Мудрый Юрист

Правовое регулирование налогообложения образовательной деятельности в узбекистане 1

<1> Работа выполнена в рамках научно-исследовательского проекта, поддержанного Федеральным центром образовательного законодательства.

Эшонов Б.М., аспирант кафедры финансового права Государственного университета - Высшей школы экономики.

В последнее время наблюдается активизация российско-узбекского сотрудничества в сфере экономики, науки и образования, стимулируемого динамично развивающимися интеграционными процессами в рамках ЕврАзЭС. В образовательной сфере, помимо набирающих оборотов унификационных процессов в рамках международных организаций и соглашений (ЕврАзЭС, СНГ, Шанхайской организации сотрудничества - ШОС), особое значение имеет двустороннее сотрудничество и реформа организации высшего образования, проходящая в настоящее время в России и Узбекистане и предусматривающая переход к двухуровневой структуре высшего образования. В этой связи интерес представляет опыт Узбекистана в правовом регулировании налогообложения образовательной деятельности - одной из наиболее существенных проблем экономики образования.

Образовательная деятельность в Узбекистане как объект налогообложения. Образовательная деятельность осуществляется на основе Закона Республики Узбекистан от 29 августа 1997 г. N 464-1 "Об образовании". В соответствии со ст. 9 этого Закона система образования состоит из:

Система образования Республики Узбекистан является единой и непрерывной.

Образование в Республике Узбекистан реализуется в следующих видах:

  1. дошкольное образование (детские сады и другие дошкольные образовательные учреждения для детей до шести-семилетнего возраста);
  2. общее среднее образование (школы);
  3. среднее специальное профессиональное образование (академические лицеи, профессиональные колледжи);
  4. внешкольные образовательные учреждения (дворцы, дома, клубы и центры детского, юношеского творчества, детско-юношеские спортивные школы, школы искусств, музыкальные школы, студии, библиотеки, оздоровительные и другие учреждения);
  5. высшее образование (реализуется в высших образовательных учреждениях и имеет две ступени: бакалавриат и магистратуру). Система высшего образования состоит из государственных и негосударственных высших образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами направлений и специальностей высшего образования.

Негосударственное высшее образовательное учреждение получает право на образовательную деятельность в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан. При этом противоречия в действующем законодательстве делают на данный момент практически невозможным создание и законное функционирование негосударственных образовательных учреждений;

  1. послевузовское образование (может быть получено в высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях: аспирантура, адъюнктура, докторантура, соискательство).

Образовательное учреждение является юридическим лицом. Негосударственное образовательное учреждение приобретает права юридического лица и право на образовательную деятельность с момента его государственной аккредитации в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Образовательное учреждение вправе оказывать платные образовательные услуги, а также заниматься иными видами предпринимательской деятельности в соответствии с уставными задачами.

Нормативно-правовую базу образовательной деятельности в Узбекистане образуют:

При этом налоговые нормы содержатся не в образовательном законодательстве, а в соответствующих актах налогового законодательства.

Налоги, уплачиваемые образовательными учреждениями. Определяя налоговый статус образовательного учреждения, отметим, что государственные образовательные учреждения, как некоммерческие организации, не являются плательщиками налогов.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан некоммерческие организации, если они не получают предпринимательских доходов, освобождены от уплаты всех видов налогов. В Узбекистане под некоммерческими организациями в целях налогообложения понимаются предприятия, учреждения и организации, финансируемые исключительно за счет средств государственного бюджета, получающие дотации из бюджета на покрытие расходов, в пределах утвержденных смет.

В Налоговом кодексе Узбекистана освобождение от уплаты налогов конкретизируется по каждому налогу:

Налогоплательщиками по налоговому праву Узбекистана являются образовательные учреждения, относящиеся к коммерческим организациям, т.е. негосударственные образовательные учреждения. Они уплачивают налоги на общих основаниях, если им не предоставлены льготы специальными указами президента и постановлениями Кабинета Министров (правительства).

Налоговым кодексом Узбекистана определено, что налогообложение юридических лиц осуществляется на основе равенства, независимо от отрасли или деятельности. Все доходы, независимо от источников, подлежат обязательному налогообложению.

Система налогов в Узбекистане. Налоговым кодексом установлены общегосударственные и местные налоги и сборы.

К общегосударственным налогам относятся: налог на доходы (прибыль) юридических лиц; налог на доходы физических лиц; налог на добавленную стоимость; акцизный налог; налог за пользование недрами; налог за пользование водными ресурсами.

К местным налогам и сборам относятся: налог на имущество; земельный налог; налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры; налог с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств; сбор за право торговли отдельными видами товаров; сбор за регистрацию юридических лиц, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Для отдельных категорий налогоплательщиков применяется упрощенный порядок налогообложения, предусматривающий уплату: 1) единого налогового платежа; 2) единого земельного налога; 3) фиксированного налога.

Налогообложение прибыли. В соответствии со ст. 13 Налогового кодекса Республики Узбекистан плательщиками налога на доходы (прибыль) являются юридические лица, имеющие налогооблагаемый доход (прибыль) в финансовом году.

Юридические лица - резиденты Республики Узбекистан облагаются налогом по доходам (прибыли), полученным из источников их деятельности как в Республике Узбекистан, так и за ее пределами. Объектом налогообложения является доход (прибыль), исчисленный как разница между совокупным доходом и вычетами, определяемыми в соответствии с Налоговым кодексом.

Налог на имущество. Согласно ст. 89 Налогового кодекса Республики Узбекистан плательщиками налога на имущество являются юридические и физические лица, имеющие налогооблагаемое имущество. Объектом налогообложения для юридических лиц является среднегодовая остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, а также стоимость не завершенного в установленные сроки объекта строительства и не установленного в нормативные сроки оборудования.

Налог на землю. Плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, имеющие земельные участки в собственности, во владении или пользовании (ст. 96 НК). Объектом налогообложения для юридических лиц являются земельные участки:

  1. приобретенные в собственность в порядке, установленном законодательством;
  2. предоставленные во владение для ведения сельского или лесного хозяйства;
  3. предоставленные в пользование для строительства предприятий, зданий и сооружений или для иных несельскохозяйственных целей;
  4. право владения и пользования которыми перешло вместе с переходом права собственности на предприятия, здания или сооружения.

Налог за пользование водными ресурсами. В соответствии со ст. 116 Налогового кодекса плательщиками налога за пользование водными ресурсами являются использующие воду в своей деятельности юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Объектом налогообложения является весь объем использованных водных ресурсов из поверхностных и подземных источников.

Налог на добавленную стоимость. Представляет собой отчисления в бюджет части стоимости, добавленной в процессе производства, реализации товаров (работ, услуг) и импорта товаров (работ, услуг) на территорию Республики Узбекистан. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются юридические лица, ведущие предпринимательскую деятельность. В соответствии со ст. 67 Налогового кодекса объектом обложения налогом на добавленную стоимость является оборот по реализации товаров (работ, услуг), импорт товаров, а также импорт работ (услуг), выполняемых (оказываемых) на территории Республики Узбекистан.

Под обложение подпадает оборот по реализации товаров (работ, услуг), за исключением освобожденных от НДС и используемых для собственных производственных нужд.

Налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры. В соответствии с Инструкцией о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры (зарег. в Минюсте 15.02.2002 N 1100) плательщиками налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры являются юридические лица, включая юридические лица с иностранными инвестициями, находящиеся на территории Республики Узбекистан и осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Объектом обложения при исчислении налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры является прибыль (доход), остающаяся в распоряжении предприятий после уплаты всех налогов - чистая прибыль (доход).

Налоговые льготы и поддержка образования на подзаконном уровне.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан льготы по налогам и сборам устанавливаются Олий Мажлисом (законодательным органом) Республики Узбекистан или уполномоченным им государственным органом. Кроме этого, решения по предоставлению налоговых льгот и преференций предоставляются указами, постановлениями, распоряжениями Президента Республики Узбекистан и Правительства.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 сентября 1999 г. N 414 "О совершенствовании порядка финансирования бюджетных организаций" бюджетные организации, получающие дополнительные доходы от: 1) производства и реализации товаров (работ, услуг) по профилю деятельности; 2) предоставления в аренду сторонним организациям временно не используемых помещений и другого государственного имущества; 3) спонсорской (безвозмездной) помощи, оказываемой бюджетным организациям юридическими и физическими лицами, освобождены с 1 января 2000 г. до 1 января 2008 г. от всех видов взимаемых в государственный бюджет налогов и сборов с целевым направлением высвобождающихся средств на укрепление материально-технической и социальной базы бюджетных организаций, а также материальное стимулирование их работников.

Фактически эта льгота освобождает государственные образовательные учреждения от уплаты всех налогов на определенный период, даже если они предоставляют платные услуги, т.е. осуществляют предпринимательскую деятельность.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 апреля 2004 г. N 263 "О мерах по организации внебюджетного фонда школьного образования" срок действия вышеназванных налоговых льгот продлен до 1 января 2010 г. для общеобразовательных школ.

Кроме того, до 1 января 2010 г. внебюджетные доходы общеобразовательных школ освобождены от обязательных платежей в государственные целевые фонды - во внебюджетный Пенсионный и Республиканский дорожный фонды.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2006 г. N 325 "О мерах по ускорению развития сферы услуг и сервиса в Республике Узбекистан в 2006 - 2010 годах", услуги в сфере образования, включая обучение работе на компьютере, освобождены с 1 апреля 2006 г. сроком на три года от уплаты налога на доходы (прибыль) и единого налогового платежа юридических лиц.

В практике налогообложения образовательной деятельности встречаются случаи предоставления индивидуальных налоговых льгот. Так, например, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 января 2002 г. N 22 "Об организации Международного Вестминстерского университета в Ташкенте" университет был освобожден сроком на 5 лет от всех видов налогов и таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление). После окончания срока действия льгот, предусмотренных вышеназванным Постановлением, университет начисляет и уплачивает налоги и обязательные платежи с учетом льгот, предусмотренных законодательством.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 24 февраля 2006 г. N 290 "Об организации деятельности филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в г. Ташкенте" ввозимые для оснащения и функционирования филиала оборудование, литература, мультимедийная продукция, инвентарь и материально-технические ресурсы освобождены сроком на 5 лет от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление).

В настоящее время система правового регулирования налогообложения образовательной деятельности переживает период адаптации к новым условиям, вызванным как продолжающимися организационно-правовыми мероприятиями по переходу на двухуровневую структуру высшего образования, так и крупномасштабными грядущими изменениями, связанными с разработкой проекта нового Налогового кодекса Узбекистана.