Мудрый Юрист

Состояние и перспективы развития службы клинической фармакологии Российской Федерации

"Ремедиум", 2011, N 4

Основанием формирования службы клинической фармакологии в Российской Федерации является ряд нормативных актов как Минздравсоцразвития России, так и управлений здравоохранением субъектов РФ. Создание института главных внештатных специалистов является важной частью организации системы здравоохранения в стране.

Каждый субъект РФ в лице комитетов и министерств по здравоохранению и социальному развитию регулярно издает приказ "О главных внештатных специалистах". Данный приказ утверждает Положение, в котором определены задачи, обязанности, полномочия и права главного внештатного специалиста комитета по здравоохранению администрации региона, а также утверждает состав главных внештатных специалистов, в том числе и клинического фармаколога. Обновление списка главных внештатных специалистов Минздравсоцразвития России [1] в ноябре 2008 г. (приказ Минздравсоцразвития России от 5 ноября 2008 г. N 621), в том числе главного внештатного специалиста - клинического фармаколога, повлекло за собой изменение стиля работы и активизацию службы после некоторого перерыва. Первым результатом работы новой профильной комиссии экспертного совета в сфере здравоохранения Минздравсоцразвития России по специальности "Клиническая фармакология" было обновление и утверждение 20.03.2009 ее нового состава. К этому моменту список включал 86 специалистов, в т.ч. 60 главных внештатных специалистов управлений здравоохранением субъектов РФ, 9 руководителей профильных НИИ и 17 профессоров и доцентов медицинских вузов, не являющихся главными внештатными специалистами. Согласно сложившейся практике при наличии медицинского вуза в регионе функции главного внештатного специалиста выполняет заведующий профильной кафедрой, поэтому всего в этот момент в состав комиссии входило 40 клинических фармакологов - профессоров и доцентов медицинских вузов.

В настоящее время вертикаль существующей организации службы клинической фармакологии в Российской Федерации реализована следующим образом:

Кроме того, к работе службы привлекаются следующие организации и отдельные специалисты:

С началом экспертной и организационной работы достаточно быстро выделилась рабочая группа профильной комиссии, взявшая на себя основную роль в подготовке и проведении мероприятий службы и выполнении поручений Минздравсоцразвития России. Кроме этого к работе подключился ряд специалистов из регионов, формально членами комиссии не являющихся, например главные внештатные специалисты - клинические фармакологи городов (Краснодар, Челябинск, Санкт-Петербург), профессорско-преподавательский состав кафедр клинической фармакологии медицинских вузов (Волгоградский госмедуниверситет, Воронежская медакадемия и др.).

Основной список рабочей группы по разработке порядков и стандартов оказания медицинской помощи, ограничительных списков:

Основная работа, проводимая профильной комиссией и ее рабочей группой, включает несколько направлений. Прежде всего, это экспертная работа по заданию руководства и Департаментов Минздравсоцразвития России:

Проведение всероссийских мероприятий с участием значительной части профильной комиссии (с обеспечением кворума для принятия решений) и других клинических фармакологов, специалистов по лекарственному обеспечению, руководителей управлений здравоохранением регионов:

Работа по разработке и принятию нормативных актов по специальности "клиническая фармакология", направленная на развитие службы.

Важными задачами в деятельности рабочей группы профильной комиссии экспертного совета в сфере здравоохранения Минздравсоцразвития России по специальности "Клиническая фармакология" является привлечение к своей работе максимального числа членов профильной комиссии и других специалистов, а также способствование назначению главных внештатных специалистов - клинических фармакологов субъектов РФ и крупных городов. Эта работа ведется постоянно, взаимодействие расширяется, назначаются новые специалисты. Оценивая сегодняшний состав профильной комиссии отметим, что он, после реорганизации в 2009 г., сохранил свою структуру. Из 86 членов комиссии 59 являются главными внештатными специалистами управлений здравоохранением субъектов РФ (здесь происходит периодическая смена части персоналий, но с приходом новых членов комиссии прежние не прекращают своей работы, входя в расширенный ее состав и продолжая принимать участие в работе), 9 руководителей профильных НИИ и 18 профессоров и доцентов медицинских вузов, не являющихся главными внештатными специалистами. Всего в состав комиссии входит 41 клинический фармаколог из числа профессоров и доцентов медицинских вузов. В членах МОО "Ассоциация клинических фармакологов" состоят более 80% членов профильной комиссии Экспертного совета в сфере здравоохранения Минздравсоцразвития России по специальности "Клиническая фармакология", что является серьезным аргументом представительности этой общественной профессиональной организации клинических фармакологов России.

Обсуждая вопросы работы профильной комиссии, не стоит забывать, что основной задачей службы клинической фармакологии в стране является оказание медицинской помощи по специальности "клиническая фармакология". Работа специалистов на местах включает несколько направлений работы, вытекающих из должностных обязанностей врача - клинического фармаколога и потребностей клинической практики в лечебных учреждениях.

Чем сегодня должен заниматься клинический фармаколог лечебного учреждения [5]?

В настоящее время в стране в лечебном процессе участвует более 1200 клинических фармакологов. Этого, учитывая масштабы России, недостаточно, особенно учитывая неравномерность распределения специалистов по субъектам РФ. Кадровый вопрос будет активно обсуждаться на совещании в Ярославле в мае 2011 г.

Выше уже говорилось о работе профильной комиссии по разработке и принятию нормативных актов по специальности "клиническая фармакология", в том числе Порядка оказания медицинской помощи. Создание и обеспечение реализации положений таких Порядков оказания медицинской помощи населению РФ по различным специальностям - одна из современных важных задач, стоящих перед управлениями здравоохранением всех уровней, в том числе Минздравсоцразвития России. Выполнение ее необходимо для обеспечения единых требований к объему и качеству медицинской помощи на всей территории страны.

31 декабря 2010 г. был публикован приказ Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2010 г. N 1022н г. Москвы "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "Клиническая фармакология". Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 28 декабря 2010 г. Регистрационный N 19415, интернет-ссылка на источник: http://www.rg.ru/2010/12/31/farmakologia-dok.html [4].

Отметим некоторые важные позиции этого документа, определяющего структуру и задачи лечебного звена службы клинической фармакологии.

Порядок регулирует вопросы оказания медицинской помощи больным (взрослым и детям) с различными заболеваниями, осуществляемой врачами - клиническими фармакологами в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, при этом медицинская помощь осуществляется путем консультативного сопровождения лекарственной терапии, назначенной пациенту, в целях повышения эффективности и безопасности лечения, а также оптимизации деятельности медицинской организации в области лекарственного обеспечения. Соответственно, медицинскую помощь больные с различными заболеваниями по медицинским показаниям получают: в рамках первичной медицинской помощи в виде консультации врача - клинического фармаколога поликлиники и в рамках специализированной медицинской помощи в виде консультации врача - клинического фармаколога, либо врачебного консилиума с участием врача - клинического фармаколога.

Врачи - клинические фармакологи оказывают медицинскую помощь больным с различными заболеваниями на основе взаимодействия с врачами других специальностей. При наличии медицинских показаний лечащий врач направляет пациента к врачу - клиническому фармакологу. В случае функционирования в медицинской организации отделения клинической фармакологии медицинская помощь оказывается в рамках отделения клинической фармакологии.

Клинические фармакологи оказывают помощь прежде всего в областных, краевых, республиканских медицинских организациях, а также прочих медицинских организациях с коечным фондом 1000 и более мест. Это одна из центральных позиций нового Порядка. Уже сегодня все крупнейшие стационары субъектов РФ должны будут иметь клинического фармаколога в штате. У руководителей медицинских организаций и региональных минздравов возникает задача - подготовить и удержать новые кадры, что очень важно для развития службы.

В других медицинских организациях медицинская помощь по специальности "Клиническая фармакология" предоставляется при наличии должности клинического фармаколога. То есть те регионы, в которых служба клинических фармакологов традиционно развита и сильна, сохраняют свои кадры и не должны урезать ставки специалистов. Структура службы и численность клинических фармакологов по-прежнему устанавливается руководителем медицинской организации. Рекомендуемые штатные нормативы находятся в приложении N 3 к настоящему Порядку. Медицинская помощь оказывается как непосредственно врачом - клиническим фармакологом пациенту (в форме первичной и повторных консультаций), так и на основе взаимодействия врачей всех специальностей с клиническим фармакологом медицинской организации. Форма взаимодействия, помимо участия в консилиумах, проведение организационно-методических и обучающих мероприятий, цель которых - повышение эффективности и безопасности лекарственной терапии в медицинской организации.

Как должно быть реализовано такое взаимодействие? В поликлиниках врачи различных специальностей лечат больных с различными заболеваниями в соответствии с установленными стандартами медицинской помощи и с учетом рекомендаций врачей - клинических фармакологов. Подобным же образом организуется работа и в стационарах.

Многое в работе клинического фармаколога зависит от региональных особенностей. Чем больше возможностей у врачей назначать индивидуальное лечение, выходить за рамки стандартов лечения и ограничительных списков лекарств, тем нужнее и важнее клинический фармаколог. Чем эти возможности меньше, тем сложнее нам будет работать.

Далее в Порядке прописывается, когда врачи различных специальностей должны направлять больных на консультацию врача - клинического фармаколога при подозрении или в случае:

Все эти случаи будут поводом обращения за консультациями.

В приложениях к Порядку размещены:

  1. Положение об организации деятельности кабинета врача - клинического фармаколога.
  2. Положение об организации деятельности отделения клинической фармакологии.
  3. Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала кабинета и отделения клинической фармакологии. Эти важные позиции появились впервые, определив место и роль службы клинической фармакологии в отдельных лечебных учреждениях.

Отметим еще такой важный момент, как упоминание и возможность направления пациента на фармакогенетическое исследование. Это тоже работа клинического фармаколога. Дальнейшая разработка нормативных документов, связанных с развитием персонифицированной медицины, сейчас ведется.

Завершая рассмотрение Порядка оказания медицинской помощи по специальности "клиническая фармакология", задачи, которые он должен решить:

Каковы наши задачи на сегодняшнем этапе развития практической клинической фармакологии в России?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Приказ Минздравсоцразвития России N 621 от 5 ноября 2008 г. "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 ноября 2004 г. N 283 "О главных внештатных специалистах-экспертах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации", http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/orders/656.
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2135-р Российская газета, 13.02.2010, http://www.rg.ru/2010/01/13/perechenlek-dok.html.
  3. Материалы Всероссийского научно-практического семинара для молодых ученых "Методологические аспекты экспериментальной и клинической фармакологии", 2010 - Вестник Волгоградского государственного медицинского университета, Приложение, Волгоград. - 142 с.
  4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 22 ноября 2010 г. N 1022н г. Москва "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "Клиническая фармакология" - Российская газета, 31.12.2010, http://www.rg.ru/2010/12/31/farmakologia-dok.html.
  5. Клиническая фармакология Национальное руководство под ред. Ю.Б.Белоусова, В.Г.Кукеса, В.К.Лепахина, В.И.Петрова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 976 с.

Главный внештатный специалист

Минздравсоцразвития России

В.И.ПЕТРОВ

Секретарь профильной комиссии

Экспертного совета

в сфере здравоохранения

Минздравсоцразвития России

по специальности

"Клиническая фармакология"

М.Ю.ФРОЛОВ