Мудрый Юрист

К истории государственного регулирования "водочного вопроса"

Мартынов А.С., аспирант Института государства и права РАН.

Освещая вопрос о государственном регулировании алкогольного рынка в России, следует отметить, что, по сути дела, речь идет о регулировании рынка водки, поскольку с 1448 по 1474 гг. (период создания российского винокурения и первых государственных монополий) именно этот напиток доминировал как в производстве, так и в потреблении. Кроме того, зачастую власти сознательно переориентировали население на крепкие спиртные напитки (повышая налоги на слабоалкогольные напитки или запрещая их) для получения большей выгоды. Любые действия властей, направленные на регулирование "питей", имели целью прежде всего повлиять на производство и распространение водки. Именно поэтому понятия "водка" и "алкоголь" для России XV - XIX вв. во многом тождественны.

История государственных монополий на Руси необыкновенно циклична, начиная с 1474 г. и до начала XX в. события развивались по приблизительно одному и тому же сценарию. Достаточно показательны и периоды, для которых было свойственно то или иное отношение власти к алкоголю. Срок 30 - 50 лет являлся ключевым как в XV, так и в XVI, XVII и XIX вв. Именно за такой промежуток времени те или иные действия аппарата управления (жесткая монополия или, напротив, полная либерализация) были губительны либо для казны, либо для народа.

Вкратце алгоритм таков.

Первый этап. Осознание властью выгоды (экономической, политической), которую может принести ей алкоголь, и, в зависимости от исторической ситуации, либо попытка жесткого регулирования, либо разрешение на производство и оборот спиртного, выданное какой-либо части населения (дворянам).

Второй этап. По прошествии 30 - 50 лет органы власти приходили к выводу о том, что избранная система не действует либо по вине чиновников или людей, напрямую поставленных властью (целовальников, откупщиков), либо по вине той категории лиц, которой ради политической выгоды было отдано право на оборот крепкого алкоголя (сословие дворян в XVIII - XIX вв.). За этим следовала новая попытка реформировать отрасль, но через 30 - 50 лет все повторялось вновь.

На протяжении четырех веков алкоголь являлся, по сути, источником власти определенного слоя людей. Периодически правители озадачивались здоровьем и благосостоянием нации, пытались реформировать отрасль исходя из этих побуждений, но каждый раз попытка не доводилась до конца, так как срочно требовалось либо пополнить бюджет, либо даровать привилегии приближенным. Так или иначе всегда "в условиях России производство водки и торговля ею... приводили к гигантской коррупции, взяточничеству, злоупотреблениям в области администрации и финансов, распространению воровства, преступности, пьянства - ...к тем отрицательным явлениям, которые до сих пор считаются "специфически русскими" <1>.

<1> Похлебкин В.В. История водки. М.: Центрполиграф, 2007. С. 201.

Чтобы проиллюстрировать данную картину, достаточно рассмотреть короткий по историческим меркам отрезок времени в 100 лет, с 1819 по 1915 г., в котором, однако, соединились все типичные особенности регулирования рынка алкоголя в России. На протяжении ста лет государственная власть трижды вводила монополию на производство и оборот алкоголя и трижды принимала абсолютно противоположные решения. Причинами ужесточения государственной политики в указанной сфере традиционно были нехватка денег в казне либо недолгая забота о здоровье населения. Послабления же в государственном контроле, как обычно, вводили либо с целью привлечения на свою сторону наиболее влиятельного на тот момент класса (для начала века - это дворянство, в конце - зарождающаяся буржуазия), либо для грабительского для народа способа пополнения бюджета путем введения откупной системы.

Прежде чем подробнее остановиться на особенностях регулирования алкогольного рынка в России в XIX в., необходимо отметить, что представляла собой данная отрасль промышленности к 1819 г. Благодаря указам и постановлениям Екатерины II (Устав о винокурении 1765 г.) в стране действовала система откупа, которая, по сути, являлась передачей монопольного права на производство и распространение алкоголя частным лицам, которые платили достаточно большие суммы за возможность без помех со стороны конкурентов и государства заниматься данной деятельностью на определенной территории. Система откупа являлась достаточно хорошим средством для мгновенного и масштабного пополнения казны, однако именно она на протяжении веков периодически приводила к катастрофам и бунтам, поскольку алчность и вседозволенность откупщиков с ужасающей быстротой разоряла огромное количество людей.

Одновременно с откупной системой в России действовало разрешение на производство водки представителям дворянского сословия - привилегия, дарованная с целью укрепления политической власти в эпоху дворцовых переворотов. Согласно царскому указу помещики имели право производить то или иное количество водки (в зависимости от статуса) для собственных нужд, причем данная деятельность не облагалась налогами. Естественно, при таком раскладе помещики снабжали алкоголем не только ближнее окружение, но и все окрестное население, причем, производя алкоголь более высокого качества, они вступали в противоречие с интересами откупщиков, которые в свою очередь не доплачивали денег в казну, стараясь сохранить обычную для себя норму прибыли.

Именно такая ситуация, когда дворяне и откупщики старались отдать как можно меньше средств государству, вкупе с инфляцией, нехваткой денежных средств после Отечественной войны 1812 г. вынудила Правительство Александра I в очередной раз в русской истории попытаться взять алкоголь под жесткий государственный контроль и ввести строгую государственную монополию. Достаточно жесткие меры, предпринятые в 1819 г., дали результат, и за год доходы казны от продажи водки увеличились на 10 миллионов рублей. Однако далее произошел обычный для России перелом: воровство и коррупция, фальсификация продукции, недовольство дворян, лишенных монопольного права на распространение алкоголя, привели к снижению денежных поступлений в казну. Окончательно положительное начинание Александра было пресечено с вступлением на престол Николая II, "правитель, желавший упрочить свое положение в государстве... отменил монополию на водку... важен был политический выигрыш, а не прибыль" <2>, т.е. произошла традиционная смена государственного курса через несколько лет жесткого государственного регулирования. С 1826 г. была введена откупная система со всеми присущими ей и уже отмеченными нами негативными чертами, а дворянам вновь вернули привилегию на производство и распространение алкоголя.

<2> Похлебкин В.В. История водки. М.: Центрполиграф, 2007. С. 207.

К середине XIX в. алкоголь вновь стал "заложником" в политической игре. Крайне обнищавшее во многом благодаря откупной системе население уже не могло дать казне необходимые средства для подготовки к Крымской войне и строительства железных дорог. Правительством было принято решение частично перейти на акцизную систему (государство монопольно производило водку, по установленной цене продавало ее откупщикам, а затем с них же брало налог в качестве акциза).

Через десять лет после отмены крепостного права был взят курс на развитие капитализма в России, а значит, и на равноправие участников рынка. Соответственно, был совершен переход на "западный вариант" стопроцентной акцизной системы. Однако эксперимент вновь не удался. Через пятнадцать лет стало ясно - без четкого государственного регулирования качества и порядка оборота алкоголя страдает и казна, и народ. Действия "дикого", недостаточно развитого российского капитализма конца XIX в. привели к катастрофическому падению качества алкоголя, погоне промышленников за прибылью в ущерб здоровью потребителя. Качество продукции даже наиболее известных производителей "поставщиков Двора" не выдерживало критики, поэтому царское правительство последний раз в своей истории попыталось теоретически разработать и практически осуществить план выхода из тупиковой ситуации. В определенной степени это удалось, и опыт питейной монополии в Российской империи конца XIX в. представляет большой интерес и сейчас.

Именно в этот период прежде всего благодаря деятельности и взглядам министра финансов С.Ю. Витте (1849 - 1915) государство предприняло попытку прогрессивными мерами переломить неблагоприятную ситуацию на алкогольном рынке страны.

Часто деятельность С.Ю. Витте в данной отрасли оценивается негативно, выдвигаются обвинения в "спаивании народа", в фискальной сути преобразований. Однако следует отметить, что личность С.Ю. Витте зачастую оценивалась негативно царским окружением еще до отставки его с поста министра. Поэтому говорить об объективной оценке его реформ в такой ситуации не приходится.

Так или иначе ситуация, требующая немедленного вмешательства властей, сложилась еще до реформы С.Ю. Витте. Последнее десятилетие XIX в. ознаменовывалось провалом акцизной системы контроля алкогольного сектора экономики, ростом пьянства и отравлений, необыкновенным уровнем коррупции. На вмешательстве настаивал сам царь, разработку же и осуществление реформы предложено было осуществить министру финансов, который подошел к данному вопросу с исключительной обстоятельностью, разработав отличный план, который, к сожалению, не был осуществлен до конца.

Первое и, пожалуй, наиболее важное отличие данной реформы от предыдущих - ее направленность не на извлечение прибыли и пополнения казны, а, по возможности, на максимальную заботу о здоровье населения. Правительство, отлично понимая, что строгий сухой закон невозможен (в дальнейшем опыт США показал, что запрет на распространение и производство алкоголя приводит лишь к усугублению ситуации), предпринимало попытки снизить негативные последствия от употребления алкоголем. Отметим, что государство тратило немалые деньги на разнообразные акции, направленные на уменьшение потребления алкоголя населением, в частности, старалось всеми возможными способами пропагандировать трезвый образ жизни <3>.

<3> См.: Дмитриев В.К. Критические исследования о потреблении алкоголя в России / Под ред. Г.Н. Сорвиной. М.: SPSL; "Русская панорама", 2001.

Еще одной особенностью предреформенного периода можно считать достаточно большой кредит доверия к министру финансов С.Ю. Витте со стороны царя. Несмотря на сопротивление части сановников, были потрачены немалые средства на разработку реформы в области производства и оборота алкоголя, в том числе для привлечения к работам виднейших ученых: юристов, химиков, финансистов.

Первой задачей реформы было определение методов и способов реформирования отрасли, в качестве которых выделили прежде всего контроль за качеством алкоголя и формирование культуры потребления алкогольных напитков.

Качество продукции, находящейся в обороте в 1894 г., было подвергнуто тщательнейшему анализу специально созданным "Комитетом по изучению качества "высших питей" во главе с Д.И. Менделеевым, который установил, что 64,7% исследовавшихся в лаборатории водок, произведенных частными фирмами, были изготовлены из спирта-сырца и содержали метиловый спирт. Исследовались наиболее популярные, считавшиеся лучшими марки водки, в том числе водки Смирновых. Они были определены как исключительно некачественная продукция с добавлением азотной кислоты, эфиров, солей. Было установлено, что в некоторые сорта водок для крепости добавляли серную кислоту.

Помимо того что водки были исключительно некачественными, комиссия выявила следующую закономерность. Наибольшим спросом пользовались разнообразные настойки на основе водки. Этим активно пользовались недобросовестные производители, скрывая с помощью ароматизаторов и добавок (также опасных: эссенций, эфиров, кислот) низкое качество своей продукции. Был выявлен следующий факт - реклама и маркетинг позволяли скрывать качество продукции под выигрышной этикеткой. Водки с названиями "Царская", "Императорская" и т.п. были более плохого качества, чем напитки с простыми названиями.

Комиссия отметила: "В частной торговле вино и спирт появляются нередко с вредными, расшатывающими здоровье примесями. Самые условия этой торговли, допускающей, при неразборчивости в средствах, извлечение из нее наибольших выгод, способствовали укоренению многообразных злоупотреблений, разорявших низшие классы населения" <4>.

<4> Всеподданнейший доклад о государственной росписи на 1899 год // Интернет-сайт Национальной алкогольной ассоциации.

Не менее важными были работы комиссии по систематизации и оценке такого фактора, как "культура потребления алкоголя в России". Были выявлены следующие наиболее опасные особенности "русского пития":

Итак, подытоживая сказанное, можно еще раз отметить, что введение в России в середине XIX в. монополии на производство и распространение алкогольной продукции преследовало прежде всего следующие цели: выпуск качественной государственной водки и повышение культуры потребления алкоголя. Естественно, государство не собиралось отказываться от денег, которые ему приносил алкоголь, поэтому о фискальной составляющей реформы в правительстве никто не забывал.

Для осуществления первой цели реформы необходимо было определить критерии качества водки, и с этой задачей блестяще справились российские химики. В основу стандарта легла работа Д.И. Менделеева "Рассуждения о соединении спирта с водою", в которой он рекомендовал использовать водно-спиртовую смесь, содержащую 40 весовых частей этилового спирта, пропущенную через угольный фильтр, и минимальные (оговоренные) концентрации сивушных масел. Причем спирт должен был готовиться обязательно из ржаного солода. Для производства водки было рекомендовано использовать спирт крепости 60 - 80 градусов, разводя его водой до крепости водки. Вода должна быть очень мягкой, не содержащей много солей и "живой", не кипяченой. В итоге эталонная водка была представлена как прозрачная бесцветная жидкость с легким характерным мягким спиртовым ароматом и вкусом. Не совсем верно считать, что Д.И. Менделеев является автором рецепта русской водки. Приблизительно таким же способом она производилась и ранее. Заслуга Д.И. Менделеева состоит в том, что он с научной точки зрения обосновал традиционный русский рецепт алкоголя крепостью в 40 градусов, произведенного из таких материалов и в таких пропорциях, которые были наименее вредны для человеческого организма.

Однако, разработав данный стандарт, необходимо было его поддерживать, поэтому правительство предпринимало меры по пересмотру принципов контроля и модернизации технологии водочного производства.

Винокурение (производство спирта) при монополии по-прежнему осталось за частными лицами на основании устава о питейных сборах. Спирт приобретался у местных винокуренных заводчиков по фиксированным ценам, ежегодно устанавливаемым министром финансов. Причем объемы закупа должны были составлять две трети годовой потребности района. Остальной спирт покупали с торгов. Если торги срывались или заявленные на них цены оказывались достаточно высокими, спирт приобретали обычным способом. Подобная схема была введена для удешевления продукции винных складов.

Заказы же на производство спирта распределялись следующим образом. Заводчикам, производившим спирт в количестве меньшем чем 5000 ведер, на следующий год позволено было производить максимально возможное количеств спирта, но не более 5000 ведер. Для крупных же промышленников предел в 5000 ведер был окончательным, через него нельзя было переходить в любом случае.

Все вино, предназначенное для реализации, должно было быть приготовлено из спирта ректификованного, очищенного горячим способом и иметь крепость не ниже 40 градусов. Главное нововведение заключалось в том, что очистку спирта перегонкой, а равно выделку водочных изделий производили на казенных или на частных (арендованных) заводах по заказам казны. Ректификованный спирт, поступающий в казну, подлежал еще холодной очистке через уголь в очистных складах, где производились также разведение, розлив, укупорка и рассылка спирта в оптовые склады и винные лавки. Еще один важный вопрос - контроль за качеством произведенной продукции. В этих целях при губернских акцизных управлениях были открыты химические лаборатории для анализа питей и разрешения спорных вопросов качества. Они подчинялись центральной лаборатории в Санкт-Петербурге при Главном акцизном управлении. Также в распоряжении губернских управлений был особый денежный кредит для вознаграждений лиц, обнаруживших тайные винокуренные заводы и нарушения по производству и продаже крепких напитков.

Формирование новой культуры потребления алкоголя происходило масштабно и по всем направлениям, с многовековой привычкой боролись с помощью законов, морали, денег, просвещения, а также доносительства.

Соответственно, до введения монополии в 1895 г. 20 декабря 1894 г. были приняты следующие Законы: "О попечительствах народной трезвости", "О взысканиях за нарушения положения о казенной продаже питей" и "О карательных постановлениях о пьянстве" <5>. Согласно данным Законам правительству предстояло создать попечительства о народной трезвости по всем уголкам России, главной их целью была борьба с тайной продажей вина - корчемством.

<5> Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. СПб., 1895.

В соответствии с указанными Законами, а также с позднее принятым, Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета от 17 февраля 1897 г. "О распространении попечительств о народной трезвости в губерниях и областях, в коих вводиться казенная продажа питей" был разработан Устав попечительств о народной трезвости, организованы центральный комитет, губернские, областные и уездные комитеты. Функционировать они начали с 1895 г. На заседаниях уездных комитетов избирали участковых попечителей, активным членам комитета присваивали звание члена-соревнователя. В круг обязанностей губернских и уездных комитетов в частности входило:

Комитеты имели собственный бюджет, предусматривающий в первые годы введения монополии годовую сумму в 4 млн. рублей.

Помимо этого, было увеличено количество церковных проповедей о вреде пьянства, расширены полномочия губернаторов и управляющих акцизными сборами по надзору за водочной торговлей.

Приложенные усилия и затраты, по мнению правительства, должны были окупиться достаточно быстро благодаря новой фискальной политике. По положению о казенной продаже питей доходы казны должны были быть следующими:

  1. доход от казенной продажи спирта и вина; 2) акциз с портера, пива и меда; 3) дополнительный акциз с водочных изделий; 4) акциз с вина и спирта, вывозимых за пределы района казенной продажи питей; 5) комиссионная плата за продажу напитков; 6) патентный сбор с содержимых частными лицами заводов по приготовлению питей и заведений для их продажи.

Продажа спирта, вина и водочных изделий составляла исключительное право казны и производилась из принадлежащих казне заведений. Казенные заведения делились на два разряда: оптовые склады и винные лавки. Частные же лица могли содержать: 1) оптовые склады пива, меда и русского виноградного вина; 2) пивные лавки; 3) погреба для продажи русских виноградных вин; 4) временные выставки для продажи пива, меда и русского виноградного вина; 5) ренсковые погреба; 6) заведения трактирного промысла. Торговля вином, спиртом и водочными изделиями допускалась только в заведениях двух последних категорий.

Продажа спиртных напитков на розлив была строго запрещена. Распивать вино можно было только в заведениях трактирного типа, при этом продавец должен был подавать запечатанную сургучом бутылку.

Как мы видим, реформа была спланирована очень тщательно, разработчики старались учесть каждую мелочь и, извлекая максимально возможную выгоду от производства и продажи крепкого алкоголя, старались сделать это без ущерба для народа.

Реализация же реформы происходила следующим образом. Сначала она была введена с 1 января 1895 г. (Законом от 6 июня 1894 г.) в четырех губерниях: Пермской, Уфимской, Оренбургской и Самарской. Законы от 2 мая 1895 г. и 19 февраля 1896 г. ввели питейную монополию с 1 июля 1896 г. еще в девяти губерниях: Киевской, Подольской, Волынской, Полтавской, Черниговской, Екатеринбургской, Херсонской, Бессарабской и Таврической. Через год к ним присоединились еще четыре губернии, а с 1 января 1898 г. питейная монополия распространилась на Санкт-Петербургскую, Новгородскую, Псковскую и Харьковскую губернии. К концу 1898 г. реформой были охвачены уже 35 губерний. В Томской и Семипалатинской губерниях винная монополия была введена с 1 июля 1902 г. Закон от 26 февраля 1901 г. предполагал распространить монополию с 1 июля 1904 г. на территории Восточной Сибири, однако еще до этого события крайне негативные явления повлияли на проведение реформы: 16 августа 1903 г. Николай II отстранил С.Ю. Витте от обязанностей министра финансов, назначив на его место Э.Д. Плеске, а в начале 1904 г., 27 января, японские миноносцы атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре. Началась Русско-японская война. Тем не менее к 1905 г. питейная монополия охватила всю страну.

Оценивая положительные моменты, которых удалось достичь правительству за время существования монополии, с сожалением стоит отметить тот факт, что во время работы главного идеолога реформы - С.Ю. Витте (до 1908 г.) монополия действовала не во всех губерниях. Министру не дали провести завершающий этап реформы, распространив ее на всю территорию империи, и, соответственно, не позволили перенести некоторые положительные достижения 1895 - 1903 гг. на более длительный и масштабный отрезок с 1903 по 1913 г.

В качестве положительного фактора следует отметить, что торговля водкой была упорядочена так, что лишь в столицах и крупных городах ее вели с 7 часов утра до 22 часов вечера. В сельской местности ее завершали осенью и зимой в 18 часов, а весной и летом продлевали до 20 часов. Во время общественных мероприятий - выборов в Думу, общинных собраний, как деревенских, так и волостных, торговля водкой была строго запрещена. Усилены были также уголовные наказания за тайное изготовление самогона <6>.

<6> Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В практическом применении чинами полиции по составлению протоколов. 3-е издание, сост. И. Чулков. Изд. А.Ф. Скорова. М., 1897 // www.lawlibrary.ru.

По статистическим данным Министерства финансов, за 1895 - 1898 гг. отмечалось некоторое сокращение потребления водки в районах реализации реформы. Душевое потребление составило в 1894 г., до введения реформы, 0,58 ведра, в 1898 г. - 0,5 ведра. По более поздним статистическим данным того же министерства, среднее ежегодное потребление водки по империи за 1895 - 1900 гг. составляло 0,51 ведра на человека в год.

В результате деятельности попечительских комитетов в 1898 - 1899 гг. в 25 губерниях было устроено 1715 чайных, 998 читален. В некоторой степени улучшилась санитарно-гигиеническая ситуация, сократилась преступность на почве пьянства. Правительством была создана и выпущена специальная памятка "Отзывы о результатах введения казенной продажи питей, поступившие в Министерство финансов от начальников губерний и других лиц".

До 1901 г. на казенные средства было построено около 500 винных складов, оборудованных сложными приспособлениями для приготовления казенного вина, сооружено около 30 тысяч казенных винных лавок, организованы специализированные предприятия по ректификации спирта, изготовлению посуды, по розливу водки и т.д. На все эти мероприятия было потрачено 296,6 млн. руб. Чистый доход питейной монополии за шесть лет составил 662,8 млн. руб. (в том числе от акциза - 526,9 млн. и от монопольной продажи водки - 135,9 млн. руб.) <7>.

<7> Исторический очерк взимания питейных сборов в России. В сб.: Казенная продажа вина. Основные начала винной монополии и способы ее осуществления. СПб.: Изд. Министерства финансов, 1900.

Однако удержать данную положительную тенденцию не удалось, даже несмотря на действие монополии на всей территории страны. Очередной кризис власти в 1904 - 1905 гг., Русско-японская война, революция вынудили правительство по-новому взглянуть на монополию. Цель - уменьшение народного пьянства - отходила на второй план. Годовой бюджет попечительских советов уменьшился с 4 до 2,5 млн. рублей. По политическим соображениям закрывались чайные и библиотеки, а в некоторых районах упразднялись и сами комитеты трезвости. Пересмотр основных принципов монополии позволил увеличить доход от оборота водки на 500 млн. рублей, а к 1913 г. питейный доход составил 26% всех доходов государства.

Вместе с тем необходимо отметить определенное позитивное значение проведенных С.Ю. Вите реформ в конце XIX в. Лучшими российскими учеными, правоведами, в том числе административистами, были разработаны действенные методы борьбы с алкоголизмом в масштабах нации. Данная задача, решаемая на государственном уровне, с привлечением значительных денежных средств, принесла свои положительные плоды. Безусловно, положительную динамику удалось поддерживать лишь несколько лет, после которых произошли традиционный срыв и кризис, однако следует понимать основную причину данного срыва. Причина прежде всего экономическая и связана с огромным значением питейного дохода для экономики страны в целом. Подобной же причиной объясняются и все предыдущие неудачные попытки власти взять оборот алкоголя под жесткий контроль, не допуская спаивания населения целой страны. Алкоголизация была неизбежной платой за преодоление политического или экономического кризиса.

Изучение истории вопроса введения и отмены алкогольных монополий позволяет сделать определенные выводы применительно к современному положению дел в России. В настоящее время питейный доход потерял былую значимость. Современной России вполне по силам провести планомерную и главное - долгосрочную, последовательную реформу данной отрасли, не отдавая алкоголь в качестве сиюминутного откупа во имя тех или иных краткосрочных целей.

Однако помимо ведения государством последовательной антиалкогольной политики необходимо решать и наиболее актуальные в настоящее время задачи, главнейшей из которых следует признать борьбу с отравлениями некачественной алкогольной продукцией. В большинстве случаев они происходят вследствие употребления непищевой алкогольной продукции. Соответственно, в целях ужесточения контроля в данной сфере, а также для уменьшения доступности подобного рода продукции необходимо подвергнуть обложению акцизом спирт и спиртосодержащую продукцию всех видов, в том числе продукцию медицинского назначения, парфюмерно-косметическую продукцию и бытовую химию, а также ввести обязательные и действенные способы денатурации непищевой продукции, изготовленной на основе непищевых спиртов.

Важнейшей мерой следует также признать ужесточение действующего законодательства об административных правонарушениях, а также уголовного законодательства в отношении преступлений, связанных с производством и распространением некачественного алкоголя.