Мудрый Юрист

Основные направления совершенствования регламентации уголовной ответственности за угон транспортных средств

Узденов А., аспирант ФГОУ ВПО "Южный федеральный университет".

В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена ответственность за угон автомототранспортных средств, включая трамвай, троллейбус, трактор, самоходную машину и суда маломерного флота (ст. 166 УК), а также за угон воздушного, водного и железнодорожного транспорта (ст. 211 УК). Норма, регламентирующая ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, в действующем УК РФ расположена в разделе VIII "Преступления в сфере экономики", гл. 21 "Преступления против собственности". Однако в современной теории уголовного права возникают сомнения относительно обоснованности решения законодателя о переносе нормы, регламентирующей ответственность за угон транспортных средств без цели хищения из главы УК, предусматривающей ответственность за преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения (где она до определенного времени располагалась в УК РСФСР 1960 г.). Не вдаваясь в существо причин, побудивших законодателя к такому шагу, рассмотрим лишь последствия такой рокировки.

Итак, подобная трансформация во многом спровоцировала острую дискуссию относительно непосредственного объекта уголовно-правовой охраны названного преступления. В тени остались отношения, которые ставятся под угрозу нарушения в каждом случае совершения рассматриваемого деяния. Речь идет об общественной безопасности в широком смысле и о безопасном использовании транспортного средства в частности, в силу его конструктивных особенностей признаваемого источником повышенной опасности. При выходе из-под ответственного контроля он способен причинить ущерб более широкому и значимому кругу общественных отношений, нежели отношения собственности. Кроме того, распространив на ст. 166 УК те же понятия и категории, что и на другие нормы гл. 21 УК РФ, законодатель, таким образом, еще более сблизил их. Поэтому на практике нередко возникают проблемы при отграничении смежных с предусмотренным ст. 166 УК составов, например кражи (ст. 158 УК). Задуманная изначально норма об угоне автомототранспортных средств без цели хищения была призвана защищать интересы граждан в области безопасного функционирования источника повышенной опасности, что не утратило своей актуальности и сегодня. Мы считаем, что хотя отношения собственности нарушаются в каждом случае совершения анализируемого преступления, это обстоятельство не может быть положено в основу переноса данной нормы в гл. 21 УК РФ. В таком случае, следуя логике законодателя, следовало бы перенести в главу о преступлениях против собственности и ст. 211 УК РФ, регламентирующую ответственность за угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, ведь в качестве предмета указанного преступления выступают объекты еще более ценные.

В теории уголовного права в связи с декриминализацией неправомерного завладения чужим имуществом (ст. ст. 148.1, 148.2 УК РСФСР 1960 г.) на фоне сохранения ответственности за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения возникают вопросы относительно логики законодателя <1>.

<1> См., например: Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Ответственность за преступления против собственности. 3-е изд. М., 2002. С. 6.

По нашему мнению, единственно верным объяснением выделения законодателем среди необозримого многообразия видов имущества только одного - транспортного средства - является то, что оно представляет собой источник повышенной опасности, неправомерное использование которого всегда создает потенциальную угрозу для общественной безопасности. Однако, по-видимому, это не столь очевидно для тех исследователей, которые пытаются найти этому какое-то другое объяснение. Изложенное выше позволяет сделать вывод, что указанная норма должна находиться в главе о преступлениях против общественной безопасности, как это было задумано изначально.

Как уже было отмечено выше, в российском уголовном законодательстве предусмотрена ответственность за два вида угона транспортного средства. При этом законодатель классифицировал их в зависимости от конструктивных особенностей предмета и предусмотрел ответственность за них в двух разных нормах, расположенных в различных главах УК. Однако даже из поверхностного анализа содержания обеих норм видно, что оно весьма схоже: во-первых, в качестве предмета преступления, предусмотренного обеими нормами, выступает транспортное средство; во-вторых, объективная сторона обоих деяний выражается во временном использовании транспортного средства без цели его хищения; в-третьих, совпадают субъективные признаки указанных составов. Кроме того, на оба состава законодатель распространил схожие квалифицирующие преступления признаки.

Помещение нормы, регламентирующей ответственность за угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, в главе о преступлениях против общественной безопасности было обусловлено тем, что это деяние, по мнению законодателя, угрожает наступлением последствий более тяжких, чем угон автотранспортных средств. Его совершение может привести к крупным авариям и катастрофам с большими человеческими и материальными потерями, оно является преступлением террористического характера. Однако если сопоставить предметы преступлений, предусмотренных ст. ст. 211 и 166 УК РФ, можно заключить, что угон автобуса с пассажирами в салоне, военной или специальной техники (танка, бензовоза), скоростных городских поездов, которые законодатель относит к предмету преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ, таит в себе не меньшую общественную опасность, чем, например, угон железнодорожной дрезины.

Исходя из вышеизложенного, считаем целесообразным объединить указанные нормы в одну независимо от особенностей транспортных средств. Такой шаг будет служить укреплению унифицированного подхода к реализации задач уголовно-правовой политики в сфере борьбы с указанным видом преступности. Следует также заметить, что подобная унификация не станет препятствием для реализации исполнения тех задач, стоящих перед международным сообществом, которые взяла на себя Российская Федерация в связи с криминализацией в соответствии с международными договоренностями угона воздушных судов в национальном уголовном законодательстве. Опыт решения этого вопроса законодателями Норвегии <2>, Кореи <3> и Франции <4> может служить дополнительным аргументом в пользу высказанного предложения. На наш взгляд, ничем, кроме исторических традиций, нельзя объяснить существование в действующем уголовном законодательстве России двух норм, одна из которых предусматривает ответственность за посягательство на железнодорожный, водный и воздушный транспорт, а другая - за посягательство на иные виды механического транспорта.

<2> См.: Уголовный кодекс Норвегии (параграф 260) / Под ред. Ю.В. Голика. СПб., 2003.
<3> См.: Уголовный кодекс Республики Корея (ст. 331-2) / Под ред. А.И. Коробеева. СПб., 2004.
<4> См.: Уголовный кодекс Франции (ст. 224-6) / Под ред. Л.В. Головко, Н.Е. Крыловой. СПб., 2002.

Представленные аргументы позволяют предложить следующую редакцию ст. 211 УК РФ, включив в нее указание на дополнительные квалифицирующие признаки и дополнив ее примечанием:

"Статья 211. Угон (захват) транспортного средства.

  1. Угон механического автотранспортного средства или судов маломерного флота, а равно захват в целях угона указанных транспортных средств -

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы сроком до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

  1. То же деяние, совершенное в отношении общественного транспорта, судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава -

наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет.

  1. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) в состоянии опьянения;

б) с проникновением в помещение или иное хранилище;

в) группой лиц по предварительному сговору;

г) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия -

наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет.

  1. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные:

а) организованной группой;

б) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья либо с угрозой применения такого насилия -

наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет.

  1. Деяния, предусмотренные частью первой, второй, третьей или четвертой настоящей статьи, если они повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.

Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в преступлении либо вернувшее угнанное транспортное средство правомерному владельцу в срок не позднее двенадцати часов с момента угона в том же состоянии, в каком оно находилось до момента угона, и полностью возместившее материальный вред, причиненный его действиями, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится состава иного преступления".