Мудрый Юрист

Конституционные основы федеративной и региональной систем обеспечения экономической безопасности

Малумов Г.Ю., аспирант кафедры конституционного и муниципального права Российского государственного торгово-экономического университета.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации <1> четко прописано, что национальные интересы обеспечиваются государственными институтами на основе Конституции Российской Федерации.

<1> Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24 и принятая Указом Президента Российской Федерации в 1997 г. Текст Указа опубликован в "Российской газете" от 18 января 2000 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 2.

Следует констатировать, что современный этап конституционного развития России требует от государства уменьшения влияния в экономической сфере жизни общества, разгосударствления собственности, но в то же время усиления контрольных и надзорных функций за происходящим в данной сфере.

Основной Закон регулирует несколько базисных блоков общественных отношений, прежде всего прав и свобод человека и гражданина, предотвращая нарушение прав и свобод и защищая его от произвола государственного аппарата путем издания нормативно-правовых актов. Объектами конституционного регулирования системы экономической безопасности являются государственная власть, механизмы ее организации и способы реализации.

В современном мире уже утвердились принципы суверенитета, разделение власти, народного представительства.

Кроме того, важную роль играют существующие экономические реалии каждого конкретного государства и практические возможности следовать им. Поэтому у каждой страны перечень прав и свобод соответствует ее экономическому потенциалу и намеченному пути развития. Таким образом, в конституционном праве любого суверенного государства содержится законодательное регулирование экономических прав и свобод в соответствии с национальными интересами.

Законодательное закрепление прав и свобод и практическое воплощение общечеловеческих ценностей в странах западной демократии произошли не сразу. Развитие их конституционного регулирования уже прошло два этапа и сейчас находится на третьем. На первом этапе - создание первых писаных Конституций в США, во Франции и Польше (1785 - 1791 гг.), когда в них вошли базовые экономические принципы, провозглашенные в ходе буржуазных революций. Эти принципы отвечали интересам определенной прослойки граждан, развивающих новые капиталистические отношения в экономике и общественной жизни.

Первые конституционные документы (Декларация независимости США 1776 г., Французская декларация прав человека и гражданина 1789 г. и др.) провозгласили права человека неотчуждаемыми, собственность "священной и неприкосновенной", прокламировали базовые принципы гражданского общества, разделение властей, основы местного самоуправления, независимый суд с участием присяжных заседателей и т.д. Эти положения, войдя в конституционные документы, приобрели значение правовых норм, стали позитивным правом и поставили вопрос об обеспечении их юридическими средствами.

Второй этап в развитии и становлении (оформлении) конституционного права был связан с влиянием идеологии марксизма. Многие новые экономические права и свободы, отражающие общечеловеческие ценности XX - XXI вв., были включены в основные законы многих государств.

В преамбуле Конституции Франции 1946 г. впервые содержался широкий перечень социально-экономических прав, говорилось об "экономических, политических и социальных принципах" общества, содержалось утверждение о том, что каждый должен работать, специально говорилось о правах трудящихся, о том, что каждый трудящийся вправе принимать участие в определении условий труда и руководстве предприятиями. Предприятия, имеющие общественное значение, должны были стать собственностью государства (национализация). В Конституции Итальянской Республики 1947 г. говорилось об особых правах трудящихся, а государство объявлялось Республикой, основанной на труде (ст. 1). Она устанавливала, что частная собственность признается в ограниченных пределах с целью обеспечить ее социальную функцию и достаток всех (ст. 42), что "публичная и частная экономическая деятельность может направляться и координироваться в социальных целях" (ст. 41).

Реформирование государственного устройства государств, образовавших социалистический лагерь, и, конечно, прежде всего Советского Союза, стало началом нового этапа конституционного развития в мире. В мировой экономике этот период также ознаменовался радикальными структурными изменениями. Закончилось противостояние социализма и капитализма (началась эра глобализации). С конца 80-х годов XX в. глобализация становится определяющим фактором развития конституционного права в целом и прав и свобод граждан в частности. Мировая экономика начинает все больше объединяться благодаря расширяющимся потокам информации, капитала, товаров и идей. Общий экономический рост сопровождается требованиями повышения уровня жизни, более грамотной экономической политики, получения доступа к информационным потокам <2>.

<2> См.: Буш Джордж. Мир стал другим. М.: Международные отношения, 2004.

Страны, которые не сумеют соответствовать возросшим требованиям глобализации, могут оказаться аутсайдерами, утратить привлекательность для собственных граждан. В новых условиях государственным институтам требуются усилия, чтобы провозглашенные национальные интересы не пришли в противоречие с общими тенденциями в мировой экономике, а, напротив, позволили бы государственному образованию сохранить независимость в новых глобализационных условиях. Именно поэтому современный этап конституционного развития требует консолидации национальных интересов за счет их сбалансированности. Обеспечение личных прав и свобод личности, являющихся общечеловеческими ценностями, не должно вступить в противоречие с насущной потребностью в ускоренном развитии национальной экономики, вытекающей из требований глобализации. В связи с чем для преодоления возможной коллизии требуется рационализация государственного управления и усиление роли исполнительной власти.

Следует констатировать, что современный этап конституционного развития требует от государства иного подхода к его управленческим функциям. Первоочередной проблемой становится достижение эффективности работы государственных институтов. В западной науке уже широко применяется термин "workfare state" (работоспособное государство), заменивший ранее господствовавшее определение "welfare state" (государство благосостояния). То есть идея государства, благоприятствующего труду, поддерживающего в первую очередь собственный труд человека. Согласно этому подходу современное социальное государство обязано обеспечивать только основные нужды человека (образование, здравоохранение, прожиточный минимум), но при этом человек должен опираться на свой собственный труд, вкладывать его в развитие общества, и тогда он будет получать пропорциональную часть общественных благ. Чтобы добиться этого, необходимо нормы, заложенные в Конституции, подкреплять законами, учитывающими конъюнктуру и обеспечивающими наилучшие условия для участия граждан в создании общественных благ. Соответственно остро стоит вопрос и о поведении капитала и его собственников.

Конституция Российской Федерации 1993 г. стала не просто Основным Законом современного Российского государства, но и целеполагающим документом, определяющим основные национальные интересы в условиях глобализации. Конституционно-правовой процесс, который носил комплексный характер, охватывая все срезы и стороны жизнедеятельности личности, общества и государства, завершился созданием документа, явившегося нормативной макромоделью обновленного общества. Основной Закон стал базисом для легитимации процессов, происходящих в обществе, а общечеловеческие ценности, заложенные в отдельных статьях, превратились в ориентиры для правового преобразования государства. Правомерно поэтому утверждать, что Конституция как Основной Закон содержит не только свод правил, но и представляет собой квинтэссенцию нового формирующегося общественного мировоззрения.

Конституция, определяя общественное и государственное устройство, являясь правовой основой законодательства, задает направление движения государства к поставленной цели. Изменение цели приводит к конституционному реформированию. История дает много примеров появления Конституций на "переломных" этапах развития государства, при смене политического режима. Так было в Германии после Первой и Второй мировых войн, в Испании, Греции и Португалии с началом перехода от тоталитарного режима к демократическому. Подобное наблюдается в настоящее время у нас и в странах - участницах Варшавского договора.

Необходимо отметить, что высшая юридическая сущность Конституции проявляется двояким образом.

Во-первых, ее нормы имеют приоритет над нормами законов и подзаконных актов.

Во-вторых, сами законы и иные нормативные акты принимаются предусмотренными Конституцией органами и в установленном ею порядке.

Таким образом, можно рассматривать Конституцию как главный источник права, лежащий в основе всей системы правового регулирования экономических отношений в государстве.

Помимо юридической, Конституция Российской Федерации имеет важную социально-политическую сущность. Социальное назначение Основного Закона Российской Федерации многосторонне, он создает правовую основу для дальнейшего существования и развития как государства, так и всего общества, отражая совокупность социально-экономических интересов и соотношение политических сил. Конечно, нельзя утверждать, что Основной Закон в равной мере учитывает все социальные интересы, и тем не менее это своего рода их "правовая равнодействующая", отражающая баланс интересов и способная служить прогрессивному развитию общества.

Другое свойство Конституции Российской Федерации - ее отчетливое политическое содержание. Именно в Конституции закрепляются форма правления, форма государственного устройства, политический режим, определяются основы взаимоотношений между государством и гражданами, а также между политическими партиями и другими общественными объединениями. В ней содержится нормативное выражение внутренней и внешней политики. Иными словами, Конституция государства является правовой основой его политической системы, а ее нормы имеют ярко выраженный политический характер.

Круг объектов конституционного регулирования на современном этапе конституционного реформирования заметно обогатился. Об этом свидетельствует включение в Конституцию Российской Федерации новых прав и свобод граждан, таких как право на участие в управлении делами общества (п. 2 ст. 44), право на информацию (п. п. 4 и 5 ст. 29), на благоприятную окружающую среду (ст. 42), на охрану семьи (п. 1 ст. 38) и т.д.

В ходе конституционного реформирования практикуются различные подходы к разрешению вопроса об участии государства (его органов) в управлении экономической жизнью. Предполагалось, что будет достаточным наличие в гражданском, уголовном, административном, финансовом, трудовом и соответствующем процессуальном праве норм, регулирующих предпринимательскую и хозяйственную деятельность. И хотя кодексы должны базироваться на Основном Законе, Конституция Российской Федерации ограничилась общими положениями: закреплением гарантий свободы экономической деятельности и защиты предпринимательства, всех форм собственности (ст. ст. 34, 35, 36).

В российской действительности были и сохранились разные позиции по поводу объема конституционного регулирования. Так, в проекте Конституции Российской Федерации, одобренном VI Съездом народных депутатов в апреле 1992 г., был выделен раздел III "Гражданское общество" с более детальной регламентацией вопросов собственности, труда, предпринимательства, общественных объединений, воспитания, образования, культуры, науки, семьи, средств массовой информации. Вопрос об объектах конституционного регулирования непосредственно связан со всей совокупностью правовых норм, сведенных воедино Конституцией. В юридической литературе распространено определение правового института как совокупности правовых норм, регулирующих однородные, взаимосвязанные общественные отношения, образующих отдельную, обособленную группу. Следуя специфике предмета конституционного регулирования, выделяются такие крупные институты, как основы правового положения личности, общественного строя, национально-государственного устройства, институт государственной власти.

Важно подчеркнуть, что выделение выше конституционных институтов не означает, что они в полной мере регулируются только конституционными нормами. Последние могут регулировать определенные группы общественных отношений данного вида, их наиболее существенные стороны или элементы. Остальные относятся к сфере регулирования федерального и регионального законодательства. Появление в Российской Федерации конституционных законов требует дополнительной дифференциации норм, принадлежащих отдельным конституционным институтам.

Сказанное выше не означает умаления значения конституционных норм как норм прямого действия. Большинство их может применяться и применяется непосредственно. Другие обязывают законодателей совершенствовать правовые нормы, устанавливающие порядок их применения. Социально-экономические отношения, вытекающие из положений Основного Закона, не только закрепляются правовыми нормами, но и охраняются ими, формируя правовые отношения. Действие правовых норм должно распространяться на все сферы общественной жизни, в том числе и экономические.

Это демонстрирует серьезные системные требования к выбору конституционных норм, их толкованию и установлению взаимосвязи между конституционными нормами. Иначе ошибки в процессе реализации конституционных положений неизбежны. Факты свидетельствуют, что понимание и реализация данных положений не достигли еще глубин общественного сознания. Особенно остро это проявляется при формировании правовой базы рыночной экономики, провозглашенной основой жизненно важных экономических интересов.

За 90-е годы в России была создана правовая база, предназначенная для обеспечения функционирования основных рыночных институтов: многообразия и плюрализма форм собственности, в частности публичной и частной, свободы предпринимательства, финансового, валютного и фондового рынков. Кроме того, Гражданским кодексом Российской Федерации <3> были систематизированы правовые нормы на основе принципов дееспособности личности и расширения поля применения гражданско-правовых экономических связей. Вместе с тем формирование правового поля до сих пор не завершено, поэтому правовая модель российской экономики характеризуется неполнотой и противоречивостью. В законопроектных работах преобладает ведомственный подход с низкой степенью координации. Отсюда зачастую возникают расхождения между экономическими посылками и правовыми средствами и методами их осуществления.

<3> Положения частей первой, второй, третьей и четвертой Гражданского кодекса вводятся в действие соответственно Федеральными законами от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ, от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ, от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ и от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ.

В современной России, к сожалению, отсутствуют единые подходы, а зачастую и вовсе не проводится анализ степени эффективности реализации применяемых законодательных актов и правоприменительной практики в экономической сфере. И самое главное - не существует глубоко продуманной корреляции между Основным Законом страны и правовыми нормами, регламентирующими экономическую деятельность.

Конституция Российской Федерации не рассматривается как главное мерило правотворческой и правоприменительной деятельности, во многом поэтому слабо реализуются нормы, заложенные в ней.

В современном мире подразумевается, что Конституция выражает национальные интересы, являющиеся общественными ценностями. Очевидна необходимость общего комментария Конституции, Конституционного Суда Российской Федерации с целью кодификации задач, стоящих перед законодателями по правовому обеспечению трансформации экономической основы российского общества. Причем такой трансформации, которая отвечала бы условиям обеспечения существования и устойчивого развития социально ориентированной экономики, т.е. экономической безопасности конституционного строя России в целом. Сегодняшняя проблема российского правоведения заключается в том, что и конституционные реформы, и экономические реформы рассматриваются как процессы параллельные, сугубо ориентированные на опыт развитых стран. Но при этом игнорируется то решающее обстоятельство, что экономические и конституционные изменения в странах, выбранных в качестве образца для подражания, были исторически длительными и происходили в совершенно иных технико-технологических условиях.

Признание за Основным Законом главенствующего положения в законодательстве, в контексте кодификации основных задач по созданию условий развития современной социально ориентированной экономики, требует сопоставления общественных ценностей, заложенных в Конституции Российской Федерации с национальными интересами, содержащимися в Концепции национальной безопасности. При этом Основной Закон определяет направление развития страны, а Концепция определяет, какие меры необходимо предпринять, чтобы движение в выбранном направлении было максимально безопасным. По ходу развития страны, вписанной в мировое экономическое пространство, необходимо решать задачи по правовому (федеральному и региональному) обеспечению экономической безопасности. Основные задачи вытекают из осмысления Конституции с позиций национальной безопасности.

Концепцией национальной безопасности предусмотрен еще один уровень интересов - это национальные интересы государства. В обеспечение экономических интересов государства Конституция гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности (п. 1 ст. 8). Интересы этого уровня по определению, следующему из Концепции, состоят "в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества" <4>.

<4> См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24.

Из вышеизложенного следует третья основная правотворческая задача, состоящая в нормативном правовом обеспечении сохранности единого федерального экономического пространства как гаранта стабильной позиции современной России в мировой экономике.

Выстроив последовательно три основные правотворческие задачи, следует особо подчеркнуть, что любой правовой акт, принимаемый в России, должен учитывать условия, обозначенные этими задачами. Такой подход в полной мере будет соответствовать условиям обеспечения экономической безопасности. К тому же он является единственно верным, если решается проблема конституционного регулирования развития экономики и не исключается негативных экономических последствий правотворческой деятельности, с которыми уже столкнулась современная Россия.

Следует отметить, что экономический успех зарубежных государств, которые занимают лидирующие позиции в мировой экономике, основан именно на оценке экономической эффективности действующих правовых норм. Экономический и правовой анализ выводит критерии оптимальности, исходя из максимума полезности для хозяйствующих субъектов, в том числе Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц. Неэффективность правовых норм означает их несоответствие жизненно важным экономическим интересам разного уровня. В практической деятельности складывается ситуация, при которой экономические субъекты игнорируют те или иные правовые нормы, противоречащие их интересам. Соответственно указанные правовые нормы утрачивают значение и для других экономических субъектов. Правовые нормы экономической деятельности подменяются неписаными нормами. Все это снижает эффективность деятельности как любого хозяйствующего субъекта, так и экономического механизма государства в целом. Резко возрастают трансакционные издержки как по информации, так и по правам собственности, хозяйствующие субъекты вынуждены отказываться от многих сделок. Единственным средством борьбы с неэффективностью права является безусловное соответствие нормативных актов основным правоприменительным задачам, заложенным в Конституции <5>.

<5> См.: Саунин А.Н. Аудит эффективности в государственном контроле. М.: Финансовый контроль, 2004.

Российская экономика, внося революционные изменения в принципы функционирования экономического пространства, радикально реформировала только макроуровень государственных интересов: ввела многообразие форм собственности на средства производства. На микроуровне, затрагивающем интересы личности, правотворческая и правоприменительная база практически отсутствовала. Если юридическая система развитых стран складывалась в течение столетий вместе с процессом трансформации социума и его хозяйственной деятельности, то в современной России отсутствовали и практические навыки деятельности в реальной экономике, и нормы гражданского права. Ни рядовые граждане, ни хозяйствующие субъекты не имели возможности в полной мере распорядиться предоставленными экономическими возможностями, предоставляемыми им правами частной собственности в полном объеме. Отсюда и возникшая крайняя неэффективность приватизации для основной массы россиян, и экономическая неподкрепленность частной инициативы. Множественность столкновений экономических интересов не позволяет говорить о подлинной экономической безопасности Российского государства.

Возвращение к Конституции Российской Федерации как к действительно Основному Закону государства заставляет вспомнить о значении государственного регулирования. В современных условиях ни в одной самой развитой стране не существует чисто рыночных отношений. Фактически как в национальном, так и в мировом масштабе сложилась смешанная экономика, основу которой составляют рыночные отношения и частное предпринимательство при одновременном наличии иных институтов (финансово-промышленных групп, транснациональных компаний, государственных монополий: ОАО "Газпром", ОАО "РЖД" и др.) и при регулировании государством важнейших процессов хозяйственной жизни.

Государственное регулирование трактуется как необходимая степень вмешательства государства в экономическую жизнь <6>. Данное определение понятия государственного регулирования встречает критику сторонников либерализации рыночных отношений как содержащее угрозу свободе рынка <7>. Сбалансированный взгляд на государственное регулирование выражает и ведущий ученый В.Н. Кириченко <8>. По его мнению, государственное регулирование включает:

<6> См.: Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Финансы и статистика, 2003.
<7> См.: Ротбард М. Власть и рынок (государство и экономика) / Пер. с англ. Челябинск: Социум, 2002.
<8> См.: Кириченко В.Н. Уточнение ориентиров экономических реформ // Экономист. 2000. N 7.
  1. Регламентацию хозяйственной жизни, образующую свод законов для хозяйствующих субъектов, определяющий их права и обязанности, меру взаимной ответственности, в том числе и введение запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка.
  2. Формирование организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих хозяйственные отношения.
  3. Выработку социально-экономической политики, определение и результативное применение механизмов ее реализации - особенно регулирование социально-экономических процессов.

Идея сильного социально ориентированного государства и государственного регулирования экономики находится в центре внимания властных структур современной России. Так, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2000 г. был выделен раздел "О сути государственного регулирования", где подчеркивалось, что ключевая роль государства в экономике - защита экономической свободы. При этом стратегическая линия обозначалась как увеличение предпринимательской свободы - свободы производить, торговать, инвестировать <9>.

<9> См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 8 июля 2000 г. М.: УМС "Россия", 2000.

Нельзя отрицать прогрессивность взглядов на государственное регулирование, высказываемое и учеными, и государственными деятелями, но в них не присутствует целеполагающая роль Конституции Российской Федерации. Она, очевидно, подразумевается, но не прописывается с той настойчивостью, которую требуют условия обеспечения экономической безопасности нашего государства.

России, к сожалению, приходится скачками преодолевать многие стадии эволюционного развития экономики и правотворчества, подкрепляющего правоприменительную базу хозяйственных новаций. Так как данный процесс не завершен, то и дальше нормативно-правовые основы экономической деятельности в современной России будут меняться чаще, чем в странах с эволюционным развитием хозяйства, а не радикальным. Чтобы законы, принимаемые государством для регулирования хода развития экономики, не приходили в противоречие с необходимыми условиями обеспечения экономической безопасности, следует соотносить их с основными правотворческими задачами, обозначенными выше.

Современные экономическая и конституционная науки подчеркивают роль законов в стратегических и тактических решениях людей и их организационных структур. И физические, и юридические лица выбирают стратегию поведения, исходя из предлагаемых им правовых норм. Они соблюдают установленные правовые нормы в силу нескольких факторов.

Во-первых, правила проведения экономической деятельности, единые для всех ее участников, позволяют предсказать эффект от этой деятельности, так как прогноз строится на ожидаемом поведении партнеров.

Во-вторых, за нарушение правил предусмотрено неотвратимое наказание. Подобный подход к правовым нормам содержит в себе подлинный баланс и соотношение экономических интересов, поэтому для большинства нарушать законы становится менее выгодно, чем их придерживаться.

В-третьих, соблюдение норм всеми участниками экономической деятельности формирует в обществе стереотип законопослушания: поведение соответствует законам, тем самым закрепляя их.

Для любой экономики важна стабилизация поля выбора для хозяйствующих субъектов. Именно поэтому в тех странах, которые достигли высокого уровня развития экономики, существует всеохватывающая система нормативно-правовых отношений. Правовое обеспечение экономической деятельности, делая предсказуемым поведение всех участников рынка, снижает возможность резкого столкновения их законных интересов. Тем самым повышается уровень эффективности экономики и степень ее безопасности. Следовательно, уровень безопасности национальной экономики основывается на эффективности правовых механизмов.

Как подчеркивалось выше, об эффективности правового механизма можно судить по степени его полезности для жизненно важных экономических интересов хозяйствующих субъектов, их сообществ и государства в целом. Выделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации основные правотворческие задачи обозначили ту цель, к которой стремятся интересы субъектов различного уровня. Соответственно, по степени приближенности жизненно важных экономических интересов к намеченной цели можно делать заключение об эффективности правового механизма в целом. Главная проблема заключается в следующем: быстрые (порой радикальные), по сравнению с эволюционными, перемены в российской экономике приводят к такому состоянию правового поля, которое противоречит принципам экономической безопасности, так как не отвечает балансу жизненно важных экономических интересов его субъектов.

Государственное регулирование экономики в каждом временном промежутке должно подчиняться определенному стратегическому плану (хотя бы в среднесрочной перспективе), который определит, как пройти к поставленной цели кратчайшим путем и с наименьшими потерями. Естественно поэтому, что стратегия экономического развития должна учитывать необходимость выполнения условий обеспечения экономической безопасности. В соответствии с данным условием изменение нормативно-правовых актов на каждом из отрезков развития обязано отвечать основным правотворческим задачам, поставленным действующей Конституцией Российской Федерации. Вместе с тем в соответствии с требованиями эффективности, диктуемыми циклическими изменениями экономики, нормативно-правовые акты должны быть действенны и непротиворечивы. Проблема правового обеспечения стратегии экономической безопасности превращается в проблему, без решения которой эффективное развитие России становится невозможным. Жизненно важным вопросом решения этой проблемы является определение принципов функционирования правового механизма, соответствующего выбранной стратегии экономической безопасности.

Отсутствие системных исследований по организации управления в сфере обеспечения экономической безопасности во многом определяет необходимость выявления закономерностей и принципов в исследуемой сфере. Принципы обеспечения экономической безопасности образуют систему, в которой они так или иначе взаимосвязаны. Эффективность обеспечения экономической безопасности достигается только лишь реализацией всей системы принципов и каждого в отдельности. При организации управления в сфере обеспечения экономической безопасности необходимо учитывать следующие конституционные принципы, которые являются выражением таких общих принципов, как законность, федерализм, разделение власти, демократизм, равенство граждан перед законом и судом.

Организация и деятельность по обеспечению экономической безопасности проводятся и на основе строго определенных принципов, на которых базируется безопасность. Основными принципами обеспечения безопасности согласно Закону "О безопасности" являются: 1) соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; 2) взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; 3) интеграция в международную систему безопасности.

Конституционные принципы экономической деятельности в современной России составляют общую часть подсистемы конституционных норм, называемой "экономическая конституция", содержатся в четырех важнейших нормах: 1) свобода экономической деятельности; 2) единство экономического пространства; 3) многообразие и равноправие различных форм собственности и основанных на них организационно-правовых норм предпринимательства; 4) защита конкуренции <10>.

<10> Конституционное право России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1999. С. 338.

В современном государстве основополагающее значение в обеспечении экономической безопасности отводится принципу демократизма, воспроизводящему конституционные принципы народовластия (ст. 3 Конституции Российской Федерации), который требует обеспечения согласованного взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы. Только путем установления глубоких и постоянных взаимосвязей между государством и обществом можно добиться удовлетворения потребностей, интересов и целей по обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов. Демократическая правовая организация правления возможна, когда все его элементы закреплены в законах. Этому служит принцип разделения власти, проведение этого принципа сверху донизу, где каждая ветвь власти в отдельности и все совместно утверждают в государстве и обществе подлинную демократию.

Федеративное устройство Российского государства отражает многогранность территориальной, социальной, национальной организации жизнедеятельности общества, дифференцирует и конкретизирует возможности власти применительно к условиям региональных и местных образований. Принцип федерализма позволяет проводить децентрализацию управления, укреплять местное самоуправление, управление субъектов Федерации в сфере обеспечения экономической безопасности.

Отметим, что все перечисленные выше общие принципы государственного управления представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности. Однако в процессе правового регулирования обеспечения экономической безопасности следует учитывать и конституционные принципы рыночной экономики.

Конституционные принципы рыночной экономики образуют основы экономического строя современной России, представляющие собой фундамент устойчивого социально-экономического, правового, в частности конституционного, строя <11>.

<11> См.: Гаджиев Г.А. Указ. соч. С. 338.

Конституция Российской Федерации формирует концепцию развития социально ориентированной экономики, закрепляя такие основные права и свободы гражданина, как право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ст. 34 Конституции Российской Федерации), частной собственности (ст. ст. 35, 36 Конституции Российской Федерации), свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37 Конституции Российской Федерации), на свободное передвижение и выбор места жительства (ст. 27 Конституции Российской Федерации), на свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8 Конституции Российской Федерации), на интеллектуальную собственность (ст. 44 Конституции Российской Федерации), на свободу договора (право заключать гражданско-правовые сделки) (ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации), на защиту от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации), на возмещение государством ущерба (ст. 53 Конституции Российской Федерации).

Следует отметить, что многие конституционные положения, касающиеся статуса субъекта предпринимательской деятельности, конкретизируются большим числом законодательных актов и особо детализируются в Гражданском кодексе Российской Федерации.