Мудрый Юрист

К вопросу о принципах деятельности правоохранительной службы

Артемьев А.М., кандидат юридических наук, доцент.

В литературе изложение проблематики функционирования той или иной государственной структуры почти всегда начинается с вопросов о принципах деятельности. При этом, как правило, само определение этого понятия является устоявшимся и не вызывает больших затруднений.

Безусловно, говоря о принципах деятельности правоохранительной службы, следует считать, что в их основе лежат правовые принципы.

Исходя из смысла термина "принцип" <1>, правовые принципы определяются как основополагающие идеи, закрепленные в законе. Они приобретают значение императивных требований, конкретных правил и обязывают правоприменителя к определенному поведению или устанавливают определенные запреты. Учитывая значение правовых принципов, можно сказать, что качество законов и эффективность правового регулирования во многом зависят от того, как в них сформулированы и раскрыты эти принципы.

<1> Толковый словарь иностранных слов / Составитель Н.Л. Шестернина. М., 1998. С. 229.

В проекте Федерального закона "О правоохранительной службе" предлагается следующая система принципов государственной правоохранительной службы:

Среди научных разработок существует широкий спектр подходов к определению принципов правоохранительной службы.

Например, А.С. Шиенкова <2> относит к рассматриваемым принципам следующие:

<2> Шиенкова А.С. Административно-правовое регулирование правоохранительной службы в органах внутренних дел Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

В.М. Бакун <3> считает, что систему принципов правоохранительной службы следует рассматривать в единстве и взаимосвязи, тем более что в нормативных правовых актах нет дифференциации этих принципов. Законодательно установленные условия реализации принципов правоохранительной службы определяются тем, как служащие осуществляют возложенные на них обязанности, соблюдают предусмотренные законодательством ограничения и запреты.

<3> Бакун В.М. Административно-правовой статус служащих правоохранительной службы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

А.Н. Яндовский <4> предлагает следующие основные принципы: системность и взаимосвязанность их применения; гибкое реагирование на сигналы как внутренней, так и внешней среды; разработка и внедрение технологий, кардинально повышающих социальный и моральный статус всех категорий сотрудников правоохранительных органов, престиж службы в целом и авторитет каждого служащего, а также технологии обеспечения гражданского содействия службе и контроля над ней.

<4> Яндовский А.Н. Развитие системы управления персоналом правоохранительной службы: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2007.

В.В. Щукин <5> полагает, что можно говорить о таких принципах правоохранительной службы, как:

<5> Щукин В.В. Правоохранительная служба в системе государственной службы РФ // Российский следователь. 2005. N 6.

С нашей точки зрения, в основу формирования принципов правоохранительной службы должны быть положены следующие суждения.

Основной целью правоохранительной службы как правового института является обеспечение выполнения законодательства страны, создание благоприятных правовых, организационных и социально-экономических условий для нормального функционирования правоохранительных органов и государственных учреждений в целом. Имеется в виду правовое регулирование не только внешних отношений с другими институтами гражданского общества и государственными структурами, но и внутриаппаратных отношений.

Внешние отношения охватывают связи аппарата правоохранительных органов с гражданами и институтами гражданского общества, между государственными органами и органами местного самоуправления, предприятиями и учреждениями. В основном все это является предметом административного права. Внутренние отношения охватывают связи, возникающие по поводу приема граждан на правоохранительную службу, прохождения службы, организации служебного и внеслужебного времени, денежного содержания, установления льгот и гарантий, отставки и увольнения со службы. Эти отношения регулируются не только нормами административного права, но и нормами трудового, финансового, гражданского права, а также нормами других отраслей права.

Возможности правового регулирования правоохранительной службы во многом зависят от развития основных отраслей права: конституционного, административного, трудового и др. При этом под отраслью права понимается основное подразделение структуры права, охватывающее качественно обособленную область общественных отношений, упорядочение которых связано с использованием специфического юридического режима правового регулирования, т.е. их предмета и метода.

Особое значение имеют нормы конституционного права. Они определяют основы правового статуса правоохранительной службы.

В Конституции Российской Федерации содержатся три основные нормы:

Принцип равного доступа граждан к правоохранительной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой направлен на реализацию прав и свобод человека и гражданина, привлечение граждан к управлению делами государства, сочетание преемственности в правоохранительной службе с ее обновлением.

Из принципа самостоятельности федеральной правоохранительной службы вытекает такое явление, как обособленность правоохранительной службы в том смысле, что ее правовое регулирование осуществляется только на федеральном уровне.

Запрет депутатам Государственной Думы находиться на правоохранительной службе исходит из принципа разделения государственной власти, самостоятельности ее ветвей, а также необходимости их работы в парламенте на постоянной основе. Это обеспечивает независимость, беспристрастность, профессионализм депутатов при выполнении ими своих обязанностей. Государственный служащий, занятый на правоохранительной деятельности, избранный депутатом Государственной Думы, обязан согласно законодательству о выборах в трехдневный срок сообщить в избирательную комиссию о временном сложении с себя обязанностей такого служащего на период выполнения обязанностей депутата Федерального Собрания РФ.

На организацию и функционирование правоохранительной службы оказывают косвенное влияние многие другие положения Конституции РФ. Так, ее нормы о компетенции ветвей и органов государственной власти определяют содержание деятельности соответствующих кадровых корпусов правоохранительной службы. Ряд конституционных норм определяет принципы ее организации. Таковы, например, принцип верховенства Конституции РФ и законов России, принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, принцип единства власти, принцип разделения власти, принцип внепартийности, внеконфессиональности правоохранительной службы и т.д.

Нормы административного права регулируют управленческие отношения, связанные с профессиональной деятельностью служащих правоохранительных органов. Работники правоохранительной службы являются субъектами управления. Они действуют от имени и по поручению государства, выполняют организационные задачи или обеспечивают их выполнение. Прежде всего это касается внешних отношений правоохранительной службы - связей с гражданами, другими государственными органами и их должностными лицами. Большинство этих связей, как уже говорилось, регулируются нормами административного права.

Исходя из норм административного права, в работе со служащими правоохранительной службы учитываются особенности государственного управления: доминирование, преобладание одной воли над другой, подчинение одного лица другому и т.д. Административное право обеспечивает строгие принципы государственного управления: иерархичность, подзаконность, обязательность исполнения и др. Данные принципы определяют неравенство сторон, в том числе неравенство государственных служащих в процессе управления. Это юридически закреплено в нормах права, в принципах правоохранительной службы. Учитывая это, устанавливается ранжирование должностей и званий, вырабатываются должностные инструкции, требования к профессиональным и личностным качествам служащих, стандарты, процедуры, правила и другие составляющие правоохранительной службы.

Законодательство в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства развивается в сторону повышения ответственности должностных лиц за нарушение прав граждан. Оно направлено на соблюдение законов государства, усиление контроля над поведением служащих правоохранительных органов, выполнением должностных обязанностей.

Нормы трудового права регулируют отношения внутри коллективов правоохранительных органов, вытекающие из общего правового статуса работников правоохранительной службы, служащих как наемные работники. Сюда относится прием граждан на правоохранительную службу на основе равного доступа, порядок прохождения службы, служебное время, время отдыха, денежное содержание, льготы, гарантии, увольнение со службы и т.д. В отличие от этого государственно-управленческие отношения выходят за пределы коллектива того или иного правоохранительного органа. Они касаются его функций и регулируются нормами административного права. Это вызывает некоторые отклонения норм трудового права. Поэтому Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" установлено, что на государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными этим Законом.

На служащих правоохранительных органов должны распространяться прежде всего те принципы трудового права, которые определяют применение их труда: определенность трудовой функции (выполнение работы по определенным трудовым договорам, специальности, квалификации, должности); устойчивость трудовых правоотношений; обеспечение нормальной трудовой дисциплины, строгое соблюдение внутреннего распорядка; вознаграждение за труд и т.д.

Таким образом, нормы конституционного, административного и трудового права являются важным фактором, способствующим становлению правоохранительной службы на принципиально новых юридических основаниях.

В целом же становление правоохранительной службы как правового института предполагает ее особую роль в обеспечении режима законности, выполнении Конституции Российской Федерации, законов, указов, постановлений, принимаемых органами государственной власти.

Итак, исходя из предназначенности правоохранительной службы, принципами ее деятельности рационально считать:

Литература

  1. Бакун В.М. Административно-правовой статус служащих правоохранительной службы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
  2. Белова Н.В. Принципы правоохранительной службы Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2006. N 6.
  3. Заводчиков Н. О проекте Федерального закона "О правоохранительной службе Российской Федерации" // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2006. N 5.
  4. Толковый словарь иностранных слов // Составитель Н.Л. Шестернина. М., 1998.
  5. Шиенкова А.С. Административно-правовое регулирование правоохранительной службы в органах внутренних дел Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
  6. Щукин В.В. Правоохранительная служба в системе государственной службы РФ // Российский следователь. 2005. N 6.
  7. Яндовский А.Н. Развитие системы управления персоналом правоохранительной службы: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2007.