Мудрый Юрист

Семейная воспитательная группа как форма устройства детей в семью

Лапина Е.П., аспирант ВГНА.

Кризис семьи, нарушение ее структуры и функций, падение жизненного уровня, обесценивание морально-нравственных идеалов, изменение ориентиров ведут к значительному росту социальной дезадаптации детей, которая прежде всего проявляется в утрате социальных связей с семьей, ведет к обострению проблем социального сиротства, росту числа подростков "группы риска". Сегодня в России, как и во всем мире, все больше осознается важность и ценность семьи как естественной среды, необходимой для полноценного воспитания ребенка. Отечественный и зарубежный опыт профилактики социального сиротства убедительно доказывает: следует избегать воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных учреждениях. Необходимо искать альтернативные формы.

И прежде всего - различные виды семейного воспитания.

В современном российском региональном законодательстве наметились тенденции к урегулированию и закреплению все более новых и хорошо забытых старых форм устройства детей в семью. Субъекты Федерации проявляют инициативу и внедряют в жизнь альтернативные формы замещающих семей. В 29 субъектах РФ (таких как Волгоградская область, Краснодарский край, Республика Башкортостан, г. Москва, Московская область) приняты законы и активно применяются такие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как патронат (передача ребенка на воспитание во временно замещающую семью), социальный патронат, зачисление детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в воинские части в качестве воспитанников, семейные воспитательные группы.

Более чем в 15 субъектах Российской Федерации (таких как Ростовская область, Ставропольский край, Республика Удмуртия) такая работа фактически ведется, а законодательная база на данный момент формируется.

Так что же такое временно замещающие семьи?

"Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье" - статья 54 Семейного кодекса РФ. Для реализации этого приоритетного права и создается альтернативная возможность обретения семьи.

Учитывая положения ст. 123 Семейного кодекса РФ, дающей право субъектам РФ предусматривать "иные формы устройства" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в связи с тем, что ряд объективных факторов и условий препятствуют существенному увеличению масштабов усыновления и опекунства, приемная семья является приоритетной формой устройства детей в семью. Причина этого неоднозначна и является темой для отдельного изучения. Стоит лишь заметить, что каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, это отдельная, личная, как правило, очень сложная судьба. И три формы устройства в семью, закрепленные в СК, не универсальны настолько, чтобы подойти каждому отдельно взятому ребенку-сироте и каждому приемному родителю. И именно поэтому субъекты Федерации разрабатывают альтернативные способы устройства детей в семью. (Рассмотрим подробнее опыт Волгоградской области.)

Для реализации данной задачи было принято постановление главы администрации Волгоградской области "Об организации семейных воспитательных групп специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации", устанавливающее гибкую, перспективную и, что очень существенно, финансируемую из областного бюджета форму устройства детей и подростков во временных замещающих семьях.

Семейная воспитательная группа позволяет приобрести опыт семейной жизни и создается с целью реализации приоритетного права ребенка жить и воспитываться в семье, провозглашенного в Конвенции о правах ребенка и закрепленного в Семейном кодексе РФ. Такая модель позволяет не только положительно решить вопрос об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, но и создать механизм временного замещения кровных родителей.

На территории Волгоградской области деятельность семейных воспитательных групп осуществляется на основании постановления главы администрации Волгоградской области от 31 марта 2003 г. N 232 "О внесении изменения в постановление главы администрации Волгоградской области от 31 августа 2001 г. N 737 "Об организации семейных воспитательных групп специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации".

С 1 ноября 2001 г. в области было создано 104 СВГ, в которые было передано 176 воспитанников. Трансформировались в опекунские семьи 20 СВГ (30 воспитанников), в усыновительские - 2 СВГ (2 воспитанника), из 7 СВГ воспитанники переданы в кровную семью (10 воспитанников). На 1 августа 2006 г. на территории Волгоградской области действуют 73 СВГ, в них - 115 воспитанников.

Семейная воспитательная группа как альтернативная форма устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказывает позитивное влияние в плане компенсации последствий депривации различной направленности. Именно через СВГ реализовываются:

возможность формирования грамотных представлений о семейных ролях, традициях, взаимосвязях;

возможность помещения в семейную воспитательную группу детей, оставшихся без попечения родителей и оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

возможность помещения детей и подростков, не имеющих формальных признаков, позволяющих дать им статус оставшихся без попечения родителей, но фактически являющихся таковыми;

возможность взаимодействия воспитателей семейных групп в процессе комплексной реабилитации воспитанника со специалистами различных учреждений.

В семье дети накапливают позитивный социальный опыт, восполняют недостающий опыт семейной жизни с образцами построения конструктивных семейных взаимоотношений. Взрослые реализуют свой воспитательный потенциал, расширяя круг необходимых знаний и умений.

Учитывая важность и актуальность создания семейных воспитательных групп, создан грамотный системный подход к организации и сопровождению деятельности СВГ, взаимодействие специалистов по работе с семьей, органов опеки, здравоохранения и иных структур.

Главной отличительной особенностью СВГ от приоритетных форм устройства детей в семью является создание условий для возврата ребенка в кровную семью. А также разделение прав и обязанностей по воспитанию ребенка между органом опеки и попечительства, семейным воспитателем и нередко кровным родителем. Необходимо отметить, что ребенок, находясь на воспитании в СВГ, юридически остается воспитанником детского сиротского учреждения, при котором создана СВГ, сохраняет за собой все личные и имущественные права, получает содержание и сохраняет за собой все льготы, обретая при этом заботливую и внимательную семью.

Семейный воспитатель (оформляется как работник учреждения органов опеки и попечительства) возлагает на себя обязанности по воспитанию ребенка, содержание же ребенка остается на учреждении, которое, как правило, является и законным представителем ребенка.

Основой является соблюдение принципа сотрудничества, который предполагает четкую организацию системы взаимодействия различных служб и специалистов:

комитет (отдел) по делам семьи и учреждения социального обслуживания формирует банк данных на детей и воспитателей, контролирует процесс организации семейных воспитательных групп, осуществляет патронаж функционирующих групп;

органы опеки и попечительства готовят акт обследования жилищно-бытовых условий кандидата в воспитатели, постановление о помещении ребенка в учреждение на полное государственное обеспечение и о закреплении за ним жилья;

отдел народного образования осуществляет проверку степени адаптированности ребенка к условиям школы, контролирует успеваемость;

центральная районная больница, врачи-специалисты осуществляют медицинское сопровождение семейных воспитательных групп.

Ожидаемые результаты работы.

Коррекция психоэмоционального состояния воспитателей и детей в семейной группе.

Систематизация знаний по возрастной психологии и конфликтологии воспитателей, занятых в работе семейных воспитательных групп.

Создание положительного психологического климата и формирование доверительных отношений в созданных семейных группах.

Формирование позитивного имиджа СВГ в обществе.

Создание системы профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с СВГ.

Создание информационно-аналитической и методической базы по деятельности СВГ.

Разработка системы мониторинга, необходимого для анализа динамики развития СВГ.

Определение основных проблем, возникающих в СВГ, анализ потребностей участников семейных групп.