Мудрый Юрист

Общество с ограниченной ответственностью: реорганизация

Тихомиров М.Ю., кандидат юридических наук <*>.

<*> Комментарий о создании ООО см.: Тихомиров М.Ю. Общество с ограниченной ответственностью: порядок создания // Адвокат. 2007. N 10.

Общие правила реорганизации

Основные правила реорганизации общества с ограниченной ответственностью содержатся в ст. 51 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон). Она основывается на положениях ст. ст. 57 - 59 и 92 ГК РФ и имеет основополагающее значение для правил ст. ст. 52 - 56 Закона, раскрывающих особенности различных форм реорганизации общества.

В соответствии с п. 1 ст. 51 общество с ограниченной ответственностью может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном Законом. Другие основания и порядок реорганизации общества определяются ГК РФ и иными федеральными законами.

Понятие "реорганизация" означает прекращение реорганизуемого юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам. Особенности правопреемства в зависимости от формы реорганизации юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) установлены в ст. 58 ГК РФ. Правопреемство при реорганизации общества с ограниченной ответственностью регулируется также ст. ст. 52 - 56 Закона. Реорганизация общества (кроме реорганизации в форме присоединения) является также способом создания общества с ограниченной ответственностью наряду с его учреждением вновь.

Прекращение общества с ограниченной ответственностью с переходом прав и обязанностей к вновь возникающим юридическим лицам отличает его реорганизацию от ликвидации, не предполагающей правопреемства (см. ст. 61 ГК РФ, ст. 57 Закона), о чем подробнее будет сказано ниже.

Правила о трудовых отношениях при реорганизации организации-работодателя установлены в ст. 75 ТК РФ <1>.

<1> Подробнее см.: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2002 - 2006. С. 221 и сл.; Андрианова М.А. О трудовых отношениях при реорганизации юридического лица // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 8. С. 70 и сл.; Сошников В.В. Проблемы сохранения и прекращения трудовых отношений с работниками при реорганизации работодателя - юридического лица // Законодательство и экономика. 2006. N 11. С. 21 и сл.

Нормы ст. ст. 51 - 56 Закона регулируют отношения, возникающие при добровольной реорганизации общества с ограниченной ответственностью (т.е. реорганизации, осуществляемой по решению общего собрания участников - подп. 11 п. 2 ст. 33 Закона). Заметим, что согласно п. 8 ст. 37 Закона решение о добровольной реорганизации общества с ограниченной ответственностью принимается всеми его участниками единогласно, причем уставом общества не могут быть установлены иные правила принятия решения о реорганизации.

Законодательством предусмотрены также основания принудительной реорганизации юридического лица. В частности, п. 2 ст. 57 ГК РФ определено, что в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Прежде всего здесь имеется в виду антимонопольное законодательство.

Федеральным законом от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции" <2> определены основания и порядок принудительного разделения или выделения коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход (ст. 38).

<2> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434.

Так, в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с ЦБР) вправе принять решение о принудительном разделении такой организации либо решение о выделении из ее состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из ее состава одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия: а) существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации; б) отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, 30 и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации); в) существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из ее состава одной или нескольких коммерческих организаций подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением (этот срок не может быть менее чем шесть месяцев) (см. также п. п. 1, 2 ст. 57 ГК РФ).

Целесообразно обратить внимание на то, что в случаях, установленных законом, добровольная реорганизация общества с ограниченной ответственностью в форме слияния и присоединения может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Например, в соответствии со ст. 27 Закона "О защите конкуренции" с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:

<3> Далее также - последний баланс. В случае представления в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления уведомления.

Требование ч. 1 ст. 27 Закона "О защите конкуренции" о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление указанных выше действий не применяется, если такие действия осуществляются с соблюдением условий, перечисленных в ст. 31 этого Закона, либо их осуществление предусмотрено актами Президента РФ или актами Правительства РФ.

Отношения, связанные с эмиссией ценных бумаг при реорганизации юридических лиц, урегулированы в разделе VIII Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР от 16 марта 2005 г. N 05-4/пз-н <4>.

<4> БНА. 2005. N 18, 52; 2006. N 11.

Реорганизация общества с ограниченной ответственностью может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (см. п. 2 ст. 51 Закона). Следует обратить внимание на то, что данные формы реорганизации изложены и в ГК РФ (п. 1 ст. 57) и в Законе в виде исчерпывающего перечня, что не допускает возможности проведения реорганизации общества с ограниченной ответственностью в иных формах.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. "О бухгалтерском учете" <5> при любых формах реорганизации юридического лица обязательно проводится инвентаризация его имущества и обязательств. Выявленные при инвентаризации имущества общества расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке: а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации; б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.

<5> СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369; 1998. N 30. Ст. 3619; 2002. N 13. Ст. 1179; 2003. N 1. Ст. 2, 6; N 2. Ст. 160; N 22. Ст. 2066; N 27 (ч. I). Ст. 2700; 2006. N 6. Ст. 636; N 45. Ст. 4635.

При проведении инвентаризации целесообразно руководствоваться положениями, содержащимися в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" <6>. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 Методических указаний действие данного документа не распространяется на общества, осуществляющие банковскую деятельность.

<6> Экономика и жизнь. 1995. N 29.

В Методических указаниях под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Согласно п. 3 ст. 51 Закона общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Таким образом, введено общее правило, согласно которому реорганизация общества с ограниченной ответственностью признается завершенной и влечет юридические последствия (правопреемство) с момента осуществления государственной регистрации созданного в результате реорганизации юридического лица.

Исключением из указанного правила является реорганизация в форме присоединения. Поскольку в случае присоединения одного общества к другому вместо двух хозяйственных обществ остается одно, права и обязанности реорганизованного общества переходят к обществу, к которому осуществлялось присоединение, с момента совершения в Едином государственном реестре записи о прекращении присоединенного общества с ограниченной ответственностью.

Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ, а также государственная регистрация изменений в уставе осуществляются в порядке, установленном федеральными законами (см. п. 4 ст. 51 Закона).

Необходимо иметь в виду, что особенности государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, установлены гл. V Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <7>. Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, слияния, разделения и выделения, перечислены в ст. 14 этого Федерального закона. Такими документами являются:

<7> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431; 2003. N 26. Ст. 2565; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. I). Ст. 5037; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 27. Ст. 2722.<8> Форма N Р12001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации". Приложение N 2 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 // СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2586; 2003. N 7. Ст. 642; N 43. Ст. 4238; 2004. N 10. Ст. 864; 2005. N 51. Ст. 5546.

Если в учредительные документы юридического лица, создаваемого путем реорганизации, вносятся изменения, то государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными гл. VI Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, то порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством РФ. Отметим, что Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации были утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 <9>.

<9> СЗ РФ. 2004. N 10. Ст. 864; 2005. N 51. Ст. 5546; 2006. N 3. Ст. 297.

Если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, то регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев, указанных в п. 5 ст. 16 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9, и в сроки, установленные ст. 8 названного Закона, о которых говорилось выше. Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется по правилам, установленным ст. 16 этого Закона.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, - прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.

Реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.

ГК РФ предусматривает два основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц, возникших в результате реорганизации. Это: а) непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса и б) отсутствие в указанных документах положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица (ст. 59 ГК РФ). Кроме того, в соответствии со ст. 23 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" допускается отказ в государственной регистрации и в других случаях.

Передаточный акт и разделительный баланс обязательно должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного общества в отношении всех его кредиторов и должников, в том числе обязательства, оспариваемые сторонами. Указанные документы утверждаются учредителями (учредителем) общества или органом, принявшим решение о его реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Согласно п. 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. N 44н <10>, передаточный акт или разделительный баланс в соответствии с решением (договором) учредителей могут включать следующие приложения:

<10> РГ. 2003. 2 июля.

При решении вопросов, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, на практике полезно иметь в виду, что письмом ФНС России от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/440 "О реорганизации юридических лиц" <11> для использования в работе налоговых органов были направлены временные методические рекомендации для территориальных органов ФНС РФ при осуществлении ими государственной регистрации юридических лиц и ведении Единого государственного реестра юридических лиц.

<11> Нормативные акты для бухгалтера. 2005. N 13.

Одним из условий реорганизации хозяйственного общества является соблюдение прав его кредиторов. Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации предусмотрены ст. 60 ГК РФ.

Развивая эти нормы, п. 5 ст. 51 Закона устанавливает, что не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения - с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.

При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств и возмещения им убытков.

Кроме письменного уведомления каждого из кредиторов общества Закон требует также опубликования сообщения о принятом обществом решении в органе печати, публикующем данные о государственной регистрации юридических лиц. Таким образом, требование об уведомлении кредиторов реорганизуемого общества можно считать выполненным только в том случае, если общество уведомило своих кредиторов обоими названными способами <12>. Аналогичная обязанность установлена и для реорганизуемых акционерных обществ (см. ст. 15 Закона "Об акционерных обществах").

<12> О правах кредиторов при реорганизации юридических лиц подробнее см.: Соменков С.А. Судьба договоров при реорганизации юридических лиц // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 8. С. 26 и сл.

Специальным печатным изданием, в котором согласно законодательству Российской Федерации должны публиковаться сведения о государственной регистрации юридических лиц, является журнал "Вестник государственной регистрации", учрежденный Приказом МНС России от 29 сентября 2004 г. N САЭ-3-09/508@ "Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц" <13>. Методические рекомендации по вопросам публикации сведений о государственной регистрации в журнале "Вестник государственной регистрации" и использования его при государственной регистрации юридических лиц были направлены письмом ФНС России от 13 июля 2005 г. N ЧД-6-09/570@ <14>.

<13> См. сайт журнала "Российский налоговый курьер" (http://www.rnk.ru).
<14> Письмо официально опубликовано не было.

Второй абзац п. 5 ст. 51 Закона определяет особенности государственной регистрации обществ с ограниченной ответственностью, возникающих в результате реорганизации, предусматривая обязательное представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, помимо прочих документов, необходимых для регистрации вновь создаваемых обществ и внесения записей о прекращении реорганизованных обществ, также доказательств надлежащего уведомления кредиторов реорганизованных обществ. Представление таких доказательств является необходимым условием государственной регистрации.

Доказательства уведомления кредиторов могут быть представлены в регистрирующий орган в виде копий писем юридического лица, направленных в адрес его кредиторов, копии публикации в журнале "Вестник государственной регистрации", в виде сведений, содержащихся в передаточном акте, разделительном балансе. При отсутствии указанных доказательств регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". При отсутствии доказательств публикации сведений о реорганизации юридического лица в журнале "Вестник государственной регистрации" регистрирующий орган также принимает решение об отказе в государственной регистрации <15>.

<15> См. письмо ФНС России от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/440.

Полезно иметь в виду, что в случае предъявления кредитором требования к реорганизуемому обществу оно не вправе без согласия кредитора перевести долг на другое лицо, например на общество, создаваемое в результате реорганизации <16>.

<16> См. Постановление Президиума ВАС России от 31 октября 2000 г. N 796/00 // Вестник ВАС России. 2001. N 1. С. 55.

В абзаце третьем п. 5 ст. 51 Закона воспроизводится применительно к обществу с ограниченной ответственностью норма ГК РФ, установленная в п. 3 ст. 60: если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, то юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами. Данная норма является императивной.

Согласно ст. 323 ГК РФ в таком случае кредитор вправе потребовать исполнения обязательства реорганизованного общества с ограниченной ответственностью и возмещения убытков, а также уплаты неустойки от любого из созданных в результате реорганизации юридических лиц полностью или от всех этих юридических лиц совместно. О солидарной ответственности см. ст. 322 ГК РФ, о возражениях против требований кредитора при солидарной обязанности - ст. 324 ГК РФ, об исполнении солидарной обязанности одним из должников - ст. 325 ГК РФ.

Следует обратить внимание на то, что при толковании аналогичной нормы Федерального закона "Об акционерных обществах" (абзац третий п. 6 ст. 15) Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 22 Постановления от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" <17> указал, что к солидарной ответственности должны также привлекаться созданные в результате реорганизации общества (включая то, из которого выделилось новое общество), если из разделительного баланса видно, что при его утверждении допущено нарушение принципа справедливого распределения активов и обязательств реорганизуемого общества между его правопреемниками, приводящее к явному ущемлению интересов кредиторов этого общества (п. 1 ст. 6 и п. 3 ст. 60 ГК РФ).

<17> Вестник ВАС РФ. 2004. N 1.

Слияние

В п. 1 ст. 52 Закона дается понятие слияния двух или нескольких обществ как одной из форм реорганизации. Слиянием обществ признается создание нового общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних. Данная норма базируется на положениях ст. ст. 57 - 59, 92 ГК РФ, но при этом существенно конкретизирует их и устанавливает новые правила.

При слиянии обществ все права и обязанности каждого общества, участвовавшего в слиянии, переходят к обществу с ограниченной ответственностью, которое возникает в результате слияния. Общества, участвовавшие в слиянии, прекращают свое существование в качестве юридических лиц.

В результате слияния возникает новое общество с ограниченной ответственностью, подлежащее государственной регистрации в установленном порядке. Факт государственной регистрации такого общества влечет возникновение нового общества с ограниченной ответственностью в качестве юридического лица, и с этого момента к нему переходят права и обязанности всех обществ, участвовавших в слиянии.

Необходимо учитывать, что согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, слияние обществ может быть осуществлено лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Здесь прежде всего имеются в виду органы, предусмотренные антимонопольным законодательством. В случаях, указанных в ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции", слияние обществ осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа.

Особенности слияния кредитных организаций определяются Положением ЦБР от 4 июня 2003 г. N 230-П о реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения <18>.

<18> Вестник Банка России. 2003. N 39; 2005. N 64; 2006. N 39.

Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о слиянии и устава общества, создаваемого в результате слияния, а также об утверждении передаточного акта (п. 2 ст. 52 Закона). Таким образом, в повестку дня общего собрания каждого из обществ, участвующих в слиянии, в обязательном порядке включаются как минимум все указанные выше вопросы.

Решение о реорганизации принимается единогласно всеми участниками соответствующего общества (ст. 33 и п. 8 ст. 37 Закона).

Те же правила принятия решения действуют и при утверждении договора о слиянии и устава, создаваемого в результате слияния общества. Договор о слиянии в данном случае является учредительным документом создаваемого путем слияния общества, и на него распространяются требования, предъявляемые к учредительному договору (п. 3 ст. 52 Закона).

Поскольку участники каждого общества, участвующего в слиянии, являются учредителями (участниками) нового общества, возникающего в результате слияния, действует правило, обусловленное самой природой учредительных документов. Согласно ст. 52 ГК РФ учредительный договор юридического лица заключается, а его устав утверждается учредителями (участниками). Иными словами, устав и учредительный договор могут рассматриваться в качестве учредительных документов только при условии их единогласного одобрения всеми участниками соответствующего юридического лица (ст. 11 Закона).

Решение об утверждении передаточного акта формально названо в п. 2 ст. 52 Закона в качестве самостоятельного решения. Однако, по сути, оно зависимо от решения о реорганизации общества и является вторичным по отношению к указанному решению. Поэтому представляется, что в отношении решения об утверждении передаточного акта должны применяться правила принятия решения о реорганизации общества.

Отсутствие единогласия участников общества, участвующего в слиянии, при голосовании по вопросам, включенным в повестку дня общего собрания, посвященного реорганизации, делает невозможным участие данного общества в слиянии.

Договор о слиянии, подписанный всеми участниками общества, создаваемого в результате слияния, является наряду с его уставом его учредительным документом и должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым ГК РФ и Законом к учредительному договору. Данное правило, установленное в п. 3 ст. 52 Закона, следует считать императивным. Содержание учредительного договора было рассмотрено выше.

Если всеми обществами, участвующими в слиянии, выполнены требования п. 2 ст. 52, то реорганизация в форме слияния вступает во вторую стадию. Согласно п. 4 ст. 52 Закона в случае принятия общим собранием участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, решения о такой реорганизации и об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и передаточного акта избрание исполнительных органов общества, создаваемого в результате слияния, осуществляется на совместном общем собрании участников обществ, участвующих в слиянии. Сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о слиянии.

Поскольку решения о реорганизации в форме слияния предполагаются принятыми, а учредительные документы создаваемого в процессе слияния нового общества и передаточные акты - утвержденными (подписанными), постольку на совместном общем собрании участников создаваемого общества формируются его исполнительные органы. При этом должны учитываться положения ст. 40 и, в случае образования также коллегиального исполнительного органа общества, - также ст. 41 Закона. Если полномочия единоличного исполнительного органа общества решено передать коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему), то на совместном общем собрании участников нового общества утверждаются такой управляющий и условия договора с ним с соблюдением правил, установленных ст. 42 Закона.

После вступления в силу решения о единоличном исполнительном органе создаваемого путем слияния общества указанный орган обязан осуществить необходимые действия, связанные с государственной регистрацией нового общества.

Порядок проведения совместного общего собрания участников обществ, участвующих в слиянии, регулируется договором о слиянии. Указанный порядок может определяться, например, в пределах правил, регулирующих порядок проведения внеочередного общего собрания, установленных в ст. 35 Закона. Положения уставов каждого из обществ, участвующих в слиянии, регулирующие особенности проведения таких собраний, отличные от норм Закона, по нашему мнению, в данном случае применяться не должны.

При слиянии обществ все права и обязанности каждого из них переходят к обществу, созданному в результате слияния, в соответствии с передаточными актами (п. 5 ст. 52 Закона).

Требования к содержанию передаточного акта установлены п. 1 ст. 59 ГК РФ. Данный документ должен включать весь комплекс обязательств реорганизуемого общества (в том числе такие, по которым не наступил срок исполнения, а также оспариваемые обязательства) с указанием лица, которому передаются соответствующие права и обязанности. Передаточные акты утверждают участники обществ, участвующих в слиянии, или орган, принявший решение о слиянии обществ.

При слиянии обществ правопреемство является общим (универсальным), т.е. к вновь возникшему в результате такой реорганизации обществу с ограниченной ответственностью переходят все права и все обязанности участвовавших в слиянии обществ.

Присоединение

В соответствии с п. 1 ст. 53 Закона присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу. Присоединение представляет собой форму реорганизации, при которой возникает не новое юридическое лицо (таковым уже является хозяйственное общество, к которому осуществляется присоединение), а изменяется статус (объем прав и обязанностей) общества, к которому присоединились одно или несколько других обществ.

Государственной регистрации в этом случае подлежит не общество, к которому осуществлялось присоединение, а изменения и дополнения к его учредительным документам. Такая регистрация осуществляется в соответствии с правилами, установленными гл. VI Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Само же общество, к которому осуществлялось присоединение, считается реорганизованным не с момента государственной регистрации (как это имеет место при других формах реорганизации), а с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного (присоединенных) общества (обществ).

Если к обществу присоединяется не одно, а два или более обществ, то внесение записей об их прекращении в государственный реестр вполне может быть совершено не в один день. В такой ситуации моментом завершения реорганизации общества, к которому осуществлялось присоединение, следует считать момент внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных обществ. Присоединившиеся общества (общество) с этого момента прекращают свое существование.

В этом заключается главное отличие реорганизации в форме присоединения от имевшей место до вступления в силу ГК РФ реорганизации в форме поглощения. Например, при поглощении акционерного общества выкупались 100% акций поглощаемого общества, но само оно могло сохранять права юридического лица. Между тем российские цивилисты традиционно рассматривали поглощение как форму слияния, при которой поглощенное товарищество (общество) прекращается <19>. ГК РФ, а впоследствии Закон "Об акционерных обществах" и Закон, устанавливая обязательность прекращения присоединяемого общества, становятся ближе к традиционной позиции.

<19> См., например: Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). М.: Спарк, 1994. С. 165.

Для реорганизации общества в форме присоединения, так же как и для слияния обществ, ГК РФ (ст. 57) и другие законы предусматривают случаи, когда такая реорганизация может быть осуществлена только с согласия уполномоченных государственных органов. Например, при наличии условий, указанных в ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции" <20>, присоединение осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа.

<20> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434.

Особенности присоединения кредитных организаций определяются в соответствии с Положением ЦБР "О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения".

Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме присоединения, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а общее собрание участников присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта (п. 2 ст. 53 Закона).

Приведенные нормы императивно устанавливают круг вопросов, разрешаемых на общих собраниях участников обществ, участвующих в присоединении, и на общем собрании участников присоединяемого (присоединяемых) общества (обществ). Поэтому минимальный перечень вопросов, включаемых в повестки дня указанных общих собраний, должен строго соответствовать этим нормам.

Договор о присоединении отличается от договора о слиянии тем, что последний играет роль учредительного документа создаваемого путем слияния нового общества (см. ст. 52 Закона). Поскольку при реорганизации в форме присоединения новое юридическое лицо не возникает, постольку отсутствует и сама необходимость в подготовке новых учредительных документов.

В то же время договор о присоединении неизбежно должен содержать ряд условий, являющихся необходимыми для учредительного договора, так как именно наличие договора о присоединении является юридическим основанием для внесения соответствующих изменений и дополнений в устав и в учредительный договор общества, к которому осуществляется присоединение (см. также п. 3 ст. 53 Закона). Так, в договоре о присоединении определяются порядок и условия присоединения, состав участников обществ, участвующих в присоединении, размеры их вкладов, вносимых в уставный капитал общества, к которому осуществляется присоединение, и регулируются многие другие отношения.

В соответствии с п. 3 ст. 53 Закона совместное общее собрание участников обществ, участвующих в присоединении, вносит в учредительные документы общества, к которому осуществляется присоединение, изменения, связанные с изменением состава участников общества, определением размеров их долей, иные изменения, предусмотренные договором о присоединении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение. Сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о присоединении.

Таким образом, изменения и дополнения в учредительные документы хозяйственного общества, к которому осуществляется присоединение, утверждаются на совместном общем собрании участников присоединяемого общества (обществ) и общества, к которому осуществляется присоединение, поскольку с момента завершения реорганизации в форме присоединения все участники обществ, участвовавших в нем, становятся участниками одного общества.

Строго говоря, совместное общее собрание, о котором говорится в рассматриваемом пункте, не является высшим органом общества, к которому осуществляется присоединение (в том смысле, который вкладывают в понятие общего собрания участников общества ст. ст. 32 - 38 Закона), поскольку в нем принимают участие с правом решающего голоса лица, которые в момент проведения собрания не являются участниками данного общества (участники присоединяемых обществ). Совместному общему собранию присущи определенные черты собрания учредителей, хотя собранием учредителей оно тоже не является, поскольку в данном случае нет юридического лица, которое подлежит учреждению.

Природа совместного общего собрания, о котором идет речь в ст. 53 Закона, имеет, скорее всего, договорное происхождение. Изменения, вносимые совместным общим собранием в учредительные документы общества, к которому осуществляется присоединение, заложены в договоре о присоединении, устанавливающем также порядок и сроки проведения такого собрания. Поэтому вряд ли правомерно говорить о возможности непосредственного применения в совместному общему собранию правил, установленных ст. ст. 32 - 38 Закона.



Тем не менее ст. 53 не содержит прямых указаний о правилах принятия решений по вопросам, включаемым в повестку дня совместного общего собрания в соответствии с п. 3 ст. 53 Закона. Поэтому здесь допустима аналогия - в договоре о присоединении возможно установить количество голосов, необходимых для принятия указанных решений, руководствуясь п. 8 ст. 37 Закона.

При присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединенного общества в соответствии с передаточным актом (п. 4 ст. 53 Закона). Как и при слиянии обществ, правопреемство в случае реорганизации путем присоединения осуществляется в соответствии с передаточным актом. Однако если при слиянии обществ передаточный акт подлежит утверждению общим собранием участников каждого общества, участвующего в слиянии, то в случае присоединения - только общим собранием участников присоединяемого общества, так как именно оно передает все свои права и обязанности обществу, к которому осуществляется присоединение, в порядке общего правопреемства.

Разделение

Разделением общества признается прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным обществам (п. 1 ст. 54 Закона). Указанная статья основана на нормах, содержащихся в ст. ст. 57 - 59 и 92 ГК РФ. В результате реорганизации общества с ограниченной ответственностью в форме разделения реорганизованное общество прекращает свое существование в качестве юридического лица. При разделении данного хозяйственного общества возникают как минимум два новых общества, каждое из которых подлежит государственной регистрации в установленном порядке, о котором говорилось выше.

Все права и обязанности разделенного общества с ограниченной ответственностью как юридического лица переходят к вновь создаваемым в процессе его реорганизации обществам на основании разделительного баланса.

Вновь возникшие общества обязаны солидарно отвечать по имущественным обязательствам разделенного общества в случае, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемников такого общества (о солидарной ответственности см. ст. 323 ГК РФ). В таком случае кредитор вправе предъявить свои требования ко всем обществам, возникшим в результате разделения общества с ограниченной ответственностью, или к одному из них в полном объеме. Представляется, что если одно из вновь созданных обществ примет на себя удовлетворение всех требований кредитора, оно вправе впоследствии в порядке регресса потребовать от других (другого) таких обществ долевого участия в произведенных им затратах.

Закон определяет правила добровольного разделения общества с ограниченной ответственностью по решению общего собрания его участников. Но целесообразно иметь в виду, что согласно ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (в том числе в форме разделения) может осуществляться также по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда. Например, основания и порядок принудительного разделения коммерческих организаций определены в ст. 38 Федерального закона от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции".

В соответствии с п. 2 ст. 54 Закона общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме разделения, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях разделения общества, о создании новых обществ и об утверждении разделительного баланса.



Перечень вопросов, подлежащих разрешению общим собранием участников общества, реорганизуемого в форме разделения, установлен в императивной норме. В отличие от совместных общих собраний участников, о которых говорилось в ст. 52 и ст. 53 Закона, общее собрание участников общества, о котором идет речь в рассматриваемой норме, является высшим органом управления общества, реорганизуемого путем разделения. Поэтому в части созыва, порядка проведения и принятия решений на такое собрание в полной мере распространяют свое действие нормы, установленные в ст. ст. 32 - 38 Закона.

Положения п. 3 ст. 54 Закона повторяют общую последовательность действий, необходимых для создания общества с ограниченной ответственностью, применительно к обществам, возникающим в результате разделения хозяйственного общества (см. ст. 11 Закона). Участники каждого общества, создаваемого в результате разделения, подписывают учредительный договор. Общее собрание участников каждого общества, создаваемого в результате разделения, утверждает устав и избирает органы общества.

Общее собрание участников каждого из вновь создаваемых в результате разделения обществ, по сути, является собранием учредителей. Поэтому, по нашему мнению, при проведении таких собраний можно руководствоваться требованиями ст. 11 Закона.

При разделении общества все его права и обязанности переходят к обществам, созданным в результате разделения, в соответствии с разделительным балансом (п. 4 ст. 54 Закона).

Согласно ст. 59 ГК РФ разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам общества, реорганизуемого в форме разделения, в отношении всех его кредиторов и должников, в том числе обязательствам, оспариваемым сторонами. Разделительный баланс относится к числу документов, которые должны быть представлены в регистрирующий орган для государственной регистрации обществ, вновь возникающих в результате разделения общества с ограниченной ответственностью.

К правам и обязанностям, передаваемым в порядке правопреемства, могут относиться не только имущественные, но и неимущественные права (например, права на фирменное наименование, на пользование зарегистрированным в установленном порядке товарным знаком и др.).

Составлению разделительного баланса должна предшествовать полная инвентаризация имущества и обязательств общества, подлежащего разделению.



После принятия решения о разделении общества оно не вправе распоряжаться своими основными и оборотными средствами иным образом, кроме как передать их вновь создаваемым на его основе обществам по разделительному балансу.

Выделение

Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего (п. 1 ст. 55 Закона). Данная статья основывается на нормах, установленных в ст. ст. 57 - 59 и 92 ГК РФ.

При реорганизации в форме выделения вновь создается одно или более обществ с ограниченной ответственностью. В отличие от разделения (см. ст. 54 Закона), при выделении реорганизованное общество продолжает действовать в качестве юридического лица. Вторым отличием является то, что при выделении передаются не все, а только часть прав и обязанностей реорганизуемого общества. Определенные права и обязанности сохраняются за обществом, реорганизуемым в данной форме.

Государственной регистрации при выделении общества (обществ) подлежит вновь созданное в результате выделения общество (общества). Что касается общества, из которого выделилось одно или несколько новых обществ, то в его учредительные документы вносятся изменения, связанные с изменением состава его участников, определением размеров их долей, а также другие изменения, предусмотренные в решении о выделении (например, об изменении размера уставного капитала и др.). Указанные изменения, вносимые в учредительные документы, подлежат государственной регистрации в установленном порядке, который нами был рассмотрен выше.

Статья 55 Закона регулирует порядок осуществления добровольного выделения общества по решению его участников. Но как и при других формах реорганизации юридических лиц, в соответствии со ст. 57 ГК РФ возможно выделение общества по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. В частности, в ст. 38 Закона от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции" установлены основания и порядок принудительного выделения коммерческих организаций.

Пункт 2 ст. 55 Закона определяет перечень вопросов, выносимых на решение общего собрания участников реорганизуемого в форме выделения общества. Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме выделения, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (новых обществ) и об утверждении разделительного баланса, вносит в учредительные документы общества, реорганизуемого в форме выделения, изменения, связанные с изменением состава участников общества, определением размеров их долей, и иные изменения, предусмотренные решением о выделении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества.



Данные положения сформулированы в виде "открытого" перечня. Это означает, с одной стороны, что в повестку дня соответствующего общего собрания обязательно включаются те вопросы, которые прямо указаны в п. 2 ст. 55 Закона, а с другой - что на общем собрании могут быть рассмотрены при необходимости и иные вопросы, связанные с выделением общества (обществ).

В абзаце первом п. 2 ст. 55 Закона речь идет об общем собрании участников реорганизуемого общества как о высшем органе управления данного общества, хотя на таком собрании разрешаются и вопросы создания нового общества (обществ), что характерно для собрания учредителей. Тем не менее при подготовке и проведении общего собрания участников реорганизуемого общества, а также принятии соответствующих решений применяются правила, предусмотренные ст. ст. 32 - 38 Закона.

Второй абзац п. 2 ст. 55 определяет круг вопросов, разрешаемых исключительно участниками создаваемого путем выделения нового общества (обществ). Участники выделяемого общества подписывают учредительный договор. Общее собрание участников выделяемого общества утверждает его устав и избирает органы общества.

При принятии решений по указанным вопросам применяются правила ст. 11 Закона.

При рассмотрении общим собранием участников реорганизуемого общества вопроса о создании нового общества (обществ) оно не должно решать вопросы, отнесенные Законом (абзацем вторым п. 2 ст. 55) к компетенции общего собрания участников выделяемого общества. В данном случае вопрос о создании нового общества (обществ) в принципе решается: а) с позиций собственников, передающих часть своего имущества в виде вклада в уставный капитал создаваемого юридического лица, и б) с позиций реорганизуемого юридического лица, передающего часть своих прав и обязанностей другому лицу.

В качестве собственно участников нового общества (обществ) в данном случае могут выступать, например, участники реорганизуемого общества с ограниченной ответственностью, само реорганизуемое общество, граждане - члены трудового коллектива выделяемого структурного подразделения и другие лица. Именно указанные лица (их представители) участвуют в собрании участников выделяемого общества (обществ), разрешающем вопросы, указанные в абзаце втором п. 2 ст. 55 Закона.

В абзаце третьем п. 2 ст. 55 Закона предусмотрены особые правила на случай, если единственным участником выделяемого общества (обществ) и его единственным учредителем является само реорганизуемое общество с ограниченной ответственностью. В этом случае общее собрание участников реорганизуемого общества принимает решение о реорганизации общества в форме выделения, о порядке и об условиях выделения, а также утверждает устав выделяемого общества и разделительный баланс, избирает органы выделяемого общества.



В пункте 3 ст. 55 установлены особенности правопреемства при реорганизации общества с ограниченной ответственностью в форме выделения нового общества (обществ). При выделении из общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного общества в соответствии с разделительным балансом. Следует обратить внимание на то, что права и обязанности создаваемого в результате выделения общества (обществ) должны быть точно и недвусмысленно определены в разделительном балансе, поскольку именно он является юридическим документом, обусловливающим их наличие.

Преобразование

Преобразование общества с ограниченной ответственностью представляет собой изменение организационной формы такого общества, в результате которого возникает юридическое лицо другого вида, предусмотренного законодательством.

В п. 1 ст. 56 Закона воспроизводится императивная норма п. 2 ст. 92 ГК РФ, ограничивающая возможность реорганизации общества с ограниченной ответственностью путем преобразования: общество вправе преобразоваться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив.

В свою очередь, данная норма ГК РФ исходит из общего правила о том, что хозяйственные общества могут по решению общего собрания их участников преобразовываться в хозяйственные общества другого вида и производственные кооперативы (п. 1 ст. 68 ГК РФ). Однако акционерное общество в силу прямого указания ст. 104 ГК РФ может быть преобразовано не только в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив, но также в некоммерческое партнерство при условии единогласия по этому вопросу всех акционеров (п. 1 ст. 20 Закона "Об акционерных обществах").

Одновременно п. 1 ст. 56 Закона расширяет перечень юридических лиц, в которые может преобразоваться общество с ограниченной ответственностью, установленный в п. 2 ст. 92 ГК РФ, добавляя, что общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться также в общество с дополнительной ответственностью.

Общество с дополнительной ответственностью представляет собой самостоятельный вид хозяйственных обществ, несмотря на схожесть его правового регулирования с правовым регулированием обществ с ограниченной ответственностью. Поэтому логично, что Закон (п. 1 ст. 56), развивая общее правило ГК РФ о том, что хозяйственное общество одного вида вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида или производственный кооператив, допускает возможность преобразования общества с ограниченной ответственностью не только в акционерное общество или производственный кооператив, но и в общество с дополнительной ответственностью (см. п. 1 ст. 68 ГК РФ).

В то же время нельзя не обратить внимание на коллизию двух специальных норм - ГК РФ (п. 2 ст. 92) и Закона (п. 1 ст. 56), регулирующих одни и те же отношения, - преобразование общества с ограниченной ответственностью. С позиций п. 2 ст. 3 ГК РФ подобные коллизии разрешаются однозначно, однако в данном случае нельзя игнорировать наличие упоминавшейся общей нормы (п. 1 ст. 68 ГК РФ). Представляется, что в данном случае актуальны судебное толкование данного противоречия или его четкое разрешение законодателем.

При осуществлении реорганизации обществ с ограниченной ответственностью (товариществ с ограниченной ответственностью), число участников которых по состоянию на 1 марта 1998 г. (дата введения в действие Закона) превышало 50, необходимо учитывать специальные нормы, установленные в абзаце втором п. 3 ст. 59 Закона.

В случае преобразования общества с ограниченной ответственностью государственной регистрации подлежит вновь возникшее акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив, к которым с этого момента переходят все имущественные (а в ряде случаев и неимущественные) права и обязанности общества с ограниченной ответственностью как субъекта гражданско-правовых отношений. Те права, которые могут принадлежать только юридическому лицу, действующему в форме акционерного общества (право выпуска и размещения акций и ряд других прав, производных от указанного права), не переходят в порядке правопреемства, а возникают в силу закона и учредительного документа акционерного общества.

С момента государственной регистрации акционерного общества, общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива общество с ограниченной ответственностью, реорганизованное путем преобразования, перестает существовать в качестве юридического лица, и запись о нем как об обществе с ограниченной ответственностью исключается из государственного реестра.

Акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив являются правопреемниками общества с ограниченной ответственностью, в результате преобразования которого возникло соответствующее новое юридическое лицо (см. п. 5 ст. 58 ГК РФ и п. 4 ст. 56 Закона).

В соответствии с прямым указанием ГК РФ приняты специальные акты гражданского законодательства, детально регламентирующие деятельность отдельных видов юридических лиц, в частности Федеральный закон "Об акционерных обществах" (п. 3 ст. 96 ГК РФ), законы о производственных кооперативах (см. п. 4 ст. 107 ГК РФ) - Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. "О сельскохозяйственной кооперации" <21>, Федеральный закон от 8 мая 1996 г. "О производственных кооперативах" <22>. К обществам с дополнительной ответственностью применяется ст. 95 ГК РФ, а также правила ГК РФ об обществах с ограниченной ответственностью (ст. ст. 87 - 94) и положения Закона постольку, поскольку иные правила не предусмотрены ст. 95 ГК РФ.

<21> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870; 1997. N 10. Ст. 1120; 1999. N 8. Ст. 973; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 2. Ст. 160, 167; N 24. Ст. 2248.
<22> СЗ РФ. 1996. N 20. Ст. 2321; 2001. N 21. Ст. 2062; 2002. N 12. Ст. 1093.

Акционерным обществом является коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества по отношению к обществу. Участники общества (акционеры) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Правовое положение акционерных обществ на основе общих норм ГК РФ (ст. ст. 96 - 104) детально регулирует Закон "Об акционерных обществах". В нем установлены общие положения о хозяйственных обществах данного вида, а также конкретные и весьма подробные правила о создании и ликвидации акционерных обществ, уставном капитале, акциях и иных ценных бумагах, эмитируемых обществами, и порядке их размещения, дивидендах, реестре акционеров общества, органах акционерного общества, приобретении и выкупе обществом размещенных акций, совершении крупных сделок, контроле за финансово-хозяйственной деятельностью, учете и отчетности и иных важных отношениях, возникающих в связи с деятельностью указанных корпораций <23>.

<23> Подробнее см.: Комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах" в новой редакции / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2007 (http://www.urkniga.ru).

Отметим, что п. 25 Постановления N 90/14 от 9 декабря 1999 г. содержит указание на то, что при преобразовании общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество возможно применение, в частности, норм Федерального закона от 19 июля 1998 г. "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" <24>. Однако в связи с этим возникают существенные теоретические и практические проблемы <25>.

<24> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3611; 2002. N 12. Ст. 1093.
<25> Подробнее см.: Комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах". 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2002. С. 13 и сл.

Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества (ст. 95 ГК РФ).

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Учредительным документом кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией.

Федеральный закон "О производственных кооперативах", основываясь на положениях ст. ст. 107 - 112 ГК РФ, подробно регулирует общие правила о производственных кооперативах, порядок их образования, права и обязанности членов, имущество кооператива и правила организации управления в нем, трудовые отношения в кооперативе, учет и отчетность, порядок реорганизации и ликвидации кооператива и другие существенные отношения.

Из законов о производственных кооперативах был принят также Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации", регулирующий, в частности, отношения производственной кооперации в сельском хозяйстве. В его ст. 3 содержится понятие сельскохозяйственного производственного кооператива, указание о том, что такой кооператив является коммерческой организацией, а также определяются виды производственных кооперативов, действующих в сельском хозяйстве. К ним относятся сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель (колхоз) и кооперативное хозяйство (коопхоз), а также иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями п. 1 ст. 3 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации". Данный Закон регулирует особенности образования сельскохозяйственных производственных кооперативов (гл. II), в том числе порядок образования кооперативов при реорганизации сельскохозяйственных организаций (ст. 10).

В п. 2 ст. 56 Закона определен перечень вопросов, выносимых на решение общего собрания участников общества при преобразовании общества с ограниченной ответственностью. Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме преобразования, принимает решение о такой реорганизации, о порядке и об условиях преобразования, о порядке обмена долей участников общества на акции акционерного общества, доли участников общества с дополнительной ответственностью или паи членов производственного кооператива, об утверждении устава создаваемого в результате преобразования акционерного общества, общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива, а также об утверждении передаточного акта.

Общее собрание участников реорганизуемого общества в данном случае выступает как его высший орган управления. Одновременно на общем собрании разрешаются и вопросы создания нового юридического лица - акционерного общества, общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива, что характерно для собрания учредителей. Поэтому при подготовке и проведении общего собрания участников преобразуемого общества, а также при принятии соответствующих решений применяются правила, предусмотренные ст. ст. 32 - 38 Закона. За пределы круга вопросов, указанных в п. 2 ст. 56 Закона, преобразуемое общество с ограниченной ответственностью не выходит.

Участники юридического лица, создаваемого в результате преобразования, принимают решение об избрании его органов в соответствии с требованиями федеральных законов о таких юридических лицах и поручают соответствующему органу осуществить действия, связанные с государственной регистрацией юридического лица, создаваемого в результате преобразования (см. п. 3 ст. 56 Закона).

Пункт 3 данной статьи специально не выделяет вопросы создания конкретного юридического лица, которые тоже должны быть разрешены (например, заключение между учредителями договора о создании акционерного общества - ст. 9 Закона "Об акционерных обществах"; заключение учредительного договора участниками создаваемого общества с дополнительной ответственностью - п. 3 ст. 95 ГК РФ и ст. 12 Закона и др.). Причина заключается в том, что подобные отношения находятся вне сферы регулирования Закона и регламентируются актами гражданского законодательства, посвященными соответствующим видам юридических лиц.

Состав участников (членов) акционерного общества, общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива, возникающего на основе преобразуемого общества с ограниченной ответственностью, может не совпадать с составом участников преобразуемого общества. В таких случаях лица, участвующие в создании нового юридического лица, могут провести совместное заседание. Данное совместное заседание можно рассматривать как собрание учредителей акционерного общества, общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива, если при его проведении будут учтены требования федеральных законов, предъявляемые к собранию учредителей юридического лица соответствующего вида.

При преобразовании общества к юридическому лицу, созданному в результате преобразования, переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом (п. 4 ст. 56 Закона).

Под указанными правами и обязанностями следует понимать имущественные и некоторые неимущественные права реорганизуемого общества с ограниченной ответственностью, не относящиеся к правам, которые могут принадлежать только данному виду коммерческих юридических лиц.