Мудрый Юрист

Роль социальной ответственности в общественной жизни

Социальная ответственность, как глубинный, нединамичный слой подсознания, по объему шире правовой ответственности, юридической и носит основополагающий и определяющий для правовых феноменов сферы духовного мира человека, общества характер. Характерные черты сложнейшего явления: бинарность (сознательное и бессознательное, теоретическая - практическая). Представление, оценивание, реагирование. Индивидуальный (правовое мышление формируется только в рамках индивидуума) и коллективный характер (правовой менталитет - в рамках общественного субъекта).

Подчеркнем значимость правовой культуры, она выступает внутренней духовной стороной правовой системы в обществе и глубоко пронизывает правосознание, право, правоотношения, законность, правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность <1>. Профессор Н.Л. Гранат рассматривает ее не только как результат, но и как способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения, а применительно к личности выражается в ее менталитете <2>.

<1> См.: Баранов П.П. Вопросы типологии российской правовой культуры // Право и культура: приемы взаимосвязи. Сборник научных трудов. Ростов н/Д, 1996. С. 38.
<2> См.: Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура // Брест. 1998. N 11 - 12. С. 6.

В отличие от правовой культуры, которая включает в себя только позитивные проявления (здесь имеется в виду то, что нормативно-правовые акты или иные источники права, закрепляющие произвол и противоправное поведение, в правовую культуру не входят), правовой менталитет имеет более широкую сферу деятельности и отображает устойчивое мировоззрение той или иной социальной группы, класса, нации, личности на существование и функционирование государства и права, особое видение роли правовой и политической реальности в жизни общества.

А.И. Овчинников в своем диссертационном исследовании очень интересно представляет дефиницию понятия "правовое мышление". Феномен правовой сферы духовного мира человека представляет собой процесс освоения и понимания окружающей индивида социально-правовой действительности, результатом которого является, с одной стороны, желаемое и позитивное право, с другой стороны, комплекс правовых знаний, идей, взглядов, представлений, формирующийся и институционализирующийся в правовом сознании и юридическом мировоззрении человека <3>.

<3> См.: Овчинников А.И. Правовое мышление: аксиологический и герменевтический аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2000. С. 39.

Правовое мышление является средством внутренней жизни, функционирования правосознания и средством осмысления социально-правовой действительности <4>.

<4> См.: Овчинников А.И. Правовое мышление: аксиологический и герменевтический аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2000. С. 40 - 41.

Невозможно не рассмотреть в связи с этим одну из форм мироощущения и социального поведения - нигилизм (лат. - ничто), которая выражает отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия.

Н.И. Матузов видит корни правового нигилизма в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения <5>. Показательно пренебрежительное отношение к праву. На всем протяжении исторического существования России прослеживается неверное восприятие юридических ценностей, повсеместное нарушение правовых предписаний, скрытое, а порой откровенное попирание права. В этой связи юридический нигилизм укоренился в сознании наших граждан и существенным образом тормозит развитие правовой культуры, права, правопорядка, законности, что на фоне общего социального, духовно-нравственного, культурного кризиса нашего общества и государства лишь осложняет ситуацию в стране.

<5> См.: Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали // Правоведение. 1994. N 2. С. 3.

Признавая ведущую роль права в процессе упорядочения социальных явлений, необходимо подчеркнуть, что его воздействие на общественные отношения в целом соответствует общим принципам и законам регулирующего воздействия других социальных норм.

Общественный прогресс во многом определяется устойчивым характером, стабильностью связей и отношений, внедрением определенных эталонов в поведение людей, их повторяемостью и приданием им обязательного характера. Ни одно общество не смогло бы существовать без этих общеобязательных правил поведения людей <6>.

<6> См.: Пеньков Е.М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности. М.: Мысль, 1972. С. 40.

Анализ взаимоотношения между правовым сознанием и правовой ментальностью показывает, что духовная и культурная жизнь правового сознания, его суть в огромной мере детерминированы особенностью правового менталитета, алгоритмом его действия в координатах общественного сознания и культуры. Правовая социализация и инкультурация индивида прежде всего предполагает интеллектуальное освоение им утвердившегося в социальной общности стиля правового мышления.

Ценностные ориентации служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида <7>.

<7> См.: Психология. Словарь. М., 1960. С. 442.

Если говорить о ценностных ориентациях, то нельзя не сказать об авторе специальной процедуры для их изучения М. Рокиче. Система ценностно-правовых ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к правовой действительности.

Социолог Д. Майерс представляет установку как благоприятную или неблагоприятную оценочную реакцию на что-либо, выражающуюся в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении <8>.

<8> См.: Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. С. 681.

Основная функция социальной установки личности - регуляция поведения, деятельности в различных сферах общественной жизни. Обращение к социальной психологии при изучении правового менталитета закономерно и способствует обогащению юридической науки. Как справедливо указывал известный юрист дореволюционной России Д.А. Дриль, право и психология имеют дело с одними и теми же явлениями - законами сознательной жизни человека, а потому право должно заимствовать у психологии средства для изучения сознания. Стремление юристов изучить закономерности правомерного или противоправного поведения привело к попыткам проведения социально-правовых исследований установки. Правовая установка и есть то звено, которое связывает личность и право, правовые чувства, мотивы, отношения, оценки с социально-правовой активностью, правовым поведением.

Для познания такого перехода необходим глубокий анализ правового сознательного и бессознательного, его структуры и функций тех социальных условий, в которых находится правовой менталитет.

По мнению Т.В. Синюковой, правовая установка личности - это готовность, предрасположенность субъекта к правомерному или противоправному поведению, складывающаяся под влиянием ряда социальных и психофизиологических факторов <9>.

<9> См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юность, 1997. С. 564.

В краткой энциклопедии по общей теории права правовая установка представляется как "особое состояние психологического склада личности, предрасполагающее к определенной активности с позиции потребности и личного интереса. Она возникает на основе социальной потребности и ситуации для удовлетворения предрасположенности субъекта каким-либо образом реагировать на различные явления правовой деятельности, а также склонность или готовность его к совершению конкретных, юридически значимых действий" <10>. Благодаря установкам индивиду не нужно заново определять, в чем состоят его потребности и способы их достижения, так как они ранее зафиксировались в его установках. На сегодняшний день в научной литературе помимо понятия "установка" используется термин "аттитюд".

<10> См.: Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. Н. Новгород, 1997. С. 84 - 85.

Если правовые установки - это неосознанные готовности и предрасположенности, носящие устойчивый характер, то правовые аттитюды - осознанные предрасположенности, подверженные трансформации. Правовые установки и аттитюды в контексте современного среза российской политико-правовой действительности характеризуются противоречивостью, непредсказуемостью того, осознанные или неосознанные пласты менталитета сыграют доминирующую роль в конкретно возникшей ситуации. Это связано с тем, что в современной России происходят попытки реформирования, формирования нового государства, где будут преобладать несколько иные, чем существовавшие традиционно, представления и ценности.

Многие правовые установки сложились благодаря тем политико-правовым условиям, в которых долгое время жил русский народ. Это годами выработанная готовность перекладывать ответственность за свою судьбу на государство, социум, то, что государственную власть ставили выше закона, это порождало, с одной стороны, правовой нигилизм и произвол, а с другой - терпимость россиян и их влечение к порядку. "Характер отношения государства и индивида в России, в отличие, например, от Запада, определяется не только соглашением подданных и государственной власти о соблюдении законов, сколько молчаливым сговором о безнаказанности при их нарушении" <11>.

<11> Лубский Р.А. Политический менталитет: методологические проблемы и российские реалии: Дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1999. С. 168.

Для исчерпывающего представления о том, какие ценностно-правовые ориентации сформировались на осознанном уровне правового менталитета российских граждан, необходимо не одно серьезное исследование. Но основные тенденции прослеживаются уже при поверхностном изучении этой проблемы. Рассмотрим на примере г. г. Тольятти и Воронеж. Среди молодежи был проведен опрос методом случайной выборки. В ходе исследования был задан вопрос о градации ценностей и выборе алгоритма решения ряда ситуаций.

При анализе результатов исследования обнаружилось наличие парадоксальной ситуации, в которой проявляется внутренняя противоречивость российского правового менталитета - при озвученной ценности - здоровье, дети, семья. 17% респондентов в г. Тольятти согласились на строительство экологически опасного предприятия в своем населенном пункте при условии выплаты им материальной компенсации. Невзирая на то что экологическая опасность, последствия которой могут противоречить самой физической возможности создания семьи, воспитания детей, сохранения здоровья даже при состоявшемся материальном достатке, она либо не осознается, либо явно недооценивается опрошенными молодыми людьми. Что касается супружеской верности, то число ценящих ее за пять лет, по данным исследования общественного мнения, проведенного в Воронеже институтом "Квалитас" <12>, снизилось с 61 до 51%.

<12> См.: Литературная газета. 2005. N 54.

Наряду с выделением таких основных общечеловеческих моральных ценностей, как совесть, справедливость, свобода и независимость, тем не менее считаются нормальными и допустимыми такие формы поведения, как проезд в общественном транспорте без билета. Подавляющее большинство воронежцев - 68% - не осуждают безбилетников. "А среди молодежи, - сообщает "Квалитас", - если бы не кондуктор, не стали бы брать билет 83% горожан от 18 до 30 лет" <13>. Пять лет назад человек, потерявший деньги, в 51 случае из 100 еще мог надеяться, что ему вернут их. Теперь такая вероятность снизилась до 39%. На вопрос о покупке краденых вещей 59% молодых людей г. Воронежа ответили, что это допустимо <14>.

<13> Литературная газета. 2005. N 54.
<14> См.: Там же.

Происходящие в обществе реформы влияют на сознание молодежи. Все чаще отмечаются ценности частной жизни, но пока они очень разнятся с поведенческими установками. Своеобразно понимание свободы: не столько истинная свобода, сколько отсутствие обязанностей перед обществом и другими людьми. Закономерное следствие многовекового развития российского общества в условиях отсутствия принципов партнерских отношений между личностью и государством. Сейчас эта черта воспроизводится в молодежи, так как рассчитывать на усвоение в короткий срок массовым сознанием ценности свободы действий и ее неразрывной связи с ответственностью и последствий своих поступков и решений, очевидно, нельзя. Модель утилитарного индивидуалистического сознания западного типа противоположна традициям российской ментальности <15>.

<15> См.: Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс. 1998. N 12. С. 91.

Культ личного успеха любой ценой постепенно вытесняет у молодежи ценности коллективизма и солидарности. При декларировании права и закона как базовых ценностей на неосознанном уровне граждане не ориентированы ни на поступки, соответствующие нормам права, ни на соблюдение прав и свобод. И это логично, в России во все времена, на всех уровнях главенствовала власть, а не право. По этой причине оно должной ценности для русского народа не представляло. Власть практически всегда характеризовала отчужденная безответственность по отношению к народным чаяниям. В глубине российского менталитета лежит неискоренимое пренебрежение к праву, законам, власти.

Сегодня в России, находящейся в процессе социальной трансформации, когда изменяются не только все сферы материальной и духовной жизни, но и духовно-нравственные ориентиры, процесс формирования социальной ответственности проблематичен.

По мнению Х. Шварца, одного из основателей данной теории, личностные нормы предстают в качестве самоожиданий индивида, возникающих как результат взаимодействия между социальными нормами и личным опытом, приобретенным в процессе социализации. Так, им было выведено три условия активации личностных норм: 1) когда человек знает о последствиях его действий, совершенных в соответствии с такой нормой, для других людей; 2) когда личностная норма требует от человека именно таких действий; 3) когда человек способен контролировать свои действия и их результаты, когда он признает личную ответственность за свои поступки в соответствии с данной нормой.

Контролируемое поведение не может осуществляться напрямую, а действие внешних стимулов (средств контроля) всегда опосредуется сознанием, вследствие чего правовые нормы интернализуются (усваиваются).

Интернализованные (усвоенные) субъектом нормы права способствуют личности не только оценивать собственные правовые поступки и поведение окружающих ее людей, но и выбирать те или иные варианты действий в разнообразных юридически значимых ситуациях.

Интернализация юридических норм, их переход во внутренний мир личности имеют особое значение для саморегуляции поведения. В результате социальные нормы становятся личностными нормами, элементами нормативно-ценностной системы личности.

Но Е.А. Циашковский утверждает, что наличие одних лишь интернализованных (усвоенных) норм не может обеспечить правомерного поведения. Для этого необходимо функционирование такого элемента, который бы обусловливал и объяснял связь личностной нормы и того поведения, которое ей соответствует; как внешний стимул (например, позитивная юридическая ответственность) влияет на правомерное поведение субъекта, развивает его; психологические реакции в случае следования личностной норме либо ее нарушения (самоодобрение и самоосуждение). Им выступает явление, которое он условно называет "интернализованная (усвоенная) ответственность личности" <16>.

<16> Циашковский Е.А. Позитивная и перспективная юридическая ответственность в системе социального контроля: Дис. ... к.ю.н. Н. Новгород, 2003. С. 147.

Интернализация правовой нормы и правовой ответственности происходит одновременно, с присутствием прямых и обратных связей. После интернализации юридическая ответственность теряет свое качество, т.е. перестает быть правовой, ибо утрачивает объективные юридические признаки, так как полностью переходит во внутренний мир личности, где не может быть государственного поощрения или налагаемого государством правоограничения, становится элементом структуры правосознания личности, переходит в разряд устойчивых психологических качеств. Поскольку ответственность есть социальное свойство личности, постольку она пристрастна - субъект чувствует ответственность прежде всего за проблемы своего окружения, потому что он интернализует ценности своей среды, отвечает за их реализацию. Однако от этого она не теряет связи с юридической ответственностью, выступая важнейшим условием ее эффективного функционирования. Если, например, должностное лицо, привлеченное к уголовной ответственности за получение взятки, не испытывает раскаяния, самоосуждения и т.п., то соответствующая юридическая норма и правовая ответственность им не интернализованы. Применяемые к нему на основе негативной уголовно-правовой оценки правоограничения, меры государственного принуждения в принципе не будут результативными, а уголовное наказание не достигнет цели превенции и исправления. Любое воздействие теряет свой контролирующий эффект, если оно не влияет на самосознание индивида.

Интернализация юридической ответственности имеет большое практическое значение, поскольку от того, насколько она усвоена, зависят самоконтроль правового поведения, уровень правонарушаемости, социально-правовая активность, законность, правопорядок.

Совершенствование системы социальной ответственности и ее применение - одна из наиболее актуальных проблем на пути достижения эффективности борьбы с правонарушениями. Вместе с тем необходимо развивать нравственное и правовое сознание граждан, особенно молодежи, ответственное отношение к собственному поведению и поведению других членов общества.