Мудрый Юрист

Нормативно-организационное обеспечение ликвидации союза ССР

Дрожжин В.А., профессор истории права и государства Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

Материальные основы единства страны - единой территории, единой экономической системы, единой семьи народов, а вместе с ними единого политического, экономического, правового и военно-стратегического пространства - составляло "общее достояние всего советского народа", объекты которого перечислялись и закреплялись в ст. 11 Конституции СССР, исключая проявление сепаратизма в какой бы то ни было форме. Подтверждением этого явились события в Эстонской ССР, где 16 ноября 1988 г. Верховный Совет Эстонской ССР, не выяснив мнения народа, под давлением национал-сепаратистов принял Декларацию о суверенитете и Закон о внесении изменений в Конституцию Эстонской ССР <1>. Статья 4 этого Закона исключительной собственностью республики объявляла объекты, перечисленные в ст. 11 Конституции СССР, находившиеся в пределах границ Эстонской ССР. 26 ноября 1988 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "О несоответствии Закона Эстонской ССР "О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Эстонской ССР" и Декларации Верховного Совета Эстонской ССР о суверенитете Эстонской ССР, принятых 16 ноября 1988 года, Конституции СССР и законам СССР", которым отменил акты Верховного Совета Эстонской ССР по таким основаниям, в частности, что положение ст. 4 "противоречит статье 11 Конституции СССР, предусматривающей, что такие объекты являются достоянием всего советского народа" <2>.

<1> Советская Эстония / Вечерний Таллинн. 1988. 16 ноября.
<2> Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. N 48. Ст. 720.

28 ноября 1988 г. состоялся очередной Пленум ЦК КПСС, на котором с докладом "О мерах по осуществлению политической реформы в области государственного строительства" <3>, а на следующий день он же выступил с докладом "К полновластию Советов и созданию социалистического правового государства" <4> на внеочередной двенадцатой сессии Верховного Совета СССР, в которых сделал акцент на экономическую и политическую дезинтеграцию страны.

<3> Правда. 1988. 29 ноября.
<4> Правда. 1988. 30 ноября.

1 декабря 1988 г. Верховный Совет СССР принял Закон СССР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона СССР)" <5> и Закон СССР "О выборах народных депутатов" <6>. Высшими органами государственной власти становился Съезд народных депутатов СССР, состоявший из 2250 депутатов, и правомочный принять к своему рассмотрению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР. Учреждался Верховный Совет СССР как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный государственный орган СССР.

<5> Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. N 49. Ст. 726.
<6> Там же. Ст. 727.

В 1989 г. Администрацией президента США Дж. Буша была принята Доктрина освобождения, преследовавшая цель демонтажа "советской империи". Она ставила задачи поэтапного отторжения четырех кругов государств "империи": Индокитая и стран социалистической ориентации (4-й круг), восточно-европейских стран и Кубы (3-й круг), союзных республик СССР (2-й круг), республик и регионов собственно усеченной России (1-й круг) <7>. Естественно, что исполнители этой доктрины в виде пятой колонны должны были действовать во всех этих четырех кругах.

<7> Доброхотов Л.Н. Переломный год в судьбе СССР // Проблемы политической и экономической истории России. Сб. статей. М., 1998. С. 260.

Реализация этих целей осуществлялась через вновь созданные в 1989 - 1990 гг. высшие органы государственной власти Союза ССР и союзных республик. В марте - апреле и мае 1989 г. в соответствии с Конституцией СССР и избирательным законом были проведены выборы народных депутатов СССР, в которых приняли участие 172 млн. 800 тыс. избирателей, или 89,9% от числа включенных в списки. Эти выборы были менее демократическими, чем по Конституции СССР 1977 г. Они не были вполне равными и прямыми. Из числа избранных 1957 народных депутатов СССР, или 87%, были членами и кандидатами в члены КПСС.

Демонтаж государственности и экономической системы СССР связан с деятельностью народных депутатов СССР из числа Межрегиональной депутатской группы (МДГ). "В депутатском корпусе СССР роль легальной пятой колонны, подпитываемой материально и идейно извне, взяла на себя Межрегиональная депутатская группа (МДГ), сопредседателями которой были А. Сахаров, Ю. Афанасьев, Б. Ельцин, В. Пальм и Г. Попов" <8>. В ее недрах были сформулированы "три лозунга, три задачи: "денационализация", "десоветизация" и "дефедерализация", которые намечалось решить в ходе перестройки. Вне повестки дня редакционной комиссией в составе 68 человек под председательством В.А. Медведева 9 июня был подготовлен проект Постановления Съезда народных депутатов СССР "Об основных направлениях внутренней и внешней политики", который был принят за основу. В Постановлении закладывались не основы его укрепления, а экономической и политической дезинтеграции: "Съезд исходит из признания незыблемыми и священными... права народов на самоопределение. Любое ущемление прав человека и права народов недопустимо..." <9>. Здесь содержалось все то, что нужно было национал-сепаратистам в национально-государственных образованиях СССР, чтобы начать процесс дезинтеграции союзного государства путем принятия деклараций о суверенитете, игнорирующих нормы внутригосударственного и международного права.

<8> Слободкин Ю.М. Кто разрушил СССР и распял Россию. Л., 1995. С. 25 - 26.
<9> Первый Съезд народных депутатов СССР. Стеногр. отчет. Том 3. М., 1989. С. 421.

В начале июля 1989 г. А.Д. Сахаров представил проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии, в котором не предусматривалось никаких национально-территориальных единиц, кроме республик... "Союз ССР стремится к встречному парламентскому сближению (конвергенции) социалистической и капиталистической систем, как к единственному кардинальному решению глобальных и внутренних проблем. Политическим выражением такого сближения должно стать создание в будущем мирового правительства, первоначально структурными составными частями этого Союза являются союзные и автономные области и национальные округа бывшего Союза Советских Социалистических Республик. Национально-конституционный процесс начинается с провозглашения независимости всех национально структурных частей, образующих суверенные республики (государства) Союза. Земля, ее недра и водные ресурсы являются собственностью республики и проживающих на ее территории наций (народов)" <10>. 23 сентября 1989 г. Верховный совет Азербайджанской ССР принял Конституционный закон "О суверенитете Азербайджанской Советской Социалистической Республики" <11>. С игнорированием ряда статей Конституции СССР Верховный Совет СССР 27 ноября 1989 г. принял Закон СССР "Об экономической самостоятельности Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР" <12>.

<10> Конституционные идеи А. Сахарова. М., 1990. С. 7, 9, 12.
<11> Бакинский рабочий. 1989. 5 октября.
<12> Правда. 1989. 2 декабря.

В целях исключения из Конституции СССР ст. 11, явившейся препятствием на пути к сепаратизму, в повестку дня работы второй сессии Верховного Совета СССР 25 сентября 1989 г. как первоочередные вопросы были включены: "4. О проекте закона о собственности в СССР. 5. О проекте Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле" <13>, в принятии которых в позитивном плане не было абсолютно никакой необходимости. 19 декабря 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР в числе первых актов вне повестки дня под давлением Горбачева и Лукьянова принял Постановление "О Поручениях Верховному Совету СССР и Конституционной комиссии по некоторым конституционным вопросам", которым поручил Верховному Совету СССР ускорить принятие законов о собственности, о земле... и представить на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов СССР предложения о внесении связанных с этим изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР. Признать возможным введение в действие указанных законов до рассмотрения одобренных Верховным Советом СССР соответствующих изменений и дополнений Конституции СССР очередным Съездом народных депутатов СССР <14>.

<13> Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989. N 16. С. 316.
<14> Второй Съезд народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. Том IV. М., 1989. С. 491.

Организаторы катастрофы знали убойную силу заложенных в эти законы норм, спешили с их принятием и введением в действие до их рассмотрения Съездом народных депутатов СССР, хотя они вносили коренные изменения в Конституцию СССР. Во исполнение этого Постановления Верховный Совет СССР 28 февраля 1990 г. принял Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле <15>, а 6 марта 1990 г. Закон СССР "О собственности в СССР" <16>. Одним из авторов последнего был А.А. Собчак <17>. Новеллы в виде ч. 1 ст. 3 Закона о земле и ст. ст. 4, 19 и 20 Закона о собственности нашли закрепление в ч. 3 ст. 10 и ст. 13 Конституции СССР <18>, принятых 14 марта 1990 г. внеочередным третьим Съездом народных депутатов СССР без постатейного обсуждения. Одновременно из Конституции СССР была исключена ст. 11. Эти нормы в буквальном смысле слова взорвали основы политической, экономической, социальной и правовой жизни народа, положив начало политическому и экономическому хаосу, правовому беспределу. Одновременно они дают ключ к ответу на вопрос: как вопреки решению народа был ликвидирован Союз ССР?

<15> Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 10. Ст. 129.
<16> Там же. 1990. N 11. С. 164.
<17> Вечерний Ленинград. 2 октября.
<18> Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 12. Ст. 189.