Мудрый Юрист

Организация деятельности врачебной комиссии

"Вопросы экономики и управления для руководителей

здравоохранения", 2011, N 8

В системе организации медицинского обслуживания населения деятельности врачебной комиссии (ВК) принадлежит исключительно важная роль. В ее компетенции принятие коллегиальных решений по ключевым вопросам лечения, диагностики, экспертизы и реабилитации больных, направленных на повышение качества и эффективности лечебно-диагностического процесса и улучшение экспертной работы в ЛПУ.

Порядок организации деятельности ВК был утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.09.2008 N 513н. <*> Комиссия создается в медицинской организации независимо от ее организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности с целью совершенствования организации медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам диагностики, лечения, реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, иным медико-социальным вопросам, а также осуществления оценки качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе оценки обоснованности и эффективности назначения лекарственных средств.

<*> В настоящее время документ действует в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 22.05.2009 N 269н.

В своей деятельности ВК руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития РФ, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.

ВК создается руководителем медицинской организации и состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, членов комиссии (врачей-специалистов) и секретаря. Председателем ВК является руководитель медицинской организации или его заместитель, имеющие высшее медицинское образование.

В зависимости от поставленных задач, особенностей и объемов деятельности медицинской организации по решению руководителя медицинской организации в составе ВК могут формироваться подкомиссии. Состав подкомиссий ВК утверждается руководителем медицинской организации.

Председателями (заместителями председателя) подкомиссий ВК назначаются заместители руководителя медицинской организации по клинико-экспертной работе, медицинской части либо другим профилям, имеющие высшее медицинское образование. Для каждой подкомиссии ВК разрабатывается соответствующее положение, регламентирующее ее деятельность (цели, задачи, функции, ответственность, порядок работы, учета и представления отчетности по экспертной деятельности).

Секретарем ВК является медицинский работник, имеющий высшее или среднее медицинское образование, обеспечивающий выполнение секретарских функций. Членами ВК являются заведующие структурными подразделениями медицинской организации, врачи-специалисты из числа наиболее опытных штатных работников медицинской организации.

Функции ВК и ее подкомиссий

В зависимости от поставленных задач, мощности и специфики деятельности медицинской организации, особенностей состава обслуживаемого контингента населения ВК и ее подкомиссии (при их наличии) осуществляет следующие функции:

  1. продление листков нетрудоспособности сроком более 30 дней;
  2. принятие решения о назначении лекарственных средств, входящих в раздел "XXX. Лекарственные средства, применяемые по решению ВК, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения" Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи;
  3. принятие решения о назначении психотропных веществ списков II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, анаболических стероидов;
  4. принятие решения о назначении наркотических средств Списка II Перечня больным, не страдающим онкологическим (гематологическим) заболеванием, в соответствии с Инструкцией о порядке выписывания лекарственных средств и оформления рецептов и требований-накладных;
  5. принятие решения о назначении одному больному пяти и более наименований лекарственных средств одномоментно (в течение одних суток) или свыше десяти наименований в течение одного месяца в соответствии с Инструкцией о порядке выписывания лекарственных средств и оформления рецептов и требований-накладных;
  6. принятие решения о назначении лекарственных средств в случаях нетипичного течения болезни, при наличии осложнений основного заболевания и/или сочетанных заболеваний, при назначении опасных комбинаций лекарственных средств, а также при индивидуальной непереносимости в соответствии с Инструкцией о порядке выписывания лекарственных средств и оформления рецептов и требований-накладных;
  7. решение наиболее сложных и конфликтных вопросов, относящихся к компетенции подкомиссий ВК медицинской организации;
  8. оценка качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий;
  9. осуществление медицинского отбора больных, направляемых на долечивание (реабилитацию) непосредственно после стационарного лечения, в том числе в специализированные санатории (отделения);
  10. взаимодействие в работе по вопросам, относящимся к компетенции ВК, с бюро медико-социальной экспертизы, со страховыми медицинскими организациями и территориальными фондами ОМС, региональными отделениями Фонда социального страхования РФ, территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, медицинскими организациями и учреждениями социальной защиты населения;
  11. участие в рассмотрении обращений граждан по вопросам медико-социальной помощи, организации и качества лечебно-диагностических (профилактических, реабилитационных) мероприятий, лекарственного обеспечения;
  12. анализ заболеваемости внутрибольничными инфекциями;
  13. участие в проведении анализа причин заболеваемости матерей и новорожденных внутрибольничными инфекциями, разработке и реализации мероприятий по ее профилактике;
  14. выдача заключения о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями;
  15. выдачу направлений на включение в Федеральный регистр больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей (или исключения из него), обеспечение назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными средствами;
  16. иные функции, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти.

Порядок работы ВК

ВК проводит заседания на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации, но, как правило, не реже 1 раза в неделю. Подкомиссии ВК проводят заседания согласно плану-графику, утверждаемому председателем ВК. Внеплановые заседания ВК или ее подкомиссий проводятся по решению председателя ВК, согласованному с руководителем медицинской организации.

Решение ВК (подкомиссии ВК) считается принятым, если его поддержало большинство членов ВК (подкомиссии ВК). Решение ВК (подкомиссии ВК) оформляется протоколом ВК (подкомиссии ВК). Решение ВК (подкомиссии ВК) вносится в медицинскую документацию.

Председатель ВК по итогам работы за квартал и текущий год представляет руководителю медицинской организации письменный отчет о работе ВК.

Первый московский государственный

медицинский университет имени И.М.Сеченова

А.П.СОКОЛОВ