Мудрый Юрист

Таможенная стоимость: дискуссии продолжаются

Большаков А.В., юрист-эксперт компании "Тарго Кастомз Консалтинг", Москва.

Министерством финансов России издано письмо от 15 февраля 2007 г. N 03-10-07/12 "О таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенный режим временного ввоза, при завершении его выпуском товаров для свободного обращения". Как указано в самом письме, причиной его появления стали поступающие от таможенных органов и участников ВЭД вопросы, касающиеся соотношения между нормами по определению таможенной стоимости ввозимых товаров, установленными Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе", и нормами по определению таможенной стоимости товаров, помещенных под режим временного ввоза, при завершении этого таможенного режима выпуском товаров для свободного обращения, установленными п. 2 ст. 214 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК).

Чем привлекло внимание данное письмо? Во-первых, тем, что по достаточно узкому вопросу, связанному с комментированием положений Таможенного кодекса России относительно определения таможенной стоимости временно ввезенных товаров, в письме выражена позиция Министерства, одной из основных функций которого является выработка единой государственной политики в сфере таможенных платежей в части исчисления и порядка их уплаты, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств. Во-вторых, тем, что, на наш взгляд, выраженная позиция Минфина не учитывает иные точки зрения на рассматриваемый вопрос, наличие которых не позволяет столь однозначно, как сделано в письме Минфина, считать вопрос решенным.

Предметом разъяснения Минфина стало всего лишь одно предложение из Таможенного кодекса России. Во втором предложении абз. 2 п. 2 ст. 214 ТК установлено, что "декларант вправе указать на уменьшение таможенной стоимости товаров и (или) уменьшение их количества, произошедшие вследствие их естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации), а также вследствие аварии или действия непреодолимой силы". Далее в ТК указано, что "корректировка таможенной стоимости товаров и (или) их количества может производиться, если декларант представляет в таможенный орган достоверную и документально подтвержденную информацию".

Здесь необходимо уточнить, что данное предложение должно рассматриваться в контексте определения таможенной стоимости товаров при завершении режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения.

Применение данной нормы ТК весьма выгодно участникам внешнеэкономической деятельности. Ведь имеется прямо предусмотренная таможенным законодательством возможность при принятии решения о выпуске товаров, помещенных под таможенный режим временного ввоза в свободное обращение, уменьшить их таможенную стоимость, что приведет к уменьшению сумм таможенных платежей, подлежащих уплате.

Так, например, временно ввезенный на территорию РФ станок, используемый в производственной деятельности предприятия, может быть выпущен в свободное обращение с уплатой таможенных платежей, рассчитанных исходя из таможенной стоимости станка, скорректированной на величину его износа во время эксплуатации.

Министерство финансов в своем письме справедливо отмечает, что законодательным актом, устанавливающим общие нормы (в том числе методы) определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является Закон Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон). В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 13 Закона его положения по определению таможенной стоимости ввозимых товаров применяются к товарам, фактически пересекшим таможенную границу Российской Федерации при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, при первом помещении этих товаров под таможенный режим.

В соответствии со ст. 13 Закона (абз. 2 п. 1) при изменении таможенного режима таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость, определенная на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенный режим после фактического пересечения ими таможенной границы Российской Федерации, если иное не установлено таможенным законодательством Российской Федерации.

Однако нельзя согласиться с выводом Минфина о том, что "особенности определения таможенной стоимости товаров при изменении в их отношении таможенного режима временного ввоза на иной таможенный режим, применимый к ввозимым товарам, законодательством Российской Федерации не предусмотрены".

На наш взгляд, комментируемое положение ТК (второе предложение абз. 2 п. 2 ст. 214 ТК) и является тем законодательно установленным отступлением от общих правил определения таможенной стоимости товаров, которое регулирует особенности определения таможенной стоимости товаров в конкретном случае завершения таможенного режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения.

Такой же точки зрения придерживается и заместитель начальника Северо-Западного таможенного управления полковник таможенной службы В.В. Кулешов. В своей статье "Починить закон не удалось", опубликованной в N 12 "ЭЖ-Юрист" за 2006 г., он пишет, что "в случае изменения таможенного режима таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, определенная на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенный режим после фактического пересечения ими таможенной границы Российской Федерации, если иное не установлено таможенным законодательством Российской Федерации.

Такая возможность, в частности, возможность заявления таможенной стоимости меньшей, чем было заявлено при первоначальном таможенном режиме, предусмотрена п. 2 ст. 214 ТК РФ при завершении таможенного режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения".

Эта же мысль продублирована в Комментарии В.В. Кулешова и кандидата юридических наук В.П. Шавшиной к Федеральному закону от 8 ноября 2005 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", опубликованном в N 4 "Налогового вестника" за 2006 г.

Тем не менее Минфин настаивает, что данное положение ТК должно рассматриваться в совокупности с иными нормами законодательства и не противоречить общей норме, приведенной в первом предложении абз. 2 п. 2 ст. 214 ТК.

Совсем странным представляется стремление Минфина обосновать свою позицию ссылкой на необходимость применения в данной ситуации специальных норм, установленных Правилами определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 500 (далее - Правила).

На наш взгляд, данные Правила не должны учитываться в ходе реализации полномочия, закрепленного вторым предложением абз. 2 п. 2 ст. 214 ТК только из-за того, что они регулируют иной круг общественных отношений, возникающих в ходе перемещения товаров через таможенную границу РФ, а именно отношения по определению таможенной стоимости:

а) ввозимых товаров, поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой силы, произошедших до первого помещения товаров под таможенный режим, установленный таможенным законодательством Российской Федерации;

б) товаров, рассматриваемых для таможенных целей как ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в поврежденном состоянии вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Желание Минфина использовать указанные Правила в качестве подзаконного акта Правительства РФ, разъясняющего порядок применения абз. 2 п. 2 ст. 214 ТК, понятно: с одной стороны, изменение (или определение заново) таможенной стоимости временно ввезенных товаров при заявлении в отношении этих товаров иных таможенных режимов, применимых к ввозимым товарам, и не запрещается, но обусловливается такими требованиями, которые в принципе невозможно соблюсти, даже имея очень большое желание. Чего стоит одно требование Постановления N 500 документального подтверждения декларантом факта аварии или действия непреодолимой силы, а также наличия причинно-следственной связи между указанным фактом и повреждением товаров, когда между ввозом товаров на территорию РФ и их выпуском в свободное обращение может пройти два года и более.

Таким образом, рассматриваемым письмом Минфина от 15 февраля 2007 г. N 03-10-07/12 в решении проблемы поставлено многоточие. Точка, скорее всего, будет поставлена судебными органами.