Мудрый Юрист

Права женщин в Российской Федерации

Федосеева Н.Н., старший преподаватель кафедры ГиМПД Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета, соискатель Владимирского юридического института ФСИН России.

В современной действительности права человека стали важным объектом международного регулирования. В Уставе ООН говорится о решимости государств - членов этой универсальной организации "утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин" <1>, и одной из главных целей ООН провозглашается международное сотрудничество в "поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии" <2>.

<1> Преамбула Устава Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 7.
<2> Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. Пункт 3 ст. 1.

Этими положениями Устава ООН была заложена основа для развития принципа недискриминации прав и свобод человека без различия расы, пола, языка, религии, ставшего в наши дни одним из общепризнанных принципов международного права.

Национальное законодательство в сфере защиты прав женщин также основано на гарантиях равноправия по признаку пола. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ "государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола" <3>, "мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации" <4>.

<3> Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года М.: Новая волна, 1996. Пункт 2 статьи 19.
<4> Там же. Пункт 3 ст. 19.

Кроме того, п. 4 ст. 15 Конституции РФ предусматривает, что "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (включая Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ратифицированную СССР в 1980 г.).

С. Лукашевский отмечает, что конституционные принципы равенства, в том числе и по признаку пола, в истории России до 1993 г. имели три измерения: классово-пролетарское, показательно-социалистическое и распределительное <5>.

<5> Права человека в регионах Российской Федерации. Сборник докладов / Под ред. С. Лукашевского. МХГ. М., 2003. С. 196.

Классово-пролетарский этап был закреплен в первой советской Конституции 1918 г., где равенство было провозглашено как идея пролетарская, продиктованная чисто классовыми воззрениями на эту проблему. Равенство всех по признаку классовой принадлежности определило взгляд и на равенство по признаку пола, что опять же характеризовалось цепью непрерывных изъятий классового характера <6>.

<6> Там же. С. 197.

Второй, показательно-социалистический, этап нашел свое отражение в "сталинской" Конституции 1936 г. Идея равенства полов в этой Конституции утверждалась через заботу государства о женщинах. Вспомоществование, которое полагалось семье через систему пособий и льгот, закреплявшихся за женщиной, по сути, не давало возможности быть патриархом в семье главе этой семьи - мужчине. Но семья контролировалась не только через систему льгот, но и репрессий. Репрессии коснулись многих семей, и в этом смысле равенство по признаку пола достигалось посредством обвинительных формул ЧСИР (член семьи изменника Родины) и ЧСВН (член семьи врага народа) <7>.

<7> Там же. С. 197.

Сталинский период явился этапом "заботы" о равенстве и, как это ни кажется парадоксальным, одновременно заложил идею позитивной дискриминации по признаку пола (льготы, пособия, поддержка), а не устранения причин дискриминации женщин. С этого момента забота стала частью сильной политики в отношении слабого пола, которая и сегодня проводится в отношении преимущественно женщин-матерей <8>.

<8> Там же. С. 197.

Распределительный этап развития конституционного законодательства в области защиты прав женщин был отражен в Конституции 1977 г., где идея равенства полов была повторена и выражалась через систему позитивной дискриминации гарантий, льгот, пособий-заботы государства о семье, женщине и лишь в одной конституционной норме - о муже-отце <9>.

<9> Там же. С. 197.

Итак, женская тема во всех перечисленных выше конституциях развивается несколько обособленно от общей проблемы - проблемы дискриминации по признаку пола.

В 1993 г. Россия, приняв новую Конституцию и закрепив норму "мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации" <10>, взяла на себя обязательства следовать этим принципам. Новый поворот в осмыслении равенства по признаку пола является показателем слома старых стереотипов и отказа от соответствующих мифов. Он был вписан в новую парадигму права как мера свободы равных субъектов, в том числе независимо от пола.

<10> Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. М.: Новая волна, 1996. Пункт 3 ст. 19.

Кроме российского конституционного законодательства Трудовой кодекс РФ <11>, Семейный кодекс РФ <12>, Уголовный кодекс РФ <13> и другие нормативные акты содержат положения, запрещающие дискриминацию по признаку пола. В их числе Указы Президента "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин" от 1993 г. <14>, "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 1996 г. <15>, а также Указ Президента РФ от 5 ноября 1992 г. N 1335 "О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организаций" <16>.

<11> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 дек. Статья 3.
<12> Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // Российская газета. 1996. 27 янв. Часть 3 ст. 1.
<13> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Российская газета. 1996. 25 июня. Статья 4.
<14> Указ Президента от 4 марта 1993 г. N 337 "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин" // ИПС "КонсультантПлюс".
<15> Указ Президента РФ от 30 июня 1996 г. N 1005 "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // ИПС "КонсультантПлюс".
<16> Указ Президента РФ от 5 ноября 1992 г. N 1335 "О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 19. Статья 1582.

Необходимо отметить и Постановление Правительства Российской Федерации: "Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе до 2000 года" <17>, одним из пунктов которого было обязательство расширить представительство женщин в структурах государственной власти, а также распоряжение "Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001 - 2005 годы" <18>, в котором такой пункт отсутствует, но содержатся положения, направленные на улучшение положения женщин на рынке труда, на развитие системы социального обслуживания, на укрепление семейных отношений.

<17> Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 1996 г. N 1032 "Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе до 2000 года" // ИПС "КонсультантПлюс".
<18> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июня 2001 г. N 855-р "Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001 - 2005 годы" // ИПС "КонсультантПлюс".

Кроме того, в 90-е годы в России возник целый ряд государственных структур, в задачи которых входит защита принципа равноправия женщин и мужчин. Они обладают в основном консультативно-координационными функциями. В их числе Комиссия по вопросам положения женщин при Правительстве РФ; Департамент по делам детей, женщин и семьи в Министерстве труда и социального развития РФ; Комитет по делам женщин, семьи и молодежи в Государственной Думе Федерального Собрания РФ; Комиссия по делам женщин при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ и ряд других.

Деятельность этих государственных структур, при всем их различии, определяется рядом общих обстоятельств. Первое из них заключается в том, что существование каждого из этих органов обосновано не специальным законом, а постановлениями либо правительства, либо других государственных органов и потому всецело зависит от взглядов и намерений руководства той или иной государственной структуры <19>.

<19> Айвазова С.С. Возможности использования судебной системы для защиты от дискриминации по признаку пола в сфере труда и занятости в современной России. Основы методики. М., 2006. С. 32.

Вторая особенность состоит в том, что эти органы действуют в основном на федеральном уровне, у них нет своей развитой инфраструктуры в каждом из регионов страны. Исключение в этом плане составляет лишь межведомственная Комиссия по вопросам положения женщин при Правительстве РФ. Только ее деятельность в последние годы стала опираться на соответствующую институциональную вертикаль в субъектах Российской Федерации. И то далеко не во всех. По официальным данным, аналогичные Комиссии действуют в 31 регионе страны, а в остальных они отсутствуют <20>.

<20> Там же. С. 32.

Достаточно развитой институциональной базой обладает Департамент по делам детей, женщин и семьи в Министерстве труда РФ. Он имеет соответствующие подразделения практически во всех регионах страны, но не как самостоятельный орган, а как подразделение в органах социальной защиты населения. Так, например, в городе Муром существует орган - Отдел по делам детей, женщин и семьи при администрации округа Муром.

Все это не позволяет данным государственным органам проводить действительно эффективную политику в области гендерного равноправия.

Другой силой, добивающейся равенства прав и возможностей женщин и мужчин в России, является женское движение. Сегодня оно существует в виде множества женских общественных объединений самого разного типа. В их числе Межрегиональная правозащитная группа Некоммерческая партнерская организация "Лига деловых женщин "Гармония", Алтайская краевая общественная женская организация "Надежда", Областная общественная организация "Байкальский региональный союз женщин "Ангара", РОО "Лига избирательниц Калининградской области", Общественная организация "Тульский региональный центр поддержки женщин и семьи "Подруга" и др.

Женские российские организации работают в различных направлениях, стремясь помочь выжить своим соотечественницам: найти новые рабочие места, приобрести новые профессии, поддержать здоровье, решить проблемы с трудными детьми, детьми-наркоманами, найти психологическую поддержку и убежище в случае пережитого насилия и т.д. Для того чтобы решить все эти совершенно конкретные проблемы, они сознательно выстраивают партнерские отношения с различными ветвями государственной власти.

В числе определенных завоеваний женских организаций следует назвать гендерное просвещение общества через распространение знаний о правах человека, о правах женщин. В российской печати имеются такие журналы и газетные издания, посвященные только женским, актуальным и, наконец, насущным проблемам: "Лиза", "Крестьянка", "Мир женщин", "COOL GIRL", "СамаЯ" и др.

Кроме того, удалось добиться постепенного формирования правового поля для расширения прав и возможностей женщин. Именно женские организации сумели сформулировать и добиться включения в текст Конституции РФ 1993 г. новой для российского законодательства, уже названной выше, правовой нормы, требующей не только обеспечивать равные права мужчин и женщин, но и создавать равные возможности для их реализации.

Позднее на этой конституционной основе женским организациям удалось организовать проведение гендерной экспертизы самых значимых для положения женщин законов и государственных программ. В частности, были предложены поправки в Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г., Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ", Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ" и др. <21>.

<21> Там же. С. 33.

В ответ на инициативу женских объединений Комитет по связям с общественными организациями и религиозными объединениями Государственной Думы РФ подготовил законопроект "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей женщин и мужчин в Российской Федерации". Данный законопроект, во-первых, дает определение понятия "дискриминация" по признаку пола, что необходимо для развития практики судебного рассмотрения дел, связанных с ущемлением прав женщин. Во-вторых, предусматривает конкретные меры по предотвращению дискриминации в сфере труда и государственного управления, а главное, намечает возможные контуры и приоритетные направления государственной политики по обеспечению гендерного равенства <22>.

<22> Там же. С. 33 - 34.

Большая часть всех этих акций позволила сохранить проблематику гендерного равенства как общественно значимую. Однако реально расширить возможности женщин, сколько-нибудь существенно повлиять на гендерную асимметрию в социальных позициях мужчин и женщин женским организациям пока не удалось.

Один из барьеров на этом пути образуют и российские средства массовой информации (далее - СМИ), которые пока не стали сторонниками идеи равенства прав и возможностей женщин и мужчин. В публикациях по гендерным проблемам все еще преобладает патриархатный подход <23>.

<23> Там же. С. 36 - 37.

Кроме того, СМИ широко распространяют порнографическую продукцию, смакуют истории о насилии в отношении женщин (например, публикации газеты SPEED INFO). Но практически не пропагандируют образы женщин, самостоятельно добившихся серьезных успехов в сфере бизнеса или политики (кроме изданий "Домашний очаг", "Добрые советы" и некоторых других). Практически нет статей, рассказывающих об участии женщин в делах общества, и уж тем более о достижениях женских организаций.

Таким образом, несмотря на закрепление основ правового положения женщин в Основном Законе Российской Федерации - Конституции РФ, других федеральных конституционных и федеральных законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, его реализация и механизм защиты затруднены. Создание механизмов искоренения дискриминационных практик и восстановления нарушенных прав лишь на федеральном уровне не может решить эту проблему в масштабах нашей огромной страны. Поэтому необходимо создание и региональной институциональной системы правозащитных органов в сфере дискриминации по признаку пола.