Мудрый Юрист

Уголовно-процессуальное законодательство норвегии, система судопроизводства и судоустройство

Вопросы процессуального права и судоустройства в Норвегии традиционно регулируются крупными законодательными актами, каждый из которых охватывает весьма широкий круг вопросов. Еще в 1887 г. здесь был принят первый Уголовно-процессуальный закон, а в 1915 г. - Гражданский процессуальный закон и одновременно с ним Закон о судопроизводстве, касающийся организации и деятельности как гражданских, так и уголовных судов <1>.

<1> Судебную систему Норвегии по Закону о судопроизводстве 1915 г. подробно разбирает М.А. Исаев. См.: Исаев М.А. Механизм государственной власти в странах Скандинавии. М., 2004. С. 337 - 338.

В 1981 г. принимается новый Закон о судебной практике и процедуре в уголовном производстве (Уголовно-процессуальный закон) от 22 мая 1981 г. N 25 (заменил аналогичный Закон 1887 г.), а в 1986 г. вступил в силу Закон об уголовном судопроизводстве (заменил аналогичный Закон 1915 г.).

Структурно Закон о судебной практике и уголовном производстве (Уголовно-процессуальный закон) от 22 мая 1981 г. N 25 разделен на 11 частей, состоящих из 37 глав и 483 параграфов, регулирующих всевозможные аспекты уголовно-процессуальной практики.

Непосредственно полиция упомянута более чем в полусотне параграфов. Ниже мы подробнее рассмотрим наиболее значимые положения упомянутого документа, касающиеся полицейской деятельности.

Согласно § 67 полиция может расследовать все уголовные дела, а также обращаться в суд за санкцией об использовании мер принуждения и утверждать в суде вынесенные ею предварительные постановления. При этом полиция самостоятельно принимает решения о возбуждении уголовного преследования по делам о незначительных преступлениях.

Одновременно полиции с санкции короля могут быть делегированы права решения о возбуждении уголовного преследования по ряду преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом <2>.

<2> § 141 (подстрекательство в эмиграции из королевства путем ложных обещаний или другим обманным способом), § 162, первый абзац (незаконное производство, ввоз, вывоз, получение, хранение, пересылка или перемещение вещества, которое в соответствии с законодательством отнесено к наркотическим средствам), § 182 (незаконное использование фальшивого документа), § 228, первый абзац (совершение насилия в отношении какого-либо лица, приведшего к телесным повреждениям), второй абзац (причинение значительного вреда здоровью), § 255 (незаконное присвоение прибыли, движимого имущества, незаконное распоряжение собранными денежными средствами), § 256 (незаконное присвоение прибыли, движимого имущества, незаконное распоряжение собранными денежными средствами при отягчающих обстоятельствах), § 257 (воровство), § 258 (воровство при отягчающих обстоятельствах), § 260 (незаконное использование транспортного средства), § 270 (мошенничество), § 271 (мошенничество при отягчающих обстоятельствах), § 271а (мошенничество путем преступной небрежности), § 317 (приобретение, сбор, сбыт, хранение, укрывательство, транспортировка краденого). Подробнее см.: Уголовное законодательство Норвегии / Науч. ред. и вступ. статья докт. юрид. наук, профессора Ю.В. Голика; пер. с норвежского А.В. Жмени. СПб., 2003. С. 167 и далее.

Предварительное следствие по уголовным делам ведут органы полиции и очень редко другие правоохранительные органы (прокуратура, полиция безопасности). Глава 18 регламентирует порядок его ведения, включая запись о совершении преступления, фиксирования фактов смерти физических лиц, снятия показания с подозреваемых, свидетелей, экспертов и т.д. При этом прописывается особый порядок процессуальных действий в отношении лиц моложе 18 лет. Отметим, что при наличии "особых обстоятельств" суд по запросу прокуратуры может принять ведение предварительного следствия на себя.

Когда полиция получает доказательства вины определенного лица, дела по совершенным преступлениям передаются прокурору, в то время как дела по незначительным преступлениям и правонарушениям рассматриваются непосредственно начальником территориального полицейского органа или полицейскими юристами, имеющими специализированное высшее юридическое образование.

Полицмейстер имеет полномочия наказывать виновных в незначительных преступлениях (за которые грозит штраф или лишение свободы на срок до трех месяцев) и в правонарушениях, не предусмотренных Уголовным кодексом. При этом он вправе ограничиться т.н. официальным предупреждением. (Полицейские, совершающие обход своего района, также пользуются правом делать предупреждения и замечания потенциальным правонарушителям, но это право не регламентируется законом.)

Однако в большинстве случаев правонарушения заканчиваются уплатой штрафов по принципу ускоренного разбирательства. Король может делегировать полиции право наложения штрафа на виновных в случае возбуждения уголовных дел по преступлениям, за которые предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не свыше одного года. Вместо уплаты штрафа правонарушитель может потребовать, чтобы его дело было рассмотрено судом.

§ 67 рассматриваемого Закона также разрешает полиции и ленсманам <3> передачу тех или иных дел в арбитражный суд, если уголовное преследование по этим делам не подпадает под прямую юрисдикцию короля или генерального директора Службы государственных прокуроров.

<3> Ленсман - в странах Скандинавии представитель полицейской власти в пригородах и сельских местностях.

Интересно отметить, что уголовные дела, возбужденные в отношении высших государственных чиновников, полицейских или прокуроров, король может поручить вести специально назначаемому в этих целях органу уголовного преследования. Спецрасследование может также быть назначено Королем и по факту смерти (гибели) или ранения представителя полиции или прокуратуры <4>.

<4> Согласно действующему законодательству к представителям полиции кроме кадрового состава также относятся кадеты полицейской высшей школы и лица, призванные на службу из полицейского резерва.

Что касается принудительных мер - ареста и содержания под стражей, то норвежский законодатель (глава 14 рассматриваемого Закона) обязывает обеспечить их исполнение полицию. Решение об этом принимает суд или прокуратура, но одновременно § 176 разрешает самой полиции производить арест без их санкции, если задержка влечет за собой риск. При этом прокурор может отменить арест или освободить задержанного под подписку о невыезде при условии, что тот обещает предстать перед полицией в определенное время. § 186 разрешает полиции в интересах расследования осуществлять контроль переписки и присутствовать при свиданиях лиц, содержащихся под стражей.

Глава 15 Закона о судебной практике и процедуре в уголовном производстве (Уголовно-процессуального закона) от 22 мая 1981 г. N 25, регламентирующая проведение обыска и осуществление специальных технических мероприятий, наделяет такими полномочиями исключительно органы полиции. При этом обыск производится с санкции суда или прокуратуры, а в случае если за совершение расследуемого преступления грозит свыше шести месяцев лишения свободы, полиция имеет право принять решение о производстве обыска самостоятельно. (Следует заметить, что требования к данной процессуальной мере схожи с российскими. В частности, обыск должен проводиться по возможности в присутствии дееспособных понятых, а его производство между 21.00 и 06.00 допускается лишь в особо неотложных случаях.) Проведение специальных технических мероприятий разрешается в случае наличия веских причин для подозрения, что совершено одно или несколько уголовно наказуемых на срок более шести месяцев лишения свободы деяний.

Полиция согласно главе 16 рассматриваемого Закона также является компетентным органом по исполнению решения о наложении ареста на имущество, конфискации имущества и признании кого-либо несостоятельным должником, а согласно главе 17 совместно с судебными приставами также должна обеспечивать выплату наложенных штрафов, взыскание судебных издержек и сумм причиненного ущерба. При этом решение о вышеперечисленных санкциях принимает суд или прокуратура, а также сама полиция в случаях, если их задержка влечет за собой риск. Отметим, что органы полиции наряду с Государственной службой по возмещению штрафов, выплат ущерба и иным выплатам согласно главе 32 рассматриваемого Закона могут разрешить, чтобы упомянутые иски были оплачены поэтапно.

Особое место Закон о судебной практике и процедуре в уголовном производстве (Уголовно-процессуальный закон) от 22 мая 1981 г. N 25 уделяет регламентации процессуальных действий в отношении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Этому вопросу даже посвящена отдельная глава - 16а, которая, в частности, регламентирует проведение полицией специальных технических мероприятий, связанных с ПТП и иными видами телекоммуникационного контроля <5>. При этом решение о проведении подобного рода мероприятий выносится полицмейстером или его заместителем и подлежит утверждению в суде. Полицмейстер с согласия старшего государственного прокурора также может делегировать право о вынесении данного решения иным полицейским чинам, обладающим прокурорскими полномочиями (см. главу III, § 9).

<5> Полиция и прокуратура подотчетны парламентскому Комитету по контролю за проведением специальных технических мероприятий и обязаны предоставлять всю необходимую информацию, включая документы и записи.

После того как заканчивается процедура предварительного следствия, дело передается в суд.

Суды являются третьей государственной властью в Норвегии и следят за тем, чтобы другие государственные органы следовали законам, принимаемым Стортингом <6>, и истолковывали их правильно. Суды также осуществляют контроль за решениями, принимаемыми административными органами. Правительство, в свою очередь, осуществляет необходимый контроль за кадровым составом судов посредством Королевского министерства юстиции и полиции.

<6> Согласно Основному Закону (Конституции Норвегии) (§ 49) законодательная власть в стране принадлежит всему народу, который осуществляет ее посредством Стортинга.

Краеугольным принципом норвежского правосудия, закрепленным в Основном Законе (Конституции), является постулат, что любое лицо, обвиняемое в нарушении закона, не должно подвергаться наказанию без судебного приговора, при этом он или она имеют право на защитника <7>.

<7> См.: The Norwegian Government's WWW-server of official documents and information about Norway: http://odin.dep. no. Согласно § 107a Закона о судебной практике и процедуре в уголовном производстве (Уголовно-процессуального закона) от 22 мая 1981 г. N 25 при доставке задержанного в участок полицейские обязаны проинформировать его, что он имеет право на адвоката, а согласно § 107b, 107c предоставить адвоката при допросе в участке и на суде в ходе судебного расследования.

Организация судебной системы Норвегии определена Основным Законом (Конституцией) и целым рядом отдельных законов, согласно которым суды подразделяются на общие (гражданские и уголовные дела) и особые (требующие от судей знания в специфических областях, например, суд по трудовым вопросам, суд по торговым вопросам, военный трибунал и т.д.).

Судебная система в Норвегии включает мировые, районные и городские суды (участковые суды), суды высшей категории (окружные суды) и Верховный Суд. Назначение судебного корпуса в суды всех инстанций (за исключением мировых) производится через Королевское министерство юстиции и полиции. Судьи утверждаются королем по представлению Министерства пожизненно, но с обязательным выходом на пенсию по достижении 70-летнего возраста. Для занятия судейской должности требуется сдача соответствующих экзаменов <8>, наличие опыта работы в качестве адвоката, прокурора, мирового судьи и возрастной ценз в 25 лет или 30 лет для Верховного Суда.

<8> Впервые обязательный экзамен по юриспруденции для судейских чинов в Норвегии был введен еще в 1736 г.

Судом первой, или низшей инстанции является мировой суд, главная задача которого - приведение сторон к примирению. Присутствие в нем составляет только один судья, избираемый органами местного самоуправления.

Один судья также может составлять присутствие и в участковых судах в случае разбора мелких споров гражданского характера и незначительных уголовных дел. Обычно же районные и городские суды состоят из одного профессионального судьи и двух судебных заседателей, пользующихся одинаковыми с ним правами. Эти суды, как правило, рассматривают уголовные дела, по которым предусмотрено наказание до шести лет лишения свободы. Необходимо отметить интересную особенность: приговоры по уголовным делам, вынесенным такими судами, могут быть обжалованы в вышестоящий суд только по вопросу о признании подсудимого виновным и подлежат новому разбирательству по существу <9>.

<9> См.: Решетников Ф.М. Правовые системы мира. М., 1993. С. 152.

Суды высшей категории (окружные суды - по одному на судебный округ) частично исполняют функции судов первой инстанции при рассмотрении так называемых серьезных дел (когда за рассматриваемое преступление грозит лишение свободы на срок свыше шести лет), а частично работают как суды второй инстанции по делам, переданным на рассмотрение районными и городскими судами. Выступая в качестве судов первой инстанции, суды высшей категории являются судами присяжных, судебные же заседатели принимают участие в работе тогда, когда суды высшей категории действуют в качестве судов второй инстанции.

Как присяжные, так и судебные заседатели выбираются наугад из списка жителей местной коммуны. Жюри присяжных обычно насчитывает десять человек. (В этом случае судейская бригада состоит из трех профессиональных судей). Для вынесения вердикта о виновности требуется не менее семи голосов присяжных.

Верховный Суд состоит из председателя, директора и 18 постоянных судей. Все они являются профессиональными юристами и назначаются королем <10>. Для рассмотрения конкретных дел Верховный Суд разделяется на две параллельные секции, каждая из которых состоит из пяти судей <11>.

<10> См.: Норвегия в фактах и цифрах. Осло, 2005. С. 9.
<11> См.: Полиция, прокуратура и судебная система Норвегии // Советская юстиция. 1993. N 2. С. 11.

Апелляционное присутствие Верховного Суда является главной кассационной инстанцией для обжалования решений нижестоящих судов. Оно состоит из трех судей, назначаемых председателем Верховного Суда. Апелляционное присутствие предварительно рассматривает все поступающие жалобы на решения нижестоящих судов и обладает широкими полномочиями по отмене приговоров или изменении его в пользу осужденного.

Решения Верховного Суда обязательны для всех нижестоящих судов. Таким образом, в Норвегии особым источником права наравне с законами и нормативными предписаниями является судебное решение. В этом плане норвежская судебная система похожа на систему стран англосаксонского (британского) права.

§ 455 Закона о судебной практике и процедуре в уголовном производстве (Уголовно-процессуального закона) от 22 мая 1981 г. N 25 предусматривает, что меры по обеспечению определенного судом наказания должны принимать органы полиции.

Что касается наказания, то норвежские законодательные документы не содержат никакого общего его определения, сразу переходя к видам наказания (§ 15 - 16 УК Норвегии): обычные и дополнительные. Обычные - это тюремное заключение, арест, содержание под стражей, общественные работы и штрафы, а дополнительные - это лишение гражданских прав и запрет на нахождение в определенной местности.

Помимо уголовного наказания Закон предусматривает и иные правовые последствия совершенного противоправного деяния - принудительное психиатрическое лечение и принудительное попечение (§ 39 - 39а УК Норвегии).

За общеуголовные преступления смертная казнь отменена с 1902 г., за все виды преступлений - с 1979 г. Смертные приговоры не приводились в исполнение за общеуголовные преступления с 1876 г., а за преступления времен нацистской оккупации - с 1948 г. <12>. Максимальный срок заключения с 1990 г. фактически составляет 15 лет, хотя в УК Норвегии упомянуты санкции за особо тяжкие преступления до 21 года тюремного заключения. В системе правосудия Норвегии используется принцип вариативности, так как часто применяется условное наказание, особенно в отношении малолетних правонарушителей.

<12> После окончания Второй мировой войны, когда в стране проводилась широкомасштабная чистка государственного аппарата от квислинговцев, перед норвежским законодательством встали две проблемы конституционно-правового характера. Во-первых, по УК 1902 г. в качестве наказания не предусматривалась смертная казнь, а во-вторых, требовалось определить политический статус Норвегии в период оккупации 1940 - 1945 гг. На этот счет существовало две точки зрения. Согласно первой, Норвегия (король и правительство которой эмигрировали в Великобританию) продолжала находиться с Германией в состоянии войны. Поэтому все виды и акты сотрудничества норвежских подданных с немцами могли рассматриваться как уголовно наказуемые. Если же, согласно второй точке зрения, Норвегия была в указанный период оккупированной страной, то в соответствии с положениями Гаагской конвенции ее население было обязано (как и население любой оккупированной страны) выполнять все требования оккупационных властей. Победила первая точка зрения, вследствие чего более 92000 норвежцев предстали перед судом по обвинению в измене родине и коллаборационизме. 46000 из них были признаны виновными, 37000 были приговорены к различным срокам тюремного наказания, а 30 (в виде исключения) - к смертной казни. Подробнее см.: Акунов В. Указ. соч. С. 345 - 347.

Уголовное преследование по случаям правонарушений, подпадающих под действие Уголовного кодекса, совершенных несовершеннолетними, как правило, не возбуждается. Такого рода дела передаются на рассмотрение коммунальному отделу социальной защиты детей. Районный судья принимает участие в рассмотрении дел, когда решается вопрос, передавать ли несовершеннолетнего правонарушителя семье или отправлять его в воспитательное учреждение.

Обвиняемые по уголовным делам имеют право на бесплатную юридическую помощь при обвинении в преступлении, а также, если этого требуют обстоятельства дела, при обвинении в незначительном преступлении. Защита в судах Норвегии осуществляется адвокатурой, которая входит в корпоративную организацию - Союз адвокатов Норвегии. Выполнять обязанности защитника по уголовному делу (или представителя интересов сторон в гражданском процессе) могут лишь лица, получившие лицензию от Королевского министерства юстиции и полиции. Для ее получения необходимо иметь юридическое образование, сдать соответствующие экзамены, внести страховое обеспечение.

Правом помилования обладает король (или, с точки зрения норвежского государственного права, король в Государственном Совете), с 1981 г. это право делегировано министру юстиции и полиции <13>.

<13> В Норвегии вообще вся власть министров считается делегированной им королем, и юридически они обладают ею, поскольку заседают вместе с монархом в Госсовете.