Мудрый Юрист

Опровержение ложных показаний женщин, совершивших убийство

А. Хлопков, старший следователь отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры Псковской области.

В период с 1995 по 2005 г. в Псковской области отмечен рост числа женщин, совершивших тяжкие насильственные преступления, в том числе убийства.

В ходе анкетирования следователей установлено, что 70% из них сталкивались с противодействием со стороны обвиняемой. При этом наибольшее число респондентов в качестве основной формы противодействия назвали дачу ложных показаний.

При изучении уголовных дел об убийствах, совершенных женщинами, выяснилось, что более половины убийц (63%) давали в ходе расследования и судебного разбирательства ложные показания либо изменяли правдивые показания на ложные. При этом 41% из них говорили о якобы имевшей место самообороне; 20% выдвигали версию о своем аффективном состоянии в момент убийства; 8% заявляли о непричастности к преступлению; 4% - о несчастном случае; 27% изменили правдивые показания на ложные.

Преступницы использовали один из четырех видов лжи: активную ложь (убийца осознанно сообщает сведения, не соответствующие действительности); пассивную ложь (умышленно умалчивает об известных обстоятельствах убийства); ложь, основанную на самовнушении (убийца, не помня истинных обстоятельств произошедшего, мысленно моделирует детали преступления, сообщает ложные сведения не умышленно, полагая, что говорит правду); смешанный тип (сочетание двух или трех вышеперечисленных типов лжи одновременно).

Необходимо учитывать, что запоминание и осмысление события преступления специфичны для женщин, совершивших насильственные преступления, в особенности - убийства. Под влиянием психотравмирующей ситуации, осознания того, сколь чуждый женской природе поступок она совершила, убийца начинает придумывать "подробности" произошедшего. Причем выдуманная версия через весьма незначительный промежуток времени воспринимается уже как реальная действительность. Это обстоятельство чрезвычайно важно принимать во внимание, так как переубедить человека, уверившего самого себя в непричастности к преступлению либо правомерности своих действий (необходимая оборона, случайность), гораздо сложнее, чем того, кто осознанно дает ложные показания.

Цели сообщения ложных сведений связаны с мотивационной сферой личности убийцы. Среди них можно назвать:

Преодоление следователем противодействия в форме дачи ложных показаний со стороны женщины, совершившей убийство, заключается прежде всего в продуманном допросе подозреваемой (обвиняемой).

Женщины, особенно те из них, кто совершил убийство под влиянием аморального поведения пострадавшего, чрезвычайно чувствительны ко всякого рода некорректным высказываниям, намекам и т.д. В силу этого целесообразно при допросе их не создавать атмосферу напряженности и отчуждения, а вежливо и корректно выяснить интересующие вопросы, избегая формулировок, которые могут оскорбить подозреваемую. Это поможет установить психологический контакт с допрашиваемой.

Полные, правдивые показания об обстоятельствах преступления женщины, как правило, дают в первые несколько часов после убийства. В силу этого тактически правильным будет допрос подозреваемой сразу после задержания либо в максимально сжатые сроки, необходимые для приглашения защитника.

Высока эффективность такого простого, но действенного приема, как детализация показаний подозреваемой. Именно в ходе первого допроса следователю необходимо проявить терпение и последовательно получить максимум информации.

Также следует учесть, что 27,3% от общего числа женщин-убийц, изменивших показания в ходе расследования либо в судебном заседании, мотивировали это тем, что дали их под незаконным давлением сотрудников правоохранительных органов. В связи с этим представляется тактически оправданным использовать видеозапись в ходе первого допроса подозреваемой. Это позволит, во-первых, опровергнуть версию о якобы имевшем место противозаконном воздействии, а во-вторых, значительно снизит вероятность попыток изменить показания.

Высока эффективность предъявления вещественных доказательств. Выявлено, что для женщины гораздо сложнее пытаться "опорочить" материальные следы преступления, нежели свидетельские показания. Оглашение последних вообще, как правило, нецелесообразно. Устранять противоречия правильнее путем проведения очных ставок.