Методика выявления браконьерства, совершаемого в низовьях реки волги и северной части каспийского моря
Бессонов А.А., первый заместитель руководителя следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Астраханской области, кандидат юридических наук.
Анализ практики выявления, пресечения и раскрытия браконьерства в низовьях Волги и северной части Каспийского моря свидетельствует, что значительное число зарегистрированных преступлений остается нераскрытым. Например, за период с 2001 по 2005 г. на территории Астраханской области осталось нераскрытыми 3484 таких преступлений (28,9%), в Дагестане - 1289 (49%), в Калмыкии - 410 (44,3%).
Криминалистическая характеристика браконьерства свидетельствует, что оно в большинстве случаев совершается групповым способом <1>. Вместе с тем внимание выявлению группового аспекта сотрудниками правоохранительных органов практически не уделяется. Результатом этого является то, что за указанный период в Астраханской области, Республиках Дагестан и Калмыкия выявлено всего 1910 преступлений, совершенных группой лиц (12,2%), в составе организованной преступной группы - всего 6 (0,04%).
<1> Бессонов А.А. Криминалистическая характеристика браконьерства, совершаемого в дельте, авандельте реки Волги и северо-западной части Каспийского моря // Уголовное право. 2006. N 4. С. 97 - 100.Если же обратиться к результатам работы правоохранительных и контролирующих органов указанных регионов за период действия УК РФ, принятого в 1996 г., то картина выглядит следующим образом.
Таблица 1
Годы | Астраханская | Дагестан | Калмыкия | ||||||
Всего | Группой | ОПГ | Всего | Группой | ОПГ | Всего | Группой | ОПГ | |
1997 | 689 | 322 | 3 | 229 | 53 | 1 | 11 | 6 | - |
1998 | 814 | 304 | - | 227 | 58 | 1 | 14 | 11 | - |
1999 | 1002 | 315 | - | 281 | 73 | 1 | 36 | 18 | - |
2000 | 1116 | 312 | 13 | 288 | 64 | 1 | 78 | 61 | - |
2001 | 1507 | 321 | 1 | 489 | 108 | 2 | 65 | 31 | - |
2002 | 2263 | 368 | - | 458 | 111 | 1 | 117 | 18 | - |
2003 | 2747 | 305 | - | 668 | 64 | 1 | 279 | 22 | - |
2004 | 2836 | 241 | - | 534 | 57 | - | 243 | 9 | - |
2005 | 2697 | 179 | - | 479 | 70 | - | 222 | 6 | 1 |
Итого | 15671 | 2667 | 17 | 3653 | 658 | 8 | 1065 | 182 | 1 |
% | 17,0 | 0,1 | 18,0 | 0,2 | 17,1 | 0,1 |
Недостаточная эффективность противодействия преступности в сфере охраны водных биоресурсов во многом обусловлена незнанием сотрудниками правоохранительных органов методики выявления, пресечения, раскрытия и расследования браконьерства. Сложившаяся ситуация требует всесторонней подготовки оперативных работников, дознавателей и следователей для эффективного противодействия этому виду преступности, всестороннего и тесного взаимодействия между ними, умелой организации раскрытия и расследования данных преступлений.
В то же время что касается вопросов борьбы с браконьерством, то методика их раскрытия и расследования на настоящий момент остается недостаточно разработанной.
Для успешной организации работы по выявлению и пресечению преступлений в сфере сохранения водных биологических ресурсов мероприятия целесообразно вести по двум следующим схемам:
- от лица (лиц), о котором имеется информация о причастности к браконьерству, к конкретным совершенным им преступлениям;
- от факта выявления браконьерства к лицу (лицам), его совершившему.
При борьбе с браконьерством по первой схеме прежде всего целесообразно реализовать следующие мероприятия.
Так, сведения о лицах, занимающихся незаконным ловом рыбных ресурсов, могут быть получены путем проверки на причастность к преступлениям рассматриваемого вида граждан, владеющих плавсредствами, прежде всего быстроходными, их использующих, а также лиц из их окружения.
Проверке также подлежат лица, которые приобретают орудия лова, их изготавливают, а также приобретают предметы, из которых эти орудия изготавливаются (например, капроновые нити, проволока и электроды для сварочных работ из нержавеющей стали и т.п.). В целях получения положительного результата в этом направлении следует установить каналы поставки орудий массового истребления водных животных и предметов, используемых для их изготовления. На причастность к преступлениям в этой сфере подлежат и лица из окружения приобретателей и изготовителей таких орудий лова.
В подобных случаях необходимо проводить такие оперативно-розыскные мероприятия, как:
- наблюдение, в том числе с применением технических средств - видео- или аудиозапись (в отношении владельцев плавсредств и лиц, их использующих; лиц, приобретающих материалы для изготовления браконьерских орудий лова, занимающихся их изготовлением и реализацией; лиц, приобретающих браконьерские орудия лова, и т.д.);
- наведение справок (относительно плавсредств - данные о владельце, месте регистрации, времени приобретения и т.д.; домовладении лица, занимающегося оборотом браконьерских орудий лова, и т.п.);
- сбор образцов для сравнительного исследования (следов лова рыбы с плавсредств; средств, используемых для изготовления орудий браконьерского лова, и т.п.);
- исследование предметов (криминалистическое и иное исследование полученных в результате предыдущего оперативно-розыскного мероприятия предметов и следов);
- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (плавсредств, автотранспортных средств, жилых помещений, хозяйственных построек и т.д.);
- прослушивание телефонных переговоров (в целях получения сведений о связях указанных лиц, эпизодах их преступной деятельности);
- снятие информации с технических каналов связи (возможно, получить сведения об источниках приобретения средств для изготовления браконьерских орудий лова, связях проверяемых лиц и т.п.);
- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
- опрос (в основном лиц из круга общения проверяемого лица - соседи, коллеги по работе; самого проверяемого опрашивать следует в случае необходимости по окончании комплекса перечисленных выше мероприятий перед их реализацией путем возбуждения уголовного дела);
- оперативное внедрение.
Целесообразно также использовать возможности установления по базовым станциям сотовой связи фактов нахождения одних и тех же лиц, прежде всего в дельте Волги и северной части Каспийского моря, и проводить оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление их причастности к браконьерству (современные возможности операторов сотовой связи позволяют устанавливать местонахождение абонента в момент совершения конкретного звонка по месторасположению базовой станции и азимуту). С этой целью у оператора, оказывающего услуги данного вида связи, необходимо получить сведения о номерах телефонов и их владельцах, осуществлявших звонки с интересующего участка территории. После чего провести комплекс указанных выше оперативно-розыскных мероприятий.
Следует иметь в виду, что телефонные номера могут быть зарегистрированы не на лиц, их использующих, в связи с чем предстоит установить круг общения владельца такого номера, который и проверить на причастность к преступлению.
На причастность к браконьерству следует проверить и лиц, которые снимают жилье (в основном частные дома) в населенных пунктах, расположенных в низовьях Волги и на побережье Каспийского моря. Как правило, это группы мужчин, нередко числящиеся в штате рыболовецких предприятий и научных учреждений, но реально там не работающие. Возле этих домов могут быть обнаружены плавсредства, в самих домах и хозяйственных постройках - орудия лова, средства навигации, рыбно-икорная продукция.
В таком случае нужно навести справки относительно владельца домовладения, в необходимых случаях произвести его опрос; установить личности нанимателей жилого помещения и лиц, проживающих в нем (предполагается получение полных данных о лице - биографические данные (дата и место рождения, место жительства и работы, наличие судимости и т.п.), род деятельности, родственные связи, круг общения, материальное благосостояние и т.д.). Возможно также опросить жителей этого населенного пункта относительно образа жизни и рода занятий лиц, нанявших жилой дом, и его владельца. Также следует произвести наблюдение за лицами, проживающими в этом домовладении, прослушать их телефонные переговоры, по возможности обследовать жилой дом, расположенные на территории домовладения хозяйственные постройки, используемые проверяемыми лицами плавсредства и автотранспорт.
Положительный результат в выявлении лиц, причастных к незаконному рыбному промыслу, могут принести мероприятия по установлению источников приобретения рыбы и икры лицами, занимающимися их незаконным оборотом. При этом следует иметь в виду, что как самими браконьерами, так и лицами, приобретающими и реализующими рыбно-икорную продукцию, используются холодильники и морозильные камеры, а также автотранспорт с рефрижераторами, позволяющими хранить и перевозить эти продукты в условиях низкой температуры. Сведения о наличии у конкретных лиц указанного оборудования и автотранспорта могут послужить ориентирующей информацией для проведения соответствующих мероприятий по изобличению лиц, причастных к рассматриваемому преступному промыслу.
Этой же цели могут послужить мероприятия по установлению источника приобретения икорно-рыбной продукции владельцами кафе, баров, ресторанов, туристических баз.
В этих случаях необходимо провести полный комплекс предусмотренных выше оперативно-розыскных мероприятий, включая контролируемую поставку рыбно-икорной продукции и оперативный эксперимент по ее приобретению. Следует иметь в виду, что для поставки рыбно-икорной продукции в другие регионы России используется автомобильный, железнодорожный и воздушный транспорт. Зачастую поставки осуществляются на служебном транспорте правоохранительных органов либо сопровождаются сотрудниками этих структур. В связи с этим нужно проводить комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление таких каналов поставки рыбы и икры, всех участников незаконного оборота этих продуктов.
Например, в конце 2004 - начале 2005 г. сотрудниками УБОП Астраханской области совместно с ГУБОП СКМ МВД России пресечена деятельность организованной преступной группы "Костиных" с межрегиональными связями, специализирующейся на сбыте икорно-рыбной продукции и реализации ее через Москву в Германию и Японию. В состав преступной группы входило 8 человек, в том числе жители г. Москвы и коррумпированные сотрудники правоохранительных органов. В ходе проведения оперативной комбинации у лидера преступной группы К. в Москве в мае 2004 г. закуплена расфасованная в стеклотару с логотипом ОАО "Русская икра" икра рыб осетровых пород, выловленных браконьерским способом, в количестве 50 кг на сумму 8600 долларов США и за 150 долларов получены поддельные сертификаты соответствия. В дальнейшем в декабре 2004 г. на состоявшейся в Астрахани с К. встрече закуплена дополнительная партия икры на сумму 100 тысяч рублей. При совершении последней сделки лидер и участники группы были задержаны <2>. Учитывая то, что 77,8% установленных браконьеров не имеют постоянного легального источника дохода и работы, а из числа лиц, ранее судимых за совершение этого вида преступлений, не более 10% трудоустраиваются после отбытия наказания и условного осуждения <3>, и, следовательно, единственным источником их заработка становится браконьерство, на причастность к такой категории преступлений путем проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий следует проверять безработных жителей населенных пунктов, расположенных в низовьях Волги и на побережье Каспийского моря, и в первую очередь ранее судимых. Проверке также подлежат лица, не имеющие постоянного источника дохода, но материально хорошо обеспеченные, а также лица, чей заработок явно ниже их высокого материального уровня жизни.
<2> Уголовное дело N 1-87/2007, находящееся на рассмотрении в Кировском районном суде Астраханской области.<3> По данным службы занятости по Астраханской области.
В этом случае наиболее эффективными могут оказаться наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов, опрос.
Если противодействие браконьерству осуществляется по второй схеме, то эффективными будут следующие мероприятия.
При изъятии орудий и предметов лова из водной акватории рек (мелиоративном тралении) необходимо проводить мероприятия по задержанию лиц, находящихся в этот момент на берегах реки поблизости от этого места, которых следует проверить на причастность к установке этих орудий. Необходимость таких мероприятий обусловлена тем, что, как правило, лица, установившие орудия массового истребления рыбы, при их изъятии из мест установки сотрудниками правоохранительных и контролирующих структур осведомлены о проводимой операции и осуществляют наблюдение за процессом изъятия с берега.
Кроме того, браконьеры в этих случаях могут осуществлять звонки на мобильные и стационарные телефоны сотрудникам органов контроля и правоохраны в этой сфере, покровительствующим их преступному бизнесу (в том числе и тем, которые производят изъятие указанных орудий лова). Поэтому проведение мероприятий, связанных с прослушиванием телефонных переговоров как сотрудников указанных органов, подозреваемых в коррупционной причастности к браконьерству, так и лиц, этим преступным промыслом занимающихся, может принести положительный результат в установлении виновных лиц. Также у операторов сотовой связи следует получить сведения о владельцах телефонных номеров, с которых в момент проведения таких мероприятий вблизи с местом их производства осуществлялись звонки. При этом проверить на причастность к установленному факту браконьерства нужно как владельца телефона, так и лиц, которым производились звонки.
Учитывая то, что лица, промышляющие браконьерством, устанавливают орудия массового истребления рыбы в одних и тех же местах водных акваторий, после изъятия орудий лова следует в этих местах устраивать засады, в результате чего могут быть задержаны виновные лица непосредственно в момент совершения уже нового преступления. При этом для фиксации обстоятельств совершаемого преступления целесообразно производить видеозапись.
Если перечисленные мероприятия не позволили установить лиц, виновных в совершении выявленного преступления, нужно реализовывать оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление причастности к нему лиц, указанных для первой схемы выявления браконьерства. При этом знание криминалистической характеристики данного вида преступлений позволит обоснованно выдвинуть версию о круге лиц, среди которых необходимо искать виновного (виновных).
Использование правоохранительными и контролирующими органами всего спектра предоставленных законом полномочий по борьбе с браконьерством позволит существенно повысить эффективность работы на этом направлении деятельности, прежде всего по профилактике этого негативного явления.