Мудрый Юрист

Портовая зона

Мария Мошкович, эксперт "ЭЖ-Юрист".

Наталья Завойкина, эксперт "ЭЖ-Юрист".

Юлия Терешко, эксперт "ЭЖ-Юрист".

Федеральный закон от 30.10.2007 N 240-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пополнил перечень типов ОЭЗ, которые могут создаваться на территории РФ.

Особая экономическая зона - это определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности (как правило, предусматривающий льготы по налогообложению).

Сегодня уже существуют промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные ОЭЗ, а с 8 декабря 2007 года начнут появляться еще и портовые ОЭЗ.

Портовые ОЭЗ могут создаваться на 49 лет на территориях морских портов, речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на иных территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта.

При этом такие зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров. Кроме того, портовые зоны, в отличие от других типов ОЭЗ, могут создаваться на землях, принадлежащих частным владельцам. Общая площадь портовой ОЭЗ не должна превышать 50 кв. км.

Для ведения деятельности в портовой зоне организации (резиденту) необходимо заключить соглашение с органами управления ОЭЗ, в котором он должен взять на себя некоторые обязательства.

Например, для строительства объектов инфраструктуры нового морского порта резидент портовой ОЭЗ должен осуществить в течение срока действия соглашения о деятельности в ОЭЗ капитальные вложения на сумму не менее 100 млн. евро; нового речного порта или аэропорта - не менее 50 млн. евро.

При реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта нужно вложить не менее 3 млн. евро (в названных суммах не учитываются нематериальные активы).

Для осуществления портовой деятельности, связанной со складированием любых товаров, их хранением, оптовой и биржевой торговлей ими, в том числе подакцизными товарами или минеральным сырьем, резиденту портовой ОЭЗ необходимо внести в таможенный орган обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов на сумму не менее 30 млн. рублей; портовой деятельности, связанной со складированием товаров, не являющихся подакцизными товарами или минеральным сырьем, с их хранением, оптовой и биржевой торговлей ими, - 10 млн. рублей; иной портовой деятельности - 2,5 млн. рублей.

Отметим, что под портовой деятельностью понимаются также:

Соглашение об осуществлении резидентом деятельности в портовой ОЭЗ заключается на срок, не превышающий срока, оставшегося до прекращения существования такой зоны.

Закон N 240-ФЗ ввел некоторые налоговые льготы, связанные с деятельностью в портовой ОЭЗ. В частности, проведение работ (оказание услуг) в портовой зоне ее резидентами не будет облагаться НДС, ввоз подакцизных товаров в портовую ОЭЗ с остальной части территории РФ не будет облагаться акцизами. Изменены также земельное и градостроительное законодательство.