Мудрый Юрист

Кто будет являться ответственным за неправильное лечение

"Московские аптеки", 2011, N 8

Тема номера выбрана интересная и задевающая за живое каждого гражданина Российской Федерации в прямом смысле этого слова. Сейчас немодно критиковать власть, хотя бы по той причине, что кто ее только не критикует. Считаю, что критика без конкретных предложений не конструктивна. По причине большого объема критики власть научилась никого не слышать и не слушать. Даже общественные слушания различных нормативных актов являются не более чем "выпуском пара" участников таких слушаний. Ничто из того, что озвучивается общественными организациями либо определенными специалистами в области, не воспринимается государством. Создается всего лишь видимость того, что предложения общества интересны государству и заслуживают внимания для дальнейшей разработки.

Но вопрос реформирования здравоохранения в стране был и остается одним из серьезнейших. Полагаю, нельзя допустить, чтобы общество было в очередной раз не услышано.

В 2010 г. распоряжением правительства от 01.10.10 N 1660-р была утверждена Концепция федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" - безусловно, важный документ с точки зрения начала реформирования системы здравоохранения. Немаловажным является и тот факт, что национальные приоритеты были закреплены на законодательном уровне. Реализация Концепции позволит обеспечить население качественными и доступными лекарственными препаратами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения, произведенными в Российской Федерации. Однако для начала, на мой взгляд, необходимо определить, кто в будущем будет иметь право на доступные ЛП и ИМН, как и кем будет проводиться лечение граждан с применением этих доступных лекарственных препаратов, кто будет являться ответственным за неправильное лечение, которое было предписано пациенту.

Сейчас у нас накопились колоссальнейшие проблемы в области здоровья населения, для успешного решения необходимо объединение усилий различных министерств и ведомств. Силами одного ведомственного министерства эти проблемы не решить.

Просматривая принимаемые нормативные акты, складывается такое ощущение, что создаются отдельные нормативные акты, которые регулируют определенные области, части и составляющие системы здравоохранения, но у чиновников нет представления и понимания о системе здравоохранения в целом. Нет той самой единой концепции здравоохранения, в которой было бы отведено отдельное место каждому субъекту системы: и гражданину как пациенту, и врачу, и лечебному учреждению (независимо от формы собственности), и учебному учреждению, и аптечной организации как организации, которая обеспечивает пациентов лекарственными средствами, и производителям, и, конечно же, государству.

Такой единой концепцией и мог бы явиться Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан", который в настоящее время в качестве проекта уже прошел первое чтение.

Действительно мог бы, однако совсем непонятно, для чего Минздравсоцразвития РФ в спешке в очередной раз пытается принять не проработанный нормативный акт, который затрагивает массу вопросов и не дает на них ответы.

К сожалению, стоит признать, что уровень подготовки нормативных актов очень низок. Многие вопросы в нормативных актах не прорабатываются. В подготовке нормативных актов не принимают участие специалисты различных смежных областей деятельности. Подготовленные нормативные акты часто противоречат принятым ранее.

Проект Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" не стал исключением.

Я убежден, что, если бы не авторитетное мнение Л.М.Рошаля и не указание В.В.Путина о допуске профессиональных медицинских ассоциаций к обсуждению законопроекта, то закон был бы уже принят со всеми пробелами и недоработками, которые в нем имелись.

Ассоциация аптечных учреждений "СоюзФарма", являясь членом Национальной медицинской палаты (далее НМП), также участвовала в обсуждении законопроекта в рамках организованной НМП дискуссии и подготовила свои предложения по внесению изменений в законопроект. Для того чтобы показать деятельность, можно было бы обозначить все предложения, а далее пояснить, для чего они должны присутствовать в законе, но вопросов по проекту закона до сих пор остается огромное количество, и от последующего согласования проекта закона с Минздравсоцразвития, Минэкономразвития и Минфином очень многое зависит.

Кстати, на сайте НМП размещен проект закона, а также перечень проблемных вопросов для дискуссии. Каждый небезразличный специалист может сделать свои предложения и высказать свои замечания по проекту федерального закона. Все поступившие предложения и замечания будут обсуждены и комиссионно проанализированы.

В качестве площадки для обсуждения сайт НМП, на мой взгляд, является более эффективным и логичным ресурсом. Всю информацию, которая поступила, для начала необходимо отсортировать, чтобы понять, где действительно предложения, а где выплеск эмоций.

Минздравсоцразвития уже не первый раз размещает проект очередного закона на своем сайте, но после их принятия понимаешь, что не то что не добавлено необходимое, но даже и ни одной мысли не появилось о предложенном. Ощущение такое, что все эти замечания и предложения никому не нужны, никто с ними не работает. Конечно, если размещать проект закона для широкого обсуждения, стоит предвидеть, что будет очень много предложений, которые нельзя реализовать на практике, да и просто откровенной ерунды от любителей хоть что-то написать. Но ведь с этим нужно работать, так сказать, очищая зерна от плевел, именно чиновникам министерства.

ААУ "СоюзФарма" среди своих членов также провела опрос о том, что на их взгляд необходимо дополнить либо исключить в законопроекте. По тем письмам и ответам, которые мы получили, можно сделать неутешительные выводы о том, что фармацевты и провизоры с трудом верят в то, что на стадии согласования закона удастся что-то кардинально изменить.

Среди предложений можно отметить следующие: о понятийном аппарате закона, о полномочиях органов муниципального самоуправления, о медицинских изделиях, о правах и обязанностях медицинских и фармацевтических работников, о едином информационном поле лечебного учреждения и аптеки, об электронной выписке рецептов пациентам, об общественных объединениях, создаваемых медицинскими и фармацевтическими работниками, о подготовке и образовании медицинских и фармацевтических работников, об обязанностях медицинских организаций, о саморегулировании в медицинской и фармацевтической деятельности.

Основные и принципиальные замечания к проекту Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" состоят в следующем.

  1. Проект Федерального закона не является фундаментальной концепцией здравоохранения на многие годы вперед, сведен до уровня федерального закона, имеющего прямое действие, никаким образом не может заменить собой Основы законодательства и, можно сказать, практически закрывает путь развития законодательства в этой сфере.
  2. Проект Федерального закона, будучи только проектом, уже имеет очень много пробелов и нуждается в корректировках, фактически фиксирует все имеющиеся на сегодняшний день недостатки здравоохранения и узаконивает их.
  3. В проекте Федерального закона нигде не прослеживается структурная схема охраны здоровья и оказания медицинской помощи. Возникает ощущение, что государство желает полностью возложить ответственность за охрану здоровья граждан на медицинскую отрасль.
  4. Проект Федерального закона похож на закон о медицинской помощи, поскольку нередко отождествляются понятия охраны здоровья и оказания медицинской помощи.
  5. Многие статьи законопроекта противоречат Конституции РФ, например, ст. 18, где право на получение бесплатной медицинской помощи связано с экономическими возможностями государства, тогда как Конституция РФ декларирует это право без всяких оговорок.

Ст. 25 законопроекта обязывает всех граждан к выполнению ими обязательных действий медицинского характера, что подрывает основы права и не соответствует международным правовым актам.

Во многих статьях полностью игнорируется медицинское сообщество и роль профессиональных медицинских объединений, что противоречит возможному развитию в стране гражданского общества и Мадридской декларации Всемирной медицинской ассоциации.

В ст. 70 содержатся ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности, что нарушает их гражданские права.

Предлагаемая в ст. 71 государственная аккредитация профессиональных медицинских объединений не имеет мировых аналогов, противоречит ФЗ "Об общественных объединениях".

К тому же ст. 71 вступает в противоречие со ст. 30 Конституции РФ, гарантирующей свободу деятельности общественных объединений.

Замечаний, так же как и предложений, очень много, но каким получится новый Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан" всему профессиональному сообществу остается только гадать, все в руках законодателей.

Исполнительный директор

ААУ "СоюзФарма"

Д.Г.ЦЕЛОУСОВ

Наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры: правовое регулирование
 
Двойное толкование закона приведет к вакханалии на уровне исполнения