Мудрый Юрист

Криминологическая типология жертв политических преступлений в отечественной криминальной политической виктимологии

Кабанов П.А., декан юридического факультета Набережночелнинского филиала Института экономики, управления и права (г. Казань), доцент, кандидат юридических наук.

Современная отечественная криминология, являясь составной частью правовых наук, использует многие общенаучные методы познания, в том числе и типологизацию (типологию). В современной мировой криминологии этот метод широко используется не только для исследования личности преступника, но и для описания и объяснения индивидуальных особенностей жертвы преступления и/или некриминализированных злоупотреблений политической властью. Следует отметить, что криминологическая типология жертв преступлений тесно связана с их криминологической классификацией. Они настолько связаны между собой, что представляют собой единую соподчиненную, взаимосвязанную и взаимозависимую сложную систему, способную классифицировать различные категории жертв на однородные группы (типы и виды) в целях оказания им в последующем необходимой, однородной, адекватной и достаточной социальной помощи, а также обеспечения надлежащей виктимологической защиты. Однако типология и классификация как методы криминологического познания жертв преступлений и злоупотреблений властью в отечественной виктимологии, по мнению одного из ее основателей профессора Д.В. Ривмана, еще находятся в стадии формирования <1>, поэтому не случайно отдельными специалистами они неоправданно отождествляются <2>.

<1> См.: Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология. Н. Новгород, 1998. С. 87; Ривман Д.В. Криминальная виктимология. СПб., 2002. С. 58.
<2> См.: Устинов В.С. Криминология. Общая часть: Учебное пособие. Н. Новгород, 2001. С. 154 - 157; Христенко В.Е. Психология поведения жертвы. Ростов-на-Дону, 2004. С. 23 - 30.

Важность рассмотрения типологии как одного из видов криминологической группировки обусловлена еще и тем, что сама виктимология как самостоятельная отрасль криминологических знаний, по мнению американского виктимолога профессора Э. Кармана, стала формироваться только после того, как начала активно использовать типологию и классификацию как методы научного анализа и обобщения жертв преступлений. По его мнению, именно Бенджемин Мендельсон и Ганс фон Гентинг начали исследовать виктимологические проблемы, создавая типологию жертв, поэтому этих ученых не зря называют "отцами виктимологии" как современного учения о жертве <3>. Действительно, основоположники виктимологии предложили широко использовать этот метод научного познания. Б. Мендельсон в качестве основания криминологической типологии жертв использовал отношения между обидчиком и жертвой <4>. Ганс фон Гентинг предложил осуществлять группировку (типологию и классификацию) жертв преступлений по социальным, психологическим и биологическим признакам <5>. В силу этого обстоятельства ни один виктимолог, какую бы научную школу или научное направление он ни представлял, не обходит своим вниманием рассмотрение этого сложного методологического вопроса.

<3> См.: Karmen A. Victimology Theory // http:www.fakultu.ncwc.edu.tocnnor/300/300lecl01.htm.
<4> См.: Mendelsohn B. The Origin of the Doctrine of Victimology // Excerpta Criminologica. 1963. N 3. P. 239 - 244.
<5> См.: Hentig van H. The Criminal and his Victim. Newhaven, 1948. P. 404 - 431.

В современной отечественной криминологии и других юридических науках криминального цикла существует множество оснований для типологии жертв преступлений, которые достаточно подробно описаны и объяснены в научной виктимологической литературе <6>. Каждая виктимологическая концепция по-своему раскрывает сущностное содержание этого метода научного познания, при этом придавая различное значение базовому термину виктимологического направления в криминологии - "жертва преступления", предлагая свои основания ее научной группировки.

<6> См., например: Ривман Д.В. К вопросу о социально-психологической типологии потерпевших от преступлений // Виктимологические проблемы борьбы с преступностью: Сборник научных трудов. Иркутск, 1981. С. 9 - 14; Сидоров Б.В. Поведение потерпевших от преступления и уголовная ответственность. Казань - Елабуга, 1998. С. 173 - 219; Лихачева О.В. Латентная жертва насильственных преступлений, совершенных в сфере семейных отношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2006. С. 10 - 11.

Для раскрытия содержания криминологической типологии жертв преступлений мы сразу же оговоримся, что под криминологической типологией мы будем понимать умение находить, подмечать в окружающем типичное, повторяющееся, а затем адекватно увиденному классифицировать <7>, а точнее - группировать. Этот общенаучный метод, используемый в криминальной (криминологической) виктимологии, позволяет обнаруживать группы схожих между собой объектов или однородных (типичных) образцов виктимного поведения или состояния, которые можно свести к наиболее общей ее модели (типу). В связи с этим под криминологической типологией жертв политических преступлений и некриминализированных злоупотреблений политической властью мы в дальнейшем будем понимать однообразные формы виктимного поведения или виктимного состояния жертв политических преступлений и злоупотреблений политической властью, которые можно с определенной долей условности свести к наиболее общей ее модели (типу). Здесь мы оговоримся, что тип жертвы политических преступлений и злоупотребления политической властью трудно или невозможно увидеть в обыденной (повседневной) жизни, его можно лишь представить мысленно.

<7> См.: Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 1. Теория и методология. М., 2003. С. 17.

Рассматривая типологию жертв политических преступлений и злоупотреблений политической властью как общенаучный метод познания, используемый в современной криминологии, необходимо выделить наиболее важные основания для ее осуществления. Судя по известным нам публикациям специалистов, криминологически значимыми основаниями типологизации жертв политических преступлений могут выступать: правовой статус жертвы; характер (вид) причиненного ей вреда или его степень; статус определенности; характер посягательств, совершенных в отношении жертвы; роль жертвы в совершенном преступлении. Разумеется, существуют и иные основания криминологической типологизации жертв преступлений и злоупотреблений политической властью. Однако, на наш взгляд, первоначально необходимо рассмотреть типологизацию жертв политических преступлений в соответствии со сложившимися в криминологии основаниями, а потом уже использовать другие и/или предлагать собственные.

По такому критерию, как правовой статус, жертв политических преступлений можно разделить на несколько самостоятельных категорий: физические лица; юридические лица; социальные группы (общности); государственные или общественные институты; государство и общество; международное (мировое) сообщество. Поскольку по данному основанию мы уже подробно описали содержание термина "жертва политического преступления" <8>, то сражу же перейдем к характеристике других типов жертв политических преступлений и злоупотреблений политической властью.

<8> См.: Кабанов П.А. Жертвы политических преступлений: понятие, содержание и виды // Актуальные проблемы экономики и права. 2007. N 1. С. 159 - 163.

Одним из оснований криминологической типологии жертв преступлений и злоупотреблений политической властью является характер причиненного им вреда. Традиционно в юридических науках выделяются три вида вреда: физический, материальный (имущественный) и моральный вред. Действительно, жертв политических преступлений можно группировать как физических, юридических и иных лиц, которым был причинен физический, материальный или моральный вред. Однако в отдельных случаях при совершении политических преступлений и некриминализированных злоупотреблений властью, помимо морального вреда, может подрываться деловая и/или политическая репутация жертвы либо существенно нарушаются или ограничиваются общепризнанные права и свободы человека.

К жертвам политических преступлений и злоупотреблений политической властью, которым причиняется физический вред, следует относить физических лиц или их определенные общности в любой форме их интеграции, которым прямо или косвенно причиняется смерть либо телесные повреждения (нарушения жизнедеятельности организма, утрата органов или их функций) или физические страдания (болевые ощущения). Так, в отечественном праве и правотворческой практике жертвами принято признавать:

<9> Постановление Правительства РФ от 19 июня 1995 г. N 579 "Об оказании помощи лицам, ставшим жертвами террористического акта в г. Буденновске Ставропольского края" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 26. Ст. 2477.

Криминологическую группировку жертв политических преступлений и злоупотреблений политической властью, получивших физический вред, можно продолжить по такому основанию, как степень тяжести наступивших последствий для здоровья личности, влияющая на ее медицинский и/или социальный статус:

а) лица, ставшие инвалидами I группы;

б) лица, ставшие инвалидами II группы;

в) лица, ставшие инвалидами III группы <10>.

<10> Постановление Правительства РФ от 22 января 1997 г. N 58 "О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом" // Защита прав жертв терроризма и иных преступлений (сборник нормативных актов и официальных документов) / Под общ. ред. О.О. Миронова. М., 2003. С. 216.

Жертв политических преступлений и злоупотреблений политической властью, которым причиняется физический вред, можно дополнительно группировать по мерам оказания медицинской помощи еще на две категории: лиц, нуждающихся в стационарном лечении, и лиц, нуждающихся в амбулаторном лечении <11>.

<11> Распоряжение мэра Москвы от 10 августа 2000 г. "Об оказании помощи лицам, пострадавшим в результате взрыва в подземном переходе под Пушкинской площадью 8 августа 2000 года" // Защита прав жертв терроризма и иных преступлений (сборник нормативных актов и официальных документов) / Под общ. ред. О.О. Миронова. М., 2003. С. 284.

В соответствии со сложившимися юридическими представлениями в отечественной криминологической науке к жертвам политических преступлений, которым причиняется материальный ущерб, можно отнести всех физических и юридических лиц, в том числе государство и его органы, если в результате совершения политического преступления или злоупотребления политической властью происходит лишение (в том числе и временное) имущественных прав, принадлежащих лицу (владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом, ценностями, деньгами) <12>. Например, в результате диверсионного акта причиняется имущественный вред государству или его учреждениям в целях подрыва экономической безопасности национального государства. При этом попутно вне специальной цели может быть причинен материальный вред и частным физическим или юридическим лицам, постоянно или временно хранившим свое личное имущество на объекте, подвергшемся диверсионной атаке.

<12> Российская криминологическая энциклопедия / Под ред. проф. А.И. Долговой. М., 2000. С. 122.

По мнению отечественных специалистов, жертвами преступлений, в том числе и политических преступлений и злоупотреблений политической властью, которым причиняется моральный вред, следует признавать только физических лиц, которым в результате совершения политического преступления причиняются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), или нарушающими имущественные права гражданина <13>.

<13> Воробьев С.М. Моральный вред как одно из последствий преступного деяния: Дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2001. С. 42 - 43 и след.

Согласно сложившейся в современном российском обществе правоприменительной практике моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, в том числе и политическую, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. <14>.

<14> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1995. N 3.

В отечественной криминологии и правотворческой практике принято считать, что моральный вред причиняется жертвам насильственных политических преступлений в результате совершения террористами захвата заложников <15> либо в результате незаконных судебных и внесудебных политических преследований (политических репрессий) <16>. Подтверждением тому служит правоприменительная практика Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Согласно выступлению бывшего Генерального прокурора РФ В.В. Устинова только по заявлениям граждан, направленным в этот правоохранительный орган, было признано жертвами политических репрессий со стороны должностных лиц Советского государства 272 тысячи детей, чьи родители были помещены в следственные изоляторы или которые остались без родителей <17>. Хотя, на наш взгляд, моральный вред может причиняться любым политическим преступлением независимо от способа, времени и места его совершения.

<15> Распоряжение Правительства Москвы от 28 октября 2002 г. N 1645-РП "Об оказании помощи пострадавшим и семьям погибших (умерших) в результате террористического акта в доме культуры 1-го ГПЗ по улице Мельникова, дом 7" // Защита прав жертв терроризма и иных преступлений (сборник нормативных актов и официальных документов) / Под общ. ред. О.О. Миронова. М., 2003. С. 294; распоряжение Президента РФ от 11 сентября 2004 г. N 1184-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 37. Ст. 3772.
<16> Указ Президента РФ от 8 июня 1996 г. N 858 "О дополнительных мерах по реабилитации лиц, репрессированных в связи с участием в событиях в г. Новочеркасске в июне 1962 г." // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 24. Ст. 2888; Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 843 "О выплате единовременных денежных пособий лицам, получившим огнестрельные ранения во время событий в г. Новочеркасске в июне 1962 г." // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 31. Ст. 3745.
<17> См.: Козлова Н. Устинов возвращает честные имена // Российская газета. 2006. 17 марта.

К жертвам политических преступлений и злоупотреблений политической властью, которым причиняется вред в виде подрыва (полной или частичной утраты) деловой и/или политической репутации, следует отнести более широкий круг физических и юридических лиц, общественных и политических институтов, международное сообщество и его институты, которым в результате распространения сведений, порочащих честь и достоинство граждан и/или деловую репутацию граждан и юридических лиц, приносится значительный вред. По мнению Верховного Суда РФ, под распространением таких сведений следует понимать опубликование этих сведений в печати, трансляцию по радио и телевидеопрограммам, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в иной, в том числе устной, форме нескольким или хотя бы одному лицу <18>.

<18> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 августа 1992 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1995. N 7. С. 4.

Согласно сложившейся отечественной правоприменительной практике порочащими являются также не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства или моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, быту и другие сведения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию и т.п.), которые умаляют честь и достоинство гражданина либо деловую репутацию гражданина или юридического лица <19>.

<19> Там же.

Дополнительно к сложившейся в отечественной криминальной виктимологии криминологической типологии жертв преступлений по виду причиненного вреда можно дополнительно добавить следующие категории жертв политических преступлений и злоупотреблений политической властью:

<20> См.: Шнайдер Г.И. Указ. соч. С. 362.
<21> См.: Астафьев К.В. Виктимологический аспект мошенничества (уголовно-правовое и криминологическое исследование): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007. С. 14.

По степени взаимодействия между политическим преступником и жертвой политического преступления или злоупотребления политической властью можно выделить несколько относительно самостоятельных типов жертв. По этому основанию выделяются следующие типы жертв:

<22> См.: Rock P. On becoming a victim // New Victims of Crime Victims / in C. Hoyle and R. Yong (eds.). Oxford: Hart, 2002. P. 76.
<23> См.: Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М.: Норма, 2003. С. 32 - 33.
<24> См.: Курдюков Д.Г. Индивидуальная жалоба в контексте Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Воронеж, 2001. С. 73 - 74.<25> См.: Российская политическая криминология: Словарь / Под общ. ред. П.А. Кабанова. Нижнекамск, 2003. С. 17.

В качестве основания криминологической типологии жертв политических преступлений и злоупотреблений политической властью может быть признан характер посягательств, совершенных в отношении их. По этому основанию можно выделить следующие типы жертв:

а) жертвы международных политических преступлений (агрессивной войны, апартеида, геноцида, в том числе нацизма, Холокоста и участники антифашистского движения Сопротивления <26>);

<26> Постановление Кабинета Министров СССР от 5 августа 1991 г. N 567 "О предоставлении льгот бывшим участникам антифашистского движения Сопротивления" // СП СССР. 1991. N 24. С. 94.

б) жертвы политического терроризма, в том числе и политических убийств;

в) жертвы бунтовских преступлений (насильственного захвата власти или вооруженного мятежа, "государственного переворота" <27>);

<27> Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1596 "Об оказании материальной помощи семьям погибших (умерших) и граждан, получивших увечье в ходе ликвидации попытки вооруженного государственного переворота 3 - 4 сентября 1993 г. в г. Москве" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 41. Ст. 3911.

г) жертвы массовых политических репрессий <28> или государственного террора;

<28> См.: Обидина Л.Б. Понятие жертвы политических репрессий // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. 2002. N 4(5). С. 134 - 153.

д) жертвы политического мошенничества;

е) жертвы политической коррупции;

ж) жертвы электоральной преступности;

з) жертвы информационной (массово-коммуникативной) политической преступности;

и) жертвы некриминализированного злоупотребления политической властью.

Наиболее распространенным основанием виктимологической типологизации является роль жертвы в совершении преступления. Данное основание пригодно и для типологизации жертв политических преступлений и злоупотреблений политической властью. Из всех типов жертв политических преступлений можно выделить лишь три основных из них, используя уже имеющуюся типологию. Это жертвы с нейтральным, соучаствующим (положительным) и провоцирующим поведением <29>.

<29> См.: Полубинский В.И. Криминальная виктимология. Что это такое? М., 1977. С. 42; Мурзабулатов У.М. Формула самозащиты жертвы от насилия и ее значение в профессиональной работе органов внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2003. N 3. С. 81 - 82.

К первой категории жертв политических преступлений следует относить лиц, которые становятся жертвами в результате случайного стечения обстоятельств. Например, при захвате заложников преступниками и выдвижении требований государственным органам для их освобождения, как это было в городе Беслане, в результате террористических актов в местах массового скопления людей (на вещевых и продовольственных рынках, в крупных торговых центрах (магазинах), концертных залах и т.д.).

Ко второй группе жертв политических преступлений следует относить тех лиц, которые сочувствуют политическим преступникам, предоставляя им политическое убежище или укрывая их от юридической ответственности на своей территории либо помогая им в осуществлении их противоправной деятельности, например лиц, финансирующих террористические организации, которые в последующим выходят из-под их контроля и осуществляют террористические акты и иные преступления в отношении своих покровителей, подстрекателей, вдохновителей или пособников.

К третьей группе относятся лица, которые провоцируют преступное поведение в политической сфере жизнедеятельности различными способами: от прямого подстрекательства исполнителей до отказа применения к ним специальных мер виктимологической защиты (безопасности), в том числе и полагающейся им по должности личной охраны. В последнем случае с долей условности можно говорить о "добровольной жертве" <30>, т.е. лице, не осознающем реальности угрожающей ему опасности в силу целого ряда субъективных причин (деформированного правосознания, легкомыслия, политического самоутверждения и т.д.).

<30> См.: Лихачева О.В. Указ. соч. С. 11.

Рассмотренные нами основания криминологической типологии жертв политических преступлений и злоупотреблений политической властью, как и другие существующие в современной отечественной политической криминологии, носят условный характер. Не каждая жертва политического преступления или злоупотребления политической властью может быть однозначно отнесена к тому или иному типу. В реальной жизни можно увидеть в их среде представителей смешанных или промежуточных групп, нуждающихся в различных средствах виктимологической защиты и виктимологической реабилитации. Это обстоятельство в очередной раз подтверждает теоретическую значимость и практическую необходимость дальнейшего научного исследования жертв политических преступлений и злоупотреблений политической властью в рамках криминальной политической виктимологии.

Нам представляется, что криминологическая типология жертв политических преступлений и злоупотреблений политической властью как общенаучный метод познания нужна не столько для сугубо научных целей, сколько для повышения эффективности правоприменительной практики.

Современным отечественным и зарубежным правоприменителям криминологическая типология жертв политических преступлений и некриминализированных злоупотреблений политической властью, как нам представляется, нужна в целях разработки, правового закрепления и реализации однородных и достаточных мер предупредительного воздействия на политическую преступность виктимологическими средствами и обеспечения адекватных мер виктимологической профилактики, виктимологической защиты (безопасности) и виктимологической реабилитации этих жертв.