременности. Эмбрион превращается в человека в момент рождения. Понятно, что такое отношение к эмбриону позволяет широкое применение абортов как средства от нежелательной беременности.

Консервативный взгляд на аборты исходит из представления об эмбрионе как о "личности", в которой уже заложены все черты будущего человека с момента зачатия, т.е. с момента появления зиготы. Верующие люди говорят, что уже в этот момент Господь призвал их из небытия. Остальное - дело времени. Понятно, что такое понимание статуса эмбриона предполагает категорическое осуждение аборта, как убийства беззащитного существа.

Долгие годы большинство граждан нашей страны придерживались либеральной точки зрения на статус эмбриона и аборты, а законодательство лишь отражало этот взгляд. Многочисленные социологические опросы об отношении к абортам, проведенные за последние годы, говорят о том, что до 80% россиян старших поколений по-прежнему сохраняют эту точку зрения. Иное дело молодежь. Здесь идут изменения. В разных опросах по-разному, но тенденция очевидна: среди них растет число противников абортов. Новый взгляд еще не доминирует, но его придерживается уже более трети молодых россиян.

А раз в обществе нарастает доля граждан с иной точкой зрения, возникают объективные основания корректив законодательства, направленные на ограничения абортов введением мер их регулирования.

О каких мерах идет речь?

Новый вариант Основ предполагает законодательное введение "недели тишины" для женщин, обратившихся в медицинское учреждение для искусственного прерывания беременности. В это время с женщиной будут работать психологи и социальные работники. Цель этой поправки в Основы - дать женщине возможность еще раз обдумать то, на что она решилась, еще раз взвесить все "за" и "против". И в этом ей будут помогать специалисты. Опыт стран, где "неделя тишины" уже введена в законодательство и действует, говорит о том, что от этой меры реально число абортов снижается на 10-15%. В масштабах нашей страны это многие десятки, а, может быть, и сотня тысяч жизней.

Вот, что сказала об этом министр Т.Голикова: "В России, по официальной статистике за 2009 год, на 100 родов приходится 59 абортов. Психологи считают, что чаще всего причиной, толкающей женщину на этот шаг, становятся жизненные обстоятельства. Проблема нередко коренится в семейных взаимоотношениях. Но, согласно данным опросов, 20-30% женщин были готовы отказаться от такого радикального шага, если бы вовремя получили необходимую им поддержку - психологическую, социальную".

Надо сказать, что "неделя тишины" необходима и для повышения качества диагностики беременности. А эта проблема, как ни странно, существует. Сегодня для диагностики беременности имеются данные анамнеза - задержка месячных, физикальный осмотр, данные тест-исследования и, наконец, УЗИ-диагностика. Каждый из этих источников информации может подвести, особенно в ранние сроки. В результате банальное нарушение цикла с обычным увеличением матки за счет физиологической гиперплазией эндометрия может быть принято за беременность, что подтверждают многочисленные гистологические исследования "абортных тканей", если они, конечно, проводятся. В условиях платности абортов, когда врач заинтересован в получении дохода, вероятность таких ошибок диагностики возрастает. Кстати, эта проблема существовала и в советские времена.

Предложение о ведении "недели тишины" вызвало беспокойство, что задержка с абортом, критично скажется на сроках его проведения. В связи с чем законодатель уточнил, что "неделя тишины" вводится при сроке до 11 недель. При обращении на сроке 11-12 недель предусмотрено "48 часов тишины".

Где же будут оказывать женщине необходимую по закону психологическую и социальную помощь? Вопрос пока не решен. Может быть, будут задействованы создаваемые Центры кризисной беременности, которые уже действуют в некоторых регионах (например, в Липецкой, Новгородской областях). Сеть таких центров будет расширяться. Их создание уже вынесено отдельной строкой в региональных программах модернизации здравоохранения. Центры планируется создавать в родильных домах, перинатальных центрах, на базе центров социальной защиты населения и т.д. Минздравсоцразвития России уже направило в регионы методическое письмо о создании центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В составе Центра кризисной беременности, согласно рекомендациям Минздравсоцразвития, должны работать психолог, психотерапевт, социальный работник, юрист, инструктор по труду и медицинская сестра. На базе центров будут организованы "телефоны доверия".

Еще одна новация закона - обязательной информированное добровольное согласие женщины на аборт, причем текст информации будет утвержден Минздравом. Женщина должна знать правду о том, чем она рискует, решившись на аборт.

И, наконец, новый закон дает право акушерам-гинекологам по этическим и религиозным соображениям отказаться от производства абортов. Безусловно, здесь обязательно наличие другого врача, который произведет это вмешательство. Проблема весьма актуальна. В нашей стране в отдельных регионах уже есть первые увольнения акушеров-гинекологов, отказывающихся от производства абортов. Ожидаются первые судебные процессы. Вероятно, главным врачам, столкнувшимся с такой ситуацией, придется "разводить" должностные инструкции по должностям акушеров-гинекологов, чтобы ценный работник с религиозными убеждениями мог продолжать работу, не нарушая трудового договора.

Искусственное прерывание беременности (статья 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ)

  1. Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия.
  2. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель.
  3. Искусственное прерывание беременности проводится:
  4. не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:

а) при сроке беременности четвертая - седьмая недели;

б) при сроке беременности одиннадцатая - двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности;

  1. не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая - десятая недели беременности.
  2. Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний - независимо от срока беременности.
  3. Социальные показания для искусственного прерывания беременности определяются Правительством Российской Федерации.
  4. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  5. Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою волю, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной.
  6. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Российский университет

дружбы народов

М.Б.БЕРШАДСКАЯ