Мудрый Юрист

Круглый стол "актуальные проблемы преподавания гражданского и предпринимательского права"

Салиева Р.Н., доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой гражданского права и процесса Института экономики, управления и права (г. Казань).

6 сентября 2007 г. в городе Казани на юридическом факультете Института экономики, управления и права (ИЭУП) прошел Круглый стол "Актуальные проблемы преподавания гражданского и предпринимательского права". Круглый стол был организован кафедрой гражданского права и процесса Института совместно с кафедрой предпринимательского права юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Цель и задачи Круглого стола - обсуждение современных принципов, форм и методов обучения и разработка рекомендаций по применению эффективных методик преподавания гражданского и предпринимательского права.

В работе Круглого стола приняли участие преподаватели юридических факультетов Института экономики, управления и права, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Казанского государственного университета, юристы-практики.

Заседание прошло под председательством проректора по науке ИЭУП кандидата юридических наук, доцента И.И. Бикеева, который во вступительном слове отметил, что в современных социально-экономических условиях актуальными становятся вопросы совершенствования юридического образования. Для подготовки высококвалифицированных юристов, имеющих наряду с теоретическими также и практические навыки и умения, необходимо совершенствовать учебный процесс. В связи с этим целесообразно обсудить проблемы модернизации юридического образования, повышения эффективности обучения, использования современных информационных технологий в процессе обучения; подготовки учебных и методических материалов.

Декан юридического факультета доктор юридических наук, профессор А.Ю. Епихин отметил, что проблемы преподавания права в целом одинаковы для всех отраслей права, но вместе с тем существуют отраслевые особенности. В связи с этим актуальной является проблема разработки государственных образовательных стандартов по юриспруденции нового поколения; а также необходимо учитывать специфику преподавания отдельных правовых дисциплин. Обсуждение проблем преподавания отдельных дисциплин будет способствовать совершенствованию процесса подготовки специалистов, знающих и умеющих применять нормы права, имеющих практические навыки.

В своем выступлении зав. кафедрой гражданского права и процесса ИЭУП доктор юридических наук, профессор Р.Н. Салиева отметила, что преподавание гражданского и предпринимательского права имеет специфику, связанную с особенностями гражданского и предпринимательского права как самостоятельных отраслей права; эта специфика связана с особенностями каждой отрасли, в частности ее предмета, метода, системы, источников и т.д.

В процессе преподавания наряду с традиционными лекционными и семинарскими занятиями целесообразно использование современных информационных технологий; в частности, на лекциях удобно использовать мультимедийную технику, демонстрировать слайды со схемами, примерами из судебной практики.

Целесообразно также внедрение постоянного тестирования в устной и в письменной форме, а также с использованием компьютерной техники.

Особенно важно при подготовке учебных и методических материалов учитывать необходимость развития профессиональных навыков и умений. При этом надо стремиться формировать у студентов проблемно-ориентированное правовое мышление, т.е. учить решению задач на основе последовательного логического анализа конкретной ситуации с применением соответствующих правовых норм.

Профессор Р.Н. Салиева отметила также, что основными эффективными направлениями совершенствования процесса преподавания гражданского и предпринимательского права являются:

Доцент кафедры предпринимательского права МГУ П.Г. Лахно в начале своего выступления отметил общие проблемы юридического образования и подготовки юристов. Подчеркнул фундаментальное значение овладения знаниями по теории. Отметил, что должно быть оптимальное соотношение между теорией и практикой. И изначально к этому нужно готовить студентов. Уже с первой минуты, когда раскрываешь предмет и метод, нужно учить студентов свободно ориентироваться и постепенно, частями прививать навыки свободно владеть нормативным материалом, учитывая межпредметные связи. Наряду со спецификой, связанной с правовым регулированием, возникают проблемы с практической подготовкой. Студентам нужно давать навыки практикующего юриста, чтобы приближать их к житейским реалиям. Очень важно в процессе преподавания создать адекватный психологический настрой у аудитории. Студенты должны быть - и это главное! - настроены на обучение. Ибо обучение редко приносит плоды кому-либо, кроме тех, кто предрасположен к нему (обучению). И мы всегда должны помнить, что самым превосходным обучением является прямая, личная связь между учеником и хорошим учителем, когда ученик обсуждает идеи, размышляет о разных вещах и беседует о них. К сожалению, значительная часть студентов, да и преподавателей, не всегда готова к этому.

Говоря об особенностях преподавания предпринимательского права, отметил, что кристально чистых отраслей права нет. Нужно говорить не о размежевании, а об интеграции всех отраслей права. В завершение своего выступления привел примеры методических разработок по преподаванию основных спецкурсов и проведения практических занятий по курсу предпринимательского права, подготовленных авторами учебного пособия на кафедре предпринимательского права МГУ. По поручению зав. кафедрой предпринимательского права МГУ доктора юридических наук, профессора Е.П. Губина передал в дар юридическому факультету ИЭУП сборник научных трудов кафедры предпринимательского права "Предпринимательское право в рыночной экономике", практический курс "Предпринимательское право", а также сборник "Тенденции развития юридического образования в России", который включает тезисы выступлений представителей ведущих юридических вузов, государственных органов и общественных организаций России на конференции "Тенденции развития юридического образования", состоявшейся 11 ноября 2005 г. на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова.

Директор Института правовых проблем электроэнергетики и естественных монополий кандидат юридических наук А.И. Грищенко продемонстрировал опыт преподавания спецкурса по правовому регулированию в электроэнергетике с использованием мультимедийной техники. В частности, он отметил, что методика должна быть четкая, обязательно должна быть разработанная учебная программа того или иного курса. Привел пример из своей практики преподавания. В частности, отметил: "Мы очень продвигаем направление права в техническом вузе, в частности в энергоуниверситетах. Мы занимаемся этой проблемой. В чем это заключается? Разрабатываем несколько курсов для тех специальностей, которые преподаются в энергоинституте. Но мы даем элементы права в прикладном характере для той или иной специальности. Например, турбинисту, помимо знаний об охране труда из трудового права, даем частично и понятие, и общие основы гражданского права, понятие предпринимательского права и наиболее важные аспекты правового регулирования энергетического бизнеса как в нашей стране, так и за рубежом.

Надеемся, к новому году будут обсуждены и утверждены на учебно-методическом объединении новые учебные программы по спецкурсам. Они рассчитаны на 34 часа, включая лекционные, семинарские занятия, письменную работу, экзамен. Это как спецкурс для неюридических специальностей".

А.И. Грищенко сообщил также, что в этом, 2007 г. вместе с П.Г. Лахно участвовал в Российско-Австрийской (г. Зальцбург) школе юристов, где они читали курс лекций по энергетическому праву. При этом отметил, что преподаватели Европейского союза, и в частности Зальцбургского университета, активно используют информационные средства.

На примере своего спецкурса, который называется "Реформа электроэнергетики в России: правовые проблемы" (для тех, кто получает второе, юридическое, образование в Институте повышения квалификации при Российской академии госслужбы при Президенте РФ), продемонстрировал, как с помощью презентационных материалов проводятся занятия.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии Л.И. Мавлявиева подчеркнула необходимость использования в учебном процессе всех способов восприятия учебного материала студентами. В частности, она отметила, что в психологии есть такие исследования, которые говорят о следующих результатах. Человек воспринимает информацию на 25% - если услышал, на 50% - если увидел, на 70% - если при этом изложил эту информацию или новые знания, на 90% усваивает, если сумел применить эту новую информацию.

По одной из современных методик обучения к 7 годам ребенок учится читать, к 1-му классу - овладевает ораторским искусством, чтобы мог высказать свою мысль, убедить, повести за собой, а к 14 годам должен овладеть компьютером, к 16 - 18 - быть профессионально ориентированным. То есть современная педагогика ориентирована на формирование личности и таких личностных качеств, которые помогут найти нужную информацию в нужный момент, основываясь на базовых теоретических положениях.

Участники Круглого стола также активно обсуждали практические проблемы, возникающие в процессе преподавания.

Так, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса А.С. Панова предложила обсудить вопрос о том, как начать преподавание нового спецкурса "Правовое регулирование отношений по подтверждению соответствия продукции, работ, услуг", как заинтересовать студентов.

Начальник юридического отдела "Энергосбыт" ОАО "Татэнерго" Г.К. Гайнутдинова отметила, что, с точки зрения юриста-практика, на работу должны приходить люди подготовленные. Почему-то принято считать юриспруденцию гуманитарной наукой, хотя ничего точнее, чем наша наука, нет, если человек разбирается в математике, то и в своей профессии он хорошо осведомлен. Обратила внимание на то, что, общаясь с выпускниками юридических вузов при приеме их на работу, не перестает удивляться, как многие из них не могут рассчитать дроби, пени, не говоря об элементарной безграмотности многих из них: ни падежных окончаний правильно поставить не могут, ни мысль свою письменно сформулировать. Не различают правовые последствия незаключенного договора и недействительной сделки. А что касается правовой базы: если не знать ее, то и в профессию идти не стоит.

Отметила также значение личности преподавателя в подготовке будущих специалистов. Преподаватель должен уметь "завести" студента, заразить его своим примером.

Завершая обсуждение вопросов повышения эффективности обучения, председательствующий поблагодарил участников, отметил целесообразность проведения совместных методических семинаров.