Мудрый Юрист

Статус органов валютного регулирования и валютного контроля в свете проводимой административной реформы

Губарева Татьяна Ивановна - соискатель ученой степени кандидата юридических наук кафедры финансового и предпринимательского права Ставропольского государственного университета.

Под валютными правоотношениями следует понимать общественные отношения, возникающие по поводу валютного регулирования и осуществления валютных сделок, а также контроля за законностью данных видов деятельности.

В последние десятилетия круг субъектов валютных правоотношений претерпел существенные изменения. В связи с переходом валютной политики от государственной валютной монополии к курсу на полную либерализацию валютно-правовых отношений круг субъектов, вступающих в данные правоотношения, расширился. В настоящее время субъектами валютных правоотношений выступают органы государственной власти, уполномоченные банки во главе с Центральным банком Российской Федерации, резиденты и нерезиденты (юридические и физические лица).

Однако с переходом к полной конвертируемости рубля и отменой валютных ограничений проблема распределения полномочий между органами, осуществляющими валютное регулирование и валютный контроль, не исчезла. Чтобы разобраться в том, насколько распределение таких полномочий отражает закрепленный Конституцией РФ принцип разделения властей, необходимо более детально рассмотреть роль каждого из этих органов в валютных правоотношениях.

Государственными органами, осуществляющими валютное регулирование, согласно ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <1>, являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации (ст. 5 Закона).

<1> Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 15.12.2003. N 50. Ст. 4859.

Согласно ст. 1 ФКЗ "О Правительстве РФ" <2>, Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом государственной власти Российской Федерации, осуществляющим исполнительную власть на территории Российской Федерации и возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

<2> Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 22.12.1997. N 51. Ст. 5712.

Свое валютно-правовое регулирование Правительство РФ осуществляет посредством принятия правовых актов, носящих как нормативный, так и ненормативный характер. Вообще в литературе отмечается большая роль Правительства РФ в разработке проектов законодательства. Так, А.Д. Керимов в статье, посвященной исполнительной власти, отмечал, что Правительство располагает чрезвычайно большими возможностями воздействия на все другие государственно-властные структуры, в том числе и на парламент <3>. А.И. Бобылев, Н.Г. Горшкова, В.И. Ивакин также считают, что Правительство РФ активнейшим образом вторгается в сферу, традиционно считавшуюся сферой исключительной компетенции высшего представительного учреждения, а именно в законодательный процесс, отмечая, что именно Правительство Российской Федерации определяет перспективу осуществления мероприятий во всех сферах жизнедеятельности общества и государства <4>.

<3> Керимов А.Д. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право. 2001. N 9. С. 26 - 29.
<4> Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. М.: Издательский дом "Право и государство", 2003. 304 с. С. 32.

Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" 2003 года детализирует полномочия Правительства РФ по валютному регулированию и валютному контролю в Российской Федерации, хотя прямо и не называет их. Так, статьи 5, 22 данного Закона одним из регулирующих и контрольных органов в сфере валютных правоотношений называют Правительство РФ. Хотя в данном Законе не предусмотрено специальной статьи, регламентирующей полномочия Правительства РФ по валютному регулированию и контролю. Анализируя нормы указанного Закона, можно назвать следующие полномочия Правительства РФ по валютному регулированию:

  1. принятие актов валютного регулирования (абз. 1 ч. 2 ст. 5 ФЗ). В процессе валютного регулирования Правительство РФ издает нормативно-правовые акты в форме постановлений, а также акты, носящие ненормативный характер, в форме распоряжений. Статья 23 ФКЗ "О Правительстве РФ" предусматривает возможность принятия Правительством РФ индивидуальных актов в форме обращений, заявлений и иных актов, не носящих правового характера.

К актам валютного регулирования Правительства РФ можно отнести также правовые акты управления, носящие индивидуально-правовой характер. В. Кочарян называет следующие разновидности индивидуально-правовых актов <5>: индивидуальный акт-разрешение, индивидуальный акт-решение, индивидуальный акт-уведомление, индивидуальный акт-предписание, индивидуальный акт-пресечение;

<5> Кочарян В. Индивидуальные правовые акты в механизме административно-правового регулирования валютных отношений // Финансовое право. 2007. N 1. С. 34 - 37.
  1. установление порядка (по согласованию с Центральным банком РФ) предоставления резидентами (за исключением резидентов - физических лиц) налоговым органам отчетов по движению средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами (ч. 7 ст. 12 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле");
  2. установление порядка представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков (п. 1 ч. 3 ст. 23);
  3. установление порядка (по согласованию с Центральным банком РФ) предоставления органами и агентами валютного контроля документов и информации в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством РФ (ч. 11 ст. 23 ФЗ).

Неотъемлемым правом Правительства РФ как участника валютных правоотношений является осуществление всех видов валютных операций, регулируемых ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", без ограничений (ч. 5 ст. 5 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" 2003 года).

Подзаконные акты самого Правительства РФ, а именно его Постановления, более детально регламентируют поведение субъектов валютных правоотношений.

Центральный банк РФ стоит во главе всей банковской системы Российской Федерации, которая включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Деятельность Банка России базируется на таких Федеральных законах, как ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <6>, ФЗ "О банках и банковской деятельности" <7>, ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <8>, "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" <9>, Налоговый, Бюджетный кодексы Российской Федерации и др. При этом некоторые из указанных законодательных актов регулируют именно банковскую деятельность, другие - лишь отдельные ее аспекты.

<6> Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (в ред. от 12.06.2006) // Собрание законодательства РФ. 15.07.2002. N 28. Ст. 2790.
<7> Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 (в ред. от 27.07.2006) // Собрание законодательства РФ. 05.02.1996. N 6. Ст. 492.
<8> Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // Собрание законодательства РФ. 15.12.2003. N 50. Ст. 4859.
<9> Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25.02.1999 N 40-ФЗ (в ред. от 20.08.2004) // Собрание законодательства РФ. 01.03.1999. N 9. Ст. 1097.

Свои функции и полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Центральный банк РФ, называясь банком, является кредитной организацией. Однако получение прибыли не является целью его деятельности, хотя статьей 2 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" предусмотрено, что Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. То есть норма, закрепляющая, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России, не запрещает Центральному банку РФ иметь такую прибыль, которая расходуется на собственные нужды банка.

В силу норм Федеральных законов "О валютном регулировании и валютном контроле" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России как орган валютного регулирования вправе издавать нормативные акты (в форме указаний, положений и инструкций), обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также всех юридических и физических лиц. Здесь необходимо отметить, что для физических лиц обязательность нормативных актов Центрального банка РФ является косвенной: "например, когда физическое лицо пользуется услугами обменного пункта, то оно вступает с кредитной организацией в гражданские, а не в банковские правоотношения. Но одновременно с этим возникает банковское правоотношение между кредитной организацией и Банком России по поводу проведения данной валютной операции. Если при обмене валюты были допущены нарушения, Банк России имеет право применить к кредитной организации соответствующие санкции банковского права. С самим физическим лицом Банк России в правоотношения не вступает. Санкции могут быть применены при определенных условиях и к физическому лицу, но не Банком России и не на основании банковского права" <10>.

<10> Братко А.Г. Специфика нормативных актов Банка России // Право и экономика. 2006. N 7. С. 19 - 26.

Более того, Банк России дает заключения по проектам федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения Банком России своих функций, т.е. можно говорить об активном участии Банка России в законотворческом процессе.

Помимо нормативного регулирования валютных отношений Банк России издает индивидуально-правовые акты, которые регулируют поведение определенного субъекта в конкретном правоотношении. Примером может служить Приказ Центрального банка РФ от 10 мая 2006 г. N ОД-231 "О назначении временной администрации по управлению кредитной организацией "Банк реконструкции и финансового оздоровления" общество с ограниченной ответственностью, "РФО Банк" ООО" (Ставропольский край, г. Благодарный), в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций".

Итак, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для исполнения резидентами и нерезидентами. Однако регулирование осуществляется не только посредством подзаконных актов, которые вправе издавать органы валютного регулирования; валютные правоотношения регулируются законодательными актами, где главенствующую роль играет Конституция РФ. По словам А.В. Емелина, из статей Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" невозможно уяснить место валютно-правового нормотворчества в системе валютных правоотношений <11>. Поэтому представляется целесообразным к органам валютного регулирования отнести также Федеральное Собрание РФ.

<11> Емелин А.В. в кн.: Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2004. 368 с. С. 75.

К актам валютного законодательства также относятся международные договоры Российской Федерации. Они применяются к валютным правоотношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации. На валютные правоотношения, как и на все правовые отношения, распространяется конституционное правило о том, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законодательством, применяются правила соответствующего международного договора.

Другой важной составляющей валютных правоотношений является валютный контроль. По справедливому мнению Н.А. Саттаровой, анализ соответствующих статей валютного законодательства позволяет определить, что валютному контролю подлежат все валютные операции независимо от того, осуществляются они свободно либо применительно к ним установлены валютные ограничения. Она объясняет это тем, что даже свободное совершение валютных операций связано с выполнением ряда формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных, составление паспорта сделки и т.п.), что позволяет организовать органам валютного контроля наблюдение за проведением валютных операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства <12>.

<12> Саттарова Н.А. Принуждение в механизме валютно-правового регулирования // Банковское право. 2006. N 2. С. 51 - 54.

В.В. Денисенко под системой государственного финансового контроля понимает систему правомочий специального федерального органа либо нескольких органов, выполняющих функции государственного финансового контроля <13>. Так как валютный контроль является частью финансового контроля, можно сделать вывод о том, что систему валютного контроля составляет система правомочий специальных органов, выполняющих функции государственного валютного контроля.

<13> Денисенко В.В. Совершенствование правового обеспечения системы государственного финансового контроля // Современное право. 2006. N 3. С. 17 - 19.

Валютный контроль осуществляют федеральные государственные органы и иные лица, указанные в Законе "О валютном регулировании и валютном контроле", а именно: 1) Правительство Российской Федерации; 2) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; 3) Центральный банк Российской Федерации; 4) уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации; 5) профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг; 6) таможенные органы и 7) налоговые органы.

Такое положение дел вызывает в научных кругах ряд возражений относительно осуществления одними и теми же субъектами регулирующих и контрольных функций. Так, например, А.В. Емелин считает, что такая система валютных органов нарушает конституционно закрепленный принцип разделения властей, на котором строится вся система государственных органов <14>.

<14> См., например: Емелин А.В. в кн.: Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2004. 368 с. С. 75.

Однако не все ученые придерживаются такой позиции. Н.М. Артемов <15> считает, что правовой статус Правительства не свидетельствует о нем как об органе валютного контроля. Правительство РФ направляет и координирует деятельность по валютному контролю, осуществляемую другими органами исполнительной власти, что не тождественно валютному контролю. Н.А. Саттарова <16> также видит особенность правового положения Правительства РФ в системе органов валютного контроля в том, что оно осуществляет валютный контроль на правах органа общей компетенции, не являясь при этом ни органом, ни агентом валютного контроля.

<15> Артемов Н.М. Валютное регулирование в Российской Федерации. Дис. ... докт. юрид. наук. 12.00.14. М., 2002. 347 с. С. 197 - 198.
<16> Саттарова Н.А. Принуждение в механизме валютно-правового регулирования // Банковское право. 2006. N 2. С. 51 - 54.

В настоящее время ввиду того, что в руках Правительства РФ и Центрального банка РФ сосредоточены полномочия как по регулированию валютных сделок, так и по контролю за их совершением, необходимо разграничить функции данных органов на регулирующие и контрольные.

Следует отметить, что Федеральный конституционный закон "О Правительстве РФ" не проводит разграничения регулирующей и контрольной функций Правительства РФ в сфере валютно-правовых отношений, закрепляя полномочия Правительства РФ по валютному регулированию и валютному контролю, а также по руководству валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами в единой норме <17>. Примечателен тот факт, что ст. 22 указанного Закона оставляет перечень полномочий Правительства РФ открытым, устанавливая, что Правительство Российской Федерации осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

<17> Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.1997 N 2-ФКЗ. Ст. 15.

Так как Центральный банк Российской Федерации является органом валютного регулирования и органом валютного контроля одновременно, необходимо разграничить издаваемые им акты на акты валютного регулирования и акты валютного контроля. В теории валютного права данным вопросом вплотную занимался А.Ю. Лисицын. По его мнению, к актам валютного регулирования относятся нормативно-правовые акты, т.е. акты, устанавливающие порядок осуществления валютных сделок. К актам органов валютного контроля А.Ю. Лисицын относит правовые акты, носящие ненормативный характер, т.е. индивидуально-правовые акты. Данные акты принимаются в процессе осуществления валютного контроля <18>.

<18> Лисицын А.Ю. Понятия "акты органов валютного регулирования" и "акты органов валютного контроля" по законодательству Российской Федерации // Финансовое право. 2006. N 2. С. 29 - 35.

Поэтому Центральный банк Российской Федерации, издавая нормативные правовые акты, выступает как орган валютного регулирования, а издавая индивидуально-правовые акты при проведении проверок - как орган валютного контроля.

Таким образом, с одной стороны, сосредоточение регулирующей и контрольной функций в полномочиях одних и тех же органов валютного регулирования и валютного контроля противоречит конституционному принципу разделения властей; с другой стороны, специфика валютных правоотношений позволяет органично разграничить регулирующую и контрольную функции в пределах валютно-правовых полномочий Правительства РФ и Центрального банка РФ.

Отграничением функции правотворчества от функции правоприменения является ч. 5 ст. 4 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, где говорится о том, что акты органов валютного контроля не должны содержать положений, касающихся вопросов регулирования валютных операций.

Контрольные функции принадлежат не только органам исполнительной власти, судебная власть также осуществляет контроль в сфере валютно-правового регулирования и других валютно-правовых отношений. В литературе отмечается, что в процессе работы суды осуществляют не только функцию по отправлению правосудия, они также контролируют деятельность органов исполнительной власти по отношению к гражданам и иным субъектам правоотношений, возникающих в процессе исполнительно-распорядительной деятельности этих органов <19>. Поэтому можно сделать вывод о том, что суды также осуществляют контроль в сфере валютных правоотношений. Причем данный контроль направлен как на проверку законности нормативных правовых актов органов валютного регулирования и контроля, так и на проверку законности решений и действий данных органов и их должностных лиц в отношении других участников валютно-правовых отношений.

<19> Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. М.: Издательский дом "Право и государство", 2003. 304 с. С. 33.

Е.Н. Жукова совершенно верно отмечает, что в основе современной системы государственных органов исполнительной власти лежит функциональный подход к ее организации, результатом которого явилось деление функций федеральных органов исполнительной власти на три основополагающих типа: правоустанавливающие, правоприменительные и организационно-хозяйственные, или сервисные <20>. В рамках валютно-правового регулирования и контроля существуют две составляющие этой триады: правоустанавливающие и правоприменительные органы, которыми выступают, согласно ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" 2003 года, Правительство РФ, Центральный банк РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Организационно-хозяйственная деятельность должна осуществляться Федеральным агентством, которого в настоящий момент не существует. Так называемые сервисные функции распределены между вышеперечисленными субъектами валютного регулирования и контроля. Так, например, ведение реестра юридических лиц, в том числе кредитных организаций, осуществляют налоговые органы, а также Банк России, который в силу ст. 13 ФЗ "О банках и банковской деятельности" <21> обязан публиковать реестр выданных кредитным организациям лицензий в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Управление федеральным имуществом осуществляет Банк России в силу принадлежащих ему полномочий по владению, пользованию и распоряжению золотовалютными резервами. Федеральным агентствам присущи еще две функции: осуществление государственного валютного мониторинга и проведение конкурсов и аукционов. Эти функции также осуществляются Банком России, а именно Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля, Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы и Тендерным комитетом Банка России.

<20> Жукова Е.Н. Особенности административно-правового статуса федеральных агентств // Журнал российского права. 2006. N 2. С. 148 - 155.
<21> Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. N 395-1 // Собрание законодательства РФ. 05.02.1996. N 6. Ст. 492.

Таким образом, при перераспределении полномочий по валютному регулированию и валютному контролю структура органов валютного регулирования и контроля не в полной мере отражает направления административной реформы. Однако в силу специфики валютных правоотношений создание федерального агентства в структуре органов валютного регулирования и контроля не является необходимым, так как организационно-хозяйственные функции в данной сфере осуществляются Банком России.