Мудрый Юрист

История возникновения и развития законодательства об исполнении уголовных наказаний в виде лишения свободы в пенитенциарных учреждениях царской России

Раськевич А.А., профессор кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета, доцент, кандидат юридических наук.

Формирование положений пенитенциарного законодательства началось еще при становлении государства и права Древней Руси. Наиболее известным памятником древнерусского права, содержащим нормы об уголовных наказаниях и их исполнении, является Русская Правда, древнейшей редакцией которой была Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона вирного и Урока мостников <1>. Объединенные в Русской Правде нормативные предписания основывались на существующих обычаях и сложившейся практике наказания за опасные для князя и общества деяния. Положения об уголовных наказаниях и их исполнении получили дальнейшее развитие в период образования и укрепления Русского централизованного государства. Важным источником рассматриваемых норм стали общероссийские Судебники 1497 и 1550 г., где были объединены предписания Русской Правды, обычного права и судебно-прецедентной практики <2>. По сравнению с Русской Правдой система наказаний и процесс их исполнения по Судебникам 1497 и 1550 г. приобретают более суровый характер, направленный на максимальное устрашение преступников и населения. В связи с этим основное наказание в виде штрафа вытесняется смертной казнью, телесными наказаниями и лишением свободы. Довольно распространенным стало наказание в виде помещения в тюрьму. Оно предусматривалось за взяточничество, ложное обвинение судей в умышленном неправосудии (ст. ст. 4, 6 Судебника 1550 г.) и другие виды преступных деяний.

<1> См.: Исаев И.А. История государства и права России: Курс лекций. М., 1993. С. 9 - 16.
<2> См.: Российское законодательство X - XX вв.: В 9 т. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. С. 133.

Новым этапом в формировании предписаний об уголовных наказаниях и их исполнении было состоявшее из 25 глав и 967 статей Соборное уложение 1649 г. <3>. Соборное уложение пошло по пути дальнейшего наращивания устрашающего начала наказания и процесса его исполнения, ярко выраженной мести преступнику за совершенное деяние. В основном стали применяться наказания в виде смертной казни, телесные (в том числе членовредительские) меры, тюремное заключение и ссылка. В Соборном уложении наметилась тенденция к расширению применения тюремного заключения, которое назначалось на определенный (от трех дней до четырех лет) либо неопределенный (на сколько государь укажет) срок. Новым видом наказаний была ссылка преступников (в окраинные города, остроги, крепости, имения и др.). Сурово относился законодатель к ворам и разбойникам. За первую кражу вора надлежало бить кнутом, отрезать ему левое ухо, лишить свободы на два года, имущество его отдать потерпевшим, в тюрьме работать в кандалах, где государь укажет, а после отбытия тюремного заключения сослать в окраинные города (ст. 9 гл. 21); за повторную кражу - бить кнутом, отрезать правое ухо, лишить свободы на четыре года с работой в кандалах, где укажет государь, по отбытии тюремного заключения сослать в окраинные города (ст. 10 гл. 21); за третью кражу и более - наказать смертной казнью с передачей имущества вора потерпевшим. Разбойнику за первый раз надлежало отрезать правое ухо, лишить свободы на три года с работой в кандалах по указанию государя, имущество его отдать потерпевшим, после отбытия тюремного заключения сослать в окраинные города (ст. 16 гл. 21). За повторный разбой следовала смертная казнь с передачей имущества разбойника потерпевшим (ст. 17 гл. 21). За попытку во время церковной службы обратиться непосредственно к царю или патриарху с челобитной (просьбой, жалобой) следовало челобитчика "вкинуть в тюрьму, на сколько государь укажет", иначе говоря, назначить лишение свободы на любой срок. Если бояре и воеводы без государева указа, за взятку отпустят со службы ратных людей, то их ожидает жестокое наказание, что государь укажет (выбор видов наказаний не ограничен) (ст. 11 гл. 7). Принцип неопределенности наказания, с одной стороны, создавал благоприятную почву для его индивидуализации, но, с другой стороны, открывал широкие возможности личному и судебному произволу.

<3> См.: Российское законодательство X - XX вв. Акты Земских соборов. Т. 3. М., 1985; Детков М.Г. Наказание в царской России. Система его исполнения. М., 1994. С. 9 - 12.

Важным источником предписаний о системе наказаний и их исполнении стал Артикул воинский 1715 г. - произведенная Петром I при его непосредственном участии первая систематизация уголовно-правовых норм России <4>. Артикул предусматривал усиление суровости наказаний и их исполнения, развивая идеи Уголовного уложения о мести преступнику и устрашении населения. Расширилось применение смертной казни, телесных наказаний, тюремного заключения, появились наказания в виде каторжных работ, ссылка на галеры, новые разновидности позорящих наказаний. Более ста видов преступных деяний влекли смертную казнь, которая могла быть простой (повешение, отсечение головы, расстрел) либо квалифицированной (сожжение, колесование, четвертование и др.).

<4> См.: Российское законодательство X - XX вв. Т. 4. М., 1986. С. 327 - 329; Органы и войска МВД России. М., 1996. С. 109.

Довольно значительное распространение получила ссылка на каторжные работы или галеры на определенный срок либо бессрочно. Каторжные работы могли быть назначены, например, за нарушение христианской заповеди "не прелюбодействуй" (артикул 170), вечной ссылкой на галеры (если не была применена смертная казнь) наказывалось мужеложство и изнасилование (артикулы 166, 167). В ряде норм (артикулы 89, 90 и др.) упоминалось "жестокое наказание" без определения его конкретного вида. В ст. 2 главы "Об оглавлении приговоров в наказаниях и казнях" разъяснялось, что к жестоким наказаниям относятся тяжелое заключение, шпицрутены и лозы, битье кнутом, запятнание железом, обрезание ушей, отсечение пальцев или рук, ссылка на каторгу вечно или на несколько лет. Между тем ни специальных учреждений по управлению исполнением всех видов уголовных наказаний, ни специализированного законодательства в этой сфере создано не было.

Большое внимание к решению этой государственной задачи проявила Екатерина II. В процессе проводимой ею реформы местного самоуправления образуются приказы общественного призрения, на которые в соответствии со ст. ст. 390, 391 возлагаются функции организации и управления исполнением лишения свободы в работных и смирительных домах (Уложение об учреждениях по управлению губерниями Российской империи 1775 г.) <5>. Существенный вклад в пенитенциарное право внес проект Екатерины II об устройстве тюрем, который предусматривал совершенствование системы тюремных учреждений, гуманизацию условий содержания заключенных, определение правового статуса администрации. Но заложенные в нем идеи опережали время. Они казались далеки от реальной возможности России, поэтому проект был востребован в целях отражения в пенитенциарной политике и праве лишь спустя сто лет.

<5> См.: Российское законодательство X - XX вв. Т. 5. М., 1987. С. 266 - 268.

19 июля 1819 г. с разрешения и под покровительством Александра I в Петербурге было образовано Попечительское о тюрьмах общество, уставом которого предусматривалось содействие нравственному исправлению преступников и улучшение состояния заключенных. К средствам исправления были отнесены: 1) постоянный надзор за заключенными; 2) размещение их по роду преступлений; 3) наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности; 4) занятие их приличными упражнениями; 5) заключение провинившихся или буйствующих в уединенное место <6>. Появление в качестве одной из целей наказания нравственного исправления с обозначением упомянутых средств его достижения положило начало новой эпохе в деле организации исполнения уголовных наказаний. Оно привело впоследствии к созданию исправительно-трудового законодательства, использованию режима в пенитенциарных учреждениях, труда, воспитательного воздействия как основных средств исправления осужденных.

<6> См.: Гернет М.Н. История царской тюрьмы. Т. 1. М., 1951. С. 98 - 99.

26 мая 1831 г. Комитет Министров России принял к сведению сообщение министра внутренних дел о введении в действие одобренной Попечительским о тюрьмах обществом тюремной инструкции, регламентировавшей исполнение лишения свободы. Инструкция в духе приведенных выше предписаний устава общества регулировала условия приема и размещения, режима, труда, быта заключенных. По объему и содержанию вошедших в нее предписаний она была, по существу, важным шагом к созданию общетюремного кодекса России <7>.

<7> См.: Там же. С. 108 - 110.

Первым систематизированным законодательным актом об исполнении лишения свободы стал Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных 1832 г. (с изменениями и дополнениями от 1842 г.), который развивал и детализировал положения тюремной инструкции <8>. При Николае I была проведена систематизация уголовного права, завершившаяся принятием 15 августа 1845 г. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. Оно устанавливало два главных разряда наказаний: уголовные и исправительные <9>. К наказаниям уголовным были отнесены: 1) лишение всех прав состояния и смертная казнь; 2) лишение всех прав состояния и ссылка на каторжные работы; 3) лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь; 4) лишение всех прав состояния и ссылка на поселение на Кавказ (ст. 19). Виды смертной казни определялись приговором суда. К исправительным наказаниям были отнесены: 1) потеря всех особенных прав и преимуществ и ссылка в отдаленнейшие или менее отдаленные места Сибири с временным заключением или без него; 2) ссылка на житие в другие, кроме сибирских, более или менее отдаленные губернии с потерей всех особенных прав и преимуществ, с заключением или без него; 3) временное заключение в крепости с лишением некоторых особенных прав и преимуществ либо без оного; 5) временное заключение в тюрьму; 6) кратковременный арест; 7) выговор в присутствии суда: замечания, внушения, денежные взыскания. В целом система наказаний и их исполнения - по сравнению с Соборным уложением 1649 г. и Артикулом воинским 1715 г. стала менее жестокой.

<8> См.: Гернет М.Н. История царской тюрьмы. Т. 2. М., 1951. С. 33 - 43.
<9> См.: Исаев И.А. История государства и права России: Курс лекций. М., 1993. С. 166 - 167.

20 ноября 1864 г. в ходе прогрессивной судебной реформы, под влиянием буржуазных веяний принимается Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями <10>. Одновременно с судебной реформой началась и тюремная реформа <11>. Пенитенциарная система царской России представляла собой сложный комплекс государственно-правовых учреждений с определенным правовым статусом и организационно-управленческими структурами, установленными законодательными и ведомственными нормативными актами. В процессе реформы пенитенциарной системы Государственный совет принял решение сосредоточить управление местами заключения в Министерстве внутренних дел и образовал центральное тюремное ведомство Главное тюремное управление (ГТУ) (27 февраля 1879 г.), входящее сначала в состав МВД, а с 1895 г. - в Министерство юстиции. Главное тюремное управление как орган центрального управления определяло основные направления и содержание реформы пенитенциарной системы, в свою очередь, приспосабливаясь к новым условиям жизнедеятельности государства и общества.

<10> См.: Российское законодательство X - XX вв. Т. 8. М., 1991.
<11> См.: Уголовно-исполнительное право России / Под ред. проф. И.В. Шмарова. М., 1998. С. 54 - 65.

В 1877 г. утверждается комиссия для составления "общего систематического проекта тюремного преобразования" под председательством тайного советника К. Грота. В ее состав вошли князь Д. Оболенский, тайные советники Н. Стояновский, К. Победоносцев и др. Делопроизводством комиссии заведовал И. Фойницкий. Комиссия провела громадную работу по изучению зарубежной практики исполнения наказаний с целью использования ее при реформировании пенитенциарной системы России.

Совершенно новым структурным звеном, не имеющим аналогов в зарубежной пенитенциарной практике, было образование в его составе тюремной инспекции, на которую возлагались обязанности разработки проектов законодательных актов, проведение ревизий местных тюремных учреждений, руководство их деятельностью. Объем функций и порядок работы тюремной инспекции были регламентированы временными правилами для первоначального руководства тюремным инспектором во время командировок с целью осмотра и ревизий учреждений, входящих в состав карательной системы.

Одновременно с созданием института тюремных инспекторов, в целях обеспечения реализации карательной политики государства, усиления контрольных функций совершенствования управления местами заключения, учреждается новая коллегиальная организация - Совет по тюремным делам. В состав Совета царским указом вводились лица высшего эшелона власти, представляющие различные ведомства. По замыслу учредителей Совета по тюремным делам, на его обсуждение, по усмотрению министра юстиции, могли выноситься проекты смет доходов и расходов, вопросы тюремного устройства, пересылки арестантов, исправления заключенных, управления и отчетности и другие вопросы, имеющие большое значение для системы мест заключения.

С 1893 г. Главным тюремным управлением начинает издаваться ежемесячный журнал "Тюремный Вестник", в котором публиковались официальные документы, имеющие руководящее значение для работников пенитенциарной системы, исследовались материалы практики, печатались различные информационные и методические материалы, а также публиковались документы международных тюремных конгрессов ООН.

В пенитенциарной системе царской России преимущество составляли тюрьмы, в стенах которых содержались самые разнообразные по правовому положению заключенные под стражу: 1) состоящие под следствием и судом, обвиняемые в преступлениях и проступках, для пресечения способов их уклонения от следствия и суда; 2) осужденные на временное заключение в тюрьме; 3) лица, определенные на кратковременный арест по приговорам общих судов, не подвергавшимся телесным наказаниям до издания Манифеста от 11 августа 1904 г., отменившего телесные наказания; 4) неисправные должники в тех местностях, где отсутствуют специальные заведения для содержания указанной категории заключенных.

К 1880 г. в тюрьмах России на 76090 мест приходилось 94769 заключенных - на 24% больше лимита мест. В отдельных пенитенциарных учреждениях переполнение достигало пятикратного уровня <12>. Численность заключенных в тюрьмах России составляла: в 1898 г. - 83209 человек, в 1909 г. - 180206, в 1913 г. - 124418, на 1 января 1917 г. - 152052 человека. В европейской части России и Сибири функционировало до 1917 г. 13 каторжных тюрем, в которых в первой половине этого года содержалось в среднем 5009 ссыльнокаторжных, в то время как общая численность осужденных к каторжным работам составляла 36337 человек. Из каторжных тюрем печальной славой пользовались Шлиссельбургская, Александровская, Владимирская, Орловская.

<12> См.: Маланкин А. В государственных застенках. Итоги Великих реформ. Преступление и наказание. Пенитенциарный журнал Минюста РФ. N 9. 2005. С. 54.

В начале 1875 г. в Санкт-Петербурге открылся Дом предварительного заключения - первое в России специализированное учреждение для содержания обвиняемых в совершении преступлений. Он находился в ведении МВД и Минюста России. Совершеннолетних заключенных запрещалось принуждать к каким-либо работам, но предлагалось оказывать содействие в трудоустройстве. В то же время лица, не достигшие 21 года, должны были работать или учиться в школе. Работа с использованием инструмента производилась с разрешения прокурора. Из заработной платы заключенного производились вычеты стоимости материалов, 3/4 суммы отчислялись в его пользу, а 1/4 суммы - в пользу Дома для приобретения инструментов и других пособий к работе.

Таким образом, к моменту Октябрьской революции 1917 г. пенитенциарная политика и право России получили известное развитие, впитали целый ряд прогрессивных, демократических идей. Исполнение наказания становилось все более гуманным. Развивались эти идеи первоначально в рамках уголовного закона, науки уголовного права, уголовно-процессуальных предписаний и нормативных актов по организации исполнения лишения свободы, к советскому периоду истории России была создана пенитенциарная теория, а прогрессом законодательства - правовая основа самостоятельной отрасли - российского пенитенциарного права <13>.

<13> См.: Детков М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения наказания в виде лишения свободы в период 1917 - 1930 гг. М., 1992.