Мудрый Юрист

Актуальные проблемы использования эквивалентной компенсации при применении таможенного режима переработки на таможенной территории в отношении машиностроительной продукции военного назначения

Турко Алексей Николаевич - соискатель ученой степени кандидата юридических наук Академии военных наук Российской Федерации.

В рамках таможенного законодательства существует проблема, связанная с невозможностью проведения ремонта товара, ранее поставленного на экспорт, посредством эквивалентной замены на аналогичный исправный российский товар, в случае помещения его под таможенный режим переработки на таможенной территории.

В науке таможенного права, несмотря на серьезные работы, охватывающие различные аспекты таможенного регулирования <1>, данному вопросу не было уделено внимания. В отдельных публикациях рассматривались общие вопросы применения таможенного режима переработки на таможенной территории <2>.

<1> См., например: Блинов Н.М. Таможня в условиях глобализации внешней торговли // Таможня в условиях глобализации внешней торговли. Сборник научных трудов. М.: РИО РТА, 2000. С. 25 - 35; Гребенщикова Л.В., Кубасова И.А., Сарсембаев М.А. Таможенное законодательство и международные таможенные конвенции. Алматы, 1996; Лозбенко Л.А. О некоторых актуальных проблемах развития таможенных служб в условиях глобализации мировой торговли // Таможня в условиях глобализации внешней торговли. Сборник научных трудов. М.: РИО РТА, 2000. С. 17 - 22; Матвиенко Г.В. Административная ответственность за нарушения таможенных правил: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001; Ответственность за нарушение таможенных правил / Под ред. А.Н. Козырина. М., 1999; Рязанцев А.Г. О классификации административных проступков в сфере таможенного дела по признакам объективной стороны правонарушений // Актуальные проблемы таможенного дела. Сборник научных трудов молодых ученых РТА. М., 1998. Вып. 1 и т.д.
<2> См., например: Егиазарова В.В., Сошников А.Н. Нарушение таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена статьей 268 Таможенного кодекса Российской Федерации; Шестакова М. О таможенных режимах // Право и экономика. 2006. N 10.

В настоящей статье предпринята попытка определения существа названной проблемы в практическом и теоретическом аспектах и разработка законодательных.

Как отмечает М. Шестакова, "переработки на таможенной территории - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ на определенный срок" <3>.

<3> См.: Шестакова М. О таможенных режимах // Право и экономика. 2006. N 10.

Статьей 176 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ <4> к одной из операций по переработке товаров при таможенном режиме переработки на таможенной территории отнесен ремонт товаров, в том числе их восстановление, замена составных частей, восстановление их потребительских свойств. Установленные Кодексом условия указанного таможенного режима, в том числе применение эквивалентной компенсации, предполагают, что замена ввозимого для ремонта неисправного товара на аналогичный российский, а также опережающий вывоз эквивалентных товаров возможны только в случае переработки этих товаров. Закрепленные условия данного таможенного режима обеспечивают потребности перерабатывающих отраслей промышленности, однако не учитывают особенности машиностроительных отраслей. Так, к примеру, замена ввезенного неисправного авиационного двигателя, помещенного под таможенный режим переработки на таможенной территории, на аналогичный исправный двигатель возможна только в случае переработки последнего, что нелогично по сути.

<4> Собрание законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 186 Кодекса ввезенные товары, заменяемые другими товарами, в том числе российскими, должны совпадать по своему описанию, качеству и техническим характеристикам с этими товарами. Следовательно, в случае ремонта для соблюдения установленных требований российский товар должен иметь такие же дефекты и неисправности, как и товар, ввезенный для ремонта. В противном случае дефектный и исправный товар не будет совпадать по качеству и характеристикам.

Вместе с тем распространение эквивалентной компенсации путем замены ввозимых неисправных двигателей, помещаемых в таможенный режим переработки на таможенной территории, на исправные двигатели является востребованным для многих оборонных предприятиях. Так, только на ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" ежегодно поступают на ремонт десятки двигателей, помещаемых под указанный таможенный режим, от самолетов, поставленных на экспорт иностранным заказчикам при осуществлении военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

Заложенный в статье 186 Кодекса принцип эквивалентной компенсации в основном направлен на обеспечение непрерывности производства товаров, относящихся к обрабатывающим отраслям промышленности. Установленный механизм позволяет не приостанавливать непрерывный цикл производства продукции, когда иностранные товары являются сырьем и поставляются с опозданием, поэтому заменяются имеющимися на территории Российской Федерации аналогичными (эквивалентными) товарами, например при осуществлении операций по производству алюминия на территории Российской Федерации могут использоваться как российские, так и греческие бокситы.

Применение эквивалентной компенсации является экономически оправданным также при ремонте товаров военного назначения, ранее поставленных на экспорт.

Как подчеркивает А.А. Шахмаметьев, комплексное применение таможенных режимов, охватывающих основные предназначения товаров при их перемещении через таможенную границу, создает необходимые предпосылки для более гибкого использования "традиционных" таможенных инструментов, средств и методов регулирования внешнеэкономической деятельности (таможенный тариф, уравнительные налоги, количественные ограничения и др.). Это, в свою очередь, позволяет полнее учитывать потребности и интересы хозяйствующих субъектов - участников внешнеэкономической деятельности <5>. В рассматриваемой нами ситуации очевидно, что законодатель не учел все нюансы перемещения товаров в рамках таможенного режима переработки на таможенной территории с точки зрения обеспечения интересов хозяйствующих субъектов, работающих в области производства машиностроительной продукции. Безусловно, интересы государства обеспечены в достаточной степени. Но ведь государство должно заботиться не только о собственном благе или создавать таможенные режимы, наиболее удобные для государственного регулирования и контроля, но отвечающие в полной мере интересам хозяйствующих субъектов без ущерба интересам общества и государства. Более того, создание адекватных таможенных механизмов перемещения товаров через таможенную границу в полной мере отвечает и интересам государства, т.к. создает условия для успешного обращения российской продукции на мировом рынке.

<5> См.: Шахмаметьев А.А. Таможенные режимы в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности (исторические аспекты развития на примере Франции) // Юрист. 2005. N 12.

Одним из показателей, определяющих конкурентоспособность поставляемой на экспорт высокотехнологичной промышленной продукции, в том числе и продукции военного назначения, является возможность поставщика выполнить требование заказчика об осуществлении ее послепродажного обслуживания в кратчайшие сроки. Между тем недостаточная оперативность удовлетворения претензий иностранных заказчиков в отношении неисправных изделий является одним из слабых мест российского экспорта.

Для решения данной проблемы в качестве одной из мер было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 1999 г. N 908 "Об особенностях применения таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки под таможенным контролем при ремонте российской авиационной техники" <6>. Указанным Постановлением создавались условия для использования эквивалентной замены ввозимого для ремонта (гарантийного и послегарантийного) неисправного товара на аналогичный исправный российский товар, а также осуществления опережающего вывоза кондиционного товара до ввоза неисправного товара, предназначенного для ремонта.

<6> Собрание законодательства РФ. 1999. N 34. Ст. 4276.

В этих же целях в пункт 15 Положения о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. N 1062 <7>, включена норма, устанавливающая, что при выполнении гарантийных обязательств по контракту разрешается опережающий вывоз кондиционного товара на замену дефектного, в том числе с заблаговременным (до получения рекламации) оформлением лицензии.

<7> Собрание законодательства РФ. 2005. N 38. Ст. 3800.

В настоящее время указанное Постановление утратило силу в связи с введением в действие с 1 января 2004 г. Таможенного кодекса РФ, которым в рамках таможенного режима переработки товаров на таможенной территории не предусмотрены эквивалентная замена ввозимых для ремонта дефектных товаров на аналогичные российские и опережающий вывоз эквивалентных товаров без их переработки. Таким образом, налицо ситуация, когда законодательство в области военно-технического сотрудничества создает предпосылки для оперативного реагирования на запросы иностранных заказчиков, в то время как таможенное законодательство не содержит соответствующих средств таможенного регулирования, позволяющих удовлетворять эти запросы <8>.

<8> В научной литературе неоднократно указывалось на необходимость взаимоувязывания таможенного законодательства с иными отраслями законодательства - валютного, налогового и т.д. См., например: Гравина А.А., Терещенко Л.К., Шестакова М.П. Таможенное законодательство. Судебная практика. М., 1998. С. 34, 36; Новокшонов В.Б. Таможенно-банковский экспортный валютный контроль. Актуальные вопросы правоприменения // Право и экономика. 1999. N 10.

Невозможность осуществления эквивалентной компенсации при ремонте товаров снижает оперативность выполнения российской стороной контрактных обязательств перед иностранными заказчиками по проведению гарантийного сервисного обслуживания продукции военного назначения. В связи с чем сроки удовлетворения претензий инозаказчиков по указанной продукции иногда достигают нескольких месяцев, в то время как в соответствии с требованиями, сложившимися на мировом рынке оружия, они должны быть в пределах 72 часов. Такая ситуация снижает эффективность военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

Сходные проблемы могут возникнуть и перед предприятиями, поставляющими на экспорт высокотехнологичную промышленную продукцию гражданского назначения.

В целях решения проблемы повышения оперативности сервисного обслуживания поставленной за рубеж российской продукции и поднятия престижа Российской Федерации как надежного партнера в области внешнеторговой деятельности предлагается внести в Таможенный кодекс дополнения, позволяющие организациям, экспортирующим высокотехнологичную продукцию, применять эквивалентную компенсацию к товарам, помещаемым под таможенный режим переработки на таможенной территории в целях гарантийного и послегарантийного ремонта товара, ранее поставленного на экспорт из Российской Федерации.

Целесообразно внести изменения в пункт 3 статьи 176. Статья 176 ТК РФ определяет операции по переработке товаров, относя к ним ремонт товаров, в том числе их восстановление, замену составных частей, восстановление их потребительских свойств. Из данной нормы видно, что замена допустима только в отношении запасных частей, являющихся составными частями чего-либо целого, например агрегата (авиационного двигателя). В то же время замена самого агрегата как одна из операций по переработке товаров законодательством не предусмотрена, что обусловливает необходимость внесения изменения, изложив п. 3 ст. 176 ТК РФ в следующей редакции: "...ремонт товаров, в том числе их восстановление, замену составных частей, восстановление их потребительских свойств, а также замену ввозимых для ремонта товаров на аналогичные товары, отличающиеся индивидуальными заводскими или порядковыми номерами". В ином случае вывозимый исправный товар сначала должен быть переработан и только после этого вывезен с таможенной территории Российской Федерации. Это возможно, если данный товар был в употреблении, имеет остаточный ресурс и подлежит ремонту. После ремонта в режиме переработки он может вывозиться. Однако действующий механизм не срабатывает, если речь идет о товарах, не бывших в эксплуатации после заводской сборки. Никаких операций по переработке с ними не проводилось, а значит, вывезти их невозможно. Предлагаемое нововведение разрешает указанную проблему, определяя, что к операциям по переработке может относиться также и простая замена одного товара на другой при определенных условиях, о которых речь пойдет ниже, без требования об обязательных действиях (работах) с вывозимым товаром, квалифицируемых в качестве переработки.

На первый взгляд может показаться, что при предлагаемом подходе не соблюдается существо данного таможенного режима, предполагающего переработку товаров. Однако это не так. Переработке подлежит неисправный товар, относящийся к машиностроительной продукции, который ввозится при использовании эквивалентной компенсации, помещаемый под таможенный режим переработки на таможенной территории.

Однако это только одна из проблем, которая решается при реализации предлагаемого подхода.

Необходимо также внести изменения и в ст. 186 ТК РФ "Эквивалентная компенсация".

Пункт 1 указанной статьи определяет, что с разрешения таможенного органа ввезенные товары, помещенные под таможенный режим переработки на таможенной территории, могут быть заменены другими товарами, в том числе российскими, если они совпадают по своему описанию, качеству и техническим характеристикам с ввезенными товарами (эквивалентная компенсация). Иными словами, чтобы быть замененными, ввезенные и вывозимые товары должны совпадать по трем критериям: 1) описанию; 2) качеству и 3) техническим характеристикам.

Действующая редакция не позволяет менять один товар, относящийся к машиностроительной продукции и имеющий законченный вид, на другой. Речь идет, к примеру, об агрегатах, представляющих собой сборочную единицу, обладающую свойством полной взаимозаменяемости, независимой сборкой от других составных частей изделия в целом и самостоятельного выполнения определенной функции в изделиях различного назначения (по ГОСТ 23887-79) <9>. Исходя из нормы п. 1 ст. 186 ТК РФ, вывозимый исправный товар должен совпадать по описанию с ввозимым неисправным товаром. Данный критерий выполним, т.к. описание обоих товаров будет совпадать.

<9> Справочник по основным терминам в области эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники. М., 2003. С. 59.

Иная ситуация с двумя другими критериями - качеством и техническими характеристиками.

Очевидно, что качество вывозимого товара не будет совпадать с качеством товара ввозимого. Первый исправен, второй - нет. При этом под качеством продукции понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением (ГОСТ 15467-79). Так, применительно к вооружению и военной технике (ВВТ) качество создаваемого образца ВВТ включает не все характеристики (свойства) образца ВВТ, а только те, которые связаны с возможностью удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением ВВТ. Качество охватывает различные конструктивные и технологические свойства, обусловливающие трудоемкость изготовления и эффективность эксплуатации образца ВВТ. Качество образца ВВТ включает, в частности, свойства, обусловливающие приспособленность к техническому обслуживанию, ремонту, хранению и транспортированию. В число свойств, определяющих качество образца ВВТ, входят также безотказность и долговечность <10>.

<10> Справочник по основным терминам в области эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники. М., 2003. С. 52.

В рассматриваемой ситуации качество неисправного товара не соответствует качеству товара исправного, т.к. оно не в состоянии удовлетворить потребности заявителя таможенного режима, что возможно только в результате использования свойств качественного товара.

Аналогичная ситуация с техническими характеристиками. В неисправном авиационном двигателе количество оборотов может быть меньше, чем в исправном, либо из-за поломки вообще двигатель не развивает никаких оборотов. Соответственно, и по этому критерию ввозимый и вывозимый товары не совпадают.

Анализ указанных критериев показывает необходимость для случая замены одного товара на другой ввести иные критерии, чем это предусмотрено действующим ТК РФ. К ним можно было бы отнести свойство аналогичности ввозимого и вывозимого товаров и их отличие только по одному признаку - индивидуальным заводским или порядковым номерам.

При этом требуется уточнение, что понимается под аналогичным товаром в целях применения эквивалентной компенсации. Необходимость этого обусловлена тем, что ст. 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <11> определяет аналогичный товар как товар, который по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам полностью идентичен другому товару, или в отсутствие такого полностью идентичного товара товар, имеющий характеристики, близкие к характеристикам другого товара. Указание на качественные и технические характеристики идентично критериям, содержащимся в п. 1 ст. 186 ТК РФ. Их применение делает невозможным замену одного товара на другой. Ситуация могла быть разрешена, если бы таможенный орган определил порядок и условия замены одного товара на другой при применении таможенного режима переработки на таможенной территории.

<11> Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

В данном документе целесообразно определить, что замена ввозимого для ремонта товара на аналогичный товар возможна, если качественные и технические характеристики товара, ввозимого с целью ремонта, которые он имел бы в исправном состоянии, идентичны качественным и техническим характеристикам другого товара, вывозимого при эквивалентной компенсации.

Другая проблема, которую целесообразно разрешить в документе ФТС России, - это определить требования к товарам, которые в рамках эквивалентной компенсации могут заменять друг друга. Речь о том, что простая замена одного неисправного товара на другой исправный может привести к тому, что будет создан механизм замены неисправных самолетов, судов, автомобилей на исправные, что недопустимо. При таком подходе теряется суть таможенного режима переработки на таможенной территории. Указанный режим должен создавать условия для оперативного послепродажного обслуживания поставленной на экспорт машиностроительной продукции, а не условия, которые являются сутью другого таможенного режима, обеспечивающего поставку товаров иностранным заказчикам (таможенный режим экспорта).

Учитывая, что данный режим льготный, с точки зрения налоговых и таможенных платежей нельзя применять его для замены одного товара, представляющего собой законченный образец высокотехнологичной машиностроительной продукции, на другой. Речь может идти только о замене отдельных составных частей указанных товаров (их агрегатов, узлов, комплектующих) на другие аналогичные товары (составные части), поступающих в качестве товара на территорию Российской Федерации для ремонта самостоятельно, а не в составе высокотехнологичных машиностроительных образцов (двигатели, компрессоры, насосы, пушки, ракетный комплекс с военного корабля, ракета от ракетного комплекса и т.д.).

Исходя из вышеизложенного, целесообразно п. 1 статьи 186 ТК РФ изложить в следующей редакции:

"С разрешения таможенного органа ввезенные товары, помещенные под таможенный режим переработки на таможенной территории, могут быть заменены другими товарами, в том числе российскими, если они совпадают по своему описанию, качеству и техническим характеристикам с ввезенными товарами, а в случае ввоза товаров для ремонта могут быть заменены на аналогичные товары, отличающиеся индивидуальными заводскими или порядковыми номерами в порядке и на условиях, которые определены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (эквивалентная компенсация)".

Необходимо также внести изменение в пункт 2 статьи 186 ТК РФ, который определяет особенности квалификации товаров в качестве продуктов переработки ввезенных товаров, используя условный характер такой переработки, в силу того что в этом качестве признаются не реально ввезенные товары, а находящиеся на таможенной территории Российской Федерации, в том числе российские, товары, заменяющие вывозимые с целью ремонта товары.

Целесообразно пункт 2 статьи 186 ТК РФ дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:

"Также в качестве продуктов, полученных в результате переработки эквивалентных товаров, могут рассматриваться аналогичные товары, которыми заменены ввезенные товары, помещенные под таможенный режим переработки на таможенной территории с целью ремонта товаров".

Предлагаемые подходы соответствуют Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г.), участницей которой Россия не является, однако начала движение в направлении присоединения к ней.

Во-первых, Киотская конвенция не устанавливает обязательных требований к видам возможных операций, относящихся к переработке товаров на таможенной территории. Соответственно, расширение перечня указанных операций за счет отнесения к ним замены ввозимых для ремонта товаров на аналогичные товары, отличающиеся индивидуальными заводскими или порядковыми номерами, не противоречит указанной Конвенции. Стандартным правилом 9 главы 1 "Переработка на таможенной территории" Рекомендаций к специальному приложению F Киотской конвенции определено, что в разрешении на переработку на таможенной территории указываются способы, в соответствии с которыми осуществляются разрешенные операции под режимом переработки на таможенной территории.

Это предполагает, что национальное законодательство должно определить указанные способы, а также виды разрешенных операций.

При этом требования к содержанию этих операций, способам их осуществления Конвенцией не определены, что обусловливает компетенцию в отношении этих вопросов национального (российского) законодательства.

Во-вторых, изменения, вносимые в ст. 186 ТК РФ, также соответствуют требованиям Киотской конвенции. Рекомендуемое правило 25 определяет, что продукты, полученные в результате переработки эквивалентных товаров, должны рассматриваться как компенсирующие продукты для целей применения настоящей главы (эквивалентная компенсация). При этом, как было отмечено ранее, определение операций, относимых к переработке, относится к юрисдикции национального законодательства. Получаемые при переработке продукты (товары), в том числе в результате замены одних товаров, помещенных под указанный режим с целью ремонта, на другие признаются как компенсирующие продукты (по терминологии Киотской конвенции) либо эквивалентными товарами в соответствии со ст. 186 ТК РФ. При этом фактической переработке будут подвергнуты не вывозимые эквивалентные товары, а ввозимые с целью ремонта неисправные товары, помещаемые под таможенный режим переработки на таможенной территории.

В целом следует отметить, что стандартное правило 8 главы 1 "Переработка на таможенной территории" Рекомендаций к специальному приложению F Киотской конвенции устанавливает правило, что национальное законодательство определяет условия, при которых для переработки на таможенной территории требуется предварительное разрешение, и устанавливает органы, уполномоченные выдавать такое разрешение.

Предлагаемые изменения статей 176 и 186 ТК РФ относятся к указанным условиям.

Принятие соответствующего закона, содержащего данные изменения, позволит более эффективно применять режим переработки товаров на таможенной территории, в первую очередь принцип эквивалентной компенсации не только в интересах обрабатывающих отраслей промышленности, но и для развития машиностроения. Предлагаемые изменения будут способствовать повышению конкурентоспособности поставляемой на экспорт российской высокотехнологичной промышленной продукции за счет диверсификации возможностей в применении различных таможенных режимов, отвечающих экономическим интересам производителя этой продукции, исходя из конкретно складывающейся ситуации, в минимальные сроки и наиболее эффективным способом.