Мудрый Юрист

Об административных правонарушениях в информационной сфере а.м.-с. Бенмерабет,

Бенмерабет А.М.-С., аспирант кафедры административного права МГЮА.

Чубукова И.В., аспирант кафедры административного права МГЮА.

Новые информационные технологии дали толчок не только прогрессу общества, но и стимулировали возникновение и развитие неизвестных ранее негативных процессов. Одним из них является появление новых видов правонарушений.

Поскольку данный вид правонарушений получает все большее распространение, так как отношения в информационной сфере активно развиваются, то изучение их в дальнейшем должно способствовать поиску наиболее эффективных методов борьбы с ними.

Понятие информации имеет правовое закрепление в ч. 1 ст. 2 базового Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", являющегося преемником предыдущих правовых актов в этой сфере. В ст. 2 Федерального закона оно определено следующим образом: "...информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления".

В Федеральном законе об участии в международном информационном обмене <1> в ст. 2 давалось еще одно, не менее важное для рассмотрения данной темы, понятие: информационная сфера (среда) - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации. Это определение, во-первых, слишком широкое, а во-вторых, не соотносится с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, так как вместо понятия "производство" в Законе содержится "создание, преобразование", вместо "поиск, получение, передача" - "потребление". Неточность и непоследовательность в терминах приводят к разночтениям и неоднозначности толкования понятий.

<1> Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" // СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3347. Уже не действует.

Основополагающим началом правового регулирования в области обращения информации является закрепленная Конституцией Российской Федерации свобода информации: свобода искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п. 4 ст. 29 Конституции РФ). Обеспечение прав и свобод граждан является обязательным условием функционирования демократического государства. Защита прав и свобод личности требует от должностных лиц государства активных действий по предоставлению таких прав и предоставлению личности соответствующих прав на случай нарушения их прав и свобод. Одним из способов правового регулирования юридической свободы является установление требований соблюдения правового режима конфиденциальной информации и информации, составляющей государственную тайну, и запретов распространения противоправной информации. То есть свобода как возможность осуществления своих прав порождает правовую обязанность и ограничена ею. "Осуществление юридической свободы в ущерб осуществлению прав и свобод другими лицами, то есть неисполнение юридической обязанности, представляет собой злоупотребление свободой" <2>, характеризует объективную сторону правонарушения и влечет применение юридической ответственности (при наличии иных обязательных элементов состава правонарушения).

<2> См.: Энтин В.Л. Средства массовой информации в системе современного капитализма. М., 1988. С. 35.

В информационной сфере злоупотребление свободой может быть выражено в следующих формах: нарушение правового режима различного вида тайн; распространение информации, содержание которой противоречит закону либо нарушает права третьих лиц (клевета, оскорбление, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности и т.п.). Особую опасность представляет собой распространение подобной информации организациями СМИ. Средства массовой информации являются социальным институтом, который в силу массовости распространения информации имеет наибольшее влияние на общественное сознание. В силу этого для состава ряда правонарушений необходимо либо наличие факта распространения противоправной информации средствами массовой информации, либо такое условие является квалифицирующим признаком состава.

В совокупности конституционные положения и нормы законов способствуют созданию такого правового режима, при котором нарушение нормы права влечет определенную юридическую ответственность. Правовым основанием для возникновения правоотношений юридической ответственности в области защиты неприкосновенности частной жизни помимо конституционных норм являются нормы федерального законодательства, содержащие основы регулирования отношений, связанных с обращением персональных данных; определяющие правила доступа граждан и организаций к информации о них, в том числе и право граждан на обжалование в судебном порядке отказа владельца информационных ресурсов в доступе к информации; устанавливающие обязательность сертификации информационных систем, технологий, средств их обеспечения и лицензирование деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов и т.п.

Для понимания сущности административного правонарушения в информационной сфере недостаточно определить его юридические признаки. Необходимо еще установить совокупность обязательных элементов самого правонарушения.

В науке совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами элементов (признаков), наличие которых может повлечь административную ответственность, именуется составом административного правонарушения.

Как известно, объектом правонарушений являются общественные отношения, урегулированные нормами права, т.е. в данном случае общественные отношения в информационной сфере, которые регулируются нормами административного права.

Его принято подразделять на следующие виды по объему: 1) общий объект не конкретизируется и легально не определяется, но правовая наука позволяет нам говорить о том, что это вся совокупность общественных отношений, которые посягают на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан и установленный порядок управления; 2) о родовом объекте можно говорить, опираясь на Особенную часть КоАП РФ, так как именно этот критерий положен в основу деления Особенной части на главы; 3) непосредственный объект - объект, на который посягает конкретное административное правонарушение.

Поэтому изначально будем говорить не об общем, а о родовом объекте, чтобы отграничить на этом основании правонарушения в информационной сфере от всех иных. Итак, какие же отношения подлежат административной охране в информационной сфере?

Правоотношения в информационной сфере - это прежде всего отношения, связанные с поиском, получением, передачей, производством, распространением, преобразованием и потреблением информации. Следует иметь в виду, что не любое отношение, сложившееся в информационной сфере, подвергается правовому регулированию. Причинами могут быть, во-первых, нецелесообразность правового вмешательства в отдельные сферы жизнедеятельности и, во-вторых, невозможность внешнего контроля за исполнением тех или иных нормативных предписаний в силу специфики объекта регулирования.

Необходимо отграничить отношения в информационной сфере (которые впоследствии подлежат защите по КоАП) от других правоотношений. Главным критерием, по которому должно проводиться различие, является именно объект правоотношения.

Что касается собственно правоотношения в информационной сфере, то вопрос о его объекте, отличаясь новизной постановки, находит в юридической литературе самые неожиданные интерпретации.

Так, М.М. Рассолов, относя к объекту информационного права "материальные, духовные и иные социальные блага, явления и процессы, по поводу которых субъекты информационного права вступают в информационно-правовые отношения" и что является предметом их интересов, прав и обязанностей, приходит к необъяснимому выводу о том, что "в информационных правоотношениях объектом права являются определенные действия, поступки и поведение субъектов права. При этом действия, поведение могут быть объектом информационного права в очень широком спектре разнообразных правоотношений" <3>. Кроме того, по мнению М.М. Рассолова, "объектом информационного права может быть воздержание от отдельных поступков" <4>.

<3> Рассолов М.М. Информационное право: Учебное пособие. М.: Юрист, 1999. С. 47.
<4> Там же. С. 48.

В.А. Копылов рассматривает в качестве объектов информационных отношений "объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения" и предлагает считать таковыми документированную информацию, информационные продукты и услуги, исключительные права, элементы информационной безопасности (информационные права и свободы личности, состояние защищенности личности, защищенность информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и т.п.), информационные технологии и средства их обеспечения (в том числе программы для ЭВМ), другие объекты в информационной сфере <5>.

<5> См.: Копылов В.А. Информационное право: Учебник. 2-е изд. М., 2005. С. 131 - 132.

Соглашаясь с позицией доктора юридических наук О.А. Городова, под объектами информационных правоотношений мы понимаем блага, существующие в формах информации, документированной информации и информационных систем, по поводу которых возникает и осуществляется деятельность участников этих правоотношений. При этом информация является благом особого рода, а документированная информация и информационные системы - благами материальными <6>.

<6> См.: Городов О.А. Основы информационного права России: Учебное пособие. СПб.: Юридический центр "Пресс", 2003. С. 51 - 52.

Критерием отнесения составов правонарушений к информационной сфере является в основном предмет правоотношений, который определен в нормах КоАП РФ весьма разнообразно. Это такие формы информации, как список, документ, нормативные документы, официальные документы, сведения, ложные сведения, материалы, данные, знаки, уведомление, ценные бумаги, реестры, реклама. Предметы правоотношений, вернее, предметы, связанные с действиями в составе правонарушений, включают и такие формы информации, как сигнал светофора, жест регулировщика, маркировка, средства идентификации, печати, пломбы, бланки, наименования, удостоверения, паспорт, атрибутика, символика. Этот перечень в настоящее время пополняется такими формами информации и информационного ресурса, как файл, CD-Rom, база данных, программа для ЭВМ, электронный документ.

Объективная сторона заключается в действии или бездействии, запрещенном нормами административного права. Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности.

Применительно к правонарушениям в информационной сфере действия могут быть совершены различными способами: нарушение правил, порядка действий и поведения, ведение документации, предоставление сведений, представление сведений, негласное получение информации и другие, отнесенные законом к действиям противоправным, данные правонарушения могут совершаться и путем бездействия - непредставление информации, сокрытие, отказ в предоставлении информации и т.д.

Объективная сторона также зачастую может включать и факультативные признаки - время, место, способ, характер совершенного деяния.

Субъектами административного правонарушения согласно ст. 2.1 КоАП РФ являются физические и юридические лица. 24 статьи при 20, предусматривающих ответственность в информационной сфере в главе 13, предусматривают административную ответственность юридических лиц.

Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16-летнего возраста граждане, а также юридические лица. Можно выделять еще и особых субъектов - военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе. В данном случае эти субъекты в основном являются ответственными за правонарушения, связанные с государственной тайной и ее сохранностью.

Специальным субъектом административного правонарушения выступают должностные лица. Весьма нечеткое определение должностного лица дается в ст. 2.4 КоАП РФ. Связывается оно с двумя основными признаками: выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях.

Субъективная сторона административного правонарушения отражает психическое состояние лица в момент совершения административного правонарушения. И представляет собой вину, состоящую из совокупности волевых и интеллектуальных процессов, которые связаны между собой. Вина может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности (ст. 2.2 КоАП).

Форма вины имеет важное значение для квалификации деяния, индивидуализации административных наказаний и т.д. Поэтому они разграничены в конкретных составах правонарушений, предусмотренных КоАП. В ряде его статей прямо указывается на умышленную форму вины. Например, умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (портретов кандидатов в депутаты, плакатов с их биографиями и т.п. - ст. 5.14 КоАП).

Для юридического лица критерии вины несколько иные, тесно взаимосвязанные с его природой. Часть 2 ст. 2.1 говорит, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Причем назначение наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности виновное физическое лицо.

Чаще всего форма вины, с которой совершается правонарушение, в статьях не указывается. В таком случае ответственность наступает вне зависимости от формы вины. Однако если деяние совершено не умышленно, а по неосторожности, то впоследствии это повлияет на смягчение наказания.