Проблемы реформирования судебной системы азербайджана в свете международно-правовых стандартов отправления правосудия
Мамедов Ф., министр юстиции, председатель Судебно-правового совета Азербайджанской Республики.
Демократические преобразования, осуществляемые в Азербайджанской Республике после обретения в 1991 г. государственного суверенитета, служат построению в стране правового демократического государства, основанного на общечеловеческих ценностях, верховенстве закона и охране прав и свобод человека и гражданина.
Реализация этой цели предполагает, прежде всего, проведение коренной реформы правовых основ жизнедеятельности Азербайджанского государства, определение приоритетов внешней и внутренней политики государства, юридическое закрепление основ государственного устройства и формы его правления, перевод экономики страны на рыночные отношения и т.д.
Для решения этих и ряда других фундаментальных вопросов, касающихся формирования будущей модели азербайджанской государственности, необходимо было принять новую Конституцию страны, которая должна была стать макромоделью общества, его юридическим каркасом, в рамках и на основе принципов и норм которого должны были формироваться структура ветвей государственной власти и ее институты.
После широкого общественного обсуждения 12 ноября 1995 г. всенародным голосованием был одобрен проект новой Конституции страны, подготовленный комиссией под председательством Президента Азербайджанской Республики Г.А. Алиева.
Конституция Азербайджанской Республики является правовой основой для кардинальной реформы национального законодательства, в том числе и в сфере правосудия. После ее принятия первоначально были коренным образом обновлены многие отрасли законодательства, в частности, принято несколько тысяч нормативных правовых актов, в том числе новые Гражданский, Гражданский процессуальный, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодексы об административных проступках и исполнении наказаний, Законы "О судах и судьях", "О Конституционном Суде", "О прокуратуре" и т.д.
Масштабное обновление национального законодательства сопровождалось учреждением новых институтов государства, которые были призваны способствовать формированию в стране гражданского общества, утверждению в нем ценностей правового демократического государства. К их числу можно отнести трехступенчатую судебную систему, в том числе апелляционные суды, а также Конституционный Суд, институт Уполномоченного по правам человека, Совет по управлению государственной службой и другие государственные органы.
Одной из характерных особенностей осуществляемых в стране правовых реформ является то, что обновление различных отраслей законодательства базируется на общечеловеческих ценностях и нормах международного права, а также на фундаментальных принципах правового государства.
Другая особенность этих реформ заключается в том, что в ходе совершенствования тех или иных отраслей национального законодательства обеспечивается принцип преемственности и бережного отношения к положительному опыту прошлых лет в сфере законотворчества, максимально учитываются менталитет и этнопсихология азербайджанского народа, его нравственные ценности.
Наряду с этим при принятии новых нормативных правовых актов и обновлении тех или иных отраслей законодательства широко используются опыт зарубежных стран, прогрессивные достижения теории права.
Новый импульс проводимым в стране правовым реформам дало вступление Азербайджанской Республики в январе 2001 г. в Совет Европы, что позволило начать широкомасштабную работу по адаптации нормативных правовых актов страны к стандартам и нормам этой международной организации.
Необходимость в адаптации национального законодательства к принципам и нормам Совета Европы обусловлена не только членством нашей страны в этой международной организации, но и продиктована принятыми Азербайджанской Республикой обязательствами при вступлении в Совет Европы. Так, в пункте 6 Заключения N 222 (2000) 1 "О заявке Азербайджана на вступление в члены Совета Европы", принятого на 21-м заседании ПАСЕ, указано, что "Ассамблея считает, что Азербайджан продвигается к демократическому, плюралистическому общественному укладу, при котором соблюдаются права человека и нормы правового государства, и в соответствии со статьей 4 Устава Совета Европы способен и готов проводить демократические реформы, начатые с тем, чтобы привести все законодательство и практику в соответствие с принципами и нормами Совета Европы".
Среди обязательств, взятых Азербайджаном при вступлении в Совет Европы, следует особо выделить обязательство о проведении реформы судебной системы страны. В целях реализации данного обязательства совместно с Советом Европы был разработан пакет принципиальных изменений и дополнений в Закон Азербайджанской Республики "О судах и судьях" (1997 г.), а также проект закона "О Судебно-правовом совете", которые были приняты в декабре 2004 г. Это позволило существенно приблизить данную отрасль национального законодательства к международно-правовым стандартам в области отправления правосудия.
Вслед за этими законодательными изменениями был учрежден (февраль 2005 г.) новый по сути институт - Судебно-правовой совет, состоящий в основном из судей всех судебных инстанций: Конституционного Суда, представителей прокуратуры, отнесенной к органам судебной власти, а также других ветвей власти и адвокатуры. Совет несет главную нагрузку в осуществлении судебной реформы. К его компетенции относятся также вопросы организации отбора кандидатов на судейские должности, оценки деятельности судей, продвижения их по службе, привлечения к дисциплинарной ответственности судей и т.д., то есть осуществление функций самоуправляемой судебной власти.
За короткий срок своей деятельности новый Судебно-правовой совет осуществил ряд важных мер, направленных на реализацию рекомендаций Совета Европы по усилению независимости судебной власти. В частности, в сотрудничестве с СЕ им были подготовлены и утверждены Положение о комитете по отбору судей, Правила по отбору на вакантные должности судей кандидатов, не являющихся судьями, организованы и проведены совместно с Комитетом по отбору судей на основании максимально прозрачных процедур соответствующие конкурсы, усовершенствована и расширена деятельность ассоциаций судей (общественных организаций), полностью вовлеченных в процесс судебной реформы.
В настоящее время Судебно-правовой совет ведет работу по подготовке ряда важных нормативно-правовых документов, касающихся судей и судебных органов, принимает меры по внедрению новых методов подготовки кандидатов в судьи и государственные обвинители, повышению их квалификации, улучшению условий для нормального функционирования судов.
Судебно-правовой совет уделяет пристальное внимание и проблемам совершенствования системы судоустройства. По его инициативе с целью упрощения доступа граждан к правосудию в 2006 г. в регионах страны созданы апелляционные суды, увеличено число экономических судов и судов по делам о тяжких преступлениях, а также в значительной степени (на 50%) количество судей страны.
Опыт Судебно-правового совета показывает, что высокого уровня эффективности национальной судебной системы, отвечающей стандартам ООН и Совета Европы, можно достичь, совершенствуя ее на основе предварительно разработанной целостной концепции судебно-правовой реформы.
Полагаем, что эти и другие фундаментальные вопросы реформы судебной системы Азербайджанской Республики должны стать предметом специального монографического исследования.
Учитывая комплексный характер проблем реформы судебной системы Азербайджанской Республики в свете международно-правовых стандартов и рекомендаций Совета Европы, считаем, что такое исследование должно осуществляться на концептуальном, законодательном, сравнительно-правовом и организационно-правовом уровнях.
На концептуальном уровне задача видится в том, чтобы в стратегию судебно-правовой реформы заложить идеи:
- о дальнейшем укреплении на законодательном и организационном уровнях судебной власти с тем, чтобы минимизировать вмешательства в деятельность судов;
- об упрощении процессуальных форм судебного производства по отдельным категориям уголовных дел с тем, чтобы сделать судебный процесс менее длительным и более эффективным;
- о возможности создания ювенального суда с широкими дискреционными полномочиями, допуская при этом по делам несовершеннолетних принципа патернализма, основанного на доктрине parents patrae (государство-родитель);
- о целесообразности возложения на органы прокуратуры не только функций уголовного преследования и обеспечения соблюдения законов в ходе предварительного расследования, но и наделения их более широкими полномочиями в осуществлении контроля за исполнением наказаний и иных мер принудительного характера.
На законодательном уровне необходимо будет ввести комплекс научно обоснованных предложений, направленных на:
- создание в стране оптимальной модели системы судоустройства и судопроизводства, обеспечивающей широкий доступ граждан к правосудию и надлежащую охрану их прав и свобод;
- законодательное уточнение конституционных основ деятельности судебной власти и соответствующих норм Конституции Азербайджанской Республики, касающихся расширения неприкосновенности судей;
- совершенствование процедуры отправления правосудия в Азербайджане, ее адаптацию к международно-правовым стандартам и рекомендациям Совета Европы в этой области;
- совершенствование Закона "О судах и судьях" в части, касающейся процедуры замены председателей судов, их заместителей, председателей коллегий и судей судов всех инстанций, а также порядка работы президиумов апелляционных судов и Пленума Верховного суда страны;
- расширение подсудности и полномочий общих судов первой инстанции;
- подготовку основных направлений концепции Этического кодекса судей.
На сравнительно-правовом уровне будет целесообразно изучить положительный законодательный и правоприменительный опыт зарубежных стран, в том числе государств - членов Совета Европы и СНГ, по организации и деятельности судебной системы и разработать комплекс предложений по его реализации в судебной системе Азербайджанской Республики.
На организационно-правовом уровне представляется важным рассмотреть круг вопросов относительно:
- целесообразности сохранения в системе судов Азербайджанской Республики военных судов;
- создания региональных судов по делам о тяжких преступлениях;
- разработки правовых механизмов, способных оградить судей от вмешательства в их профессиональную деятельность, обеспечить безопасность судей и членов их семей, регулирующих процедуру оценки деятельности судей и продвижения их по службе, привлечения судей к дисциплинарной ответственности и т.д.;
- доведения штатной численности судей страны до среднеевропейских норм;
- необходимости создания в Азербайджане школы судей и государственных обвинителей, в которой судьи и государственные обвинители не только повышали бы свою квалификацию, но и проходили первоначальную профессиональную переподготовку, будучи еще кандидатами на должность судьи и государственного обвинителя, на основе специально разработанного учебно-тематического плана, охватывающего широкий спектр дисциплин правового (в т.ч. международно-правового), социально-экономического и медико-психологического цикла.
Как видно из сформулированных выше задач, объектом исследования должны выступать международно-правовые стандарты в сфере организации и отправления правосудия, в частности правовые основы организации и деятельности судебной системы Азербайджанской Республики, проблемы их адаптации к общепризнанным принципам и нормам международного права.
Изложенное свидетельствует о том, что комплексное исследование широкого круга фундаментальных и прикладных проблем судебно-правовой реформы, определение основных направлений концепции такой реформы, разработка нормативных правовых основ для качественно обновленной судебной системы страны актуальны для азербайджанской правовой науки.