Мудрый Юрист

Судебная власть и гражданское общество: взаимный диалог

Морхат П.М., помощник судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Состояние общества сегодня - сложное, многоплановое явление во взаимодействии социальных и политических условий. Следовательно, целью правосудия как достижения общественного спокойствия может быть судебное решение, основанное на историческом толковании права, то есть соответствующее сложной структуре настоящего времени и одновременно отвечающее его нравственности, политизированности и человеческим ценностям.

Судебную систему правового государства характеризует ориентация на общество, функциональное взаимодействие с ним. По существу, органы суда - это органы общества, а уж затем - государства, что наиболее полно отражает сущность и тенденции всего общества и государства в целом. Суд в правовом государстве выполняет функцию мерила права, осуществляет назначение быть своего рода индикатором права и всего правового.

Правовое государство выступает официальным представителем демократического гражданского общества. Природа такого представительства полностью определяется сущностью взаимоотношений общества и государства. Недемократическое (деспотическое, тоталитарное и др.) государство, превращая общество в объект своего господства, представляет не столько интересы и потребности общества, сколько интересы представляемых государством правящих элит, групп, кланов. Принципиально иные отношения складываются между демократическим гражданским обществом и его институтами власти, в том числе и государством. Представительство правовым государством общества - важнейшая сторона их взаимоотношений и одновременно содержательно-функциональная характеристика самого государства демократического гражданского общества.

Вся деятельность правового государства облечена в правовую форму. Право и его регулирующее воздействие присутствует во всех сферах жизнедеятельности государства.

Сущность государства многообразна, но главным является то, что оно выступает как форма общества. Общество само учреждает государство, которому делегирует право управления общественными делами. Государство есть "публичная и легитимная (нормативно выраженная) властная сила общества" <1>. М. Вебер отмечал: "Государство есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство" <2>. В философской энциклопедической литературе государство понимается как "структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая упорядочивает общественные действия в той или иной области" <3>. Государственное регулирование общественных отношений осуществляется властными, политическими методами, в том числе и методами принуждения. Сложившиеся в современном российском обществе экономические, социальные, политические, духовно-нравственные отношения "далеки от соответствия конституционно-правовым предписаниям, во многом носящим целевой, ориентирный характер" <4>. Взаимоотношения между человеком, народом, обществом и государством основаны на принципах народовластия, разделения властей, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, требуют определения ведущего центра, ядра всего общества.

<1> Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2006. С. 40.
<2> Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 646.
<3> Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 112.
<4> Тимофеев Н.С. Государство, местное самоуправление и гражданское общество: аспекты и пределы взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 9. С. 4.

Проф. С.А. Авакьян таким центром считает государство как организацию всего народа <5>, проф. В.И. Червонюк исходит из необходимости подчинения государства приоритетам и интересам гражданского общества <6>. В определенной степени ответ на этот вопрос дается в главе 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя".

<5> Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. и руководитель авторского коллектива С.А. Авакьян. М., 2000. С. 310 - 311.
<6> Червонюк В.И. Конституционное право России. М., 2003. С. 90.

При определении конституционного устройства общества и государства устанавливается, что народ как единственный источник власти и носитель суверенитета свою единую, объединенную волю реализует через государство и его органы. Это касается случаев непосредственного выражения власти народа <7>. То, что Конституция Российской Федерации в равной степени обязывает соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждан и их объединения, не свидетельствует о "равностатутности государства и гражданского общества" <8>.

<7> См., например: Дмитриев Ю.А., Комарова В.В. Правовое содержание института референдума и его место в системе непосредственной демократии в Российской Федерации // Право и жизнь. 1995. N 7. С. 52 - 56; Комарова В.В. Референдум и сходные формы непосредственного народовластия (соотношение и проблемы) // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 9. С. 16 - 19; Комарова В.В. Референдумный процесс в Российской Федерации. М., 2004; Лучин В.О., Мазуров А.В. Референдум в России: конституционно-правовое регулирование и практика // Право и политика. 2003. N 9; Тахтарев К.М. От представительства к народовластию. СПб., 1907; Коток В.Ф. Проблемы развития непосредственной демократии; Нудненко Л.А. Конституционное право гражданина Российской Федерации на референдум и международные стандарты // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 1. С. 20 - 25; Цветанов К.В. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе. М., 1992; и др.
<8> Тимофеев Н.С. Государство, местное самоуправление и гражданское общество: аспекты и пределы взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 9. С. 4.

Общеизвестно, что дефиниция гражданского общества употребляется как в широком, так и в узком значении.

В широком смысле гражданское общество объединяет всю не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. все то, до чего не доходят руки государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью. Это сферы свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество - продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством собственного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность <9>.

<9> Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2002. С. 113; Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2002. С. 377; Мартынюк О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // Государство и право. 1996. N 5. С. 10.

Гражданское общество в узком значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности <10>. Часто под гражданским обществом понимается система самостоятельных и не зависимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации индивидов и их групп, защиту их прав и свобод <11>. Авторы научно-практического комментария и семантического словаря Конституции РФ под гражданским обществом понимают систему самостоятельных и независимых от государства общественных инструментов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов для деятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи из поколения в поколение <12>. В Конституции РФ понятие "гражданское общество" отсутствует, вместе с тем конституционное право черпает немало глубоких и содержательных идей из философии права (в том числе из гегелевской философии права, в которой термин "гражданское общество" является одним из основных) <13>.

<10> Пугачев В.П., Соловьев А.В. Введение в политологию. М., 2000. С. 259.
<11> Нудненко Л.А. Теория демократии. М., 2001. С. 26.
<12> Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий и семантический словарь. М., 2003. С. 496.
<13> Бойцова О.В., Бойцова Л.В. Рецензия на: Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт // Государство и право. 1999. N 11. С. 112.

М.П. Авдеенкова и Ю.А. Дмитриев определяют гражданское общество как совокупность общественных отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, кооперативных, религиозных) между индивидуумами и их объединениями, возникающих по поводу реализации гражданами своих прав и свобод и находящихся вне рамок политических (государственных) и частных (личных) отношений <14>. Различные мнения и подходы, существующие в зарубежной и отечественной науке в отношении к категории "гражданское общество", непосредственно связаны со следующими обстоятельствами: во-первых, это отношения между индивидами и группами индивидуумов; во-вторых, эти отношения носят негосударственный характер; в-третьих, эти отношения направлены на наиболее полную реализацию гражданами своих прав и свобод <15>. Проф. С.Н. Кожевников под гражданским обществом понимает негосударственную общность людей, объединенных по различным показателям в определенные социальные группы (семья и др.) и формирования (партии, общественные движения), действующие на основе правовых и иных социальных норм в целях удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей и интересов, их реализации <16>.

<14> Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2004. С. 550.
<15> Тимофеев Н.С. Государство, местное самоуправление и гражданское общество: аспекты и пределы взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 9. С. 7.
<16> Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 2006. С. 168.

Расширяя понятие государства до пределов государственно организованного общества, представляя его в качестве института, самообязывающего и действующего в рамках существующего правопорядка и в интересах всего общества ("правовое государство", "государство всеобщего благоденствия", "общенародное государство" и проч.), авторы - сторонники большинства теорий неопозитивистского направления <17> пытаются представить современные государственно-правовые институты, а вместе с тем и характер взаимоотношений государства и права в совершенно ином свете, чем это представлялось раньше и что есть на самом деле сейчас.

<17> В социологической концепции государством называется организация публичной политической власти любого типа независимо от формы и содержания. Общей чертой для всех вариантов социологической концепции государства является отрицание юридической природы государства и абсолютизация его силовой природы, рассмотрение в качестве основы государства фактических отношений властвования. В рамках неопозитивистского юридического типа правопонимания в современной науке развивается либертарная концепция.

Не подвергая сомнению очевидное, а именно то, что положительное право вместе с его различными формами и источниками как было, так и остается порождением государства и его воли, авторы-неопозитивисты вместе с тем отстаивают тезис о том, что фактически государственные институты все в большей степени, под влиянием целого ряда социальных и иных факторов, утрачивают свою "первозданную чистоту" и трансформируются в некие новые, в максимальной степени приближенные к обществу и общественным запросам институты.

На основе данного основополагающего тезиса в научной юридической литературе развиваются два других производных от него тезиса: один из них - об изменении сугубо императивной природы и характера государства, не способного больше продуцировать в одностороннем порядке авторитарное по своей сути позитивное право, а второй тезис - о постепенном сближении по мере развития общества и государства позитивного и естественного прав.

Оба эти тезиса равны, как и лежащий в их основе основополагающий тезис, направлены на то, чтобы несколько смягчить укоренившееся в массовом сознании представление о государстве как монополисте в области правотворчества, способном создавать такие покоящиеся исключительно на принудительной силе нормативные акты, которые не только не отвечают интересам общества, а наоборот, полностью противоречат и издаются в ущерб им.

В демократических гражданских обществах и правовых государствах именно на правосудие, выступающее в роли защитника личных прав и свобод граждан и хранителя ценностей правового государства, возлагается задача по контролю за исполнением действующего законодательства и по гарантированию соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Гражданское общество и государство должны установить эффективные способы связи и взаимодействия.