Мудрый Юрист

Объекты авторского права и смежных прав

Перелыгин К.Г., аспирант Орловского государственного технического университета.

Уголовный кодекс РФ в ст. 146 предусматривает ответственность за нарушение авторских и смежных прав.

Для определения непосредственного объекта данного преступления целесообразно провести анализ признаков объекта авторских и смежных прав как гражданско-правовой категории.

Понятие объекта авторского права приведено в ст. 6 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон) <*>.

<*> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 132. Ст. 1241 - 1242.

Согласно данному Закону объект авторского права - это произведение науки, литературы и искусства независимо от назначения и достоинства произведения, а также от формы его выражения.

Непосредственно перечень произведений, являющихся объектами авторских прав, приведен в ст. 7 Закона:

Особую категорию представляют произведения, не являющиеся объектами авторского права - это официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер (ст. 8 Закона).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что указанные объекты вообще выведены из поля правовой охраны прав их создателей. Например, в соответствии со ст. 23 Закона РФ "О средствах массовой информации" <*> при распространении сообщений и материалов информационного агентства средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна. Произведения народного творчества были помещены в этот список, видимо, по причине невозможности определения конкретного лица или группы лиц, создавших такое произведение.

<*> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 7. Ст. 300.

В соответствии с диспозицией ч. 2 ст. 146 УК РФ уголовную ответственность несут не только те лица, которые незаконно используют объекты авторских прав, но и лица, незаконно использующие объекты, охраняемые смежными правами.

На самом деле смежные права не "примыкают" к авторским, как это может показаться из названия. Они занимают такое же важное культурное и экономическое значение и требуют достаточно четкой научной обработки.

В настоящее время редко встречаются работы, непосредственно посвященные этой теме. Однако вопросы охраны прав исполнителей затрагивались в работах советских юристов, посвященных авторскому праву.

В отличие от авторского права понятие "объект смежного права" отсутствует как в международных конвенциях, так и в российском законодательстве. Следовательно, определить то, вокруг чего складываются правоотношения, представляется возможным, проанализировав некоторые элементы правового института смежных прав.

Закон "Об авторском праве и смежных правах" содержит такое понятие, как субъекты смежных прав, следовательно, они являются правообладателями объектов смежных прав.

Субъектами смежных прав являются:

Владельцев смежных прав различают на первоначальных и производных. Производные: наследники, договорные партнеры и иные правопреемники. Речь пойдет о первоначальных владельцах.

В приведенной классификации первую категорию субъектов смежных прав составляют артисты-исполнители, и права их называются исполнительскими. Они проявляют определенное творчество, и это отражается на эмоциональном состоянии зрителя. Когда композитор сочиняет музыку, он создает произведение, охраняемое авторским правом, а когда музыкант с помощью музыкальных инструментов воспроизводит его - он создает исполнение. Это исполнение и есть продукт творческого труда и принадлежит исполнителю. В этом случае можно говорить об объекте смежных прав.

Статья 4 Закона относит к исполнителю актера, певца, музыканта, танцора или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссера-постановщика спектакля и дирижера.

Таким образом, если лицо исполняет не произведение, а что-то еще, он не пользуется смежными правами артиста-исполнителя. Например, спортсмены совершают определенные действия, которые являются новшествами в спорте или характерны только для этого игрока, но такие исполнения не охраняются смежными правами.

Существует еще одна проблема в определении объекта смежных прав, когда артист исполняет уже созданное произведение, которое обладает определенными правовыми характеристиками. Произведения подразделяются на охраняемые и не охраняемые авторским правом. Артисты-исполнители получают возможность охраны исполнений обеих категорий произведений, но эти произведения должны быть охраноспособными.

Статья 8 Закона признает произведения фольклора не охраняемыми авторским правом, но по своей специфике они являются охраноспособными. Артист, исполнивший такое произведение, получает исключительное право на свое исполнение.

Анализ норм действующего законодательства дает возможность выделить ряд черт объектов смежных исполнительских прав.

Каждое выступление артиста создает новое исполнение, а значит, новый объект охраны. Подражание какому-либо исполнению не нарушает смежного права (например, выступление артиста-пародиста).

Среди особой категории исполнителей необходимо отметить дирижера оркестра (его исполнение всегда коллективно) и режиссера-постановщика (постановка повторяется уже без непосредственного его участия).

Пункт 4 ст. 37 Закона устанавливает особое правило при коллективном исполнении, что облегчает работу правоприменителю при установлении правообладателя в коллективном творчестве. Все исполнительские права передаются руководителю коллектива.

Второй категорией субъектов смежных прав являются изготовители фонограмм. Статья 4 Закона предлагает такое определение изготовителя фонограммы - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным образом.

Изготовление фонограммы как объекта смежного права - технический процесс и зачастую не содержит элементов творчества, иными словами - это организационно-техническое творчество. Фонограмма может содержать в своей основе произведение, а также иные звуки (например: пение птиц, журчание воды и т.д.).

Охраняется смежными фонограммными правами исключительно звуковая запись без видеоизображения. Кинофильм не является фонограммой, а звуковое сопровождение является неотъемлемой частью фильма.

Третья категория субъектов смежных прав представляет организации эфирного и кабельного вещания.

Такие организации создают или транслируют передачи, которые, в свою очередь, являются объектами смежных прав, но ст. 4 Закона распространяется не на все передачи.

Передачи делятся на ретранслируемые и созданные самой организацией вещания или по ее заказу. Организации, ретранслирующей программу, смежные права не предоставляются. А.П. Сергеев дает следующее определение программы: "...передачами вещания должны считаться любые предназначенные для использования путем передачи в эфир и (или) сообщения для всеобщего сведения по кабелю звуки и (или) изображения, которые не являются в целом творческими произведениями, независимо от того, переданы ли они в эфир (по кабелю) или только еще подготовлены (записаны) для эфира (сообщения для всеобщего сведения по кабелю)" <*>.

<*> Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: Проспект, 2000. С. 355.

К спорным вопросам относится момент возникновения права на передачи. Логично представить, что такое право возникает с момента трансляции. Однако Постановление Верховного Совета РФ "О порядке введения в действие Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" в п. 5 указывает на то, что права могут возникать на созданные, но не вышедшие в эфир передачи.

Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что объектами смежных прав являются:

Кроме того, следует напомнить, что для наступления уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав не требуется каким-то специальным способом регистрировать или лицензировать право на произведение. Объект авторского или смежного права должен подлежать правовой охране на территории Российской Федерации, в том числе если это произведение зарубежного автора (в силу международных договоров Российской Федерации) и срок охраны на него не истек.

Проанализировав объекты авторских и смежных прав как категорию, предусмотренную диспозицией ст. 146 УК РФ, можно сделать вывод, что при незаконном использовании этих произведений виновный нарушает прежде всего исключительные права лиц, которые являются правообладателями авторских или смежных прав на эти объекты. Полагаем, именно данные исключительные права будут являться непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ, так как исключительное право, по сути, является общественным отношением, закрепленным и охраняемым нормами права.