Роль наград в правовой деятельности органов государственной власти
Трофимов Е.В., преподаватель кафедры конституционного и административного права ГОУ ВПО "Хабаровская академия экономики и права", кандидат юридических наук.
Награды занимают важное место в правовой деятельности органов государственной власти современной России. В советский период награждение служило немалым стимулом трудовой и общественно-политической активности людей <1>. С изменением общественного устройства социально-правовое назначение наград в целом не изменилось, они по-прежнему остаются средством оценки и стимулирования активности членов общества в решении национальных и общечеловеческих задач <2>.
<1> См.: Кузнецов А.А. Награды: Энциклопедический путеводитель по истории российских наград. М., 1998. С. 351.<2> См.: Государственные символы и награды Российской Федерации / Авт.-сост. Ю.Л. Кушер. М., 1999. С. 60.
Наградным вопросам посвящен довольно многочисленный массив нормативных правовых актов и настолько большой объем актов правоприменения, что в делопроизводстве многих органов государственной власти акты о награждении имеют собственную нумерацию или индексацию. С советского периода в наградной системе России сохранились государственные награды, а также награды и поощрения высших федеральных органов государственной власти: Президента РФ (РСФСР), Правительства РФ (РСФСР), Государственной Думы и Совета Федерации. С 1990-х годов и вплоть до настоящего времени отмечается повышение активности ведомственного правотворчества в области наградного дела. Федеральные министерства учредили большое количество отраслевых наград. В субъектах Российской Федерации наряду с большим разнообразием региональных государственных наград имеются многочисленные награды и поощрения органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Награды, применяемые от имени Российского государства или его органов, являются атрибутом и символом государственной власти, выражением государственных прерогатив. В государственной политике награды выступают в качестве средства вознаграждения за заслуги и отличия и в качестве средства побуждения к добровольному и добросовестному осуществлению социально полезной деятельности.
Награды формируют систему социального этикета, основанную на структурировании общества и нормировании поведения его членов по признаку формализованных и ранжированных заслуг отдельных лиц. Посредством установления наград и награждения ими общественные отношения оформляются в определенную систему социального этикета, указывают на место награжденных лиц в социальной системе, на их публичные заслуги. В специфической наградной форме происходит формализация общественных отношений <3>.
<3> См.: Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1984. С. 194; Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России: Очерки истории и государственной символики России. М., 1993. С. 5.Как и другие политические символы, награды выполняют три основные функции: номинативную, информативную и коммуникативную <4>. В своем овеществленном выражении награды являются символами отличия награжденных лиц, их социальной особенности в обществе (номинативная функция). Социально-правовое наполнение этой особенности, или смысловая нагрузка награды как символа, раскрывается в системе общественных отношений, отражает отношение общества к наградам и их носителям (информативная функция). Информативная нагрузка награды влияет на характер и степень интеграции награжденного в общественную структуру, воздействует на организацию и регуляцию общения с награжденным лицом, задает формализованные ориентиры и программы поведения участников общения с награжденным (коммуникативная функция).
<4> См.: Попов В.А. Символы власти и власть символов // Символы и атрибуты власти: генезис, семантика, функции / Отв. ред. В.А. Попов. СПб., 1996. С. 11 - 12.Главное предназначение награды - это собственно вознаграждение за имеющиеся заслуги, и именно этим определяется роль наград в правовой деятельности органов государственной власти. Среди обширного арсенала средств и способов реализации государственной политики награды выступают в качестве правового средства, которое имеет нормативно-правовую основу своего существования и применения, а также юридическую форму выражения в наградном правоприменительном акте. В то же время награды обладают тесной взаимосвязью с организационными (неправовыми) формами государственного управления.
Решение вопроса о награждении или об отказе в награждении относится к компетенции и усмотрению награждающего субъекта, и именно наличие дискреционного момента в наградных полномочиях обусловливает пограничный характер награды в системе форм государственного управления.
Использование в интересах государственного управления престижа наград и стремления получить награду существенно дополняет традиционные методы убеждения и принуждения. Награды позволяют в некотором отношении соединить правовые и неправовые формы государственного управления. Выдвигая индивидуальные требования к лицу, желающему получить награду, орган государственной власти способен достичь высокого управленческого результата. Усмотрение в награждении, облеченное в правовую форму, но при этом не подлежащее судебному контролю, позволяет снять формальный подход не только награждающего субъекта в отношении оценки характера и степени заслуг награждаемого, но и устранить формальный подход претендента на награду к исполнению возложенных на него обязанностей.
Частичное снятие процессуального формализма, ненасильственное побуждение субъекта права выполнять юридические предписания наиболее разумно, добросовестно и даже с превышением обычно предъявляемых требований должно служить социальным основанием для преодоления неопределенно-формального нормативного подхода к оценке характера и степени заслуг награждаемого лица. Награда как правовая форма и результат (правовое последствие) социально полезной деятельности подводит своеобразный итог неформальным требованиям органа государственной власти к награждаемому лицу, в индивидуальном порядке констатирует достижение порога социальной значимости деятельности награжденного. В награждении происходит качественный переход от организационных (неправовых) форм, применявшихся в процессе управленческой деятельности, к итоговой правовой форме официального признания заслуг и отличий.
Неформальный подход к осуществлению общественно полезной деятельности и корреспондирующий ему дискреционный подход к позитивной оценке этой деятельности позволяют установить личную связь между награждающим и награждаемым. Получение государственной награды доставляет личное удовлетворение награжденному, укрепляет в нем чувство собственного достоинства и уважение к государству, оценившему его заслуги <5>. Указанная особенность применения наград определяет величину их потенциала как инструмента воздействия на общественные отношения.
<5> См.: Каданцев П.С. Ордена России. Рязань, 1993. С. 20; Несветайло С.М. Ведомственные награды Министерства внутренних дел России // Геральдическое обеспечение ведомственных наград Российской Федерации: Материалы федерального совещания 20 апреля 1999 г. СПб., 1999.