Мудрый Юрист

Институт конфликта интересов и предотвращение коррупции на государственной гражданской службе

Дементьев А.Н., государственный советник Российской Федерации 2 класса, кандидат юридических наук.

Качушкин С.В., слушатель РАГС при Президенте Российской Федерации.

Проблема предотвращения и пресечения коррупции в системе государственной службы является одной из наиболее актуальных. Теоретическим вопросам и практическим аспектам борьбы с коррупцией посвящены многочисленные исследования в различных отраслях наук: экономике, политологии, юриспруденции <1>. В юридических науках можно выделить два важных направления, которые отличаются между собой методами нормативного воздействия на сферу регулируемых общественных отношений. Первый способ относится к предупредительным способам воздействия на общественные отношения, а второй - к методам пресечения коррупции и ответственности за коррупционные деяния. Исследованию различных аспектов нормативного правового регулирования методов пресечения коррупции, квалификации коррупционных деяний, которые являются уголовно наказуемыми, установления ответственности за коррупционные деяния посвящен обширный пласт работ специалистов по уголовному праву. Изложение проблематики этих исследований содержится в работах А.В. Куракина, С.П. Кушнеренко, В.Д. Пристанскова.

<1> См.: Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы / Под ред. В.В. Лунеева. М., 2001; Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы (административно-правовой аспект). М., 2002; Кушнеренко С.П., Пристансков В.Д. Коррупция и ее преступные проявления: особенности уголовного преследования. Криминологический и криминалистический аспекты исследования, обзор судебно-следственной практики: Практическое пособие. СПб., 2004. С. 3.

К разработке действенных механизмов предотвращения коррупции и их нормативного закрепления в настоящее время обращаются специалисты в сфере государственного, административного и муниципального права. Этой проблематике в связи с развитием института государственной службы и института государственной гражданской службы, в частности института муниципальной службы, посвящены монографии и диссертационные исследования.

В международной практике существуют понятия административной коррупции и даже захвата государства. Под захватом государства понимаются действия физических лиц, групп или фирм, направленные на оказание влияния на формирование законодательных и нормативных актов, указов, государственной политики с целью получения собственной выгоды в результате незаконной передачи привилегий государственным должностным лицам. Под административной коррупцией понимается намеренное внесение искажений в установленный порядок исполнения существующих законов, правил и нормативных актов с целью предоставления преимуществ государственным или негосударственным лицам <2>.

<2> См.: Мэннинг Н., Парисон Н. Реформа государственного управления: международный опыт. Пер. с англ. М., 2003. С. 41.

В Концепции реформирования системы государственной службы, утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г., низкая эффективность механизмов профилактики коррупции и борьбы с ней была названа одной из проблем, характеризующих современное состояние государственной службы. В перечень основных проблем также была включена проблема низкой эффективности правовых и организационных мер контроля за деятельностью органов государственной власти и их аппаратов со стороны гражданского общества. Однако в числе задач, требующих решения, прямого упоминания темы коррупции не содержалось. Косвенно постановка и решение задачи обеспечения открытости и регламентации деятельности органов государственной власти и государственных служащих может рассматриваться как один из элементов предотвращения коррупции.

Раздел III "Государственная служба и гражданское общество" Концепции содержит достаточно развернутый перечень принципов, на основе соблюдения которых должно было осуществляться взаимодействие государственной службы и структур гражданского общества.

К ним, в частности, были отнесены:

  1. открытость системы государственной службы;
  2. ответственность государственных органов и государственных служащих за неправомерный отказ в предоставлении информации;
  3. ясность процедуры принятия государственными органами решений, затрагивающих права и законные интересы граждан Российской Федерации;
  4. возможность участия граждан и структур гражданского общества в процессе подготовки решений государственными органами;
  5. широкое информирование граждан о решениях, принятых государственными органами, а также об их деятельности и деятельности государственных служащих;
  6. беспристрастность государственных служащих при исполнении должностных (служебных) обязанностей;
  7. соблюдение государственными служащими этических норм и правил поведения, ответственное исполнение должностных (служебных) обязанностей.

Специального раздела, посвященного способам и мерам решения задачи предотвращения коррупции на государственной службе, в Концепции не содержалось. В раздел III в качестве принципа была внесена задача предупреждения, выявления и устранения обстоятельств, способствующих коррупции и злоупотреблениям на государственной службе, и лишь в разделе VII "Государственный служащий" содержались конкретные предложения, направленные на решение этой проблемы. Указывалось, что государственные служащие при исполнении должностных (служебных) обязанностей не могут действовать в корпоративных интересах общественных объединений и религиозных организаций, иных социальных групп, коммерческих организаций и других хозяйствующих субъектов, а также в интересах отдельных лиц. В целях предотвращения коррупции на государственной службе предполагалось установить федеральным законом отдельные ограничения. В Концепции было также установлено, что в системе государственной службы должны формироваться механизмы преодоления конфликтов интересов. Под конфликтом интересов понималось состояние, когда у государственных служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей.

Приведенные положения Концепции реформирования системы государственной службы в части мер предотвращения коррупции и обеспечения открытости государственной гражданской службы в дальнейшем претерпели изменения как в Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)", так и в Федеральных законах от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В Федеральной программе в числе ожидаемых результатов прямо не значится результат обеспечения правовых условий, предотвращающих коррупцию. Косвенно к таким результатам, содержащимся в Федеральной программе, могут быть отнесены включенные в программу ожидаемые результаты: создание условий для открытости и подконтрольности деятельности аппаратов государственных органов и государственных служащих гражданскому обществу, внедрение механизмов выявления конфликта интересов на государственной службе.

В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как это и было предусмотрено Концепцией, был введен ряд ограничений для государственных гражданских служащих, которые можно рассматривать как правовые меры, позволяющие создать условия, способствующие предотвращению коррупционных проявлений. К ним относятся, например, следующие:

обязанность государственного гражданского служащего представлять в установленном порядке предусмотренные Федеральным законом сведения не только о себе, но и о членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, которые являются объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;

запрещение разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с Федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, которые стали известными государственному гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей;

запрет на замещение в течение двух лет должности, а также выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности в то время, когда он находился на государственной гражданской службе.

В Федеральном законе N 79-ФЗ было также дано нормативное определение конфликта интересов, которое существенно отличается от определения, содержащегося в Концепции. Под конфликтом интересов в Федеральном законе N 79-ФЗ понимается ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в Федеральном законе N 79-ФЗ, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами. К числу лиц, подпадающих под категорию личной заинтересованности, Федеральным законом N 79-ФЗ отнесены лица близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Сравнение двух формулировок конфликта интересов, данных в Концепции и в Федеральном законе N 79-ФЗ, показывает, что в Федеральном законе N 79-ФЗ понятие конфликта интересов существенно сужено. В Концепции не раскрывалось понятие личной заинтересованности, которая может привести к небеспристрастному и необъективному рассмотрению вопросов государственным служащим. Однако в Концепции содержалась наряду с требованиями обеспечения объективной деятельности государственного служащего такая характеристика, как беспристрастное рассмотрение вопросов при исполнении должностных обязанностей, которая существенно расширяла содержание понятия личной заинтересованности. В Федеральном законе N 79-ФЗ под личной заинтересованностью государственного гражданского служащего понимается такая заинтересованность, которая может привести к получению им доходов (неосновательного обогащения) в денежной или натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего или членов его семьи. То есть в Федеральном законе N 79-ФЗ личная заинтересованность связывается законодателем с возможностью получения только материальных выгод. В международном праве конфликт интересов связывается не только с выгодами материального характера. Так, например, в ч. 5 ст. 8 "Кодексы поведения публичных должностных лиц" Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции наряду с материальными выгодами конфликт интересов связывается и с возможностью получения выгод, связанных с внеслужебной деятельностью, занятиями, инвестициями, активами или иными выгодами. В Международном кодексе поведения государственных должностных лиц <3> при формулировании конфликта интересов финансовые и личные выгоды также специально разделяются.

<3> Принят Организацией Объединенных Наций 12 декабря 1996 г.

Введение института конфликта интересов в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ одновременно сопровождалось либерализацией запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы. Федеральным законом от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственному служащему было запрещено (ст. 11):

  1. заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
  2. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
  3. состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

Теперь же после введения института конфликта интересов государственный гражданский служащий может заниматься любой оплачиваемой деятельностью, за исключением предпринимательской. При этом в Законе не была сохранена оговорка "лично или через доверенных лиц". В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ было сохранено в иной редакции запрещение участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом (п. 1 ч. 1 ст. 17).

В соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ в случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан информировать об этом представителя нанимателя в письменной форме (ч. 3 ст. 19). Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по его предотвращению или урегулированию, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном Федеральным законом N 79-ФЗ (ч. 4 ст. 19).

В специальных исследованиях, посвященных институту конфликта интересов, приводится анализ различных аспектов законодательного регулирования этого института и вопросов организационного обеспечения реализации положений Федерального закона N 79-ФЗ. В частности, обращается внимание на отсутствие положений, обеспечивающих действие механизма выявления конфликта интересов и проверки достоверности сведений, представляемых государственным гражданским служащим. Несомненно, без решения этих вопросов введение института конфликта интересов в систему организации государственной гражданской службы будет сопряжено со значительными трудностями. Однако даже в случае их устранения остается нерешенным ряд теоретических вопросов, без детальной разработки которых эффективность этого института будет сведена к минимуму. Эти проблемы являются следствием общих теоретических и практических проблем, связанных с необходимостью разграничения статуса государственных политических должностей и статуса должностей государственной гражданской службы.

Применительно к институту конфликта интересов отсутствие такого разграничения приводит к следующим противоречиям. Во-первых, оценку наличия или отсутствия у государственного гражданского служащего состояния конфликта интересов дает представитель нанимателя. В соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ представитель нанимателя - это руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ. То есть представителями нанимателя могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов РФ - должности, которые устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, которые устанавливаются конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Состав лиц, которые могут быть представителями нанимателя и в силу этого на которых не распространяется институт конфликта интересов, содержится в Сводном перечне государственных должностей Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" <4>. В него включены государственные должности Российской Федерации, установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации.

<4> Указ Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 31 мая 2007 г. N 684) // СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 173.

В силу сложившейся законодательной практики к представителям нанимателя относятся руководители таких государственных органов (точнее, структур исполнительной и аппаратов законодательной власти), как: руководитель аппарата палаты Федерального Собрания, руководитель аппарата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, руководители федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Президента РФ и Правительства РФ, руководители федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств (федеральных служб и агентств) <5>, и др.

<5> Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 174) // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

На этих лиц не распространяется институт конфликта интересов либо к ним на практике не могут быть применены положения, предусмотренные Федеральным законом N 79-ФЗ для государственных гражданских служащих в части разрешения конфликта интересов. Статус большинства указанных государственных должностей Российской Федерации предполагает более жесткие ограничения, в соответствии с которыми лица, находящиеся на этих должностях, не могут заниматься никакой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Может ли занятие преподавательской, научной и иной творческой деятельностью содержать в себе условия возникновения ситуации конфликта интересов? На этот вопрос в общем случае должен быть дан положительный ответ. Так, например, что касается преподавательской деятельности, получение государственного заказа на подготовку и переподготовку кадров в высшем учебном заведении может быть напрямую связано с интересами преподавательской деятельности лица, находящегося на государственной должности (например, министра, депутата). В законодательстве отсутствуют характеристики понятия "творческая деятельность". А потому к разряду научной и творческой деятельности наряду с созданием литературных произведений и научных трудов могут быть отнесены и консультационные услуги, и экспертная деятельность, и подготовка проектов различных документов для органов государственной власти и т.п. Очевидно, что такая творческая деятельность может содержать в себе все признаки наличия конфликта интересов.

В международных документах предотвращение конфликта интересов на государственной службе рассматривается как один из важных механизмов предотвращения коррупции. Предотвращение конфликта интересов рассматривается также как один из элементов прозрачности, открытости деятельности государственных служащих. В Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции <6> от 31 октября 2003 г. декларируется, что государство-участник должно стремиться в соответствии с принципами своего внутреннего законодательства устанавливать меры и системы, обязывающие публичных лиц представлять соответствующим органам декларации среди прочего о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникнуть коллизия интересов в отношении их функций в качестве публичных должностных лиц (ч. 5 ст. 8). В Конвенции публичные должностные лица подразделяются на: выборных публичных должностных лиц (ч. 3 ст. 7) и неизбираемых публичных должностных лиц (ч. 1 ст. 7). Из содержания ч. 1 ст. 7 следует, что "неизбираемые должностные лица" - понятие более узкое, чем "гражданские служащие". Для неизбираемых должностных лиц устанавливается, что системы приема на работу, набора, прохождения службы, продвижения по службе и выхода в отставку, так же как и гражданских служащих, должны основываться в том числе и на принципе прозрачности. Особо оговаривается, что в законодательстве должны быть установлены критерии применительно к кандидатам и выборам на публичные должности (ч. 2 ст. 7), в том числе критерии обеспечения прозрачности в финансировании кандидатур на избираемые публичные должности и, где это возможно, прозрачности в финансировании политических партий (ч. 3 ст. 7).

<6> Конвенция ратифицирована Российской Федерацией. Федеральный закон от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции" // СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1231.

В Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS N 173) от 27 января 1999 г. вводятся весьма важные понятия, имеющие значение для разграничения статуса государственных должностей и государственных гражданских служащих применительно к положениям законодательства, направленного на профилактику коррупции. Понятие публичного должностного лица включает:

а) должностное лицо;

б) публичный служащий;

в) мэр;

г) министр или судья.

В п. "a" ст. 1 Конвенции делается отсылка к этим понятиям, которые существуют в национальном законодательстве, и порядку их применения в уголовном праве конкретного государства. Термин "судья" согласно п. "b" ст. 1 Конвенции включает прокуроров и лиц, занимающих судебные должности. Очевидно, что даже с точки зрения коррупционных аспектов в российском законодательстве между этими категориями публичных должностных лиц не могут быть проведены аналогии, не говоря об их общем различном статусе. В п. "c" ст. 1 Конвенции содержится оговорка относительно понятия публичного должностного лица. В случае разбирательства применяется понятие "публичное должностное лицо", используемое в национальном праве. В Российской Федерации понятие "публичное должностное лицо" и другие понятия с определением "публичный" не применяются. Поэтому установление идентичности понятий, используемых в Конвенции, и понятий, используемых в законодательстве Российской Федерации, представляет сложную задачу.

Таким образом, в международных документах устанавливаются требования к законодательству государств-участников. Эти требования должны быть адаптированы существующей правовой системой конкретного государства-участника. Представляется, что для Российской Федерации в законодательстве должны быть отражены следующие требования:

а) проведено разделение статуса государственных гражданских служащих и публичных должностных лиц с точки зрения возможности и опасности коррупционных проявлений;

б) установлены критерии отбора кандидатов на выборные должности, которые бы могли оцениваться как способствующие противодействию коррупции;

в) закреплены механизмы, способствующие открытости государственной гражданской службы на всех этапах деятельности государственного гражданского служащего, начиная с приема на работу (службу), продвижения по службе и заканчивая выходом в отставку.

Во-вторых, Федеральным законом N 79-ФЗ для государственных гражданских служащих предусмотрена специальная процедура предотвращения конфликта интересов. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении личной заинтересованности у государственного гражданского служащего, которая может привести к конфликту интересов, обязан предпринять меры по его предотвращению или урегулированию через рассмотрение этой проблемы в специальной комиссии. Федеральным законом N 79-ФЗ не устанавливается источник информации представителя нанимателя о возникновении возможной личной заинтересованности государственного гражданского служащего. Помимо заявления государственного гражданского служащего о деятельности, приносящей доход, которая может явиться причиной конфликта интересов, представителю нанимателя Законом не запрещается использовать и иную информацию. Поэтому ситуация с государственным гражданским служащим, "попавшим под подозрение", если, по мнению представителя нанимателя, в деятельности государственного гражданского служащего существует конфликт интересов, подлежит рассмотрению в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

До рассмотрения и решения вопроса о наличии или отсутствии у государственного гражданского служащего конфликта интересов в комиссии представитель нанимателя вправе отстранить государственного гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от исполнения обязанностей по занимаемой должности государственной гражданской службы. Процедура рассмотрения вопроса о конфликте интересов и полномочия представителя нанимателя свидетельствуют о том, что федеральный законодатель исходил из презумпции виновности государственного гражданского служащего, которая может быть устранена только через принятие решения комиссией об отсутствии личной заинтересованности государственного гражданского служащего в конкретной деятельности, не связанной с исполнением его должностных обязанностей.

В состав комиссии входят:

представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, являющийся стороной конфликта интересов, замещает должность гражданской службы);

представитель соответствующего органа по управлению государственной службой;

представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов.

Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии. Состав комиссии по урегулированию конфликтов интересов формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссиями решения.

Процедуры формирования состава и требования к составу комиссии, предусмотренные Федеральным законом N 79-ФЗ, свидетельствуют о том, что федеральным законодателем была предпринята попытка введения квазисудебной процедуры при рассмотрении вопросов о соблюдении государственным гражданским служащим требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. В то же время вряд ли можно считать независимыми экспертами в составе комиссии экспертов, кандидатуры которых предлагаются представителем нанимателя из представителей научных и образовательных учреждений и других организаций. Тем более что и для членов комиссии также должна быть исключена возможность возникновения конфликта интересов.

Неопределенность возникает и с установлением статуса решений, принимаемых комиссией. Является ли их решение обязательным для исполнения для государственного гражданского служащего и для представителя нанимателя? Может ли оно быть опротестовано государственным гражданским служащим или представителем нанимателя? Если да, то в каком порядке? Каковы правовые последствия для представителя нанимателя и государственного гражданского служащего в случае, если комиссией признается отсутствие конфликта интересов, но при этом независимо возбуждаются процедуры административного или уголовного преследования в отношении государственного гражданского служащего в связи с его деятельностью, в отношении которой комиссией было признано отсутствие личной заинтересованности у государственного гражданского служащего?

Частично ответы на эти вопросы для государственной гражданской службы содержатся в Указе Президента РФ от 3 марта 2007 г. N 269 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов" <7>, принятом на основании ч. 8 ст. 19 Федерального закона N 79-ФЗ. В соответствии с Указом Президента РФ основными задачами комиссии являются содействие государственным органам в обеспечении соблюдения государственными гражданскими служащими требований к служебному поведению и содействие в урегулировании конфликта интересов. В то же время анализ состава полномочий комиссии показывает, что многие полномочия выходят далеко за пределы решения задачи содействия. К таковым могут быть отнесены следующие:

<7> Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. N 269 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов" // СЗ РФ. 2007. N 11. Ст. 1280.

проверка информации о государственном гражданском служащем, поступившей от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, от организаций, должностных лиц, а также отдельных граждан (п. 26 Указа);

право приглашения и заслушивания на заседании комиссии должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, представителей заинтересованных организаций, а также и иных лиц (п. 30, 31 Указа);

направление решения комиссии заинтересованным лицам (п. 39 Указа);

право установления комиссией факта наличия либо отсутствия в действии (бездействии) гражданского служащего признаков совершения им административного правонарушения или состава преступления;

установление обязанности председателя комиссии передать информацию о возможном совершении гражданским служащим административного правонарушения или возможного преступления.

Спорной является также процедура письменного обращения к представителю нанимателя с целью запроса последним в установленном порядке сведений, интересующих комиссию, от других государственных органов, органов местного самоуправления и организаций. Представляется, что такая отсылка к установленному порядку не гарантирует на практике получения запрашиваемых сведений, поскольку получение такой информации регламентируется только законодательно установленными процедурами. Правомочность установления указанных выше полномочий комиссии Указом Президента РФ является дискуссионной, поскольку они "конкурируют" с полномочиями органов прокуратуры, органов дознания и следствия, судебных органов.

Устранение этих и других противоречий потребует на законодательном уровне системной и детальной разработки особых административных процедур разрешения конфликта интересов и рассмотрения вопросов, связанных с соблюдением требований к служебному поведению гражданских служащих, согласованием этих процедур с административным, гражданским процессуальным, уголовным, уголовным процессуальным законодательством. Масштабность и сложность решения этой задачи также потребует, по существу, создания новых административных процедур в системе государственной гражданской службы.